Информация
Новости сайта pro-tank.ru

FeedBurner

Твиттер - pro-tank.ru

Нерожденный единый танк СССР. Часть-2
pro-tank.ru   

Продолжение. Начало - "Нерожденный единый танк СССР. Часть-1".

БронетехникаИзменения и улучшения, направленные на упрощение и удешевление производства, в конструкцию Т-34 вносились постоянно, причем изменения вносил практически каждый завод, где они выпускались. Однако главные усилия конструкторов помимо увеличения технической надежности танка были обращены в первую очередь на усиление его бронирования, а не на вооружение танка все более мощными орудиями. Были свернуты работы над Т-34М, а также новыми танками массой 30, 40 и 50 т, лобовой броней 75-мм, 90-мм и 120-мм и пушками калибром 57-мм, 76-мм и 107-мм.

Правда, в 1942-1943 гг. танк Т-34 значительно улучшился с точки зрения удобства размещения экипажа и вооружения. Для увеличения объема тесной башни последнюю сделали шестигранной, с двумя люками, которые в открытом виде немцы прозвали "уши Микки-Мауса", а опоры цапф пушки вынесли вперед, за лобовую часть башни. По новой смешанной технологии производства корпус танка делался из катаных бронелистов, а башня чаще всего была литой или штампованной. В 1943 г. танк наконец-то получил командирcкую башенку от опытного танка KB-13 с установленным на ней прибором наблюдения Мк.4 конструкции Гундляха. Тогда же, весной 1943 г., была начата разработка танка Т-43, имевшего более тяжелое круговое бронирование толщиной 75-мм.

С Т-34 унифицировалось до 78 % деталей, но толщина лобовой брони башни на новом танке составляла 90-мм, (против 45 мм у Т-34). Лобовой пулемет на нем убрали, а вот артиллерийское вооружение не изменилось, и люк водителя все так же оставался на переднем броневом листе корпуса. В тоже время на танке наконец-то по-настоящему испытали торсионную подвеску.

опытный танк

Опытный танк KB-13

Так родился опытный танк KB-13, представлявший собой своего рода гибрид между Т-34 и KB, а по сути дела принципиально новый "единый" танк. На нем применили пятикатковое шасси, торсионную подвеску и командирскую башенку, а экипаж его (за счет отсутствия пулеметчика, сидевшего рядом с водителем) был сокращен до трех человек.

Хотя это был заметный шаг вперед, наше командование, опасаясь сокращения выпуска серийных машин, не рискнуло поставить "единый" танк в серию, тем более что в его конструкции обнаружился целый ряд недостатков.

KB-13

Опытный танк KB-13

Вот почему, когда наши танки встретились с германскими в грандиозном танковом сражении на Курской дуге летом 1943 г., наши потери в танках и САУ составили около 6 тыс. машин, тогда как у противника - 1,5 тыс. И хотя необходимость вооружить наши танки более мощным орудием стала очевидна уже на втором году войны, занялись этим вплотную только лишь после наших тяжелых потерь в ходе Курской битвы.

В итоге, модернизированный танк Т-34/85, оснащенный орудием калибра 85-мм, был принят на вооружение только в декабре 1943 г., а его серийное производство развернуто в начале 1944 г. Из-за имевшихся недоработок выпускались танки с двумя типами орудий: Д-5Т и ЗИС-С-53, но позднее окончательный выбор был сделан в пользу системы ЗИС-С-53. Тем не менее даже с такой пушкой Т-34 уже не мог теперь напрямую, дуэльно поражать самые новые немецкие танки, из-за чего конструкторам пришлось в срочном порядке довооружать армию САУ СУ-100 и ИСУ-122, имевшими более мощные орудия.

Попытки поставить 100-мм и на Т-34 были предприняты только в 1945 г., но время уже ушло - в разработке находился новый танк Т-54 с таким же орудием, поэтому работа над Т-34/100 потеряла всякий смысл.

А вот танк Т-44, к созданию которого конструкторы приступили в конце все того же 1943 г., а первые танки в количестве 25 машин успели сделать до конца 1944 г., хотя и успел появиться до конца войны, в боевых действиях не участвовал. Сталин решил "попридержать" его на период "после войны", и долгое время о наличии у нас этой машины было вообще мало что известно.
Главным в конструкции Т-44 было то, что обладая всеми достоинствами танка Т-34, он не имел присущих последнему недостатков, которые устранили с учетом боевого опыта.

танк

Танк Т-44

Прежде всего на нем было применено поперечное расположение двигателя, из-за чего моторное отделение стало короче, что позволяло теперь сместить орудийную башню (такую же, как и на Т-34) назад и разместить ее в центре корпуса. Такая центровка позволила довести толщину лобового бронелиста до 120-мм без перегрузки передних катков, а люк механика-водителя разместить на крыше корпуса перед башней, что было явным шагом вперед по сравнению с Т-34. От пулеметной установки в лобовом бронелисте также отказались, так как боевой опыт выявил его недостаточную эффективность, а на освободившееся рядом с водителем место установили дополнительный топливный бак.

Т-44

Т-44

Новая установка башни - недаром немецкие конструкторы именно ее взяли для своих танков "Тигр" и "Пантера", имевших длинноствольные орудия, - повысила точность стрельбы, а кроме того ствол орудия теперь уже не так легко утыкался в землю при движении по пересеченной местности. Сам танк благодаря изменению компоновки моторно-трансмиссионного отделения стал значительно ниже и в то же время просторнее, так как подвеска у него была торсионной, более компактной и удобной, нежели "свечная" подвеска Т-34, занимавшая много места внутри.

Бронетехника

Т-44

Решения, как Вы видите, были более чем очевидные, причем известные даже до войны, но реализованные, к несчастью для наших танкистов, с большим опозданием. Более того, на танк Т-44 оказалось возможным установить и новую башню для 100-мм пушки ЛБ-1 ("Лаврентий Берия", который ко всему прочему ведал еще и вопросами вооружения) и даже вооружить его зенитным пулеметом ДШК на турели, а борта закрыть 6-мм противо-кумулятивными экранами. В таком виде он мог бы еще довольно долго оставаться основным боевым танком страны, поскольку он и так находился на службе вплоть до 1966 г., но танков Т-44/100 было сделано всего два образца, по скольку практически одновременно с ним в 1946 г. появился танк Т-54, вооруженный пушкой Д-10Т в уве личенной башне.

Позднее в ходе нескольких модернизаций 60-х гг. Т-44 во многом унифицировали с Т-54, который у нас привыкли считать за родоначальника всего послевоенного поколения отечественных танков, хотя правильнее называть их общим предком Т-44, несмотря на то, что он и появился еще в годы войны!

Что же касается Т-34, то его производство оценивается следующим образом:
115 танков было выпущено в 1940-м,
2800 - в 1941-м,
5000 - в 1942-м,
10000 - в 1943-м,
11750 - в 1944-м
и 10000 - в 1945 гг.,
то есть всего 39665 машин.
Самое интересное, что эти данные заимствованы из зарубежных источников, и если их сравнить с нашими, то они выглядят заниженными. Но даже в этом случае получается, что одних Т-34 СССР произвел почти 40000 машин - то ость практически все то количество танков и САУ, что было выпущено в Германии с сентября 1939 г., по май 1945-го. И это не считая танков KB, которых за 3,5 года изготовили более 4700!

ИС-2

Танк ИС-2

Интересно, что одновременно с разработкой ИС-3 был создан и еще более мощный и хорошо забронированный тяжелый ИС-4 весом около 60 т, тем не менее, серийное производство этого танка решили отложить, чтобы не снижать выпуск ИС-2 и ИС-3. Последний начал поступать в войска в январе 1945 г., участия в боевых действиях в Европе так и не принял, зато его показали союзникам на совместном военном параде в Берлине в июне 1945 г., где он произвел очень сильное впечатление. Что же касается ИС-4, то, хотя его и запустили в производство, но выпустив примерно 250 машин, все-таки выпуск прекратили из-за того, что танк оказался слишком тяжелым и маломаневренным.

танк

Танк ИС-3

Таким образом, Советский Союз начал войну, имея на вооружении один средний танк, а закончил ее с двумя средними танками Т-34 и Т-44 и тремя тяжелыми танками, практически одновременно принятыми на вооружение - ИС-2, ИС-3, ИС-4. Расчет был явно на то, что, если война почему-либо затянется, будет чем заменить устаревшую модель, а нет - новые машины сгодятся на перспективу.

ИС-4

Танк ИС-4

Лучшие танки Второй мировой.

Что же касается вывода о том, какие же танки Второй мировой войны считать самыми лучшими, то вывод здесь может быть один, хотя кому-то он и может показаться весьма необычным.

Это - танк Т-44 - в классе средних машин и танк ИС-3 - среди "тяжеловесов".

Первый был "самым средним среди средних", наиболее простым технологически и рассчитан на производство в еще больших количествах, нежели Т-34, тогда как второй превосходил все машины наших врагов и союзников по основным боевым показателям, развитие которых привело к созданию послевоенного тяжелого танка Т-10. Что же касается послевоенных советских средних танков Т-54, Т-55 и даже Т-62, то они не только чисто внешне походили на Т-44, но и сохранили в своей конструкции большинство из присущих именно ему технических решений!

Бронетехника СССР

Танки Т-34-76 на улицах Берлина

Хотя этот вывод не совсем корректен, эти боевые машины - танк Т-44 и танк ИС-3 - хотя и появились во время Великой Отечественной войны, но участия в ней не принимали. А на старых черно-белых архивных фото, где советские танки мчатся по улицам поверженного Берлина можно увидеть все те же неизменные Т-34-76, уцелевшие после ожесточенных уличных боев в Берлине, где ловушкой для наших танков становились узкие улицы и переулки этого города, и где наши танкисты несли особенно ощутимые потери от огня "фаустников".

 

Мини-навигатор
по сайту
Танки первой мировой
Танки СССР Второй мировой войны Вермахт Танки союзников СССР во Второй мировой войне - США, Англия, Франция, Польша Танки Италии, Японии, Чехословакии
Танки после войны
Танки мира
Про танкиСодержание
Танковый биатлон

Читайте в блоге pro-tank.ru

Комплексы "Леер-2" для ВДВ России
Комплексы
Мобильный автоматизированный комплекс РЭБ "Леер2" на базе бронеавтомобиля "ТигрМ" По сообщению российских СМИ в 2013 году подразделения радиоэлектронной борьбы ВДВ России...
Геймеры будут управлять танками нового поколения
Геймеры будут управлять танками нового поколения
Игрокипрофессионалы имеют идеальный набор навыков чтобы контролировать оружие будущего То что тематика компьютерных игр про войну про танки и самолеты...

Новости


Популярные новости


Главная Страница Контактная Информация Поиск по сайту Контактная Информация Поиск по сайту