Долгое время среди английских военных преобладало мнение, что разведку должны вести колесные бронированные машины (БРМ - "боевая разведывательная машина", англ. Combat Vehicle Reconnaissance). Однако в середине 60-х годов когда появилась броня на основе алюминиевых сплавов, появилась возможность создать легкую аэротранспортабельную гусеничную машину с использованием автомобильных узлов и агрегатов, что значительно удешевляло и ускоряло производство. В 1964 году созданием такого танка занялась фирма "Элвис".
В 1968 году первые образцы успешно прошли испытания, а в 1972 году его приняли на вооружение под названием "Скорпион" FV-101. На машине используется коммерческий 6-цилиндровый бензиновый двигатель жидкостного охлаждения "Ягуар" мощностью 195 л. с. Трансмиссия механическая, планетарная с дифференциальным механизмом поворота. Коробка передач обеспечивает по 7 передач переднего и заднего хода. По устройству трансмиссия подобна трансмиссии "Чифтен", но значительно меньше по размерам и массе. Подвеска индивидуальная торсионная с гидравлическими амортизаторами на передних и задних узлах.
Обрезиненные двускатные опорные катки (по 5 на борт) и балансиры изготовлены из алюминиевого сплава. Гусеницы с резино-металлическими шарнирами, траки стальные. С целью уменьшения шума при движении танка на гусеницах и ведущем колесе имеется полиуретановое покрытие, а вентиляторное охлаждение силовой установки осуществляется смешанным потоком (полуосевым-полуцентробежным). Круговой обзор командиру экипажа обеспечивают семь перископических смотровых приборов, установленных по периметру командирской башенки. Командирский бинокулярный перископический поворотный прибор имеет 10-кратное увеличение.
Наводчик пользуется дневным и ночным бесподсветочным прицелами и двумя перископическими смотровыми приборами. На танках, выпускаемых для экспорта, в ходе модернизации устанавливалась 90-мм пушка Мк 3 бельгийской компании "Коккериль" с соответствующим образом доработанной СУО. Боекомплект пушки при этом был уменьшен до 35 выстрелов. Корпус и башня машины сварные из броневого алюминиевого сплава. Лобовые детали корпуса и башни не пробиваются 14,5-мм бронебойными пулями с расстояния 200 м, борта и корма защищают от 7,62-мм пуль с любой дальности обстрела.
На танке приняты специальные меры маскировки. По обе стороны от пушки установлены блоки дымовых гранатометов. Имеется фильтро-вентиляционная установка. Движение на плаву происходит за счет перематывания гусениц. В ходе модернизации был разработан, но не получил распространения водоходный движитель с гребным винтом, обеспечивающий скорость на плаву 9,6 км/ч. Вместо бензинового двигателя на танке может устанавливаться дизель жидкостного охлаждения "Перкинс" Т6/3544 мощностью 250 л. с. Был также разработан вариант использования американского двухтактного дизеля V-53Т "Дженерал моторс"
Тактико-технические характеристики легкого разведывательного танка FV101 "Скорпион"
"Ягуар" ХК, 6-цилиндровыи, карбюраторный, мощность 195 л. с, при 4750 об/мин
Удельное давление на грунт, кг/см.кв
0,345
Скорость по шоссе, км/ч
87
Запас хода по шоссе, км
644
Преодолеваемые препятствия:
высота стенки, м
0,508
ширина рва, м
2,057
глубина брода, м
На базе легкого разведывательного танка "Скорпион" FV-102 создано семейство бронированных машин различного назначения:
самоходный противотанковый ракетный комплекс FV-102 "Страйкер" - ведущий огонь ПТУР "Свингфайр". Предназначался при совместных действиях с другими машинами семейства для уничтожения тяжелой бронетехники противника. Несет пять контейнеров с ракетами, расположенных в кормовой части ракеты и пять дополнительных ракет. Экипаж состоит из трех человек - механика-водителя, командира и наводчика ракет.
бронетранспортер FV-103 "Спартан", вооруженный 7,62-мм пулеметом. Экипаж машины состоит из трех человек - механика-водителя, командира и стрелка, помимо которых она способна перевозить четверых человек десанта. Из-за малой вместимости - "Спартан" не вмещает даже одно пехотное отделение, бронетранспортер обычно используется для перевозки специализированных команд, таких как разведчики, артиллерийские наблюдатели или инженеры;
командно-штабная машина FV 105 "Султан", предназначенная для командиров ротного уровня. Вооружена 7,62-мм пулеметом для самообороны и имеет экипаж из пяти-шести человек: механика-водителя, командира машины, выполняющего также функции радиста, второго радиста и двух или трех членов штаба;
санитарно-эвакуационная машина FV-104 "Самаритан". Экипаж машины состоит из механика-водителя, и одного-двух медиков, один из которых также является командиром. Помимо них, "Самаритэн" способен перевозить до пяти сидячих раненных или четырех на носилках;
машина сопровождения и разведки FV107 был принят на вооружение параллельно со "Скорпионом" - "Симитэр" (англ. Scimitar - "Шамшир", используется также вариант транскрипции "Сцимитар"), отличавшийся от него в основном лишь установкой автоматической длинноствольной 30-мм пушки "Рарден" вместо 76-мм пушки "Скорпиона" с ее сравнительно невысокой баллистикой.
бронированная ремонтно-эвакуационная машина FV 106 "Самсон", бронированная ремонтно-эвакуационная машина, предназначавшаяся для частей, укомплектованных машинами семейства CVR(T). Имеет экипаж из трех человек и способна эвакуировать как CVR(T), так и более тяжелые машины..
"Штормер" (англ. Stormer), FV4333 - бронетранспортер, созданный в инициативном порядке фирмой "Олвис" в конце 1970-х на основе "Спартана".
К середине 1984 года было выпущено около 4500 машин семейства "Скорпион", из них в армию Великобритании поступило более 2000, остальные были поставлены в армии 14 государств, среди которых следует отметить Иран (около 200 машин), Бельгию (116), Саудовскую Аравию, Таиланд, Нигерию, Новую Зеландию и ряд других стран. В 1982 году на "Скорпионе-90" поставили 90-мм бельгийскую пушку фирмы "Кокерилль", после чего боевая масса танка возросла до 8,7 т, но скорость снизилась до 72,5 км/ч. 26 таких машин заказала Малайзия.По отзывам зарубежных военных специалистов "Скорпион" и "Симитер" хорошо показали себя в боях за Фолклендские острова, во время англо-аргентинского конфликта 1982 года, высокой, по сравнению с основными танками, подвижностью; ее вооружение должно обеспечивать возможность ведения боя в процессе разведки, а также действий, препятствующих проведению разведки противником; она не должна конкурировать по огневой мощи с основным танком и не должна быть легким истребителем танков". Эта концепция определила конструктивные особенности танка "Скорпион".
Машина очень маленькая и легкая - ее масса в боевом снаряжении составляет 7,9 т, длина 4,39 м, ширина 2,18 м и высота по перископу наводчика 2,1 м. Экипаж машины 3 человека. Танк является авиатранспортабельным многими самолетами и тяжелыми вертолетами. С помощью каркасного резинотканевого приспособления он может вплавь преодолевать водные преграды. Моторно-трансмиссионное отделение размещено в передней части корпуса, боевое отделение смещено к корме. Рабочие места членов экипажа расположены следующим образом: командира танка в башне слева от пушки, водителя в корпусе перед ним, наводчика в башне справа от пушки.
Положение МТО обусловило общую компоновку ходовой части ведущие колеса впереди, направляющие колеса с механизмами натяжения гусениц сзади. Основным вооружением танка является 76,2-мм нарезная пушка средней баллистики. Ее боекомплект составляют 40 унитарных выстрелов. Для борьбы с бронированными целями используется бронебойно-фугасный снаряд со сплющивающейся головной частью (НЕ5Н). Кроме того, имеются обычный осколочно-фугасный снаряд и снаряд с готовыми поражающими элементами. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет с боекомплектом 3000 патронов. Углы наведения в вертикальной плоскости составляют от -10° до +35°. Механизмы поворота башни и подъема пушки механические с ручными приводами.
Источники:
FV101 CVR(T) Scorpion [Walk Around];
Chris Chant, Richard Jones "Tanks: Over 250 of the World's Tanks and Armoured Fighting Vehicles";
Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
C. Foss, S. Dunstan Scorpion Reconnaissance Vehicle;
Шунков В. Н. "Танки";
М. Никольский "Легкий танк "Скорпион". "Моделист-конструктор";