Тяжелые бронеавтомобили Германии
Sd.Kfz.231
Sd.Kfz.232
Sd.Kfz.263
В годы Второй Мировой войны немецкая армия использовала несколько типов бронеавтомобилей. Самыми легкими были двухосные броневики, более тяжелые машины имели три оси, а самыми тяжелыми были четырехосные бронеавтомобили.
Танковые и моторизованные части использовали бронеавтомобили немецкого производства Sd.Kfz.231/232/263 (6-Rad), а также трофейную технику: советские БА-6/БА-10 (BAF 203(r)), голландские "DAF" М1939, чешские "Tatra" OA vz.30 и американские М8 "Greyhound".
Боевое применение
Впервые восьмиколесные бронеавтомобили были использованы по назначению в марте 1938 года во время аншлюса Австрии. В параде по улицам Вены участвовали машины из 2-ой танковой дивизии. Затем бронеавтомобили использовались осенью 1938 года при захвате Судет и в марте 1939 года при оккупации Чехии и Моравии. Два Sd Kfz 232, переправленные морем, участвовали в аннексии Клайпеды в марте 1939 года.
В польской кампании тяжелые бронеавтомобили действовали в составе танковых, моторизованных и легких дивизий, а также частей СС.
Немецкие тяжелые бронеавтомобили по своим характеристикам превосходили польские бронеавтомобили wz.1929 и wz.1934 как по огневой мощи (польские короткоствольные 37-мм пушки могли пробить броню немецких машин только на близких дистанциях) и толщине брони. Кроме того, за немцами было численное преимущество. В свою очередь, польские танки 7ТР и "Vickers" Е, вооруженные 37-мм и 47-мм пушками, превосходили немецкие тяжелые бронеавтомобили.
Бронеавтомобили ADGZ участвовали осенью 1938 года в занятии Судет. В сентябре 1939 года две машины этого типа - "Saarland" и "Sudetenland" - 1 сентября 1939 года вели сражение в районе гданьской почты, поддерживая действия полиции и полка SS-Heimwehr Danzing. Неизвестно, использовались ли эти бронемашины в дальнейших боях на территории Польши, но польские источники сообщают о применении немцами бронеавтомобилей в районе Вейхерово.
На западе бронеавтомобили Sd.Kfz.231/232 использовались для разведки. Слабое вооружение и тонкая броня не позволяли бронеавтомобилям на равных сражаться даже с легкими танками союзников, такими как "Somua" S-35 или А12 Mk.ll "Matilda" II, вооруженные 37, 40 и 47-мм пушками и несущими более толстую броню. Но с разведкой бронеавтомобили справлялись хорошо, в чем им помогала развитая шоссейная сеть во Франции, позволяющая достичь любой точки не съезжая с асфальта. Впрочем, на пересеченной местности восьмиколесные бронеавтомобили тоже чувствовали себя достаточно уверенно. Несколько раз бронеавтомобилям пришлось вести бои с танками союзников, во многих из них немцам удалось одержать победу.
Во время французской кампании четыре бронеавтомобиля ADGZ было придано полицейской дивизии. Эти же машины в составе полицейской дивизии участвовали в боях на Восточном фронте в 1941-1943 годах. Кроме разведки, броневики использовались для борьбы с партизанами. Другие бронеавтомобили типа ADGZ эксплуатировались в полицейских частях в Линце и Вене.
Бронеавтомобили выпуска 1941 года попали в 7-ю добровольческую горнострелковую дивизию СС "Принц Евгений". Несколько машин оказалось и в 13-й горнострелковой дивизии СС "Хандшар".
Бронеавтомобили участвовали весной 1941 года в балканской кампании.
Sd.Kfz.232 хорошо себя показали на горных дорогах Греции и Югославии.
Неудачно сложилась судьба бронеавтомобилей из разведбатальона 5-й танковой дивизии - все они ушли на дно Средиземного моря, когда союзники потопили транспорт, направлявшийся из Греции в Италию.
В Северной Африке немецкие тяжелые бронеавтомобили смогли полностью раскрыть свои возможности. В составе "Deutsches Afrikakorps" было две части, оснащенные бронеавтомобилями: 3-ий разведывательный батальон 5-ый легкой дивизии и 33-ий разведывательный батальон 15-ой танковой дивизии. 3-й батальон особенно отличился весной 1941 года во время первого наступления немецко-итальянских войск. Бронеавтомобили не только проводили разведку, но и участвовали в боевых действиях. В пустыне бронеавтомобили Sd.Kfz.231/232 прошли всестороннюю проверку, которая выявила как достоинства, так и недостатки машин. Среди недостатков были недостаточное охлаждение двигателя и большой расход топлива, ограничивающий радиус действия.
На Восточном фронте тяжелым бронеавтомобилям пришлось туго.
Во первых, выяснилось, что проходимость Sd.Kfz.231/232 превосходная для Европы, была явно недостаточной для России.
Во-вторых, Красная Армия располагала танками, в бою с которыми у немецких машин не было никаких, даже теоретических шансов. В этих условиях ведение разведки было возложено на средние танки, а бронеавтомобили и легкие танки приходилось держать в тылу. Затем разведывательные части получили полугусеничные бронетранспортеры Sd.Kfz. 250/9, обладавшими лучшей проходимостью.
Несмотря на все недостатки, восьмиколесные бронеавтомобили оставались на вооружении частей панцерваффе и СС до конца войны.
Подробно об организации бронеавтомобильных частей вермахта
Тяжелые бронеавтомобили Sd.Kfz.231 и Sd.Kfz.232 поступали на оснащение разведывательных батальонов в составе танковых дивизий. Разведбатальоны комплектовались согласно штатному расписанию KStN 1162 от 1 октября 1938 года.
Штатное расписание предусматривало в составе роты бронеавтомобилей наличие взвода тяжелых бронеавтомобилей. Взвод состоял из трех отделений, оснащенных одним Sd.Kfz. 231 и одним Sd.Kfz.232. Всего во взводе было шесть бронеавтомобилей.
Восьмиколесные бронеавтомобили эксплуатировались и в составе других частей танковых дивизий. Один Sd.Kfz.263 придавался штабному взводу в роте бронеавтомобилей, еще два Sd.Kfz.263 входили в состав двух отделений связи. Бронеавтомобили находились и в составе частей связи: во втором взводе роты радиосвязи батальона связи было шесть Sd .Kfz.263, а в роте телефонной связи в 1-м и 3-м взводах - два Sd.Kfz.263. Всего в составе танковой дивизии "образца 1939 года" было 24 тяжелых бронеавтомобилей.
Таковой была организация 1-й, 2-й, 3-й, 4-й и 5-й танковых дивизий. Разведывательный батальон импровизированной 10-й танковой дивизии также был полностью укомплектован, а 90-я моторизованная рота связи имела на вооружении только шесть бронеавтомобилей - все легкие Sd.Kfz.223.
В свою очередь дивизия "Kempf" имела в составе разведывательного батальона только легкие бронеавтомобили. Другие моторизованные части, например, моторизованные полки СС, имели в составе только взвод легких бронеавтомобилей Sd.Kfz.221 и Sd.Kfz.222 (штатное расписание KStN 1136 от 1 марта 1939 года).
На практике дело обстояло иначе. Например, полк СС "Leibstandarte SS Adolf Hitler" обладал четырьмя Sd.Kfz.232 (8-Rad). Скорее всего это были машины, числящиеся за 17-й разведывательной ротой СС, базирующейся в Берлине-Лихтенфельде. Первые Sd.Kfz.232 (8-Rad) эта часть получила еще в 1937 году.
Разведывательный батальон моторизованной дивизии укомплектовывался согласно штатному расписанию KStN 1162 от 1 октября 1938 года. Всего моторизованная дивизия располагала тремя Sd.Kfz.231, тремя Sd.Kfz.232 и двумя Sd.Kfz.263. Организация 2-го, 13-го, 20-го и 29-го моторизованных разведывательных батальонов была одинаковой.
По-другому выглядела организация разведывательных частей в легких дивизиях. Всего существовало два типа таких частей. В 1-й легкой дивизии был стандартный разведбатальон, укомплектованный согласно KStN 1162. В состав 2-й легкой дивизии входил 7-й разведывательный полк (Aufklaerung Regiment), который в свою очередь среди прочих частей объединял батальон бронеавтомобилей (четыре роты - KStN 1105 от 1 октября 1937 года). В каждой роте было шесть Sd.Kfz.231/232 и один Sd.Kfz.263. Во взводе связи батальона (KStN 1191 - от 1 октября 1938 года) было два Sd.Kfz.263. Итого батальон насчитывал 30 тяжелых бронеавтомобилей. 3-ая легкая дивизия располагала двумя разведывательными батальонами, организованными согласно KStN 1162. В состав 9-го разведывательного полка 4-ый легкой дивизии также входил батальон бронеавтомобилей, который имел трехротную структуру согласно KStN 1105 от 1 октября 1937 года и, следовательно, насчитывал только 23 тяжелых бронеавтомобиля.
Реорганизация панцерваффе, имевшая место в 1939/40 годах, затронула структуру разных частей, входящих в состав танковых и моторизованных дивизий.
В результате реорганизации все танковые дивизии, за исключением 9-й танковой, получили разведбатальоны, укомплектованные согласно KStN 1162. 9-я танковая дивизия, будучи сформированная последней, имела в составе разведывательный полк. В состав 2-го батальона разведполка входили две роты бронеавтомобилей, насчитывающие 16 тяжелых бронеавтомобилей.
Были и отдельные разведывательные батальоны - "Panzer-Lehr-Aufklaerungs-Abteilung" и "1.Panzer-Aufklaerungs-Abteilung", укомплектованные согласно KStN 1162. Разведбатальоны моторизованных дивизий не претерпели изменения и число бронеавтомобилей в них осталось прежним.
В составе "SS-Aufklaerungs Sturmbann" "SS-Verfuegungs Division" находилась стандартная рота бронеавтомобилей (7 штук), еще двумя Sd.Kfz.263 располагал взвод связи.
Разобравшись со своими противниками на Западе, гитлеровцы снова реорганизовали свои подвижные части. Главным принципом реорганизации было создание новых танковых дивизий на базе уже существующих. Танковую дивизию расщепляли на две, дополняя обе половинки необходимыми вспомогательными частями. В результате вместо одной дивизии немцы получали две, но более слабые части.
Все танковые дивизии, за исключением 7-й и 20-й, имели в составе разведывательного батальона роту бронеавтомобилей, укомплектованную согласно KStN 1162 от 1 февраля 1941 года (7 бронеавтомобилей). Еще два Sd.Kfz.263 действовали при взводе связи батальона. В 7-ой и 20-ой танковых дивизиях использовали трофейные французские бронеавтомобили "Panhard" Р178. В 5-й легкой дивизии, отправленной в Северную Африку, действовал 3-ий разведбатальон, укомплектованный обычным образом.
Моторизованные дивизии также располагали разведыва тельным батальоном, по структуре не отличавшемся от разведбатальона в составе танковой дивизии. В июне 1941 года фашисты располагали 10 моторизованными дивизиями.
Иначе выглядела организация разведывательных частей войск СС. В дивизиях СС "Reich" и "Wiking" имелась одна рота бронеавтомобилей, оснащенная согласно KStN 1162 и насчитывающая 7 тяжелых бронеавтомобилей - взвод тяжелых бронеавтомобилей (SS-schwere Panzerspaehwagen Zug). Бригада СС LSSAH по штатам не имела тяжелых бронеавтомобилей, но в действительности располагала четырьмя Sd.Kfz.232 (8-Rad). Дивизия СС "Totenkopf" использовала французскую трофейную бронетехнику.
В дальнейшем число бронеавтомобилей в разведывательных частях неоднократно менялось. С одной стороны, броневики уступали место полугусеничным машинам, обладавшим лучшей проходимостью, с другой стороны - выпуск бронеавтомобилей сокращался, а высвобождающиеся мощности переключались на выпуск танков. Бронеавтомобили оставались на вооружении моторизованных дивизий, затем их применяли в гренадерских дивизиях.
Штат дивизии "образца 1942 года" еще предусматривал в составе разведывательного батальона роту бронеавтомобилей, но уже в 1943 году бронеавтомобили были вытеснены полугусеничными бронетранспортерами.
Подробно об организации бронеавтомобильных частей вермахта
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи