Бронеавтомобиль "Ланчестер", модель 1914 года
Бронеавтомобиль Британской армии периода Первой мировой войны "Ланчестер" (Lanchester armoured car) был разработан в 1914 году на базе гражданского автомобиля. "Ланчестеры" находились на вооружении Британской армии с 1915 года, а также - в Бельгии и России. Во время всех российских кампаний бронеавтомобили Lanchester зарекомендовали себя надежными и неприхотливыми машинами, которые выдерживали долгие марши по пересеченной местности и переносили сложные зимние условия. Однако, бронеавтомобили образца 1914 года имели и серьезные недостатки, например, низкая посадка ухудшала проходимость, а неудачная конструкция карбюратора затрудняла пуск двигателя при низких температурах.
После того, как началась Первая мировая война, Великобритания сразу стала разрабатывать, производить и применять свои бронеавтомобили. Среди первых образцов новых машин были и бронемашины, созданные по заказу британского Адмиралтейства для Королевской морской воздушной службы (R.N.A.S. - Royal Navy Air Service). Одно из подразделений этой службы получило задачу в 1914 году перебазироваться в Дюнкерк для ведения наблюдения за работой авиации и организации спасения пилотов сбитых самолетов. На вооружении этого подразделения находились два автомобиля - "Мерседес" и "Роллс-Ройс", защищенные листами котельного железа и вооруженные пулеметом. Эффективность использования этих машин воодушевила руководство Адмиралтейства на создание Королевского военно-морского дивизиона бронеавтомобилей в составе 15 бронеэскадронов.
Вначале Адмиралтейство планировало использовать в качестве базы для создания бронемашин шасси гражданского "Роллс-Ройса" модели Silver Ghost ("Серебряный призрак"), но по причине нехватки этих шасси заказ передали на другие автомобильные фирмы. Бронемашина, которую в 1914 году разработала Lanchester Motor Company, представляла собой шасси легкового гражданского автомобиля с бронекорпусом, созданным из листов стали толщиной 8 мм - они приклепывались к каркасу, закрепленному на раме шасси. Такое бронирование защищало экипаж от обычных небронебойных пуль на всех дистанциях.
Моторное отделение располагалось в передней части корпуса, за ним находились отделение управления и боевое отделение с закрытой трехскатной цилиндрической башней кругового вращения, вооруженной 7,7-мм пулеметом "Виккерс-Максим". Кроме пулемета в башне, в боевом отделении машины хранился пулемет "Льюис". Два прямоугольных люка в корме башни и на ее крыше служили для наблюдения за местностью, а также аварийной эвакуации. Водитель и командир бронеавтомобиля размещались в отделении управления, обзор им обеспечивало узкое лобовое окно, которое в боевой обстановке прикрывалось бронекрышкой с двумя смотровыми щелями, а также два маленьких окна в бортах. В кормовой части была открытая платформа, на которой можно было перевозить несколько пехотинцев или дополнительное имущество, а также с нее через дверь в задней стенке корпуса экипаж входил в машину и покидал ее.
Бронеавтомобили Первой мировой, в т.ч. Lanchester armoured car
|
|
|
|
Нажмите на фото для увеличения |
Шестицилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения (с рабочим объемом 4,8 л мощностью 66 л.с. при 2200 об/мин) размещался в моторном отделении. Бронеавтомобиль массой 4,75 тонны мог двигаться по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 80 км/ч. Вращательный момент передавался на задние колеса через трехскоростную планетарную коробку передач с помощью червячной передачи. Радиатор мотора в боевой обстановке защищался бронекрышкой, установленной под углом около 45°. В походном положении бронекрышка поворачивалась вокруг своей горизонтальной оси, что обеспечивало регулируемый приток охлаждающего воздуха к водяному радиатору. В заднеприводной ходовой части использовались спицованные колеса и подвеска на листовых полуэллиптических рессорах. Два запасных колеса крепились по обоим бортам бронеавтомобиля у самой грузовой платформы.
Тактико-технические характеристики бронеавтомобиля "Ланчестер" образца 1914 года
Боевая масса, т |
4,75 |
Экипаж, чел. |
3-4 |
Габаритные размеры, мм |
длина |
4880 |
ширина |
1930 |
высота |
2286 |
колесная база |
4×2 |
дорожный просвет |
|
Бронирование, мм |
8 |
Вооружение |
один 7,7-мм пулемет "Виккерс-Максим" (1×37-мм пушка Гочкисса - в русской армии) |
Боекомплект |
5000 патронов |
Двигатель |
"Ланчестер", 6-цилиндровый, карбюратор ный, жидкостного охлаждения, рабочий объем 4,8 л, мощность 48,5 кВт при 2200 об/мин |
Удельная мощность, кВт/т |
10,21 |
Максимальная скорость, км/ч |
80 |
В 1915 году Королевская морская воздушная служба получила первую партию из 36 бронемашин Lanchester, из которых сформировали три эскадрона по 12 машин в каждом, которые в мае были направлены во Францию. Эскадрон № 15 сражался в рядах бельгийской армии. Кроме 12 бронеавтомобилей из этого эскадрона бельгийцы получили взаймы от R.N.A.S. еще около 10-15 "Ланчестеров".
В начале 1915 года из-за приобретения войной характера позиционной, бронеавтомобили стали малоэффективны, и их постепенно стали заменять танки Первой мировой, имевшие лучшую проходимость и гарантировавшие пехоте более надежную поддержку. Бронемашины Королевской морской воздушной службы, ставшие ненужными на Западном фронте, перевели на другие театры военных действий. Так, в 1915 году двадцать бронеавтомобилей "Ланчестер" оказались в России, где и продолжили службу в частях Русской Императорской армии. Надо отметить, что эти боевые машины имели отличия от стандартных британских "ланчестеров": на крыше башни имелась небольшая наблюдательная башенка, кроме того, башенный пулемет имел дополнительную бронезащиту в виде L-образных боковых щитков.
Lanchester armoured car
|
|
|
Кликните на изображение, чтобы увеличить |
В январе 1916 года в Россию прибыла следующая партия броневиков "Ланчестер" в составе экспедиционного корпуса Королевской морской воздушной службы. Англичане высадились в заполярном Александровске, а к июню 1916 года перешли на Кавказ, где воевали против турецких и иранских войск. Позже экспедиционный корпус R.N.A.S. передислоцировался к Черному морю, а затем в Румынию и Галицию для поддержки русских войск, которые вели там тяжелые бои. До 12 января 1918 года в Курске находилась база тылового и материально-технического обеспечения англичан. После революции 1917 года англичане приняли участие в контрреволюционной борьбе. 1 февраля личный состав и техника британского экспедиционного корпуса R.N.A.S. отплыли из Мурманска на борту транспортного судна.
Часть броневиков вооружали 37-мм пушками, и они успешно действовали против бронеавтомобилей противника (изначально броневики предполагалось оснащать двумя пулеметными башнями, также был проект оборудования броневика бомбометом, но нехватка пушечных броневиков привела к решению вооружить броневики 37-мм пушками Гочкиса).
Есть сведения об использовании бронеавтомобилей "Ланчестер" в России в 1917 году, но в дальнейшем упоминаний о них нет. Логично предположить, что из-за отсутствия запасных частей машины вышли из строя и не подлежали восстановлению. В ходе боев на Восточном фронте немцы захватили несколько бронеавтомобилей "Ланчестер", из которых 6 отремонтировали и использовали в составе 11-го взвода 1-го бронеавтомобильного пулеметного дивизиона.
Источники:
- Холявский Г. Л. "Колесные и полугусеничные бронеавтомобили и бронетранспортеры";
- N. W. Duncan, AFV Weapons No.09 - Early (British) Armoured Cars;
- E. Bartholomew "Early Armoured Cars";
- Барятинский М. Б., Коломиец М. В. Бронеавтомобили русской армии 1906-1917 гг.