"Белый тигр" - фильм Карена Шахназарова. Снят по мотивам повести Ильи Бояшова "Танкист". Первая работа Шахназарова, посвящённая войне, и кроме того, самый масштабный его фильм. Сюжет картины очень близок к документальным фактам, а, также, почти как реальные, выступают ключевые исторические персонажи в виде Жукова, Гитлера, Кейтеля. Но, в тоже время, режиссер дополняет в повествование элементы мистики и расширяет наше восприятие войны как извечный поединок Добра и Зла. Кинолента "Белый Тигр" – это крупный международный проект, главные роли в котором исполняют популярные немецкие и российские актеры. Премьера состоялась 2 мая 2012 года.
Сам автор называет свое творение "мистикой и фантастикой, погруженными в реальности войны" и признается, что идея снять его родилась после того, как стало понятно, что современному кинематографу не хватает правды об этом ужасном, но в то же время великом периоде нашей истории. В основу сценария легла одноименная повесть петербургского писателя Ильи Бояшова, который в недавнем интервью отметил, что в его книге "танки - живые существа, наделенные разумом", и подчеркнул, что пресловутая "война машин", о которой так любят писать современные фантасты, началась как раз во Вторую Мировую.
Сюжет картины строится вокруг последних месяцев Великой Отечественной войны - советская армия уже шла на Берлин, как вдруг у врага появился несокрушимый защитник - танк "Белый тигр". Он безжалостно уничтожает все, что встречается на его пути, а после - бесследно исчезает. Одной из его жертв становится танкист, который с трудом выживает после столкновения с исполином. Придя в себя, он начинает поклоняться загадочному танковому богу, и тот наделяет его особыми способностями. Теперь только он сможет противостоять танку-фантому...
Режиссер ленты утверждает, что противостояние человека и танка в "Белом тигре" - сродни схватке человека и кита в "Моби Дике": суть войны, как и суть природы, неподвластна нашему разуму. Не отступая от документальных фактов и обращаясь к историческим персонажам (Жуков, Гитлер, Кейтель), Шахназаров в то же время добавляет в повествование мистические элементы, обогащает наше понимание войны как извечной борьбы Добра и Зла.
И в тоже время в понимании мистики и философии он очень сложен…Простая и понятная мораль Гитлера, борьба между добром (миром) и злом (войной) и что эта борьба будет вечной (как и войны - всегда были, есть и будут пока существует человек), но сама суть немного непонятна…фильм практически ни о чем, так как молодому поколению реально будет трудно найти эту иголку философии в стогу этого фильма, который вышел очень простым, коротким и явно незаконченым (хотя это сделало его даже немного лучше)…Ну, сцена где танк "Тигр" подбили - это наша Великая Победа…Зло было подбито и ушло, хоть и ненадолго…Трудно дать четкую оценку фильма….Философия в фильме очень даже интересная и в тоже время проста…
"Чистой" мистики в фильме довольно немного. Страшный в своей неуязвимости немецкий панцер может быть как продуктом пика развития сумрачного тевтонского технического гения, так и подобием корабля мёртвых из древних германских и скандинавских саг. Это зло - но зло символическое, настоящее Зло мы видим только в самой последней сцене фильма…Сцены с танками - это подлинное украшение фильма. Причём хороша как техника: Т-34, БТ, Т-VI, Т-IV и др. - танки и самоходные орудия, так и очень удачно подобраны ракурсы съемок, особенно моменты с видом "через триплекс"… Ну а сцены танковых боев вообще просто великолепны. Показан даже рикошет снарядов от башни боевой машины… Звук - на уровне. Пиротехника - отлично. Форма и вооружение - вполне достойно.
Съемки кинофильма "Белый Тигр" происходили с мая по ноябрь месяц 2011 года. Все натурные съемки были в различных местах. На всей территории военного полигона, находящегося в направлении подмосковного Алабино была выстроена целая деревня, в которой происходили съемки эпизодов со стрельбой, взрывами, пожарами. Возведение объектов происходило под управлением художников-постановщиков фильма Ирины Очиной и Сергея Февралева. Также за несколько месяцев была переделана часть натурной площадки "Мосфильма" под названием "Старая Москва", которая превратилась в разрушенный европейский город самого конца войны, на которой происходила съемка сцены конвоирования колонны пленных немцев.
Режиссер о фильме
"Мне никогда не приходилось снимать фильм о войне. Такая съемка является для меня моим первым опытом. Ранее был продюсером фильма "Звезда", хотя теперь понимаю разницу между продюсированием и непосредственной съемкой картины. Но я всегда хотел и стремился снять фильм о событиях войны, и теперь я очень рад осуществлению моей мечты, так как съемка военного фильма выступает высшим режиссерским пилотажем. Это подобно вызову самому себе, ведь заниматься съемками арт-хауса намного легче. Думаю, что каждому режиссеру важно иметь такую картину в своем репертуаре. А от самой истории, автором которой является Илья Бояшов, я в восторге. В чем-то она напомнила мне историю "Моби Дика", в которой вместо кита выступает танк. Демонстрация поединка солдата и танка выступает уникальной возможностью изобразить войну с иного, мистического ракурса. Взаимопроникновение мистического сюжета и реальности войны делает фильм не только очень интересным, но и заставляет прочувствовать трагические события военного конфликта так, как ощутил их лично я. Мне хотелось привнести в танки некоторое ощущение жизни… В результате хочу сообщить, что по-настоящему восхищаюсь Т-34. Это гениальная машина! Со своей неповторимой эстетикой и характером, напоминающим русских гончих собак – веселых, подвижных и красивых. Относительно немецких танков, то они, скорее всего, напоминают бульдогов с тяжелым и устрашающим видом. Кроме того, наш танк является достаточно надежным. В нашем фильме снимались машины, являющиеся участниками войны, которым по 70 лет. Однако заводились они с первого раза… В фильме имеются элементы фантастики, в связи с чем, его можно отнести к мистико-фантастической военной картине. При взгляде на всю историю в целом, то за время существования человека самым важным событием явилась именно Вторая мировая война. Благодаря ей весь мир пребывал на грани коренного изменения направления своего развития. И всё могло случиться по-другому, если бы нашей стороне не помогли высшие силы … Этот фильм я посвящаю своему отцу-фронтовику и вообще всему тому поколению…"
Режиссер о фильме
Карен Шахназаров снял не идеальный, но очень достойный фильм. Его стоит посмотреть хотя бы ради замечательных сцен танковых боев и финального монолога фюрера. А также для того, что бы ещё раз вспомнить тех, кто горел в таких вот машинах… Кто сжигал панцеры, пришедшего на нашу землю врага, сжигал, не щадя при этом жизни своей…
Комментарии
Сергей, то, что пленные ничего не знали (речь про книгу) - ни о чем не говорит. Вы, вероятно, имеете ввиду майора-ремонтника, снятого с "Пантеры". Он "отрицал, что подобный монстр технологически мог быть выпущен пусть даже в единственном экземпляре".
Но до него был гауптштурмфюрер Иосиф Витцель, который "заправлял столом в отделе кадров Главного Управления бронетанковых войск". По его данным "Белый Тигр" не значился ни в каком составе, а сам он "услышал о 'Тигре' в сорок втором...". Но пленный "не допускал и мысли о мистике. Скорее всего, по мнению рассудительного 'языка' "Tiger Ausf E" был самым секретным проектом, о существовании которого не догадывался даже его бывший непосредственный шеф – Гудериан."
На мой взгляд, "Белый Тигр" после красочно описанных дуэлей Найденова на экспериментальном Т-34-85 и Т-44, обретя форму, начинает ее терять, трансформируясь в Зло, которое с окончанием войны никуда не пропадает.
Но все же вопрос в том, как в фильме (пусть даже в мистико-фантастической военной картине) лучше изобразить танк-призрак? Он, конечно, может не выглядеть обычным "Тигром", тем более - прототипом. Хотя бы с учетом мнения пленного майора, которого Вы упомянули.
А ведь в книге есть и слова Морозова, который говорит Жукову: "....в случае с так называемым Призраком все гораздо сложнее. Я выскажу общее мнение: рассматриваемый нами экземпляр – единственный в своем роде! Это касается и брони, и вооружения, и, прежде всего, ходовой части. В условиях распутицы, в которой вязнут 'тридцатьчетверки', 'Тигр' ухитряется совершать просто немыслимые для его веса маневры. Даже если предположить, что немцам вместо серийного 'майбаха' удалось установить какой-то сверхновый двигатель, остается непонятным, как по бездорожью он 'несет' шестьдесят с гаком тонн. Кроме того, между катками должна забиваться грязь...."
А представитель техуправления НКВД сказал: "Думаю, немцы значительно усилили броню. Вполне возможно, что к так называемому 'Белому тигру' просто приварены плиты. Тем более, если двигатель позволяет легко двигать такую махину, почему бы не утяжелить ее на лишние пять-десять тонн? В принципе, можно довести толщину до двухсот миллиметров – англичане уже столкнулись с подобным в Африке. Не побоюсь ответить и за артиллеристов – на 'Тигре' 88-миллиметровый ствол. Опять-таки предположим, калибр несколько увеличен, что позволяет снаряду иметь еще более высокую начальную скорость. О качестве немецких танковых пушек можно даже не упоминать. Плюс все та же оптика и прекрасно выученный экипаж. Не знаю насчет движка, но что касается брони и снарядов – здесь нет никакой мистики".
RSS лента комментариев этой записи