|
|
Средний танк Т-55
Одновременно с танком Т-54Б на вооружение Советской Армии был принят и созданный на его базе танк Т-55. Первые машины поступили в войска в 1958 году, а первый публичный показ Т-55 состоялся в ноябре 1961 года во время военного парада в Москве. Боевая масса, вооружение и бронирование Т-55 не изменились, зато использование баков-стеллажей позволило увеличить боекомплект пушки до 43 выстрелов и запас топлива до 680 литров. Зенитного пулемета не было. Новая машина имела полностью герметизированный корпус и была конструктивно подготовлена к преодолению глубоких водных преград. Полная герметизация стала возможной благодаря устранению вентилятора, который размещался раньше в крыше башни перед сиденьем заряжающего. В свою очередь, герметизация корпуса позволила установить на танке систему защиты от оружия массового поражения. В машине находился счетчик рентгеновского излучения.
Введение гидроусилителей в систему управления существенно облегчило работу механика-водителя и дало возможность управления на протяжении длительного времени. В мае 1963 года появилась следующая модификация танка, получившая обозначение Т-55А. Главным нововведением стало применение противорадиационного подбоя, которым была выстлана изнутри броня.
Модернизации подверглись также средства связи, был установлен более мощный генератор и усовершенствованные приборы наблюдения и наведения. Одной из последних моделей, поступивших в войска, была модификация Т-55АМ, принятая на вооружение в 1983 году, она отличается установкой на башне экранов из многослойной комбинированной брони. Дополнительное комбинированное бронирование имеет и лобовая часть корпуса. Помимо этого, машина оснащена дополнительным бронированием днища корпуса под местом механика-водителя и резиновыми бортовыми экранами. Дополнительное бронирование существенно увеличило боевую массу - с 36 т она возросла почти до 42 т.
Чтобы сохранить подвижность танка на прежнем уровне, пришлось еще раз модернизировать двигатель. Его мощность увеличилась до 620 л. с. Значительное увеличение массы сказалось и на удельном давлении на грунт, величина которого у Т-55АМ составляет 0,93 кг/см2. Дополнительное бронирование днища привело к уменьшению клиренса до 350 мм, что может отрицательно сказаться на проходимости машины и ее устойчивости против действия противоднищевых мин. В ходовой части использована новая гусеница с резинометаллическим шарниром, имеющая пробег до 7000 км против 3000 км гусеницы старого типа.
|
|
Машина оснащена системой управления огнем "Волна", основными элементами которой являются лазерный дальномер и цифровой баллистический вычислитель. Ствол орудия покрыт термозащитным кожухом. В 1985 году на вооружение была принята очередная модификация Т-55АМВ. Машина отличалась установкой навесной динамической защиты, бортовых резиновых экранов и комплекса управляемого вооружения, способного вести огонь противотанковыми управляемыми ракетами 9К116 "Бастион". Частью системы является новое оптическое устройство, связанное с лазером и пушкой. Установка устройства над пушкой позволяет обеспечить его стабилизацию она самостоятельно корректируют траекторию полета по испускаемому лазерному лучу. Наводчику остается только удерживать цель в окуляре прицела. В зависимости от условий ведения наблюдения дальность стрельбы системы "Бастион" составляет 4000 м днем и 1200 м ночью. До цели, находящейся на максимальном удалении, ракета долетает за 12 секунд.
Новое вооружение увеличило боевые возможности танка, который может стать грозным соперником даже самых современных машин. Машины семейства Т-54Д-55 являются самыми распространенными в мире. Всего их было выпущено более 70000 единиц, из них 50000 в Советском Союзе. К этому числу следует прибавить танки тип 59 и Тип 64 китайского производства, которые являются не чем иным, как копиями советских Т-54 и Т-55. Можно даже отважиться на утверждение, что число выпущенных Т-54 и Т-55 сравнимо с числом всех остальных танков, выпущенных в мире после второй мировой войны. Причина этого феномена кроется в простоте конструкции, низкой цене и высокой эффективности машин данного типа.
Тактико-технические характеристики среднего танка Т-55/Т-55АМВ
Боевая масса, т |
36,5/37,4 |
Экипаж, чел |
4 |
Габаритные размеры, мм:
|
длина с пушкой вперед |
9000/8618 |
ширина |
3270/3526 |
высота |
2218/2350 |
клиренс |
425-500/392 |
Броня, мм
|
лоб корпуса |
100/250 |
лоб башни |
115-160 (105-200)/200 |
Вооружение:
|
|
Т-55 100-мм нарезная пушка Д-10Т2С; два 7,62-мм пулемета СГМТ Т-55АМВ 100-мм нарезная пушка Д-10Т2С; 7,62-мм пулемет ПКТ; 12,7-мм пулемет ДШК-М |
Боекомплект:
|
|
Т-55 43 выстрела, 3500 патронов калибра 7,62-мм; Т-55АМВ 43 выстрела, 3000 патронов калибра 7,62-мм, 300 патронов калибра 12,7-мм, УР 9К116 "Бастион" |
Двигатель |
Т-55 В-55В, дизельный, V-образный, 12-цилиндровый, жидкостного охлаждения, мощность 580л.с.; Т-55АМВ В-55У, дизельный, V-образный, 12-цилиндровый, жидкостного охлаждения, мощность 620 л. с. |
Удельное давление на грунт, кг/см.кв |
0,81 |
Скорость по шоссе, км/ч |
50 |
Запас хода по шоссе, км |
480/290 |
Преодолеваемые препятствия:
|
высота стенки, м |
0,80 |
ширина рва, м |
2,70 |
глубина брода, м |
1,40 (с ОПВТ -5м) |
Танки Т-54/55 приняли участие в следующих вооруженных конфликтах:
- Венгерское восстание 1956 года
- Сентябрьское восстание в Иракском Курдистане (1961-1975)
- Шестидневная война (1967)
- Операция "Дунай" (1968)
- Война на истощение (1969-1970)
- Война во Вьетнаме - в составе войск Северного Вьетнама
- Гражданская война в Камбодже
- Арабо-израильская война 1973 года - в составе войск Египта и Сирии.
- Первая гражданская война в Анголе (1975-1991)
- Ливийско-египетский конфликт (1977) - в составе войск Ливии.
- Эфиопо-сомалийская война (1977-1978) - в составе войск Сомали.
- Китайско-вьетнамская война (1979).
- Афганская война (1979-1989) - успешно применялись в качестве орудия поддержки пехоты.
- Ирано-иракская война (1980-1988) - применялись иракской армией.
- Война в Ливане (1982) - в составе сирийской группировки в Ливане.
- Война в Персидском заливе (1991) - применялись иракской армией.
- Карабахский конфликт (Карабахская война) (1991-1994)
- Косовская война - использовались югославской армией.
- Иракская война (2003) - применялись иракской армией.
- Вооруженный конфликт в Южной Осетии (2008) - использовались вооружёнными силами Южной Осетии.
Источники:
- МО СССР, МО Польши Танк Т-55. Коллекция технической документации;
- Руководство по материальной части и эксплуатации танка Т-55;
- Б. А. Курков, В. И. Мураховский, Б. С. Сафонов "Основные боевые танки";
- Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
- М. В. Павлов, И. В. Павлов. "Отечественные бронированные машины 1945-1965 гг";
- Christoper Chant "World Encyclopedia of the Tank";
- Грин Майкл, Браун Джеймс, Валлье Кристоф "Танки. Стальная броня стран мира";
- С. Шумилин, Н. Околелов, А. Чечин "Средний Танк Т-55" [Бронеколлекция 2008 04];
- Zaloga, Steven; Hugh Johnson (2004). T-54 and T-55 Main Battle Tanks 1944–2004;
- Czołg średni T-55A i czołg dowódczy T-55AD. Opis i użytkowanie, Warszawa 1969;
- Jörg Siegert, Helmut Hanske: Kampfpanzer der NVA. Motorbuch, Stuttgart 2011.
|
|
|
|
|