Танковые дивизии
Летом 1942 года сильно истощенные соединения СС были поначалу выведены с фронта и направлены в тыл для отдыха и переформирования. После запланированной реорганизации эти части должны были стать самыми грозными и боеспособными соединениями вермахта. Первой с линии фронта была отведена самая потрепанная дивизия СС "Рейх". Основная часть этой дивизии в начале марта была переправлена по железной дороге во Францию. На фронте подо Ржевом остался лишь сводный батальон (боевая группа "Остендорф" Kampfgruppe "Ostendorf") и большая часть уцелевшего вооружения. Этот батальон оставался на фронте до середины июня, после чего он вновь был включен в состав дивизии, которая к этому времени находилась в Норвегии, в городе Берген. Полк "Мертвая голова", который был практически уничтожен во время битвы за Москву, заменили новым моторизованным полком "Langermark". Кроме того в дивизию был включен танковый полк, что значительно увеличило ее мощь.
Полугусеничный бронетранспортер Sd.Kfz. 250/11 из дивизии СС "Лейбштандарт Адольф Гитлер" на позиции, Украина. Бронетранспортер вооружен легкой противотанковой пушкой с коническим стволом 2,8 cm schwere Panzerbusche-41. На капоте и бортах машины осталась солома, скорее всего ранее бронетранспортер был замаскирован под стог.
В мае дивизию "Рейх" переименовали в SS-Division "Das Reich", что грамматически было более правильно, а в ноябре, после значительного доукомплектования, она стала называться SS-Panzer-Grenadier-Division "Das Reich". Дивизия продолжала интенсивную подготовку до января 1943 года и только после катастрофы в Сталинграде была спешно переброшена на Восточный фронт. LSSAH была отведена со своих позиций на реке Миус в июне 1942 года. Дивизию направили во Францию, в окрестности Парижа. LSSAH была значительно усилена (по образцу дивизии СС "Рейх") и с сентября 1942 года стала называться SS-Panzer-Grenadier-Division "Leibstandarte SS Adolf Hitler". Как и большинство дивизий СС LSSAH находилась на западе и была переброшена в Россию только в январе 1943 года. Дивизия СС "Мертвая голова" продолжала оставаться на позициях на реке Ловать. Только в конце октября 1942 года это соединение было выведено во Францию, поэтому у нее было меньше времени для отдыха и переформирования. В ноябре 1942 года дивизия была переименована в SS-Panzer-Grenadier-Division "Totenkopf" и переформирована по образцу других дивизий СС. После этого дивизия участвовала в оккупации вишистской области Франции. Весной 1943 года дивизия была включена в состав танкового корпуса СС, который действовал на Восточном фронте.
На фотографии танки из дивизии СС "Викинг". Снимок сделан на окраине Ростова, слева - Pz.Kpfw. III ausf. J, справа - Pz.Bef. Wg. III Ausf. H.
Дивизия СС "Викинг" не отводилась в тыл для отдыха, а была переформирована прямо на занимаемых позициях на реке Миус. В состав дивизии был включен танковый полк, а поредевший личный состав значительно пополнен. "Викинг" была придана 57-му танковому корпусу (туда также входила и 13-я танковая дивизия) и должна была сыграть решающую роль в приближающемся летнем наступлении немецких войск. Начав наступление 19 июля 1942 года эта дивизия сразу же встретила ожесточенное сопротивление Красной Армии. Особенно тяжелые бои разгорелись в районе Ростова и на нефтяных полях Кавказа. Немцам удалось занять часть нефтеносных районов, однако все последующие атаки успеха не принесли. Дивизия СС "Викинг" к этому времени переименованная в SS-Panzer-Grenadier-Division "Wiking" занимала оборонительные позиции на реке Терек. Наступление Красной Армии под Сталинградом поставило немецкие войска на Кавказе в очень опасное положение. Немцы были вынуждены отвести группу армий "А" с их позиций на южном участке фронта. В январе 1943 года "Викинг" отступила к Ростову, а только что прибывшие на фронт свежие дивизии СС были срочно брошены в бой, чтобы ликвидировать наметившийся прорыв Красной Армии на реке Донец. В то же самое время, когда к югу от Харькова развивалось наступление Манштейна, дивизия "Викинг" была вновь брошена в бой: на этот раз она должна была наступать к югу от Изюма. Когда к концу февраля 1943 года атаки Красной Армии были отбиты, остро нуждающаяся в пополнении и оснащении дивизия СС "Викинг" занимала те же самые позиции на реке Миус, с которых началось наступление год назад.
Красная Армия сжимала кольцо вокруг 6-й армии Паулюса в Сталинграде, а планы советского командования предусматривали прорыв южного фронта немцев несколькими мощными ударами. Это наступление должно было расколоть немецкие армии и отбросить их к Черному морю и Днепру. Немцам крупно повезло, что их лучшие дивизии только что прибыли из Франции и были полностью боеготовы. Это позволило германскому командованию иметь в своем распоряжении вполне достаточные силы для успешного отражения наступления Красной Армии.
Гренадеры дивизии СС "Викинг" осматривают сожженный танк Т-34.
На заднем плане - самоходно-артиллерийская установка "Веспе", вооруженная 105-мм гаубицей.
Переброшенные из Франции дивизии СС LSSAH и "Рейх" прибыли в Россию в начале февраля 1943 года и сразу же вступили в бои в окрестностях Харькова. Сведенные в танковый корпус СС под командованием обергруппенфюрера СС Пауля Хауссера, эти дивизии вступили в бой 11 февраля, имея личный приказ Гиглера удержать Харьков любой ценой. После двух дней боев Хауссер направил просьбу об отводе войск, мотивируя это тем, что русские смогли обойти город и отрезать его защитников от остальных войск. Гитлер отклонил просьбу: он считал, что его лучшие элитарные войска в состоянии выполнить любой его приказ без всяких колебаний и размышлений. Командир корпуса СС оказался перед сложной проблемой: с одной стороны он имел приказ об обороне города, а с другой стороны понимал, что в случае выполнения приказа фюрера его части будут втянуты в кровопролитные уличные бои; бои, к которым его мобильные дивизии прорыва были меньше всего подготовлены.
В отбитый городок Кигичевка в окрестностях Харькова входят части дивизии СС "Лейбштандарт Адольф Гитлер", начало февраля 1943 г.
На переднем плане - танк Pz.Kpfw. IV Ausf. G, за ним движется автомобиль Хорьх Kfz. 15. Техника окружена гренадерами.
Последние сомнения отпали 15 февраля, когда только единственная дорога еще связывала Харьков с остальными германскими войсками, Хауссер отдал приказ оставить город и сохранил тем самым лучшие дивизии СС. Когда Гитлеру стало известно о сдаче Харькова, первым его приказом было расстрелять своевольного командующего, но в конце концов Хауссер даже не получил выговора за свое решение. Ближайшие события показали, насколько продуманным и дальновидным был приказ командира корпуса СС. Три дивизии СС (весной 1943 года в состав корпуса была включена дивизия СС "Мертвая голова") не только поймали в ловушку передовые части Красной Армии, но и возглавили наступление, которое было одним из самых успешных за всю войну. Подавив последние очаги сопротивления к югу от Харькова 3 марта, танковый корпус СС начал продвижение к городу, оттеснив русские части к западу от Донца. 11 марта принесло личное удовлетворение Хауссеру: его войска ворвались на улицы Харькова, преследуя лишь небольшие и дезорганизованные группы противника. У Красной Армии практически не оставалось резервов, которые позволили бы задержать продвижение немецких войск.
Когда 18 марта 1943 года немецкие части вступили в Белгород и форсировали Донец, возникла реальная угроза тылам Центрального фронта. Генерал-фельдмаршал фон Манштейн, командующий группой армий "Юг", первоначально собирался нанести удар по Курскому выступу сразу же после захвата Харькова и Белгорода, но из-за начавшейся оттепели и несогласия командующего группой армии "Центр" генерала-фельдмаршала фон Клюге поддержать Манштейна на севере курского выступа, этот план не был реализован. К нему вернулись вновь в апреле на совещании начальников штабов, которое начальник генерального штаба сухопутных войск генерал-полков-ник Цейтлер созвал в штаб-квартире ОКХ в Летцене. К этому времени Манштейн был больше склонен к нанесению мощного танкового удара (операция "Пантера") юго-восточнее Харькова, но Цейтлер рассудил, что наступление под Курском сопряжено с меньшим риском и "не потребует столь значительных резервов". Проект операции, предполагавший нанести два сходящихся удара по Курскому выступу войсками генерал фельдмаршала фон Клюге (9-я армия генерала Моделя) и фон Манштейна (4-я танковая армия Гота), был представлен Гитлеру 11 апреля и 15 апреля 1943 года утвержден директивой №6.
Танк Pz.Kpfw. IV Ausf.G 7-й роты танкового полка дивизии СС "Лейбштандарт Адольф Гитлер".
На борту надстройки корпуса изображены сразу два креста.
Однако для осуществления этой операции необходимо было время для создания второй ударной группировки (командующий - генерал Модель), которая должна была наступать со стороны Орла. Кроме того, Гитлер настаивал, чтобы в наступлении участвовали и новые образцы техники: в первую очередь новые танки "Тигр" и "Пантера", самоходное орудие "Элефант" ("Фердинанд"). Немецкие заводы еще только начали осваивать выпуск "Тигров", а производство "Пантер", которые еще страдали конструктивными дефектами, было низким - всего 12 машин в неделю. В первую очередь новыми танками оснащали ударные части, в число которых входили и дивизии СС. Недели сменяли друг друга, и в связи с наращиванием русскими сил первоначальный замысел претерпел существенные изменения: она превратилась в лобовую массированную атаку, пробу сил обеих сторон, исход которой должен был решить весь ход летней кампании 1943 года.
Полугусеничная самоходно-артиллерийская установка "Stummel" дивизии СС "Лейбштандарт Адольф Гитлер" движется мимо позиции батареи буксируемых артиллерийских орудий.
За время подготовки к наступлению боевая мощь дивизий СС была еще больше усилена. В состав трех дивизий СС, входящих в танковый корпус СС, были включены батальоны тяжелых танков PzKpfw VI "Тигр". Все четыре дивизии СС были доукомплектованы и находились в полной боевой готовности. В это же время были сформированы четыре новые дивизии СС:
- SS-Panzer-Grenadier-Division "Hohenstaufen"
- SS-Panzer-Grenadier-Division "Karl der Grosse"
- SS-Panzer-Grenadier-Division "Nordland"
- SS-Panzer-Grenadier-Division "Hitlerjugend"
Эти части находились на различной стадии подготовки и должны быть готовы к боевым действиям не позднее конца 1943 года. К началу наступления на Курской дуге четыре дивизии СС по ударной мощи были эквивалентны восьми обычным дивизиям вермахта. Войскам СС отводилась весьма важная роль в приближающемся летнем наступлении. Особые надежды возлагали на дивизии СС LSSAH, "Рейх" и "Мертвая голова", которые образовывали танковый корпус СС. Они воплощали в себе все лучшее, что германская нация могла направить в войска. Это были стойкие, закаленные в боях соединения, до этого не знавшие поражений.
По материалам серии "Военные машины".