Информация
Новости сайта pro-tank.ru

FeedBurner

Твиттер - pro-tank.ru

Танк "Стингрей"

Легкий танк Stingray

Таиланд остается единственным оператором танка Stingray.

Флаг Таиланда

Легкий танк Несмотря на то, что США обладают довольно мощными и современными тяжелыми танками "Абрамс", перед американской промышленностью был поставлен вопрос о разработке и производстве легкого танка-непосредственной поддержки пехоты, который занял бы промежуточное положение между тяжелыми танками, малопригодными к быстротечным десантным операциям и подвижными, но относительно слабозащищенными бронемашинами. Танк разрабатывался компанией "Кадиллак гейдж текстрон" (Cadillac Gage Textron), как ни странно, в инициативном порядке. Магистральная выработка концепции этого танка началась в январе, а конструкторские работы непосредственно в металле - в сентябре 1983 года. Уже в августе 1984 года был собран первый образец шасси. Опытный образец башни в июне был установлен на шасси танка М551 "Шеридан" для последующих испытаний. В октябре 1984 года новый танк был показан общественности, а к концу 1985 года испытательный пробег танка превысил 5000 км.

танк STINGRAY

В результате этих испытаний в прототип были внесены необходимые изменения в частности в конструкцию ходовой части, системы охлаждения двигателя, а также в оснащение танка приборами наблюдения и стрельбы. В связи с тем, что программа AGS (боевые бронированные системы) потерпела неудачу в конкурсе, легкий танк Stingray стал единственной моделью, которой заинтересовался Таиланд (а не американские ВС). На сегодняшний день Таиланд остается единственным оператором танка Stingray. С декабря 1988 года по начало 1990 года более 100 танков было поставлено в Таиланд. Компоновка боеприпасов такова: все они размещены ниже погона башни, а три готовых к стрельбе выстрела - в лотках вертикально установлены слева от казенной части пушки, еще 5 выстрелов - под гильзоулавливателем; форма лотков позволяет размещать в них боеприпасы всех типов. Стреляные гильзы выбрасываются из специального люка по левую сторону башни. Слева от пушки находится спаренный с ней 7,62-мм пулемет М240 с 400 готовыми к стрельбе патронами. Еще 2000 патронов перевозятся в коробках по 200 шт. Для перезаряжания пулемета заряжающему нужно всего 7 секунд. Вместо пулемета М240 в качестве спаренного может быть установлен 12,7-мм пулемет.

Легкий танк

На крыше башни у люка командира по выбору устанавливается 7,62-мм или 12,7-мм зенитный пулемет. В первом случае боекомплект состоит из 200, во втором - из 100 патронов. Комбинированный дневной/ночной прицел М36Е1 наводчика установлен прямо в крыше башни. По желанию заказчика он может быть заменен комбинированным дневным/ночным прицелом М36Е1 31РЕ, включающем лазерный дальномер или тепловизор. У командира имеется дневной/ночной прицел МV-52 и 7 призм для кругового обзора, у заряжающего - один прибор наблюдения. Система управления огнем разработана фирмой "Кадиллак гейдж", имеющей большой опыт создания и производства таких систем. Вести прицельный огонь могут наводчик и командир. Приводы электрогидравлические, с ручным дублированием. Углы наведения по вертикали составляют от -7,5° до +20°, по горизонту -360°. По желанию заказчика может устанавливаться двухплоскостной стабилизатор вооружения. В машине реализованы многочисленные защитные устройства, направленные на повышение ее живучести. Так в боевых условиях по бокам и позади сиденья водителя может устанавливаться дополнительная противоосколочная защита, топливная система общей вместимостью 757 литров, изолированая от обитаемых отделений и моторно-трансмиссионного отсека непроницаемой перегородкой.

Легкий танк

Танк выполнен по традиционной компоновочной схеме - с экипажем 4 человека и кормовым расположением моторно-трансмиссионного отделения. Бронирована эта боевая машина относительно тяжелых американских танков довольно слабо броня-противопульная и противоосколочная, однако рассматривается вопрос об установке на этот танк динамической защиты, для повышения ее живучести. Регулируемое сиденье водителя размещено посередине передней части корпуса. Крышка его люка фиксируется в закрытом и открытом положениях. Перед люком установлено три перископических прибора, обеспечивающих хорошие условия наблюдения в секторе 120°. Центральный прибор может заменяться пассивным прибором ночного видения. Обычно водитель занимает свое место через люки башни, своим люком он может пользоваться только при крайних левом и правом положениях пушки (повороте башни). По каждую сторону от сиденья водителя расположены укладки для выстрелов к пушке. Боевое отделение танка размещено стандартно для многих современных боевых машин - посередине. Трехместная башня унифицирована фирмой "Кадиллак гейдж" так, чтобы она могла использоваться не только на танке "Стингрей", но и на боевой колесной машине V-600 (6x6), танке М41, и любых других шасси массой более 13т. Кормовое расположение моторно-трансмиссионного отделения обусловливает компоновку ходовой части -заднее положение ведущих, и переднее направляющих колес.

Боевое отделение танка размещено стандартно

Для облегчения доступа в моторно-трансмиссионный отсек задняя стенка корпуса сделана откидывающейся. В боевом отделении установлена 105-мм пушка с дульным тормозом и увеличенной длиной отката. Стандартная 105-мм пушка усовершенствована путем изменения эжекционной продувки ствола, конструкции люльки и использования новых противооткатных устройств. Ее боекомплект составляют 32 выстрела, система охлаждения моторно-трансмиссионного блока выполнена таким образом, чтобы максимально снизить видимость танка в инфракрасных лучах. В случае применения противником ядерного оружия экипаж может использовать стандартные вентилируемые маски М13А1 для защиты от него. Развитая система противопожарного оборудования имеет в моторно-трансмиссионном отсеке проводной датчик, а в обитаемых отделениях оптические датчики, обеспечивающие ее быстрое автоматическое срабатывание.

По желанию заказчика на танк монтируется термодымовая аппаратура. Кроме того машина окрашена стойкой к химическому воздействию краской. В моторно-трансмиссионном отсеке танка "Стингрей" поперечно расположен дизель 8V-92ТА фирмы "Детройт дизель" мощностью 535 л. с. он связан с автоматической трансмиссией ХОТ-411-2А "Аллисон", которая ранее использовалась на значительно более тяжелых машинах, в частности на самоходных артиллерийских машинах М107, М108, М109 и других. Она содержит гидротрансформатор ( с коэффициентом преобразования 2,4 ) и блокировочным фрикционом, механическую коробку передач, механизм поворота дифференциального типа с управляющими фрикционами и тормозами, а также разработанные специально для танка "Стингрей" бортовые редукторы. Для охлаждения моторно-трансмиссионного блока используются три осевых вентилятора, водяные и масляные радиаторы систем двигателя и трансмиссии обеспечивают возможность длительной работы при температуре окружающего воздуха +50°С.

танк

Охлаждающий воздух в моторно-трансмиссионный отсек поступает с левой стороны кормы корпуса и выбрасывается из него в правую сторону. Подвеска танка подобна подвеске самоходной гаубицы М109, которая состоит на вооружении многих стран мира и является индивидуальной-торсионной. Эта подвеска содержит по 6 двускатных обрезиненных опорных и по три поддерживающих катка на каждый борт. Последние заимствованы с танка М41. Торсионные валы длиннее, чем на М109, первые и последние валы имеют больший диаметр, чем все остальные. На первых,вторых и шестых узлах подвески используются гидравлические амортизаторы. Разработчики спроектировали подвеску с таким расчетом, что она имеет конструктивный запас грузоподъемности, позволяющий немного повысить массу бронемашины, например, усилив ее бронирование, динамической броней без серьезных переделок. Гусеницы у машины стальные, с резинометаллическими шарнирами параллельного типа со съемными резиновыми подушками. Электроснабжение машины обеспечивают генератор масляного охлаждения и 6 аккумуляторных батарей, установленных в левой части корпуса. Доступ к ним осуществляется через специальный лючек. Батареи могут обеспечить пуск двигателя при температуре до-32°С. В зависимости от комплекта установленного дополнительного оборудования ориентировочная стоимость танка "Стингрей" составляла около 1 млн долларов (в ценах 1985 года). Разумеется сейчас данный тип танка стоит несколько дороже. Сведений о применении этого танка в локальных боевых конфликтах не поступало.

Тактико-технические характеристики легкого танка "Стингрей"

Боевая масса, т 20,2
Экипаж, чел 4
Габаритные размеры, мм:
длина с пушкой вперед 9300
ширина 2710
высота 2550
клиренс 460
Броня, мм
 
противопульная и противоосколочная
Вооружение:
  105-мм нарезная пушка LРР;7,62-мм пулемет М240; 12,7-мм зенитный пулемет "браунинг" М2НВ
Боекомплект:
  32 выстрела, 2400 патронов калибра 7,62-мм, 1100 патронов калибра 12,7-мм
Двигатель "Детройт дизель" 8W92ТА, 8-цилиндровый, дизельный, с турбонаддувом, мощность 535 л. с. при 2300 об/мин
Удельное давление на грунт, кг/см 0,72
Скорость по шоссе, км/ч 67
Запас хода по шоссе, км 480
Преодолеваемые препятствия:
высота стенки, м 0,76
ширина рва, м 2,13
глубина брода, м 1,10

Источники:

  • Е. Витин. Американский опытный танк "Стингрей" - "Зарубежное военное обозрение";
  • Philip Trewhitt: Panzer. Die wichtigsten Kampffahrzeuge der Welt vom Ersten Weltkrieg bis heute. Neuer Kaiserverlag, Klagenfurt 2005;
  • Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
  • David Miller, Christopher F. Foss: Moderne Gefechtswaffen. Stocker-Schmid Verlag, Dietikon 1989;
  • Igor Witkowski. Czołg lekki Stingray. "Nowa Technika Wojskowa".
 

Мини-навигатор
по сайту
Танки первой мировой
Танки СССР Второй мировой войны Вермахт Танки союзников СССР во Второй мировой войне - США, Англия, Франция, Польша Танки Италии, Японии, Чехословакии
Танки после войны
Танки мира
Про танкиСодержание
Танковый биатлон

"Случайные" танки сайта

Танк АМХ-30
Танк АМХ-30
Основной боевой танк АМХ30 В начале 80х годов было принято решение модернизировать танк АМХ30 и с 1982 года улучшенный образец получивший...
Танк Тип 90
Танк Тип 90
Основной боевой танк Тип 90 Сразу после создания танка Тип 74 (морально устаревшим практически на стадии проектирования) японское военное руководство принимает...

Новости


Популярные новости


Главная Страница Контактная Информация Поиск по сайту Контактная Информация Поиск по сайту