Танкетка "Carden-Loyd" Mk.IV
Carden Loyd Tankette.
В конце двадцатых годов в головах военных теоретиков почти всех держав мира витала идея "механизации" пехоты или дополнения бронетанковых войск бронированной пехотой, когда каждый пехотинец имеет собственную боевую машину - танкетку. Вскоре выяснилось, что один человек не в состоянии одновременно выполнять функции водителя, стрелка, радиста и.т.д. От одноместных танкеток вскоре отказались, но с двухместными продолжали экспериментировать. Одна из самых удачных танкеток была сконструирована английским майором Г. Мертелем в 1928 г. По названию предприятия-изготовителя она именовалась "Карден-Ллойд".
Танкетка имела невысокий бронированный корпус, в центре которого размещался двигатель. По обе стороны от него размещались два члена экипажа: слева - механик-водитель, а справа - стрелок с установленным открыто пулеметом "Виккерс". Крутящий момент от двигателя через планетарную коробку передач и автомобильный дифференциал подавался на расположенные в передней части машины ведущие колеса гусеничной ходовой части. Ходовая часть включала в себя четыре обрезиненных опорных катка малого диаметра с блокированной подвеской на листовых рессорах. Танкетка отличалась простотой конструкции, подвижностью и низкой стоимостью. Она поставлялась в 16 стран мира и в ряде случаев послужила катализатором для развития новых образцов бронетанковой техники. Сама танкетка вскоре была снята с вооружения боевых частей, так как имела слишком слабую броневую защиту, а ограниченное пространство боевого отделения не позволяло эффективно использовать вооружение.
Из истории
Прообразом многих европейских танкеток считается британская танкетка Карден-Ллойд и, хотя в английской армии эти машины огромного успеха не имели, на их базе был сделан бронетранспортер "Universal Carrier" который представлял собой удлиненную и перекомпонованную танкетку. Эти машины производились в огромных количествах и часто использовались для тех же целей, что и танкетки.
Первые проекты танкеток были созданы в СССР уже в 1919 году, когда был рассмотрены проекты "вездеходного бронированного пулемета" инженера Максимова. Первый из их числа предполагал создание вооруженной одним пулеметом 1-местной танкетки массой 2,6 т с двигателем мощностью 40 л.с. и с броней от 8-мм до 10-мм. Наибольшая скорость - 17 км/ч. Второй проект, узнаваемый под именем "щитоноска", был близок к первому, но различался тем, что единственный член экипажа располагался полулежа, что позволило быстро уменьшить габариты и уменьшить вес до 2,25 т. Проекты не были реализованы.
В СССР их интенсивно продвигал М. Н. Тухачевский, назначенный в 1931 году начальником вооружений Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА). В 1930 году он добился выпуска учебного кинофильма "Танкетка" для пропаганды новейшего орудия, при этом сценарий к кинофильму он написал сам. Создание танкеток было включено в многообещающие планы изготовления бронетанкового вооружения. В согласовании с 3-х летней программой танкостроения, принятой 2 июня 1926 года, до 1930 года предполагалось сделать батальон (69 шт.) танкеток ("пулеметок сопровождения", по тогдашней терминологии).
В 1929-1930 гг. возникает проект танкетки Т-21 (экипаж - 2 человека, броня - 13-мм). В конструкции применялись узлы танков Т-18 и Т-17. Проект был отклонен из-за недостаточной подвижности машины. Приблизительно тогда же предлагаются проекты танкеток Т-22 и Т-23, классифицировавшихся как "большие танкетки сопровождения". Между собой они различались типом мотора и размещением экипажа. После рассмотрения проектов для производства опытного образца был избран Т-23 как более дешевый и простой в постройке. В 1930 году был сделан пробный образец, в процессе производства подвергнутый почти всем доработкам, изменившим его практически до неузнаваемости. Но в серию и эта танкетка не пошла из-за большой стоимости, сравнимой со стоимостью танка сопровождения Т-18.
9 августа 1929 года были выдвинуты требования по созданию колесно-гусеничной танкетки Т-25 весом менее 3,5 т., с двигателем 40-60 л.с. и скоростью 40 км/ч на гусеницах и 60 км/ч на колесах. На создание машины был объявлен конкурс. В ноябре 1929 года из двух представленных проектов был избран один, представлявший собой уменьшенный танк типа "Кристи", но с рядом усовершенствований, в частности, с возможностью движения на плаву. Разработка проекта столкнулась с большими трудностями и была закрыта в 1932 году не доведенной до производства экспериментального образца из-за большой стоимости.
В 1930 году в Великобританию с целью ознакомления с образцами иностранного танкостроения прибыла комиссия под руководством Халепского (начальник УММ) и Гинзбурга (начальник инженерно-конструкторского бюро по танкам). Была продемонстрирована танкетка Carden-Loyd Mk.IV - самая успешная в собственном классе (экспортировалась в шестнадцать государств мира). Было принято решение закупить 20 танкеток и лицензию на производство в Советском союзе. В августе 1930 года танкетка была показана представителям командования РККА и произвела хорошее впечатление. Было решено организовать ее крупномасштабное производства. По условиям Версальского мирного договора потерпевшей поражение в Первой мировой войне Германии было запрещено иметь бронетанковые войска, кроме незначимого количества бронеавтомобилей для нужд милиции. Кроме политических обстоятельств, в 1920-е годы этому препятствовали и предпосылки экономические - индустрия Германии, разоренная войной и ослабленная послевоенными репарациями и отторжениями, была фактически неспособна к выпуску бронетехники.
Все таки, уже с 1925 года Управлением вооружений рейхсвера тайно велись работы по разработке новейших танков, в 1925-1930 годах приведшие к разработке пары опытных образцов, не пошедших в серию из-за выявленных бессчетных конструктивных недочетов, но послуживших базой для предстоящего развития германского танкостроения. В Германии, разработка шасси Pz Kpfw I велась в рамках начальных требований, предполагающих создание, практически, пулеметной танкетки, но в 1932 году эти ценности были изменены. С ростом заинтересованности в военных кругах рейхсвера к способностям танков, в 1932 году Управлением вооружений был организован конкурс на создание легкого танка массой до 5 тонн. В вермахте танк PzKpfw I был некоторым аналогом танкеток, но он был в два раза крупнее чем обычная танкетка, посильнее вооружен и бронирован.
Невзирая на большой недочет - недостаточную огневую мощь, танкетки удачно использовались для задач разведки и боевого охранения. Большая часть танкеток управлялись 2-мя членами экипажа, хотя существовали и одноместные макеты. Одни модели не имели башен (и совместно с гусеничным двигателем это нередко видится как определение для понятия танкетка). У остальных - были очень обычные башни, вращаемые вручную. Стандартное вооружение танкетки - один либо 2 пулемета, изредка - 20-мм пушка либо гранатомет.
Британскую танкетку Carden-Loyd Mk.IV считают "классической", и почти все остальные танкетки были смоделированы на ее базе. Французский легкий танк 1930-х годов (Automitrailleuses de Reconnaissance) был танкеткой по форме, но специально созданной для ведения разведки спереди главных сил. Япония в свою очередь стала одним из самых рьяных пользователей танкеток, производя целый ряд образцов, необходимых для войны в тропических зарослях.
Тактико-технические характеристики танкетки Карден-Ллойд VI
Боевая масса |
1,4 т
|
Размеры: |
|
длина |
2600 мм
|
ширина |
1825 мм
|
высота |
1443 мм
|
Экипаж |
2 человека
|
Вооружение |
1х 7,69-мм пулемет
|
Боекомплект |
3500 патронов
|
Бронирование:лоб корпуса |
6-9 мм
|
Тип двигателя |
карбюраторный
|
Максимальная мощность |
22,5 л.с
|
Максимальная скорость |
45 км/час
|
Запас хода |
160 км
|
Источники:
- М.: Воениздат (1933). Шванебах Б. Механизация и моторизация современных армий;
- Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
- Танкетка T-27 [Военная летопись - Бронетанковый музей 7];
- Carden Loyd Mk VI Armour Profile 16;
- Didrik von Porat: Svenska armens Pansar.