Tanki X
Новости сайта pro-tank.ru

FeedBurner

Твиттер - pro-tank.ru

6. Движение по азимутам

Глава VIII.
ЧТЕНИЕ КАРТ И ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ

6. Движение по азимутам

танки

В боевой обстановке нередко приходится двигаться без дорог, по закрытой местности (лес, заросли и т. д.), а также ночью, в метель или туман, когда ориентировочных предметов или вовсе нет или их не видно. В таких случаях двигаться надо с помощью компаса, по так называемым магнитным азимутам.

Магнитным азимутом называется угол, образуемый каким-либо направлением на местный предмет и направлением северного конца стрелки компаса. Азимуты измеряются в градусах от 0 до 360 по ходу часовой стрелки: от точки севера через восток, юг, запад и опять до точки севера. На рис. 168 показаны азимуты: на лиственное дерево - 50 градусов, на фабричную трубу - 135 градусов, на перекресток дорог - 210 градусов и на хвойное дерево - 330 градусов.

Рис. 168 Определение азимутов на местности.

Чтобы определить азимут на местности, нужно: стать лицом в направлении на предмет, на который требуется определить азимут; ориентировать компас, т. е. подвести нулевое деление или букву С под темный конец стрелки компаса; наложить на стеклянную крышку компаса (через центр компаса) в направлении к предмету спичку или какую-либо короткую и тонкую палочку и под концом спички (палочки), обращенным к предмету, прочесть на дне компаса (на лимбе) величину азимута.

Направление движения от ориентира к ориентиру можно определить заранее, вычислив азимуты по карте. Для определения азимута по карте устанавливают компас центром в точку, от которой определяется азимут, а затем совмещают линию север - юг на дне коробки другого компаса с боковой рамкой карты буквой С к верхнему краю карты. (Если нет второго компаса, надо заранее провести через точку, от которой ищут азимут, линию, параллельную боковой рамке карты.)

Деление на лимбе компаса против определяемого направления, например дороги, укажет величину азимута. На рис. 169 величина азимута второго колена шоссейной дороги из Зосенцы на Михайловцы равна 50 градусам.

Рис. 169. Определение азимутов по карте.

Направление на местности по заданному азимуту определяется следующим способом.
На стеклянную крышку компаса накладывается спичка так, чтобы она одним своим концом пришлась против центра компаса, а другим была направлена на деление лимба, соответствующее заданному азимуту. Затем компас поворачивают так, чтобы нулевое деление лимба находилось под северным концом магнитной стрелки.

Азимут служит не только для определения направления, но и для движения по заданному направлению.
Если путь из одного пункта в другой лежит по прямому направлению, то достаточно определить на местности или по карте азимут этого направления и двигаться по нему с помощью компаса. Чтобы не сбиться с направления, нужно почаще проверять правильность движения по компасу.

Иногда приходится итти не по прямой, а по ломаной линии. В этом случае нужно точно наметить и прочертить на карте или на листе бумаги маршрут своего движения, затем разбить весь путь на участки и определить азимут и протяжение каждого участка. Как производится эта работа, показано на рис. 170. Здесь путь идет от километрового столба, мимо сарая, через кирпичный завод к дому лесника. Двигаться нужно так: у исходного пункта (километровый столб) установить компас по азимуту первого участка (335°), заметить в направлении пути ка-кой-либо предмет, отличный от других (дерево с сухими ветвями, куст особой окраски и т. п.), перейти к этому предмету и вновь определить по азимуту направление.

Рис. 170. Движение по азимутам.

При движении по закрытым участкам местности (в данном примере от сарая к кирпичному заводу и от завода к дому лесника) надо вести счет шагов. Если случится, что определенное по карте число шагов пройдено, а ориентира (завода или дома лесника) не видно, значит, при движении уклонились от правильного направления, и ориентир нужно искать где-то вблизи.
Если на пути встретится препятствие, например топкое место, надо заметить на другой стороне препятствия какой-либо предмет, лежащий в направлении азимута пути, обойти препятствие и продолжать движение от замеченного предмета.
При движении в лесной чаще надо держать компас перед собой и двигаться по направлению заданного азимута. Ночью, когда трудно бывает заметить предметы, лежащие на данном азимуте, следует пользоваться светящимся компасом.

Оглавление

Оглавление

 

Мини-навигатор
по сайту
Танки первой мировой
Танки СССР Второй мировой войны Вермахт Танки союзников СССР во Второй мировой войне - США, Англия, Франция, Польша Танки Италии, Японии, Чехословакии
Танки после войны
Танки мира
Про танкиСодержание
Танковый биатлон

"Случайные" танки сайта

Самоходная установка М19
Самоходная установка М19
Зенитная самоходная установка М19 Спаренная 40мм самоходная пушка M19 (Twin 40mm Gun Motor Carriage M19). Зенитная самоходная установка создана на модифицированном шасси...
Танк "Шнейдер" СА-1
Танк
Средний танк "Шнейдер" (Schneider CA1) Танк с известным названием "Шнейдер" ("Schneider") был создан концерном "ШнейдерЛе Крезо" и получил индекс СА1...

Популярные новости


Главная Страница Контактная Информация Поиск по сайту Контактная Информация Поиск по сайту