Глава V
ИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО.
Способы и средства преодоления препятствий
Во всех случаях, допускаемых обстановкой, препятствие следует обойти. Для этого надо заранее провести тщательно организованную разведку местности, чтобы установить расположение препятствий и наличие проходов.
Когда по условиям местности нельзя обойти препятствия, то в них необходимо устроить проходы. Таким путем можно в снежных валах и в земляных препятствиях (при мягком или сыпучем грунте) сделать проходы, используя живую силу танка. В минных полях, земляных рвах, надолбах, эскарпах проходы устраивают саперы и пехота, применяя шанцевый инструмент или взрывчатые вещества. Огнем войсковой артиллерии, орудий танковой поддержки и самих танков можно устраивать проходы в надолбах, земляных рвах и деревянных барьерах.
Преодоление препятствий с помощью подручных средств и простейших приспособлений наиболее распространено, так как не требует большой затраты сил и средств и применимо в любых условиях. Простейшие приспособления, которые делаются силами и средствами экипажа, следующие.
Рис. 139. Преодоление противотанкового рва при помощи колей
Деревянные колейные мосты (рис. 139).
Деревянные колейные мосты применяются для преодоления рвов и эскарпов.
Материалом для колейных мостов служат бревна толщиною в 25-30 сантиметров, длиною в 3-4 метра. 2-3 бревна скрепляют скобами. Для прохождения танковой роты через препятствия необходимы 2-3 колейных моста. Заготавливаются они силами экипажей или инженерных частей на выжидательных позициях и подвозятся на исходные позиции. На препятствиях мосты устанавливаются саперами и пехотой. Если предстоит преодолевать ров в глубине оборонительной полосы противника, то колейный мост подвозится на танке или буксируется танком, а укладывается силами сапер или пехоты. Применяются также самосбрасывающиеся колейные мосты, укладку которых экипаж производит не выходя из танка.
Болотоходные (хворостяные) гусеницы (см. рис. 105).
Как показывает само название, такая гусеница применяется для преодоления танками болот. Танк с надетыми болотоходными гусеницами оказывает меньшее давление на грунт, и проходимость его по болотам увеличивается. Устройство болотоходных гусениц несложно: из палок толщиною в 3-4 сантиметра и длиною в 60-70 сантиметров вяжутся "коврики", длина которых равна длине гусеницы. Готовую гусеницу надевают на основную гусеницу и крепят ее к тракам проволокой (через 2-3 трака).
Внутренние стороны болотоходной гусеницы должны быть ровными и на таком удалении, чтобы не задевать броню. Болотоходная гусеница допускает движение вперед и назад со скоростью 5-6 километров в час и позволяет делать повороты до 20°.
Жердевая дорожка (см. рис. 106).
Помимо болотоходной гусеницы, болотистые участки местности можно преодолевать также при помощи жердевой дорожки.
Время, идущее на изготовление и укладку такой дорожки, значительно меньше, но зато и условия применения ее более ограничены, так как устанавливать дорожку можно только перед передним краем и то ночью, когда противник не сможет своим огнем воспрепятствовать этой работе.
По жердевой дорожке танки могут преодолевать болото со скоростью 12-18 километров в час.
Чтобы своевременно можно было заменить поломанные или провалившиеся жерди и не задержать танки на препятствии, необходимо иметь запас материала (до 10%).
Преодоление минированного поля.
Когда обойти минированное поле нельзя и приходится проделывать в нем проходы, необходимо в первую очередь тщательно осмотреть местность, установить места расположения мин по их признакам. Обнаруженную мину можно с помощью штыка, лома или вил осторожно сдвинуть с места, а затем перенести в сторону, не опасаясь взрыва.
Если же обнаружен шнур, ведущий к мине, то необходимо предварительно перерезать его, если шнур натянут слабо, а мину убрать с пути. Если шнур натянут туго, то следует осторожно надеть на него петлю и с помощью длинной веревки (не менее 10-15 метров) вызвать взрыв.
Разминирование производится, как правило, саперами, но в танковых частях при действиях в разведке, иногда и при наступлении придется эту работу выполнять самому экипажу, не дожидаясь сапер.
-----------------------
ИСПРАВЛЕНИЕ
На стр. 172 обзацы 6 и 7 сверху следует читать так:
Преодоление минированного поля.
Когда обойти минированное поле нельзя и приходится проделывать в нем проходы, необходимо в первую очередь тщательно осмотреть местность и осторожно прощупать место минирования щупом (длинным шомполом, штыком). Лучше всего обнаруживать мину специальным миноискателем.
Разминирование производится следующим способом: вначале ощупывают руками место расположения мины; если никаких проводов не обнаружено, то осторожно приподнимают дерн и при помощи "кошки" стаскивают мину в сторону. (Длина веревки должна быть не менее 30-40 метров). Если обнаружен шнур или трос, свободно лежащий на земле, то перед стаскиванием мины "кошкой" его обрезают ножницами; если же шнур натянут, то, не задевая его, мину стаскивают "кошкой", как указано выше, но принимают больше мер предосторожности: длина веревки должна быть не менее 50-60 метров; боец располагается за более надежным укрытием.
Ночью и при плохой видимости проходы в минированном поле обозначаются хорошо видимыми со своей стороны ориентирами: колышками, кучками дерна и т. п.
Главное автобронетанковое управление Красной Армии
-----------------------
Преодоление противотанковых рвов.
При движении свыше 20 километров в час танки могут преодолевать ров, ширина которого больше половины длины танка. Но в укрепленной оборонительной полосе развить такую скорость не всегда удается. Поэтому необходимо знать и другие способы преодоления противотанковых рвов.
Земляные противотанковые рвы преодолеваются несколькими способами: с помощью колейных мостов, проделыванием проходов путем подрыва стенок рва взрывчатым веществом или разрушением стенок рва стрельбой из танка осколочным снарядом.
Преодоление надолб.
Деревянные надолбы преодолеваются на тихом ходу давлением самого танка или же средними и тяжелыми танками на большом ходу - ударом. В каменных надолбах проделываются проходы стрельбой по ним артиллерии, а иногда и танков. Кроме того, проход в надолбах можно устроить забрасыванием бревнами. Этот способ применяется главным образом при наступлении совместно с пехотой.
Преодоление малозаметных проволочных препятствий.
Проволочные препятствия преодолеваются танками на следующих скоростях:
Для успешного преодоления необходимо развить указанную скорость и сохранить ее при прохождении всей полосы малозаметных препятствий. Следует избегать поворотов на препятствии, так как проволока будет больше наматываться на ведущие колеса и будет тормозить движение.
Преодоление железобетонных сооружений. Надолбы могут быть устроены из рельсов и железобетона. Преодоление надолб, изготовленнных из рельсов и железобетона, живой силой танка нецелесообразно, так как можно повредить ходовую часть. Преодолевается полоса из железобетонных надолб только после устройство прохода путем разрушения надолб артиллерией или пушечным огнем танков.
Оглавление