Немецкие танки "Тигр": ЖИВУЧЕСТЬ - Испытания в 1945 году
|
pro-tank.ru
|
2011-03-30T05:32
|
С 16 по 22 марта 1945 года англичане провели всесторонние испытания немецкого танка "Tiger I" с целью выявить слабые места танка. В испытаниях участвовали 6-фунтовая, 17-фунтовая и 75-мм пушки. Целью служил "Тигр" (серийный номер шасси 250570), захваченный в Нормандии. Танк имел исправную ходовую часть, но навесные контейнеры были демонтированы. Бензобаки были на четверть заполнены бензином. Боекомплект танка составили 40 холостых 75-мм снарядов, уложенных на левом (22) и на правом (18) бортах. На места механика-водителя и стрелка-радиста посадили манекены. Места остальных членов экипажа оставались свободны. Стрельбу проводили с расстояния 50 метров. Пороховой заряд выстрелов меняли, имитируя стрельбу с разных дистанций. Стрельбу проводили перпендикулярно в лоб и под углом в борт.
- Лобовая броня толщиной 102 мм (24 градуса), 6-фунтовый подкалиберный боеприпас с отделяемым поддоном (APDS). Всего произведено пять выстрелов. Снаряд № 21 (в момент удара скорость снаряда составляла 1060 м/с) смог пробить броню. Следующий снаряд (скорость 990 м/с) не смог пробить броню. Снаряд 22 (скорость 1020 м/с) смог пробить броню, но он попал слишком близко от снаряда 21, где броня была ослаблена предыдущей пробоиной. Снаряд 21 прошел насквозь лобовую броню и пробил кожух бортовой передачи, серьезно ранив механика-водителя. По результатам стрельб можно рекомендовать артиллеристам открывать огонь по "Тиграм" лишь после того, как они приблизятся на не менее чем 1000 метров. Когда лобовую броню усилили отрезком гусеницы, то снаряд (скорость 1100 м/с) оставил лишь небольшую вмятину. Дальнейшие испытания были прекращены.
- Борт башни (броня 82 мм, угол 40 градусов). 6-фунтовый подкалиберный боеприпас с отделяемым поддоном (APDS). Два снаряда (скорость 950 м/с) не смогли пробить броню, а снаряд № 25 (скорость 1010 м/с) броню пробил насквозь и раскололся о противоположную стену. Бортовые стеллажи получили многочисленные пробоины, можно предположить, что члены экипажа также были серьезно ранены. По характеристикам снаряд №25 соответствовал выстрелу с дистанции около 1100 метров. Когда борт башни дополнительно усилили гусеницей, снаряд №30 (скорость 1010 м/с) оставил на борту лишь небольшую вмятину. Снаряд №39 (скорость 1100 м/с) также не смог пробить борт. Снаряд № 32 (скорость 1050 м/с, угол 30 градусов) оставил в броне округлую вмятину. Очевидно, броню, усиленную гусеничными траками, можно пробить лишь с предельно близких дистанций. Снаряд, нацеленный в смотровую щель, ударился со скоростью 950 м/с в 6 см от щели. В результате разошелся сварной шов, соединявший наружную крышку щели к бортовой броне. Внутренний повреждения оказались незначительными - раскололся один из болтов, удерживавших крышку. Без сомнения, прямое попадание в смотровую щель вызвало бы полное разрушение щели. Бронебойный боеприпас с твердой головкой и баллистическим наконечником может показать подобные результаты лишь при прямом угле атаки.
- Борт башни (угол 30 градусов). 6-фунтовый бронебойный снаряд с твердой головкой и баллистическим наконечником. Снаряд № 62 (скорость удара 780 м/с) не смог пробить броню. Снаряд №98 при той же скорости и угле атаки 20 градусов смог пробить борт. Снаряд полностью вошел в башню и разрушил левый противооткатный цилиндр орудия. При этом все члены экипажа должны были выйти из строя. Еще один снаряд попал в верхнюю часть борта башни в 3 см от края. Хотя при этом откололась часть крыши размером 13x9 см, основные сварные швы не разошлись.
- Маска пушки (угол 30 градусов). 6-фунтовый подкалиберный боеприпас с отделяемым поддоном (APDS). Три снаряда №№ 27, 28 и 29 (скорость 1010, 1 ООО и 1050 м/с) не смогли пробить маску пушки, причем один застрял в маске, а два других рикошетировали. Скорость снарядов №27 и №28 соответствовала скорости на дистанции 1100 метров. Снаряд №27 попал в район прицела, выбил два болта, но никаких серьезных повреждений не нанес.
- Маска пушки (фронтальная проекция). 6-фунтовый бронебойный снаряд с твердой головкой и баллистическим наконечником. Снаряд №73 (скорость 720 м/с) попал в нижнюю часть маски пушки (3 см от края), рикошетировал вниз и пробил крышу корпуса, оставив отверстие размером 20x10 см. Значительные повреждения получила задняя часть коробки передач. Осколки были найдены на сидении механика-водителя (к тому времени манекен развалился на куски, и его вытащили из танка). В этих условиях механик-водитель должен был неизбежно погибнуть, а другие члены экипажа получить тяжелые ранения.
- Борт корпуса (толщина 82 мм, угол 30 и 20 градусов). 6-фунтовый бронебойный снаряд с твердой головкой и баллистическим наконечником. Снаряд №61 (скорость 770 м/с) не смог пробить борт корпуса при угле атаки 30 градусов. Снаряд № 96 (скорость также 770 м/с) при угле атаки 20 градусов пробил борт насквозь. Снаряд прошел через место механика-водителя, полностью разрушив приборную панель. При этом механик-водитель должен был быть убит осколками. Скорость 770 м/с соответствует расстоянию 400 метров.
- Борт корпуса (толщина 62 мм, угол 30 градусов). 6-фунтовый бронебойный снаряд с твердой головкой и баллистическим наконечником. Поскольку нижняя часть борта в основном закрыта гусеницами и опорными катками, поэтому орудие наводили в район демонтированного 8-го опорного катка. Первый же снаряд (скорость 760 м/с) пробил броню, попал в бензобак и вызвал пожар. Огонь быстро затушили, чтобы он не повредил броню. В реальной ситуации, когда все опорные катки находятся на месте, получить подобный результат вряд ли бы удалось.
- Борт башни (толщина 82 мм, угол 40 и 50 градусов). 17-фунтовый подкалиберный боеприпас с отделяемым поддоном (APDS). При угле атаки 50 градусов броню пробить не удалось. Снаряд №35 (скорость 1050 м/с) смог только оставить глубокую вмятину на броне. Снаряд №36 (скорость 1050 м/с) пробил броню при угле атаки 40 градусов. Снаряд №38 (скорость 950 м/с) также смог пробить борт, но позднее выяснилось, что угол атаки составлял только 36 градусов. Внутренние повреждения, вызванные снарядами №36 и №38, оказались очень тяжелыми. Среди прочего, снаряд №36 вызвал пожар боекомплекта. Таким образом, бортовую броню башни (без наложенных гусеничных траков) 17-фунтовая пушка может пробить с дистанции 1200 м. 17-фунтовый бронебойный снаряд с твердой головкой и баллистическим наконечником. Снаряд № 54 (скорость 910 м/с, угол атаки 50 градусов) смог лишь вызвать деформацию брони. Основные сварные швы выдержали удар, но коробка для взрывателей распалась на три части. Вероятность выхода из строя членов экипажа при этом признана маловероятной. Снаряд № 57 (скорость 895 м/с, угол атаки 40 градусов) попал в замок, соединяющий две бронеплиты. Сварные швы разошлись только в районе попадания. Снаряд № 80 (скорость около 870 м/с) смог пробить броню и разбился о противоположную стену. Вероятны потери среди экипажа.
- Смотровой прибор механика-водителя (102 мм, угол 41 градус), 17-фунтовый подкалиберный боеприпас с отделяемым поддоном (APDS). Снаряд № 48 (скорость 1030 м/с, угол 41 градус) образовал на броне кратер, а снаряд № 49 (скорость 1080 м/с) расколол броню. По-видимому, пробить смотровой прибор не удастся на дистанциях более 750 метров.
17-фунтовый бронебойный снаряд с твердой головкой и баллистическим наконечником. Снаряд № 55 (скорость 780 м/с, угол атаки 40 градусов) не смог пробить броню, но разбил сварной шов, соединявший лобовую бронеплиту с корпусом. Снаряд № 56 (скорость около 870 м/с, угол атаки 40 градусов) попал в центр лобовой плиты, посередине между курсовым пулеметом и смотровым прибором механика-водителя. В результате разошелся сварной шов на протяжении 1,5 метров, так что образовалась щель шириной почти 10 мм. Маска пулемета сместилась влево на несколько миллиметров. Выступ, перевязывающий бронеплиты, отломился и упал на пол. Снаряд с вероятностью мог вывести экипаж из строя. Снаряд №75 (скорость 576 м/с) рассек крышу и увеличил повреждения, нанесенные предыдущим снарядом. Правая часть визира раскололась, включая усиливающий элемент. Механик-водитель и стрелок-радист должны были получить ранения или погибнуть.
- Борт корпуса (толщина брони 82 мм, угол 50 градусов).
17-фунтовый подкалиберный боеприпас с отделяемым поддонам (APDS). Результаты, полученные для борта корпуса, заметно отличаются от результатов, полученных для борта башни, хотя толщина брони в обоих случаях была одинаковой. В то время как снаряд № 35 (скорость 1050 м/с) не смог пробить борт башни, борт удалось пробить уже при скорости снаряда 940 м/с. Твердость брони башни и корпуса была одинаковой. Снаряды №№ 46, 47 и 50 пробили борт, разрушили бортовые стеллажи и несомненно должны были вызвать пожар боекомплекта. 17-фунтовый бронебойный снаряд с твердой головкой и баллистическим наконечником (АРСВС). Снаряды №№ 51 и 52 (скорость 810 и 860 м/с, соответственно) при угле атаки 50 градусов не смогли пробить броню. Снаряд №52 ударил в 20 см от верхней кромки борта и сколол кусок крыши размером 90x30 см. Танк получил серьезные повреждения, в реальной боевой обстановке это попадание вызвало бы потери среди членов экипажа и пожар боеукладки.
- Лобовая броня (102 мм, 48, 37 и 24 градуса). 17-фунтовый подкалиберный боеприпас с отделяемым поддоном (APDS). Два снаряда (скорость 965 и 1030 м/с, угол 48 градусов) не смогли пробить броню, оставив на ней две гладкие вмятины.
17-фунтовый бронебойный снаряд с твердой головкой и баллистическим наконечником (АРСВС). Обстрел лобовой части танка вызвал дальнейшие разрушения сварных швов. Снаряд № 77 (скорость 640 м/с, угол 24 градуса) расколол лобовую бронеплиту, а снаряд № 79 (скорость 625 м/с) смог пробить броню насквозь. Снаряд № 94 (полный пороховой заряд, скорость 870 м/с, угол 37 градусов) попал в угол лобовой брони, вызвав отслоение лобовой бронеплиты от борта. Сварные швы разошлись почти по всей длине.
- Маска пушки (угол 40 градусов). 17-фунтовый подкалиберный боеприпас с отделяемым поддоном (APDS). Снаряд № 43 (скорость 1045 м/с) пробил маску пушки насквозь, прошел в боевое отделение и разрушил правый противооткатный цилиндр. Дальнейшие стрельбы были прекращены из-за того, что лобовая броня танка получила тяжелые повреждения. Таким образом, можно заключить, что лобовую броню "Тигра" 17-фунтовая пушка может пробить с дистанции до 1400 м.
- Бортовая передача.
17-фунтовый бронебойный снаряд с твердой головкой и баллистическим наконечником (АРСВС). Снаряд № 83 (скорость 680 м/с) пробил правую гусеницу и разрушил бортовую передачу. При этом танк должен был потерять ход. Снаряд № 84 (скорость 870 м/с) нанес еще более тяжелые повреждения и также должен был остановить танк. Попадание в бортовую передачу с любых реальных дистанций иммобилизует танк. Снаряд № 93 (скорость 870 м/с, угол 30 градусов) прошел через левую гусеницу и пробил кожух левой бортовой передачи. Кожух разошелся и стали видны разрушенные детали планетарной передачи. Гусеница и ведущее колесо вывалились на 13 см, при этом танк потерял бы ход. Дистанция и угол атаки при стрельбе по бортовым передачам точно не определялись.
- 75-мм бронебойный снаряд М61 с твердой головкой и баллистическим наконечником (АРСВС), угол атаки 20 градусов. Борт башни и корпуса (82 мм) пробить не удалось даже с самых близких дистанций и при самых благоприятных углах атаки. Борт корпуса (63 мм) был пробит снарядом № 59 (скорость около 600 м/с, угол 20 градусов). При этом в кормовой части корпуса откололись три больших куска. Траектория разлета осколков позволила заключить, что в бою такое поражение неизбежно привело бы к гибели механика-водителя и ранению стрелка-радиста.
- 75-мм и 25-фунтовый фугасный боеприпас. Фугасные боеприпасы любых калибров не могли пробить крышу башни и корпуса. Фугас, разорвавшийся между опорными катками, сорвал крыло. Следует иметь в виду, что гусеницы и опорные катки достаточно хорошо защищают нижнюю часть борта. Однако воздухозаборники двигательного отделения легко повреждаются осколками. Это неизбежно приводит к повреждению радиаторов и утечке воды из системы охлаждения.
Качество брони танков "Тигр"
Бронеплиты (за исключением крыши корпуса) не имели тенденции к ломкости и по своим характеристикам примерно соответствовали английской броне. Номер шасси (250570) показывает, что испытываемый танк принадлежал к одной из первых серий.
Замечание. Действительно, танк "Тигр" 250570 был построен в начале октября 1943 года. Броня же для танка была изготовлена еще раньше - где-то до июля 1943 года. Допуская возможные погрешности у переносного определителя твердости, можно говорить, что 60 и 80-мм бронеплиты несколько мягче и больше соответствуют английскому стандарту I.T.80E. Со временем немцы стали использовать на танках более мягкую броню. По-видимому, это было сделано для того, чтобы уменьшить вероятность растрескивания и раскалывания, часто встречавшихся у танков "Тигр" первых выпусков.
Устойчивость к пожару
Топливо. Расположение топливных баков вдоль бортов корпуса делает вероятной их повреждение и увеличивает риск пожара. Особенно велика вероятность повреждения верхней части бензобаков, поскольку нижняя часть достаточно надежна прикрыта гусеницами и опорными катками. Порох. Единственная защита боеукладки - бортовая броня. В случае удачного попадания снаряда в район боеукладки велика вероятность пожара, вызванного воспламенением пороха метательных зарядов.
|
|
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи