Tanki X

Информация
Новости сайта pro-tank.ru

FeedBurner

Твиттер - pro-tank.ru

Русский "Тигр" сорокового года
Содержание
Русский "Тигр" сорокового года
Е. Митьков. Страница-2
Е. Митьков. Страница-3

Евгений Евгеньевич Митьков

Награды и документы

Награды и документы принадлежат деду одного из моих друзей Федору Михайловичу Петрову

"…Под Ельней Климович испытал двоякое чувство: гордости за своих танкистов, которые на новых машинах, как орехи, кололи немецкие танки, и горечи оттого, что у него лично в начале войны не было ни одной такой машины и ему приходилось отдавать по два танка за один там, где он мог бы отдать один за два.
Сейчас, во время затишья, он отремонтировал все оставшиеся в бригаде БТ-7 и упорно вдалбливал в сознание подчиненных, что можно воевать и на этих машинах, но в душе ждал новых танков с такой страстью, с какой не ждал еще ничего на свете. Он думал о своей бригаде и ни о чем другом, потому что ничего другого у него уже не было.
…Он не думал о том, как будет жить после войны. Он сам был - ВОЙНА, и пока продолжалась война, в душе его не оставалось никого и ничего.."

Константин Симонов. "ЖИВЫЕ И МЁРТВЫЕ".

Заранее приношу свои извинения за возможную допущенную мной резкость стиля и грубость некоторых фраз, за излишне пространные цитаты, вставленные в текст этих записок. Но я - не профессиональный литератор, а вырывать из контекста слова и мысли людей, которым, не оглядываясь ни на непомерную хулу, ни на непомерное возвеличивание, лично я верю; - не желаю. Записки эти изначально составились в виде комментария к блестящей работе Б.Н.Сухиненко, одной из наиболее интересных работ по данной теме за последнее время, но объем этих вот самых записок привел меня к мысли выделить их в качестве отдельной статьи. Может быть, послесловия к этой книге? Или - предисловия к следующей?

Разделяю  восхищение "двадцатьвосьмеркой". Концептуальность этой машины выходит далеко за рамки "крейсерской", плюс широчайший запас на модернизацию - от увеличения бронезащиты - что было осуществлено, до установки новой башни с 76,2 мм Л-11,(причем в серии), до 85-мм уже в 40-м. Даже у Катукова, истового фаната "Т-34" в 42-м прорывается фраза о "серьезной и надежной машине Т-28, давшей нам возможности значительно усилить ударную мощь подвижных групп и засад".
Жаль, что этих машин живьем осталось мало, а в хорошем состоянии, с родным оборудованием и на ходу лично мне известны только три. Конструктивные решения, заложенные в них, на тот момент так же революционны, как революционна концепция "тридцатьчетверки". И немцы, и финны это прекрасно поняли и оценили, трофейные Т-28, несколько модернизированные, разумеется, воевали до 44-45 гг, и успешно.

Это у нас, чтобы хоть как-то оправдать 41-й, их записали в барахло. Да и не только их. Впрочем, подобная практика у нас в порядке вещей.

Т-28 на службе в Вермахте

Т-28 на службе в Вермахте.1942г. ("Военный Альбом")

Найденный под Питером поисковиками КаУР

Найденный под Питером поисковиками "КаУР" в 2009-м Т-28.
На снимке - О.Бушко. Фото Д.Черенкова

Почему действительно ВЕЛИКОЛЕПНАЯ И ПЕРСПЕКТИВНАЯ "двадцатьвосьмерка" оказалась на пыльных обочинах смертного Сорок Первого, в болотах Пинска, в руках наших противников, в финских и итальянских танковых музеях, а не на пьедесталах Победы вместо, или по крайней мере рядом со своей младшей легендарной сестрой? Что это? Халатность или предательство?

Мне кажется, я все-таки нашел ответ на этот вопрос, для себя, во всяком случае. В немалой степени благодаря  работам Б.Сухиненко, и заставившим задуматься над проблемой, и давшим сфокусированный в одной точке материал. Вот он:
Солдатами не рождаются.
Солдатами - становятся. По призванию ли, по злой необходимости - но становятся. Выживая, накапливая опыт. Осмысливая свой, переосмысливая чужой. Мне кажется, решающим поводом к приговору блестящему "Т-28", вынесенному без права обжалования тоталитарным режимом "коллективного Сталина" стало одно только слово - прилагательное "СРЕДНИЙ".
Поясню. С  разрешения автора, чтобы не быть голословным, позволю себе несколько прямых цитат из работы Б.Н.Сухиненко, с материалом и выводами которой я согласен практически полностью. Тезисно -

 А). Исходный проект Т-28 был адекватен лишь до 1937 года. Однако незначительные изменения (перевооружение на Л-10 и экранирование) обеспечили ему достойное место среди средних танков периода 1940-1942 гг.

Соответственно, с общепринятой на тот момент в СССР практикой в ходе латенной подготовки страны к готовящейся мировой войне ( причины ее, цели, инициаторов и их задачи я пока опущу для краткости), помимо модернизации существующих образцов, уже частично "засвеченных" в ходе текущих на тот момент событий (от парадов до внешних конфликтов, мне, например, доподлинно известно о применении четырех Т-28 в 1937-м в Испании, лично знал человека, который в этом участвовал) самым широким образом использовались конкурсные задания по разработке НОВЕЙШИХ образцов вооружения того же типа, причем с независимым участием и жесточайшей конкуренцией инженеров-конструкторов и стоящих за ними организаций. И призом победителю были не деньги (хотя, и деньги тоже, пусть реально в тогдашнем СССР они и значили мало, номинально), а гораздо большее - власть и жизнь. И не только в танкостроении. И в авиации, и в артиллерии - во ВСЕХ сферах ВПК. Логика тут простая и в общем-то понятная: если образец, скажем, 33-го года рождения имеет запас на модернизацию, примитивно говоря -  в пять лет, и исчерпан будет к 38-му - 40-му, то образец 38-40гг "еще побегает". Техника морально стареет быстро, особенно военная, особенно во время войны. Совершенно естественно, что за разработку "новоделов" брались лучшие головы (не всегда, но…) и коллективы. Кому интересен старый танк или самолет? Свежих купонов не состричь, - а хочется! И модернизацией занимались, как правило, силы "второго плана". По-разному "второго". То-ли по молодости и опыту, по творческим качествам, по способности добиваться задуманного, отстаивать его и продвигать. Плюс вторичность финансирования и снабжения. Были, разумеется, исключения, но это были гении - Поликарпов, Грабин, Туполев, Скриглюков, еще с десяток фамилий - но исключения лишь подтверждают правило, да и эти мэтры не без греха: "ТИС", "А-51", и т.д., И им приходилось приспосабливаться и мимикрировать, создавая свои шедевры. Кто-то сумел, кто-то -нет, кого-то посадили в шарагу, кого-то в расход. Это - не их вина, это - не их беда. Это - их проклятие. Это - Система.
Соответственно, и секретили новейшие разработка вглухую. В принципе, верно делали, но не до абсурда же! Когда в Первую Финскую потеряли несколько опытных секретных тяжелых танков бесследно и - концы в воду, точнее - в болото, потому, что один из них, КВ-2 опытной версии, мы (не мы одни, конечно, сборный отряд ВИК, там из пяти клубов народ был) нашли, подняли и восстановили уже в 2000-х.



 
Комментарии к публикациям временно отключены. Это сделано по той простой причине, что многие люди не умеют или не хотят общаться в рамках приличий, переходят на личности и оскорбления. Свое мнение Вы всегда можете оставить в гостевой книге или отправить по эл.почте. Только, пожалуйста, уважайте друг друга!

Мини-навигатор
по сайту
Танки первой мировой
Танки СССР Второй мировой войны Вермахт Танки союзников СССР во Второй мировой войне - США, Англия, Франция, Польша Танки Италии, Японии, Чехословакии
Танки после войны
Танки мира
Про танкиСодержание
Танковый биатлон

"Случайные" танки сайта

Бронеавтомобили "Рено"
Бронеавтомобили
Бронеавтомобили Renault Фирма "Рено" основанная 1 октября 1898 года братьями Рено была одним из крупнейших производителей автомобилей во Франции. Первый автомобиль...
Самоходные установки "Хо-Ни"
Самоходные установки
Японские самоходные установки "ХоНи" Самоходная артиллерийская установка Тип 1 "ХоНи I" 10см самоходная пушка Тип 1 "ХоНи II" Самоходная...

Новости


Популярные новости


Главная Страница Контактная Информация Поиск по сайту Контактная Информация Поиск по сайту