Информация
Новости сайта pro-tank.ru

FeedBurner

Твиттер - pro-tank.ru

Бронеавтомобиль "Ланчестер"

Бронеавтомобиль "Ланчестер", модель 1914 года

Бронеавтомобиль "Ланчестер"Бронеавтомобиль Британской армии периода Первой мировой войны "Ланчестер" (Lanchester armoured car) был разработан в 1914 году на базе гражданского автомобиля. "Ланчестеры" находились на вооружении Британской армии с 1915 года, а также - в Бельгии и России. Во время всех российских кампаний бронеавтомобили Lanchester зарекомендовали себя надежными и неприхотливыми машинами, которые выдерживали долгие марши по пересеченной местности и переносили сложные зимние условия. Однако, бронеавтомобили образца 1914 года имели и серьезные недостатки, например, низкая посадка ухудшала проходимость, а неудачная конструкция карбюратора затрудняла пуск двигателя при низких температурах.

Бронеавтомобиль

После того, как началась Первая мировая война, Великобритания сразу стала разрабатывать, производить и применять свои бронеавтомобили. Среди первых образцов новых машин были и бронемашины, созданные по заказу британского Адмиралтейства для Королевской морской воздушной службы (R.N.A.S. - Royal Navy Air Service). Одно из подразделений этой службы получило задачу в 1914 году перебазироваться в Дюнкерк для ведения наблюдения за работой авиации и организации спасения пилотов сбитых самолетов. На вооружении этого подразделения находились два автомобиля - "Мерседес" и "Роллс-Ройс", защищенные листами котельного железа и вооруженные пулеметом. Эффективность использования этих машин воодушевила руководство Адмиралтейства на создание Королевского военно-морского дивизиона бронеавтомобилей в составе 15 бронеэскадронов.

Lanchester Armoured Car

Вначале Адмиралтейство планировало использовать в качестве базы для создания бронемашин шасси гражданского "Роллс-Ройса" модели Silver Ghost ("Серебряный призрак"), но по причине нехватки этих шасси заказ передали на другие автомобильные фирмы. Бронемашина, которую в 1914 году разработала Lanchester Motor Company, представляла собой шасси легкового гражданского автомобиля с бронекорпусом, созданным из листов стали толщиной 8 мм - они приклепывались к каркасу, закрепленному на раме шасси. Такое бронирование защищало экипаж от обычных небронебойных пуль на всех дистанциях.

Бронеавтомобиль "Ланчестер"

Моторное отделение располагалось в передней части корпуса, за ним находились отделение управления и боевое отделение с закрытой трехскатной цилиндрической башней кругового вращения, вооруженной 7,7-мм пулеметом "Виккерс-Максим". Кроме пулемета в башне, в боевом отделении машины хранился пулемет "Льюис". Два прямоугольных люка в корме башни и на ее крыше служили для наблюдения за местностью, а также аварийной эвакуации. Водитель и командир бронеавтомобиля размещались в отделении управления, обзор им обеспечивало узкое лобовое окно, которое в боевой обстановке прикрывалось бронекрышкой с двумя смотровыми щелями, а также два маленьких окна в бортах. В кормовой части была открытая платформа, на которой можно было перевозить несколько пехотинцев или дополнительное имущество, а также с нее через дверь в задней стенке корпуса экипаж входил в машину и покидал ее.

Бронеавтомобили Первой мировой, в т.ч. Lanchester armoured car
Бронеавтомобили Бронеавтомобили
Бронеавтомобили Бронеавтомобиль
Нажмите на фото для увеличения

Шестицилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения (с рабочим объемом 4,8 л мощностью 66 л.с. при 2200 об/мин) размещался в моторном отделении. Бронеавтомобиль массой 4,75 тонны мог двигаться по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 80 км/ч. Вращательный момент передавался на задние колеса через трехскоростную планетарную коробку передач с помощью червячной передачи. Радиатор мотора в боевой обстановке защищался бронекрышкой, установленной под углом около 45°. В походном положении бронекрышка поворачивалась вокруг своей горизонтальной оси, что обеспечивало регулируемый приток охлаждающего воздуха к водяному радиатору. В заднеприводной ходовой части использовались спицованные колеса и подвеска на листовых полуэллиптических рессорах. Два запасных колеса крепились по обоим бортам бронеавтомобиля у самой грузовой платформы.

Тактико-технические характеристики бронеавтомобиля "Ланчестер" образца 1914 года
Боевая масса, т 4,75
Экипаж, чел. 3-4
Габаритные размеры, мм
длина 4880
ширина 1930
высота 2286
колесная база 4×2
дорожный просвет  
Бронирование, мм 8
Вооружение один 7,7-мм пулемет "Виккерс-Максим"
(1×37-мм пушка Гочкисса - в русской армии)
Боекомплект 5000 патронов
Двигатель "Ланчестер", 6-цилиндровый, карбюратор ный, жидкостного охлаждения, рабочий объем 4,8 л, мощность 48,5 кВт при 2200 об/мин
Удельная мощность, кВт/т 10,21
Максимальная скорость, км/ч 80

Lanchester armoured car

В 1915 году Королевская морская воздушная служба получила первую партию из 36 бронемашин Lanchester, из которых сформировали три эскадрона по 12 машин в каждом, которые в мае были направлены во Францию. Эскадрон № 15 сражался в рядах бельгийской армии. Кроме 12 бронеавтомобилей из этого эскадрона бельгийцы получили взаймы от R.N.A.S. еще около 10-15 "Ланчестеров".

В начале 1915 года из-за приобретения войной характера позиционной, бронеавтомобили стали малоэффективны, и их постепенно стали заменять танки Первой мировой, имевшие лучшую проходимость и гарантировавшие пехоте более надежную поддержку. Бронемашины Королевской морской воздушной службы, ставшие ненужными на Западном фронте, перевели на другие театры военных действий. Так, в 1915 году двадцать бронеавтомобилей "Ланчестер" оказались в России, где и продолжили службу в частях Русской Императорской армии. Надо отметить, что эти боевые машины имели отличия от стандартных британских "ланчестеров": на крыше башни имелась небольшая наблюдательная башенка, кроме того, башенный пулемет имел дополнительную бронезащиту в виде L-образных боковых щитков.

Lanchester armoured car
Lanchester armoured car Бронеавтомобиль "Ланчестер" Lanchester armoured car
Кликните на изображение, чтобы увеличить

В январе 1916 года в Россию прибыла следующая партия броневиков "Ланчестер" в составе экспедиционного корпуса Королевской морской воздушной службы. Англичане высадились в заполярном Александровске, а к июню 1916 года перешли на Кавказ, где воевали против турецких и иранских войск. Позже экспедиционный корпус R.N.A.S. передислоцировался к Черному морю, а затем в Румынию и Галицию для поддержки русских войск, которые вели там тяжелые бои. До 12 января 1918 года в Курске находилась база тылового и материально-технического обеспечения англичан. После революции 1917 года англичане приняли участие в контрреволюционной борьбе. 1 февраля личный состав и техника британского экспедиционного корпуса R.N.A.S. отплыли из Мурманска на борту транспортного судна.

Lanchester armoured car

Часть броневиков вооружали 37-мм пушками, и они успешно действовали против бронеавтомобилей противника (изначально броневики предполагалось оснащать двумя пулеметными башнями, также был проект оборудования броневика бомбометом, но нехватка пушечных броневиков привела к решению вооружить броневики 37-мм пушками Гочкиса).

Есть сведения об использовании бронеавтомобилей "Ланчестер" в России в 1917 году, но в дальнейшем упоминаний о них нет. Логично предположить, что из-за отсутствия запасных частей машины вышли из строя и не подлежали восстановлению. В ходе боев на Восточном фронте немцы захватили несколько бронеавтомобилей "Ланчестер", из которых 6 отремонтировали и использовали в составе 11-го взвода 1-го бронеавтомобильного пулеметного дивизиона.

Источники:

  • Холявский Г. Л. "Колесные и полугусеничные бронеавтомобили и бронетранспортеры";
  • N. W. Duncan, AFV Weapons No.09 - Early (British) Armoured Cars;
  • E. Bartholomew "Early Armoured Cars";
  • Барятинский М. Б., Коломиец М. В. Бронеавтомобили русской армии 1906-1917 гг.
 

Мини-навигатор
по сайту
Танки первой мировой
Танки СССР Второй мировой войны Вермахт Танки союзников СССР во Второй мировой войне - США, Англия, Франция, Польша Танки Италии, Японии, Чехословакии
Танки после войны
Танки мира
Про танкиСодержание
Танковый биатлон

"Случайные" танки сайта

Бронеавтомобиль "Пирлесс"
Бронеавтомобиль
Бронеавтомобиль "Пирлесс" (Peerless Armoured Car) Во время Первой мировой войны американские коммерческие грузовики Peerless были изменены англичанами для использования в качестве...
Танк ИС-4
Танк ИС-4
Тяжелый танк ИС4 Разработка тяжелого танка ИС4 началась в 1944 году. Инициаторами создания новой машины были руководители ЧКЗ И. М. Зальцман...

Новости


Популярные новости


Главная Страница Контактная Информация Поиск по сайту Контактная Информация Поиск по сайту