3. Стрельба по самолетам
153. Задачей стрельбы из зенитных пулеметов является уничтожение самолетов противника. Стрельба по самолетам имеет следующие особенности:
а) большие углы возвышения, изменяющие форму траектории пули;
б) неожиданное появление цели в любом направлении по отношению к плоскости стрельбы;
в) большие скорости движения цели и трудность их определения;
г) непрерывное изменение расстояния до цели.
154. Дальность до самолета определяется глазомерно. Скорость движения самолета определяется в метрах в секунду по типу самолета или глазомерно.
Примечание. Кольцевой прицел ДТ рассчитан:
1) На поражение зенитных целей со скоростью движения до 85 м/сек или 300 км/час при К.У от 0 до 180° и углах места цели до 90°, при применении большого кольца прицела.
2) На поражение зенитных целей со скоростью движения до 55 м/сек или 200 км/час, при применении среднего визирного кольца (рис. 18).
Рис. 18. Прицеливание по самолету, скорость которого в 1,5 раза
больше расчетной скорости наружного кольца прицела.
R = 52,7; г1 = 35 мм; г2 = 3,5 мм
(для выверки прицела);
R0 = 450/300 = 1,5; R0 = 1,5 • 52 = & 80 мм.
Прицельная линия постоянна и равна 400 мм.
155. Дальность действительного огня при стрельбе из пулемета ДТ по зенитным целям около 600 м.
156. Стрельба по самолетам с танковой установки П-40 производится только с места.
157. Стрельбу по самолетам следует вести длинными очередями по 15—20 выстрелов в очереди, беспрерывно наблюдая за целью, изменяя положение точки наводки после каждой очереди.
Примечание. Для корректуры огня необходимо магазины снаряжать так, чтобы через каждые 3—4 патрона с легкой пулей были 1—2 патрона с трассирующей пулей.
158. Огонь по самолетам может быть сопроводительным или заградительным. В первом случае стрелок, уточняя наводку после каждой очереди, продолжает стрельбу, пока цель не будет сбита или выйдет из зоны действительного огня (600 м). Заградительный огонь применяется при слабой видимости и при незначительной дальности до цели. В этом случае стрелок открывает огонь, не допуская цель (головы самолета) до ободка кольца и прекращает огонь, когда голова самолета попадает в кольцо. Затем вновь выносится точка наводки (рис. 19) по направлению движения самолета.
Рис. 19. Ведение заградительного огня.
159. Исходной точкой прицеливания является головная часть самолета. В зависимости от результатов наблюдения за трассой, точка прицеливания выносится в сторону, противоположную отклонению пуль, — в фигурах цели.
160. Наводка с зенитным прицелом заключается в направлении линии прицеливания от глаза стрелка, через диоптр заднего визира и точку на переднем визире, в цель. Точка на переднем визире выбирается в соответствии со скоростью и направлением движения цели. При скорости до 50 м/сек точка выбирается на наружном крае среднего кольца. При скорости в 85 м/сек — на наружном крае большого кольца.
Рис. 20. Точки визирования на переднем визире при различном положении цели.
На самом кольце определяют точку, через которую проходит линия прицеливания и направление полета самолета. Эта точка на кольце лежит на прямой линии, идущей по направлению полета точно на центр переднего визира (рис. 20).
161. При стрельбе с углами места цели до 15° передний визир устанавливается вертикально; при углах места цели выше 15° — горизонтально. Вертикально установленный передний визир должен быть параллельным курсу цели (в вертикальной плоскости). Горизонтально установленный визир параллельно курсу цели не ставится. Установку кольца производит башенный стрелок, он же ведет стрельбу и наблюдение за целью.
Рис. 21. Целеуказание для танка.
162. Целеуказание в пределах машины осуществляется по часовому циферблату, мысленно расположенному на танке цифрой 12 вперед, 6 — назад (рис. 21). Целеуказание должно быть кратким и содержать:
а) направление движения самолета;
б) дальность до него в м и скорость полета в м/сек.
Пример. «11, пятьсот, восемьдесят».
163. Если скорость самолета по определению стреляющего превышает 85 м/сек, необходимо мысленно представить кольцо с большим радиусом, чем наружные кольца прицела.
Пример. Скорость Vc самолета определена в 450 км/час или 110 м/сек, а внешнее кольцо нашего прицела рассчитано на Vc = 85 м/сек, т. е. 300 км/час. Радиус воображаемого кольца в этом случае будет в 1,5 раза больше, чем наружного кольца прицела R = 52,7 мм, так как 450/300 = 1,5, тогда R0 = 1,5х52,7 = 80 мм (рис. 18).
164. Открывать стрельбу по самолетам можно только с разрешения своего командира.
Оглавление