Описание конструкции танков Pz.Kpfw.I
Легкий танк Pz.l имел компоновку, ставшую впоследствии классической для германского танкостроения. Трансмиссионное отделение, ведущие колеса гусеничного движителя располагались в носовой части корпуса. За ним находилось отделение управления, совмещенное с боевым; механик-водитель размещался слева, башенный стрелок - справа. Моторное отделение занимало кормовую часть корпуса.
Корпус танка сваривался из катанных листов хромоникелевой стали. Для посадки механика-водителя предназначался двухстворчатый люк в левой части подбашенной коробки. Экипаж мог вести наблюдения за местностью через три смотровые щели, расположенные в бортах корпуса и закрывавшиеся броневыми крышками. У механика-водителя, кроме того, имелся специальный прибор наблюдения со стеклоблоками триплекс.
![Танк Pz.Kpfw.I Ausf.А Танк Pz.Kpfw.I Ausf.А](/images/stories/2-mirovaya/germany/tank-pz-1_14.jpg)
Танк Pz.Kpfw.I Ausf.А
Управление танком осуществлялось с помощью педалей сцепления, акселератора и тормоза, а также двух рычагов, связанных с бортовыми фрикционами.
Напротив сиденья находилась приборная панель механика-водителя с датчиком температуры масла, тахометром, проградуированным от 0 до 3000 об/мин с опасной зоной выше 2500 об/мин, и спидометром со шкалой от 0 до 50 км/ч. Максимальные скорости, которые были рекомендованы экипажу: на первой передаче - не более 5 км/ч, на второй - 11, на третьей - 20, на четвертой - 32 и на пятой - 42 км/ч.
Башня - сварная, с диаметром погона в свету 911-мм, смещенная к правому борту корпуса - приводилась во вращение ручным механизмом поворота, располагавшемся слева (Pz. IA) или справа (Pz.lB) от маск-установки пулеметов. В крыше башни имелся большой люк с одностворчатой крышкой для посадки командира танка (он же - башенный стрелок). В крышке люка имелся маленький круглый лючок для флажковой сигнализации, а в стенках башни - четыре лючка для наблюдения с броневыми крышками (в двух из них прорезаны смотровые щели). Сиденье командира вращалось вместе с башней, полик боевого отделения отсутствовал.
![Башня танка Pz.l Ausf.А Башня танка Pz.l Ausf.А](/images/stories/2-mirovaya/germany/tank-pz-1_12.jpg)
Внутренний вид башни танка Pz.l Ausf.А
Вооружение танка состояло из двух пулеметов "Dreyse" MG-13 калибра 7,92-мм. (Pz.lA и Pz.lB первых серий) или "Rheinmetall-Borsing" MG-34 (Pz.lB поздних выпусков). Скорострельность пулеметов 680 и 825 выстр./мин соответственно.
Боекомплект состоял из 61 магазина по 25 патронов в каждом (всего 1525 патронов). Из них одна укладка с 8 магазинами размещалась в башне, остальные 4 укладки (по 8, 20, 6 и 19 магазинов) - в корпусе. С 1936 года боекомплект увеличили до 2250 патронов (90 магазинов).
![Pz.Kpfw.I Ausf.А Танк Pz.Kpfw.I Ausf.А](/images/stories/2-mirovaya/germany/tank-pz-1_13.jpg)
Танк Pz.Kpfw.I Ausf.А
Пулеметы устанавливались в одной маске, но могли вести стрельбу независимо друг от друга. На танке Pz.l Ausf.B спусковой крючок левого пулемета был расположен на штурвале подъема оружия слева от командира, а правого - на штурвале поворота башни справа от него. При этом стрелок вел огонь "по-македонски", то есть правой рукой - из правого пулемета, а левой - из левого. Угол возвышения пулеметов + 18°, склонения -12°. Маска могла фиксироваться в горизонтальном положении. Танк был оборудован телескопическим прицелом "Zeiss" TZF 2.
![Танк Pz.Kpfw.I Ausf.А Танк Pz.Kpfw.I Ausf.А](/images/stories/2-mirovaya/germany/tank-pz-1_15.jpg)
Танк Pz.Kpfw.I Ausf.А
Двигатель и трансмиссия.
На танке Pz.l Ausf.A устанавливался двигатель "Krupp" М305, 4-цилиндровый, карбюраторный, горизонтально-оппозитный, воздушного охлаждения, мощностью 57 л.с. (42 кВт) при 2500 об/мин. Диаметр цилиндра 90-мм, ход поршня 130-мм. Рабочий объем 3460 см3.
Топливо - этилированный бензин с октановым числом 76. Емкость двух бензобаков, находившихся в задней части моторного отделения по обеим сторонам двигателя - 144 л. Расход топлива на 100 км при движении по шоссе - 100 л. Карбюратор марки "Solex" 40 JEP.
Танк Pz.l Ausf.B оснащался 6-цилиндровым, карбюраторным, рядным двигателем жидкостного охлаждения "Maybach" NL 38TR мощностью 100 л.с. (73,6 кВт). Диаметр цилиндра 90 мм, ход поршня 100 мм. Рабочий объем 3791 см3.
![Танк Pz.Kpfw.I Ausf.А Танк Pz.I Ausf.А](/images/stories/2-mirovaya/germany/tank-pz-1_16.jpg)
Танк Pz.Kpfw.I Ausf.А
Емкость двух бензобаков, располагавшихся в моторном отделении справа от двигателя - 146 л. Расход топлива на 100 км - 125 л. Карбюратор марки "Solex" 40 JEF II. Трансмиссия состояла из карданной передачи двухдискового главного фрикциона сухого трения, коробки передач, механизма поворота, бортовых фрикционов, передач и тормозов.
Коробки передач ZF "Aphon" FG35 (Ausf.A) и "Aphon" FG31 (Ausf.B) - механические, пятискоростные (5 + 1).
Ходовая часть танка Pz.l Ausf.A, применительно к одному борту, состояла из четырех обрезиненных опорных катков диаметром 530-мм и одного необрезиненного опорного катка, несколько большего диаметра, выполнявшего роль ленивца.
![Ленивец Pz.Kpfw.I Ausf.А Ленивец Pz.Kpfw.I Ausf.А](/images/stories/2-mirovaya/germany/tank-pz-1_17.jpg)
Ленивец Pz.Kpfw.I Ausf.А
Передний каток имел индивидуальную подвеску на спиральной пружине, остальные были сблокированы попарно на продольной внешней балке и подвешены на листовых четвертьэллиптических рессорах. Поскольку корпус Pz.l Ausf.B был длиннее на 400-мм, в ходовую часть добавили пятый опорный каток, а ленивец подняли с грунта. Число поддерживающих катков колебалось от трех (Pz.lA) до четырех (Pz.lB). Ведущее колесо переднего расположения. Гусеница мелкозвенчатая, двухгребневая, шириной 280-мм.
![Шасси танка Pz.l Ausf.B](/images/stories/2-mirovaya/germany/tank-pz-1_11.jpg)
Шасси танка Pz.l Ausf.B. Нажмите на схему для увеличения.
Электрооборудование выполнялось по однопроводной схеме. Напряжение 12В. Источники: генератор "Bosch" GTL 600/12-1200 мощностью 0,6 кВт либо "Bosch" RRCN 300/12-300 мощностью 0,3 кВт. Аккумуляторов у Ausf.B - два, емкостью 105 Ампч.
Танки модификации "А" оснащались радиоприемником Fu2, а модификации "В" - приемопередающей радиостанцией Fu5. Кроме того, во всех машинах имелся комплект сигнальных флажков и ракетница. Общение членов экипажа между собой обеспечивала звуковая труба.
Тактико-технические характеристики танка Pz.Kpfw.I
|
Ausf .А
|
Боевая масса, т |
5,4
|
Экипаж, чел. |
2
|
Габаритные размеры, мм:
|
длина |
4020
|
ширина |
2060
|
высота |
1720
|
клиренс |
250
|
Толщина брони, мм/угол наклона:
|
лоб корпуса |
13/22°
|
борт, корма |
13/22°
|
днище |
6/190°
|
крыша |
6/90°
|
лоб башни |
13/10°
|
борт, корма |
13/22°
|
Максимальная скорость движения
|
по шоссе, км/ч: |
57
|
Запас хода, км:
|
по шоссе |
145
|
по местности |
100
|
Преодолеваемые препятствия:
|
угол подъема, град. |
30
|
ширина рва, м |
1,4
|
высота стенки, м |
0,36
|
глубина брода, м |
0,58
|
Длина опорной поверхности, мм |
2470
|
Удельное давление, кг/см2 |
0,4
|
Удельная мощность, л.с./т |
11,1
|
|
Ausf.В
|
Боевая масса, т |
5,8
|
Экипаж, чел. |
2
|
Габаритные размеры, мм:
|
длина |
4420
|
ширина |
2060
|
высота |
1720
|
клиренс |
290
|
Толщина брони, мм/угол наклона:
|
лоб корпуса |
13/22°
|
борт, корма |
13/22°
|
днище |
6/190°
|
крыша |
6/90°
|
лоб башни |
13/10°
|
борт, корма |
13/22°
|
Максимальная скорость движения
|
по шоссе, км/ч: |
40
|
Запас хода, км:
|
по шоссе |
140
|
по местности |
115
|
Преодолеваемые препятствия:
|
угол подъема, град. |
30
|
ширина рва, м |
1.4
|
высота стенки, м |
0,36
|
глубина брода, м |
0,58
|
Длина опорной поверхности, мм |
2440
|
Удельное давление, кг/см2 |
0,42
|
Удельная мощность, л.с./т |
17,2
|
Читайте также "Тяжелый танк Т-VI "Королевский Тигр"