War Thunder Онлайн-игра: боевая авиация, бронетанковая техника и флот разных периодов

Информация
Новости сайта pro-tank.ru

FeedBurner

Твиттер - pro-tank.ru

Русский "Тигр" сорокового года
Содержание
Русский "Тигр" сорокового года
Е. Митьков. Страница-2
Е. Митьков. Страница-3

Евгений Евгеньевич Митьков

Награды и документы

Награды и документы принадлежат деду одного из моих друзей Федору Михайловичу Петрову

"…Под Ельней Климович испытал двоякое чувство: гордости за своих танкистов, которые на новых машинах, как орехи, кололи немецкие танки, и горечи оттого, что у него лично в начале войны не было ни одной такой машины и ему приходилось отдавать по два танка за один там, где он мог бы отдать один за два.
Сейчас, во время затишья, он отремонтировал все оставшиеся в бригаде БТ-7 и упорно вдалбливал в сознание подчиненных, что можно воевать и на этих машинах, но в душе ждал новых танков с такой страстью, с какой не ждал еще ничего на свете. Он думал о своей бригаде и ни о чем другом, потому что ничего другого у него уже не было.
…Он не думал о том, как будет жить после войны. Он сам был - ВОЙНА, и пока продолжалась война, в душе его не оставалось никого и ничего.."

Константин Симонов. "ЖИВЫЕ И МЁРТВЫЕ".

Заранее приношу свои извинения за возможную допущенную мной резкость стиля и грубость некоторых фраз, за излишне пространные цитаты, вставленные в текст этих записок. Но я - не профессиональный литератор, а вырывать из контекста слова и мысли людей, которым, не оглядываясь ни на непомерную хулу, ни на непомерное возвеличивание, лично я верю; - не желаю. Записки эти изначально составились в виде комментария к блестящей работе Б.Н.Сухиненко, одной из наиболее интересных работ по данной теме за последнее время, но объем этих вот самых записок привел меня к мысли выделить их в качестве отдельной статьи. Может быть, послесловия к этой книге? Или - предисловия к следующей?

Разделяю  восхищение "двадцатьвосьмеркой". Концептуальность этой машины выходит далеко за рамки "крейсерской", плюс широчайший запас на модернизацию - от увеличения бронезащиты - что было осуществлено, до установки новой башни с 76,2 мм Л-11,(причем в серии), до 85-мм уже в 40-м. Даже у Катукова, истового фаната "Т-34" в 42-м прорывается фраза о "серьезной и надежной машине Т-28, давшей нам возможности значительно усилить ударную мощь подвижных групп и засад".
Жаль, что этих машин живьем осталось мало, а в хорошем состоянии, с родным оборудованием и на ходу лично мне известны только три. Конструктивные решения, заложенные в них, на тот момент так же революционны, как революционна концепция "тридцатьчетверки". И немцы, и финны это прекрасно поняли и оценили, трофейные Т-28, несколько модернизированные, разумеется, воевали до 44-45 гг, и успешно.

Это у нас, чтобы хоть как-то оправдать 41-й, их записали в барахло. Да и не только их. Впрочем, подобная практика у нас в порядке вещей.

Т-28 на службе в Вермахте

Т-28 на службе в Вермахте.1942г. ("Военный Альбом")

Найденный под Питером поисковиками КаУР

Найденный под Питером поисковиками "КаУР" в 2009-м Т-28.
На снимке - О.Бушко. Фото Д.Черенкова

Почему действительно ВЕЛИКОЛЕПНАЯ И ПЕРСПЕКТИВНАЯ "двадцатьвосьмерка" оказалась на пыльных обочинах смертного Сорок Первого, в болотах Пинска, в руках наших противников, в финских и итальянских танковых музеях, а не на пьедесталах Победы вместо, или по крайней мере рядом со своей младшей легендарной сестрой? Что это? Халатность или предательство?

Мне кажется, я все-таки нашел ответ на этот вопрос, для себя, во всяком случае. В немалой степени благодаря  работам Б.Сухиненко, и заставившим задуматься над проблемой, и давшим сфокусированный в одной точке материал. Вот он:
Солдатами не рождаются.
Солдатами - становятся. По призванию ли, по злой необходимости - но становятся. Выживая, накапливая опыт. Осмысливая свой, переосмысливая чужой. Мне кажется, решающим поводом к приговору блестящему "Т-28", вынесенному без права обжалования тоталитарным режимом "коллективного Сталина" стало одно только слово - прилагательное "СРЕДНИЙ".
Поясню. С  разрешения автора, чтобы не быть голословным, позволю себе несколько прямых цитат из работы Б.Н.Сухиненко, с материалом и выводами которой я согласен практически полностью. Тезисно -

 А). Исходный проект Т-28 был адекватен лишь до 1937 года. Однако незначительные изменения (перевооружение на Л-10 и экранирование) обеспечили ему достойное место среди средних танков периода 1940-1942 гг.

Соответственно, с общепринятой на тот момент в СССР практикой в ходе латенной подготовки страны к готовящейся мировой войне ( причины ее, цели, инициаторов и их задачи я пока опущу для краткости), помимо модернизации существующих образцов, уже частично "засвеченных" в ходе текущих на тот момент событий (от парадов до внешних конфликтов, мне, например, доподлинно известно о применении четырех Т-28 в 1937-м в Испании, лично знал человека, который в этом участвовал) самым широким образом использовались конкурсные задания по разработке НОВЕЙШИХ образцов вооружения того же типа, причем с независимым участием и жесточайшей конкуренцией инженеров-конструкторов и стоящих за ними организаций. И призом победителю были не деньги (хотя, и деньги тоже, пусть реально в тогдашнем СССР они и значили мало, номинально), а гораздо большее - власть и жизнь. И не только в танкостроении. И в авиации, и в артиллерии - во ВСЕХ сферах ВПК. Логика тут простая и в общем-то понятная: если образец, скажем, 33-го года рождения имеет запас на модернизацию, примитивно говоря -  в пять лет, и исчерпан будет к 38-му - 40-му, то образец 38-40гг "еще побегает". Техника морально стареет быстро, особенно военная, особенно во время войны. Совершенно естественно, что за разработку "новоделов" брались лучшие головы (не всегда, но…) и коллективы. Кому интересен старый танк или самолет? Свежих купонов не состричь, - а хочется! И модернизацией занимались, как правило, силы "второго плана". По-разному "второго". То-ли по молодости и опыту, по творческим качествам, по способности добиваться задуманного, отстаивать его и продвигать. Плюс вторичность финансирования и снабжения. Были, разумеется, исключения, но это были гении - Поликарпов, Грабин, Туполев, Скриглюков, еще с десяток фамилий - но исключения лишь подтверждают правило, да и эти мэтры не без греха: "ТИС", "А-51", и т.д., И им приходилось приспосабливаться и мимикрировать, создавая свои шедевры. Кто-то сумел, кто-то -нет, кого-то посадили в шарагу, кого-то в расход. Это - не их вина, это - не их беда. Это - их проклятие. Это - Система.
Соответственно, и секретили новейшие разработка вглухую. В принципе, верно делали, но не до абсурда же! Когда в Первую Финскую потеряли несколько опытных секретных тяжелых танков бесследно и - концы в воду, точнее - в болото, потому, что один из них, КВ-2 опытной версии, мы (не мы одни, конечно, сборный отряд ВИК, там из пяти клубов народ был) нашли, подняли и восстановили уже в 2000-х.



 
Комментарии к публикациям временно отключены. Это сделано по той простой причине, что многие люди не умеют или не хотят общаться в рамках приличий, переходят на личности и оскорбления. Свое мнение Вы всегда можете оставить в гостевой книге или отправить по эл.почте. Только, пожалуйста, уважайте друг друга!

Мини-навигатор
по сайту
Танки первой мировой
Танки СССР Второй мировой войны Вермахт Танки союзников СССР во Второй мировой войне - США, Англия, Франция, Польша Танки Италии, Японии, Чехословакии
Танки после войны
Танки мира
Про танкиСодержание
Танковый биатлон

"Случайные" танки сайта

Бронеавтомобиль A.E.C.
Бронеавтомобиль A.E.C.
Бронеавтомобиль AЕС Mk III A.E.C. (англ. A.E.C. Armoured Car). Разработанные фирмой "АЕС" в 1941 году бронеавтомобили относились к наиболее тяжелым английским бронеавтомобилям.
Самоходная установка М43
Самоходная установка М43
Самоходная артиллерийская установка М43 8дюймовая самоходная гаубица M43 (англ. 8 inch Howitzer Motor Carriage M43). Так же как самоходная установка М40 эта...

Новости


Популярные новости


Главная Страница Контактная Информация Поиск по сайту Контактная Информация Поиск по сайту