Продолжение. Начало - "Нерожденный единый танк СССР. Часть-1".
Изменения и улучшения, направленные на упрощение и удешевление производства, в конструкцию Т-34 вносились постоянно, причем изменения вносил практически каждый завод, где они выпускались. Однако главные усилия конструкторов помимо увеличения технической надежности танка были обращены в первую очередь на усиление его бронирования, а не на вооружение танка все более мощными орудиями. Были свернуты работы над Т-34М, а также новыми танками массой 30, 40 и 50 т, лобовой броней 75-мм, 90-мм и 120-мм и пушками калибром 57-мм, 76-мм и 107-мм.
Правда, в 1942-1943 гг. танк Т-34 значительно улучшился с точки зрения удобства размещения экипажа и вооружения. Для увеличения объема тесной башни последнюю сделали шестигранной, с двумя люками, которые в открытом виде немцы прозвали "уши Микки-Мауса", а опоры цапф пушки вынесли вперед, за лобовую часть башни. По новой смешанной технологии производства корпус танка делался из катаных бронелистов, а башня чаще всего была литой или штампованной. В 1943 г. танк наконец-то получил командирcкую башенку от опытного танка KB-13 с установленным на ней прибором наблюдения Мк.4 конструкции Гундляха. Тогда же, весной 1943 г., была начата разработка танка Т-43, имевшего более тяжелое круговое бронирование толщиной 75-мм.
С Т-34 унифицировалось до 78 % деталей, но толщина лобовой брони башни на новом танке составляла 90-мм, (против 45 мм у Т-34). Лобовой пулемет на нем убрали, а вот артиллерийское вооружение не изменилось, и люк водителя все так же оставался на переднем броневом листе корпуса. В тоже время на танке наконец-то по-настоящему испытали торсионную подвеску.
Опытный танк KB-13
Так родился опытный танк KB-13, представлявший собой своего рода гибрид между Т-34 и KB, а по сути дела принципиально новый "единый" танк. На нем применили пятикатковое шасси, торсионную подвеску и командирскую башенку, а экипаж его (за счет отсутствия пулеметчика, сидевшего рядом с водителем) был сокращен до трех человек.
Хотя это был заметный шаг вперед, наше командование, опасаясь сокращения выпуска серийных машин, не рискнуло поставить "единый" танк в серию, тем более что в его конструкции обнаружился целый ряд недостатков.
Опытный танк KB-13
Вот почему, когда наши танки встретились с германскими в грандиозном танковом сражении на Курской дуге летом 1943 г., наши потери в танках и САУ составили около 6 тыс. машин, тогда как у противника - 1,5 тыс. И хотя необходимость вооружить наши танки более мощным орудием стала очевидна уже на втором году войны, занялись этим вплотную только лишь после наших тяжелых потерь в ходе Курской битвы.
В итоге, модернизированный танк Т-34/85, оснащенный орудием калибра 85-мм, был принят на вооружение только в декабре 1943 г., а его серийное производство развернуто в начале 1944 г. Из-за имевшихся недоработок выпускались танки с двумя типами орудий: Д-5Т и ЗИС-С-53, но позднее окончательный выбор был сделан в пользу системы ЗИС-С-53. Тем не менее даже с такой пушкой Т-34 уже не мог теперь напрямую, дуэльно поражать самые новые немецкие танки, из-за чего конструкторам пришлось в срочном порядке довооружать армию САУ СУ-100 и ИСУ-122, имевшими более мощные орудия.
Попытки поставить 100-мм и на Т-34 были предприняты только в 1945 г., но время уже ушло - в разработке находился новый танк Т-54 с таким же орудием, поэтому работа над Т-34/100 потеряла всякий смысл.
А вот танк Т-44, к созданию которого конструкторы приступили в конце все того же 1943 г., а первые танки в количестве 25 машин успели сделать до конца 1944 г., хотя и успел появиться до конца войны, в боевых действиях не участвовал. Сталин решил "попридержать" его на период "после войны", и долгое время о наличии у нас этой машины было вообще мало что известно.
Главным в конструкции Т-44 было то, что обладая всеми достоинствами танка Т-34, он не имел присущих последнему недостатков, которые устранили с учетом боевого опыта.
Танк Т-44
Прежде всего на нем было применено поперечное расположение двигателя, из-за чего моторное отделение стало короче, что позволяло теперь сместить орудийную башню (такую же, как и на Т-34) назад и разместить ее в центре корпуса. Такая центровка позволила довести толщину лобового бронелиста до 120-мм без перегрузки передних катков, а люк механика-водителя разместить на крыше корпуса перед башней, что было явным шагом вперед по сравнению с Т-34. От пулеметной установки в лобовом бронелисте также отказались, так как боевой опыт выявил его недостаточную эффективность, а на освободившееся рядом с водителем место установили дополнительный топливный бак.
Т-44
Новая установка башни - недаром немецкие конструкторы именно ее взяли для своих танков "Тигр" и "Пантера", имевших длинноствольные орудия, - повысила точность стрельбы, а кроме того ствол орудия теперь уже не так легко утыкался в землю при движении по пересеченной местности. Сам танк благодаря изменению компоновки моторно-трансмиссионного отделения стал значительно ниже и в то же время просторнее, так как подвеска у него была торсионной, более компактной и удобной, нежели "свечная" подвеска Т-34, занимавшая много места внутри.
Т-44
Решения, как Вы видите, были более чем очевидные, причем известные даже до войны, но реализованные, к несчастью для наших танкистов, с большим опозданием. Более того, на танк Т-44 оказалось возможным установить и новую башню для 100-мм пушки ЛБ-1 ("Лаврентий Берия", который ко всему прочему ведал еще и вопросами вооружения) и даже вооружить его зенитным пулеметом ДШК на турели, а борта закрыть 6-мм противо-кумулятивными экранами. В таком виде он мог бы еще довольно долго оставаться основным боевым танком страны, поскольку он и так находился на службе вплоть до 1966 г., но танков Т-44/100 было сделано всего два образца, по скольку практически одновременно с ним в 1946 г. появился танк Т-54, вооруженный пушкой Д-10Т в уве личенной башне.
Позднее в ходе нескольких модернизаций 60-х гг. Т-44 во многом унифицировали с Т-54, который у нас привыкли считать за родоначальника всего послевоенного поколения отечественных танков, хотя правильнее называть их общим предком Т-44, несмотря на то, что он и появился еще в годы войны!
Что же касается Т-34, то его производство оценивается следующим образом:
115 танков было выпущено в 1940-м,
2800 - в 1941-м,
5000 - в 1942-м,
10000 - в 1943-м,
11750 - в 1944-м
и 10000 - в 1945 гг.,
то есть всего 39665 машин.
Самое интересное, что эти данные заимствованы из зарубежных источников, и если их сравнить с нашими, то они выглядят заниженными. Но даже в этом случае получается, что одних Т-34 СССР произвел почти 40000 машин - то ость практически все то количество танков и САУ, что было выпущено в Германии с сентября 1939 г., по май 1945-го. И это не считая танков KB, которых за 3,5 года изготовили более 4700!
Танк ИС-2
Интересно, что одновременно с разработкой ИС-3 был создан и еще более мощный и хорошо забронированный тяжелый ИС-4 весом около 60 т, тем не менее, серийное производство этого танка решили отложить, чтобы не снижать выпуск ИС-2 и ИС-3. Последний начал поступать в войска в январе 1945 г., участия в боевых действиях в Европе так и не принял, зато его показали союзникам на совместном военном параде в Берлине в июне 1945 г., где он произвел очень сильное впечатление. Что же касается ИС-4, то, хотя его и запустили в производство, но выпустив примерно 250 машин, все-таки выпуск прекратили из-за того, что танк оказался слишком тяжелым и маломаневренным.
Танк ИС-3
Таким образом, Советский Союз начал войну, имея на вооружении один средний танк, а закончил ее с двумя средними танками Т-34 и Т-44 и тремя тяжелыми танками, практически одновременно принятыми на вооружение - ИС-2, ИС-3, ИС-4. Расчет был явно на то, что, если война почему-либо затянется, будет чем заменить устаревшую модель, а нет - новые машины сгодятся на перспективу.
Танк ИС-4
Лучшие танки Второй мировой.
Что же касается вывода о том, какие же танки Второй мировой войны считать самыми лучшими, то вывод здесь может быть один, хотя кому-то он и может показаться весьма необычным.
Это - танк Т-44 - в классе средних машин и танк ИС-3 - среди "тяжеловесов".
Первый был "самым средним среди средних", наиболее простым технологически и рассчитан на производство в еще больших количествах, нежели Т-34, тогда как второй превосходил все машины наших врагов и союзников по основным боевым показателям, развитие которых привело к созданию послевоенного тяжелого танка Т-10. Что же касается послевоенных советских средних танков Т-54, Т-55 и даже Т-62, то они не только чисто внешне походили на Т-44, но и сохранили в своей конструкции большинство из присущих именно ему технических решений!
Танки Т-34-76 на улицах Берлина
Хотя этот вывод не совсем корректен, эти боевые машины - танк Т-44 и танк ИС-3 - хотя и появились во время Великой Отечественной войны, но участия в ней не принимали. А на старых черно-белых архивных фото, где советские танки мчатся по улицам поверженного Берлина можно увидеть все те же неизменные Т-34-76, уцелевшие после ожесточенных уличных боев в Берлине, где ловушкой для наших танков становились узкие улицы и переулки этого города, и где наши танкисты несли особенно ощутимые потери от огня "фаустников".