War Thunder Детально воссозданные модели самолетов и наземных машин: танков, САУ и др.

Информация
Новости сайта pro-tank.ru

FeedBurner

Твиттер - pro-tank.ru

Танк Т-72 - Экспорт
Содержание
Танк Т-72
Техническое описание
Тех.описание-продолжение
Тех.описание-окончание
Т-72А
Т-72Б
Танк Т-90
Экспорт

Экспорт и лицензионное производство

Т-72М1

Нажмите на изображение танка Т-72М1 для увеличения

Т-72 был единственным из советских танков третьего поколения, поставлявшимся на экспорт. Эти поставки начались уже спустя пять лет после принятия его на вооружение Советской Армии. В 1976 году правительством СССР было принято решение разрешить экспорт танка Т-72, причем как поставку машин, изготовленных на советских заводах, так и продажу (передачу) лицензий на производство.

При изготовлении экспортных машин были введены определенные технологическо-организационные ограничения, в частности, не допускалось использование узлов и деталей, изготовленных не из основного материала, а его заменителей, предусмотренных конструкторской документацией, а также использование деталей, изготовленных с незначительными отступлениями от чертежных размеров и принятые техническим контролем с оформлением карт технических отступлений. Кроме того, был увеличен объем приемо-сдаточных пробеговых испытаний каждого танка и ужесточен контроль со стороны военного представительства на заводе над соблюдением технологической дисциплины.

Обозначения модификаций Т-72

Советские Экспорт Командирские НАТО
Т-72 Т-72 Т-72К Т-72
Т-72(А) Т-72М Т-72МК SMT Ml 980
Т-72А Т-72М1 Т-72АК, Т-72М1К SMTM1980/1. M1981
Т-72Б1 Т-72М1М Т-72Б1 К SMT M1 986
Т-72Б T-72S Т-72 Б К SMT M1 988, FST-1
Т-72БМ Т-90Е - SMT M1 990

Всего поставленные на экспорт танки Т-72 изготавливались в восьми основных модификациях под следующими индексами:

  • Т-72 (экспортные модификации Э и Э-1), в основном соответствовали отечественному танку Т-72;
  • Т-72М ( экспортные модификации Э-2, Э-3 и Э-4) - отечественному танку Т-72А (отличаются броневой зашитой башни, комплектацией боезапаса и системой коллективной зашиты);
  • Т-72М1 ( экспортные модификации Э-5 и Э-6) - отечественному танку Т-72А более позднего выпуска ( отличаются бронированием корпуса и башни);
  • Т-72С - в основном аналогичен отечественному танку Т-72 Б ( отличаются уровнем броневой и коллективной защиты и номенклатурой боезапаса).

Танк Т-72М

Т-72М

Танк Т-72М из 9-й танковой дивизии ГДР, Дрогехайде, 1990 г.

Выпуск первой экспортной модификации начался уже в 1975 году. От базового образца, поступавшего на вооружение Советской Армии, боевые машины, поставлявшиеся в Польшу, Чехословакию и ГДР почти ничем не отличались. Танки же, предназначенные для поставок в Ливию, Алжир, Сирию, Ирак и Индию, имели иную конструкцию лобовой брони башни и комплектацию боеприпасов, а также упрощенную систему ПАЗ.

Тактико-технические характеристики польских танков
  Т-72М1 "Wilk" РТ-91 "Twardy" "Gorilla"
Экипаж, чел. 3 3 3
Боевой вес, т 41,5 43,5 55
Уд. мощность двигателя, л.с./т 18,79 18,49 24,72
Макс, скорость по шоссе, км/ч 60 60 70
Тип двигателя дизель В46-6 дизель S-12U дизель
ный
Мощность двигателя, л.с. 780 848 1360
Вооружение:
- калибр пушки, мм 125 125 125
- калибр спаренного пулемета, мм 7,62 7,62 7,62
- калибр зенитного пулемета, мм 12,7 12,7 12,7
- боекомплект выстрелов к пушке, шт. 44 44  
- комплекс управляемого вооружения нет нет 9К120

В конце 1970-х годов в связи с возросшим спросом на внешнем рынке на новые танки был разработан экспортный вариант танка Т-72А, получивший название Т-72М. Именно эта модификация в большинстве своем производилась за рубежом по лицензии. Танк Т-72М отличался от Т-72А уровнем защищенности (монолитная броня башни вместо комбинированной) и устройством системы коллективной защиты. В 1982 году была проведена модернизация этой машины, в основном направленная на усиление броневой зашиты. Танк получил обозначение Т-72М1 и отличался усиленной броневой зашитой лобовой части башни и наличием дополнительного 16-мм бронелиста на верхней лобовой детали корпуса.

Танк Т-72

Т-72

Танк Т-72 из танковой бригады "Клапка", 1-й венгерский механизированный корпус, Тата, Венгрия, 1985 г.

С 1987 года Уралвагонзавод приступил к выпуску экспортной версии танка Т-72Б - Т-72С. От своего базового образца он отличался некоторыми усовершенствованиями системы управления огнем, в частности, наличием датчика ветра. Танк был оснащен комплектом динамической зашиты, состоявшим из 155 элементов на корпусе и башне. Танк Т-72С стал первым экспортным советским танком, оснащенным комплексом управляемого вооружения 9К120 "Свирь". Сведения, сообщаемые в печати о наличии у Т-72С комбинированной броневой защиты башни - очень противоречивы. Танк Т-72С проходил многодневные комплексные испытания в Индии в 1993 году и в Алжире в 1997-ом и заслужил высокую оценку.

Танк T-72M4CZ

T-72M4CZ

Чешский танк T-72M4CZ

ТТХ словацких и чешского танков
  Словакия   Чехия
  Т-72
М1-А
Т-72
М2
"Moder
na"
T-72
M4CZ
Экипаж, чел. 3 3 3
Боевой вес, т 45 46,25 46,5
Уд. мощность двигателя, л.с./т 18,88 18,38 21,79
Макс, скорость по шоссе, км/ч 60 60 70
Марка дизельного двигателя S-12U S-12U Condor CV-12
Мощность двигателя, л.с. 850 848 1013
Вооружение:
- калибр пушки, мм 125 125 125
- калибр спаренного пулемета, мм 7,62 7,62 7,62
- калибр зенитного пулемета, мм 12,7 - 12,7
- калибр зенитной пушки, мм   30  
- боекомплект выстрелов к пушке, шт. 44 38  
Тип автоматизированной СУО EFCS3
-72A
SRP TURMS
-T
Кол-во тепловизионных прицелов 1 2 2
Возможность ведения огня из пушки командиром танка нет есть есть
Система обнаружения лазерного облучения URD-1A LIRD-4D LARDIS
Комплекс управляемого вооружения нет нет нет

Т-72М2 "Модерна"

Т-72М2 Модерна

Словацкий танк Т-72М2 "Модерна"

Помимо экспортных поставок, в конце 1970-х годов Советский Союз приступил к передаче и продаже технической документации для производства танков Т-72 за рубежом. С 1981 года выпуск танков Т-72, а затем Т-72М и Т-72М1 осуществлялся в Чехословакии, а с 1982 года - в Польше. К 1991 году Чехословакия располагала 897 танками Т-72, Т-72М и Т-72М1 собственного производства, а Польша - 757 танками. Польша и Чехословакии поставляли танки этого типа и другим странам-участницам Варшавского договора. Так, например, к 1991 году в Национальную народную армию ГДР поступило 549 танков Т-72, в Венгрию - 138 танков и Болгарию - 334 танка. Кроме того, около 1700 танков Т-72 чехословацкого и польского производства ушли на Ближний и Средний Восток. Техническую документацию танка получила и Румыния, но его выпуск в этой стране так и не был развернут. В начале 1980-х годов лицензия на производство Т-72 была приобретена Югославией, а чуть позже - Индией.

Тактико-технические характеристики танков Югославии
  М-84А V 2001 "Vihor"
Экипаж, чел. 3 3
Боевой вес, т 42 44
Уд. мощность двигателя, л.с./т 23,81 27,27
Макс, скорость по шоссе, км/ч 65 72
Марка дизельного двигателя V-12 V46-TK1
Мощность двигателя, л.с. 1000 1200
Вооружение:  
- калибр пушки, мм 125 125
- калибр) спаренного пулемета, мм 7,62 7.62
- калибр зенитного пулемета, мм 12,7 12,7
- боекомплект выстрелов к пушке, шт. 42 42
Наличие автоматизированной СУО есть есть
Стабилизация линии прицеливания:
- у наводчика в двух
плоскостях
в двух
плоскостях
- у командира в одной плоскости в двух
плоскостях
Наличие тепловизионного прицела нет есть
Возможность ведения огня из пушки командиром танка нет есть
Комплекс управляемого вооружения нет нет

Копии танка Т-72 выпускаются в Китае (Туре 98), Иране ("Зульфикар") и Пакистане ("Аль Халид"). По отношению к этим танкам точнее говорить о заимствовании компоновочных решений и ряда узлов и агрегатов танка Т-72, в частности 125-мм пушки и автомата заряжания. В ходе серийного производства в ряде стран танки Т-72 были модернизированы, порой существенно. Так появились польская версия РТ-91, чешская T-72CZ, словацкие Т-72М1-А и Т-72М2 "Модерна", югославская М84. Все эти страны-производители стремятся выйти со своей продукцией на внешний рынок, создавая тем самым серьезную конкуренцию России. Так, например, в 2003 году был заключен контракт на поставку в Малайзию 48 танков РТ-91. Поставки должны были осуществляться с февраля 2004 года. Правда, с выполнением обязательств по контракту Польша опоздала на полтора года. С целью получения зарубежных контрактов на модернизацию танков Т-72 активно разрабатывает программы совершенствования этой боевой машины и Украина. Там были созданы образцы Т-72АГ, Т-72МП и Т-72-120.

Тактико-технические характеристики румынского танка TR-125
Экипаж, чел 3
Боевой вес, т 48
Удельная мощность двигателя, л.с./т 18,33
Максимальная скорость по шоссе, км/час 60
Запас хода, км 470-500
Максимальный угол подъема, % 60
Высота преодолеваемой вертикальной стенки, м 0,9
Ширина преодолеваемого рва, м 3,1
Мощность двигателя, л.с. 880
Вооружение:
- калибр пушки, мм 125
- калибр спаренного пулемета, мм 7,62
- калибр зенитного пулемета, мм 12,7
- боекомплект выстрелов к пушке, шт. 39
- боекомплект к спаренному пулемету, шт. 2000
- боекомплект к зенитному пулемету, шт. 312

По состоянию на 2007 год танк Т-72 и его "производные" состояли на вооружении в Алжире (350 ед.), Анголе (50 ед.), Болгарии (432 ед.), Венгрии (238 ед.), Вьетнаме (120 ед.), Грузии, Индии (1400 ед.), Иране (480 ед.), Йемене (60 ед.), Китае, Кувейте (150 М84), Ливии (200 ед.), Малайзии, Марокко (48 ед.), Пакистане, Польше (586 Т-72 и 233 РТ-91), Румынии (5 ед.), Словакии (247 ед.), Словении (40 М84), Сирии (1700 ед.), Финляндии (63 ед.), Хорватии, Чехии (244T-72CZ), Сербии (62 Т-72 и 206 М84).

На базе танков Т-72, выпускавшихся по советской лицензии за рубежом, было создано большое количество инженерных, специальных и боевых машин. В этой связи можно упомянуть БРЭМ WZT-3 польского, VT-72 чехословацкого и М84 ABI югославского производства. Кроме того, в Польше выпускались инженерная машина разграждения IWT-72 и учебная машина SJ 09 для подготовки механиков-водителей. В ГДР в ходе капитального ремонта танков Т-72 некоторое количество машин были переоборудованы в мостоукладчик BLP-72 и учебную машину UK 172М. В Словакии на базе танка Т-72 создана 155-мм самоходная гаубица "Zuzana".

ТТХ украинских модификаций танков Т-72
  Т-72
АГ
Т-72
МП
Т-72
-20
Экипаж, чел. 3 3 3
Боевой вес, т 45,5 47,5 48
Уд. мощность двигателя, л.с./т      
- с двигателем 6ТД 21,98 21,05 20,83
- с двигателем 6ТД-2 26,37 25,26 25
Макс, скорость по шоссе, км/ч 65 65 69
Марка дизельного двигателя 6ТД
(6ТД-2)
6ТД
(6ТД-2)
6ТД
(6ТД-2)
Мощность двигателя, л.с. 1000
(1200)
1000
(1200)
1000
(1200)
Вооружение:
- калибр пушки, мм 125 125 120
- калибр спаренного пулемета, мм 7,62 7,62 7,62
- калибр зенитного пулемета, мм 12,7 12,7 12,7
- управление зенитным пулеметом дистанционное со
стабилизацией
по вертикали
Тип СУО автоматизированная
с цифровым ТБВ
Тепловизионный прицел предус
мотрен
SAVAN-15 предус
мотрен
Возможность ведения огня из пушки командиром танка есть есть есть
Система обнаружения лазерного облучения есть есть есть
Система "Штора-1" или "Штора-2" предусматривается 

Практически одновременно с созданием танка Т-90 в УКБТМ велась разработка его экспортного варианта - Т-90С. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1992 года была разрешена поставка Т-90С на экспорт. Начиная с марта 1997 года, различные модификации этой боевой машины стали неизменными участниками многочисленных военных выставок, как в России, так и за рубежом. В 1998 году начались переговоры о поставке танков Т-90С в Индию и приобретении последней лицензии на их производство. Но принятию индийским правительством решения о закупке российских танков предшествовали обширные испытания, проводившиеся индийскими специалистами. 17 мая 1999 года три опытных образца Т-90С были отправлены в Индию. Испытания проходили в сильно пересеченной барханами высотой 20-30 м пустыне Тар. Дневная температура достигала 54°С. В таких условиях каждый танк прошел около 2 тыс. км без серьезных проблем. В ходе боевых стрельб, проведенных в Индии, Т-90С поразили 80% целей, а стрельба велась на дальностях до 3 тысяч метров.

Танк Т-72М1 индийского производства

Танк Т-72М1

На танке установлен колейный ножевой минный трал КМТ-6.

15 февраля 2001 года был подписан контракт на поставку Индии танков Т-90С и передачу лицензии на их производство. Речь идет о 310 танках, 124 из которых должно быть изготовлено в России, а 186 - в Индии. Танки Т-90С индийского контракта оснащены многотопливными дизелями В-92С2 мощностью 1000 л.с. Кроме того, на них отсутствует комплекс оптико-электронного подавления "Штора". Вместо осветителей "Шторы" установлены дополнительные элементы динамической защиты, а гранатометы системы "Туча" установлены под углом 45°, а не 15°, как при наличии комплекса "Штора".

Источники:

  • Танк Т-72Б. Инструкция по эксплуатации;
  • Танк Т-72Б. Комплекс управляемого вооружения 9К120;
  • Танк Т-72Б. Техническое описание и инструкция по эксплуатации;
  • Танк Т-72А. Техническое описание и инструкция по эксплуатации;
  • Г. Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
  • М. Барятинский. "Все танки СССР. Самая полная энциклопедия";
  • Техника и вооружение №1-12 2005 г.;
  • Танк Т-72 (Бронеколлекция 2011-04);
  • Christoper Chant "World Encyclopedia of the Tank";
  • Мураховский В. И., Павлов М. В., Сафонов Б. С., Солянкин А. Г. "Современные танки";
  • Кристофер Ф. Фосс. "Справочники Джейн. Танки и боевые машины";
  • Танк Т-72С. Каталог деталей и сборочных единиц (Воениздат).


 

Мини-навигатор
по сайту
Танки первой мировой
Танки СССР Второй мировой войны Вермахт Танки союзников СССР во Второй мировой войне - США, Англия, Франция, Польша Танки Италии, Японии, Чехословакии
Танки после войны
Танки мира
Про танки

Информация

Новости

War Thunder

Популярные новости

Объявления

Главная Страница Контактная Информация Поиск по сайту Контактная Информация Поиск по сайту