Бронеавтомобиль SС МК I "Динго"
Dingo Mk I (Scout Car Daimler Dingo).
Бронеавтомобиль создан фирмой "Даймлер", его серийное производство было начато в 1943 году. Двигатель этой легкой двухместной машины располагался сзади, открытое сверху отделение управления одновременно являлось и боевым отделением. При необходимости сверху устанавливалась брезентовая крыша. Постоянного вооружения автомобиль не имел, но обычно на нем устанавливался 7,92-мм пулемет, огонь из которого вел располагавшийся рядом с механиком-водителем второй член экипажа.
Машина имела противопульное бронирование: верхний лист лобовой брони имел толщину 30-мм, нижний - 18-мм. Толщина катаных броневых листов бортов составляла 10-мм, а кормы - 7-мм. Благодаря тому, что все колеса бронеавтомобиля были ведущими, он имел хорошую проходимость на пересеченной местности. Для обеспечения связи на бронеавтомобиле устанавливалась радиостанция. За время войны в Англии было произведено более 6600 машин такого типа. Кроме того, эти бронеавтомобили производились в Канаде под названием "Линкс-I" и "Линкс-II". Число канадских машин этого типа составило 3255. Бронеавтомобили "Динго" широко использовались в разведывательных и штабных подразделениях различных соединений английской и канадской армий в качестве связных и разведывательных машин.
В конце 30-х годов по заказу управления механизации британской армии фирма "Олвис" разработала и изготовила прототип полноприводного легкого двухместного разведывательного бронеавтомобиля "Динго", вооруженного стандартным 7,7-мм пулеметом "Брен". В свою очередь в 1937 году фирма BSA также представила на рассмотрение свой прототип двухместной разведывательной машины. Как и "Динго" она была вооружена пулеметом "Брен", но обладала большей боевой массой. Свою модель отличавшуюся некоторыми интересными особенностями предложила и фирма "Моррис коммершиал карз", но в целом она оказалась хуже двух других конкурентов и не получила дальнейшего развития. В 1938 году состоялись сравнительные испытания прототипов фирм "Олвис" и BSA, по результатам которых предпочтение было отдано - при условии внесения некоторых изменений - машине фирмы BSA, хотя по своим характеристикам оба бронеавтомобиля были практически идентичными.
К тому времени, когда руководство управления механизации сделало свой выбор, фирму BSA поглотила более крупная компания "Даймлер", но к бронеавтомобилю, серийное производство которого началось в 1939 году под официальным обозначением "легкий разведывательный бронеавтомобиль "Даймлер" Мк I" приклеилось "украденное" у конкурентов название "Динго". Всего в период с 1939 года по 1945 год фирмами "Даймлер", "Хамбер мотор" и "Канадиан Форд" было выпущено 6626 бронемашин этого типа всех модификаций. Первый серийный вариант Мk I имел многогранный клепано-сварной корпус со сдвижной крышей, выполнявшийся из листов стальной брони, толщина которых доходила до 30-мм. Расположенное сзади моторное отделение не было бронировано, чтобы снизить общую массу машины. Справа в бронированной восьмигранной рубке размещался водитель слева - командир. Почти в ногах у него под передней панелью хранился штатный 7,7-мм пулемет "Брен", запасной ствол к которому крепился с помощью специальных зажимов к левому борту. Позади сиденья водителя находился топливный бак, за сиденьем командира - стеллаж с радиостанцией № 19, коробками с запасными магазинами для пулемета "Брен" и .т. д.
Характерной особенностью машины являлось то, что рулевая колонка а также сиденье водителя были установлены под углом к ее продольной оси таким образом при движении задним ходом водитель обернувшись, мог смотреть назад через открытую панель задней стенки рубки (модели Мк I-II), не выворачиваясь при этом всем телом. Снизу на панелях крыши имелись предохранительные подушки, которые при движении по неровной дороге защищали головы членов экипажа от ударов о низкую крышу. В качестве силовой установки на "Даймлер Динго" устанавливался шестицилиндровый карбюраторный двигатель "Даймлер", который при рабочем объеме 2520 см3 развивал мощность 40,5 кВт (55 л. с.), что позволяло бронемашине двигаться по шоссе с максимальной скоростью 88 5 км/ч. С двигателем взаимодействовала трансмиссия, в состав которой входили пятискоростная коробка передач с предварительным выбором передач, раздаточная коробка с встроенным дифференциалом и гидравлические тормоза.
Машина была полноприводной от раздаточной коробки вращательный момент передавался на каждое колесо с помощью индивидуального карданного вала. Независимая подвеска с высокими пружинными амортизаторами обеспечивала постоянное соприкосновение с грунтом всех четырех колес независимо от их взаимного расположения. Бронемашина имела короткую колесную базу и широкую колею, что делало ее очень компактной устойчивой и поворотливой. За моделью Mk. I последовала модель Mk. IA, на которой сдвижную крышу заменила откидная. Модификация Mk. IB отличалась обратным направлением вращения крыльчатки вентилятора, являвшегося частью системы охлаждения двигателя. Все машины Mk. I-IB были полноприводными (4х4). Всего было изготовлено 52 бронеавтомобиля "Даймлер Динго" Mk. I.
Начиная с модификации Mk. II, машина стала заднеприводной, поскольку опыт эксплуатации ранних моделей показал, что в руках неопытного водителя "Динго" вела себя как норовистая лошадь. Моторный отсек стал короче, существенно видоизменилась решетка радиатора, изменилась конструкция откидной крыши бронекорпуса. Эта модель выпускалась с 1941 по 1945 год. Модификация Mk. III вообще не имела крыши (с большинства бронемашин предыдущей модели эксплуатировавшихся в линейных частях экипажи снимали ее своими силами). В ходе боевых действий в пустыне экипажи закрепляли над передней частью корпуса брезентовые чехлы, защищавшие от песка и пыли. Машина получила усиленную рулевую колонку и дополнительное третье сиденье, ее боевая масса возросла до 3,2 т. "Даймлер" Mk. III стал последней модификацией пошедшей в серийное производство с начала 1945 года.
Бронеавтомобиль "Динго" производился также в Канаде совместными усилиями фирм "Канадиэн Форд мотор компани" и "Интернэшнл Харвестер компани". Первая выпускала шасси, а вторая поставляла к ним бронекорпуса, Канадцы изготавливали две модели: разведывательный бронеавтомобиль Mk. III и Mk. IV (известный под названием "Линкс I") и разведывательный бронеавтомобиль Mk. II ("Линкс II"). Эти модели были тяжелее британских машин, но и оснащались они более мощными двигателями. Всего в Канаде выпустили 3255 бронемашин всех типов. В 1945 году канадцы разработали прототип 5-тонного разведывательного бронеавтомобиля "Юниверсал" со 120-сильным двигателем однако в серийное производство эта машина не пошла.
Впервые бронемашины "Даймлер Динго" вступили в бой в 1940 году во Франции в составе 4-го Нортумберлендского стрелкового полка (12 машин) и 1-й танковой дивизии (30 машин). В ходе эвакуации из Франции войск Британского экспедиционного корпуса все эти броневики были оставлены противнику. В дальнейшем легкие разведывательные бронемашины "Даймлер Динго" использовались в пехотных, танковых и инженерных частях всех армий стран Британского Содружества и воевали вплоть до конца второй мировой войны. В послевоенные годы эти бронеавтомобили состояли на вооружении многих стран мира и в разное время участвовали в боевых действиях в Корее, Малайзии и Египте. В середине 70-х годов "Динго" еще эксплуатировались на Кипре и в Португалии.
Тактико-технические характеристики
Боевая масса |
2,8 т
|
Размеры: |
|
длина |
3300 мм
|
ширина |
1750 мм
|
высота |
1530 мм
|
Экипаж |
2 человека
|
Вооружение |
1 х 7, 92- мм пулемет
|
Боекомплект |
800 патронов
|
Бронирование:лоб корпуса |
30 мм
|
Тип двигателя |
карбюраторный
|
Максимальная мощность |
55 л.с
|
Максимальная скорость |
84 км/час
|
Запас хода |
400 км
|
Источники:
- И. Мощанский. Бронетанковая техника Великобритании 1939-1945;
- George Forty: World War Two Armoured Fighting Vehicles and Self-Propelled Artillery;
- White, BT, Armoured Cars;
- Paweł Żurkowski. Daimler Dingo.