Описание конструкции танков Pz.Kpfw.I
Легкий танк Pz.l имел компоновку, ставшую впоследствии классической для германского танкостроения. Трансмиссионное отделение, ведущие колеса гусеничного движителя располагались в носовой части корпуса. За ним находилось отделение управления, совмещенное с боевым; механик-водитель размещался слева, башенный стрелок - справа. Моторное отделение занимало кормовую часть корпуса.
Корпус танка сваривался из катанных листов хромоникелевой стали. Для посадки механика-водителя предназначался двухстворчатый люк в левой части подбашенной коробки. Экипаж мог вести наблюдения за местностью через три смотровые щели, расположенные в бортах корпуса и закрывавшиеся броневыми крышками. У механика-водителя, кроме того, имелся специальный прибор наблюдения со стеклоблоками триплекс.
Танк Pz.Kpfw.I Ausf.А
Управление танком осуществлялось с помощью педалей сцепления, акселератора и тормоза, а также двух рычагов, связанных с бортовыми фрикционами.
Напротив сиденья находилась приборная панель механика-водителя с датчиком температуры масла, тахометром, проградуированным от 0 до 3000 об/мин с опасной зоной выше 2500 об/мин, и спидометром со шкалой от 0 до 50 км/ч. Максимальные скорости, которые были рекомендованы экипажу: на первой передаче - не более 5 км/ч, на второй - 11, на третьей - 20, на четвертой - 32 и на пятой - 42 км/ч.
Башня - сварная, с диаметром погона в свету 911-мм, смещенная к правому борту корпуса - приводилась во вращение ручным механизмом поворота, располагавшемся слева (Pz. IA) или справа (Pz.lB) от маск-установки пулеметов. В крыше башни имелся большой люк с одностворчатой крышкой для посадки командира танка (он же - башенный стрелок). В крышке люка имелся маленький круглый лючок для флажковой сигнализации, а в стенках башни - четыре лючка для наблюдения с броневыми крышками (в двух из них прорезаны смотровые щели). Сиденье командира вращалось вместе с башней, полик боевого отделения отсутствовал.
Внутренний вид башни танка Pz.l Ausf.А
Вооружение танка состояло из двух пулеметов "Dreyse" MG-13 калибра 7,92-мм. (Pz.lA и Pz.lB первых серий) или "Rheinmetall-Borsing" MG-34 (Pz.lB поздних выпусков). Скорострельность пулеметов 680 и 825 выстр./мин соответственно.
Боекомплект состоял из 61 магазина по 25 патронов в каждом (всего 1525 патронов). Из них одна укладка с 8 магазинами размещалась в башне, остальные 4 укладки (по 8, 20, 6 и 19 магазинов) - в корпусе. С 1936 года боекомплект увеличили до 2250 патронов (90 магазинов).
Танк Pz.Kpfw.I Ausf.А
Пулеметы устанавливались в одной маске, но могли вести стрельбу независимо друг от друга. На танке Pz.l Ausf.B спусковой крючок левого пулемета был расположен на штурвале подъема оружия слева от командира, а правого - на штурвале поворота башни справа от него. При этом стрелок вел огонь "по-македонски", то есть правой рукой - из правого пулемета, а левой - из левого. Угол возвышения пулеметов + 18°, склонения -12°. Маска могла фиксироваться в горизонтальном положении. Танк был оборудован телескопическим прицелом "Zeiss" TZF 2.
Танк Pz.Kpfw.I Ausf.А
Двигатель и трансмиссия.
На танке Pz.l Ausf.A устанавливался двигатель "Krupp" М305, 4-цилиндровый, карбюраторный, горизонтально-оппозитный, воздушного охлаждения, мощностью 57 л.с. (42 кВт) при 2500 об/мин. Диаметр цилиндра 90-мм, ход поршня 130-мм. Рабочий объем 3460 см3.
Топливо - этилированный бензин с октановым числом 76. Емкость двух бензобаков, находившихся в задней части моторного отделения по обеим сторонам двигателя - 144 л. Расход топлива на 100 км при движении по шоссе - 100 л. Карбюратор марки "Solex" 40 JEP.
Танк Pz.l Ausf.B оснащался 6-цилиндровым, карбюраторным, рядным двигателем жидкостного охлаждения "Maybach" NL 38TR мощностью 100 л.с. (73,6 кВт). Диаметр цилиндра 90 мм, ход поршня 100 мм. Рабочий объем 3791 см3.
Танк Pz.Kpfw.I Ausf.А
Емкость двух бензобаков, располагавшихся в моторном отделении справа от двигателя - 146 л. Расход топлива на 100 км - 125 л. Карбюратор марки "Solex" 40 JEF II. Трансмиссия состояла из карданной передачи двухдискового главного фрикциона сухого трения, коробки передач, механизма поворота, бортовых фрикционов, передач и тормозов.
Коробки передач ZF "Aphon" FG35 (Ausf.A) и "Aphon" FG31 (Ausf.B) - механические, пятискоростные (5 + 1).
Ходовая часть танка Pz.l Ausf.A, применительно к одному борту, состояла из четырех обрезиненных опорных катков диаметром 530-мм и одного необрезиненного опорного катка, несколько большего диаметра, выполнявшего роль ленивца.
Ленивец Pz.Kpfw.I Ausf.А
Передний каток имел индивидуальную подвеску на спиральной пружине, остальные были сблокированы попарно на продольной внешней балке и подвешены на листовых четвертьэллиптических рессорах. Поскольку корпус Pz.l Ausf.B был длиннее на 400-мм, в ходовую часть добавили пятый опорный каток, а ленивец подняли с грунта. Число поддерживающих катков колебалось от трех (Pz.lA) до четырех (Pz.lB). Ведущее колесо переднего расположения. Гусеница мелкозвенчатая, двухгребневая, шириной 280-мм.
Шасси танка Pz.l Ausf.B. Нажмите на схему для увеличения.
Электрооборудование выполнялось по однопроводной схеме. Напряжение 12В. Источники: генератор "Bosch" GTL 600/12-1200 мощностью 0,6 кВт либо "Bosch" RRCN 300/12-300 мощностью 0,3 кВт. Аккумуляторов у Ausf.B - два, емкостью 105 Ампч.
Танки модификации "А" оснащались радиоприемником Fu2, а модификации "В" - приемопередающей радиостанцией Fu5. Кроме того, во всех машинах имелся комплект сигнальных флажков и ракетница. Общение членов экипажа между собой обеспечивала звуковая труба.
Тактико-технические характеристики танка Pz.Kpfw.I
|
Ausf .А
|
Боевая масса, т |
5,4
|
Экипаж, чел. |
2
|
Габаритные размеры, мм:
|
длина |
4020
|
ширина |
2060
|
высота |
1720
|
клиренс |
250
|
Толщина брони, мм/угол наклона:
|
лоб корпуса |
13/22°
|
борт, корма |
13/22°
|
днище |
6/190°
|
крыша |
6/90°
|
лоб башни |
13/10°
|
борт, корма |
13/22°
|
Максимальная скорость движения
|
по шоссе, км/ч: |
57
|
Запас хода, км:
|
по шоссе |
145
|
по местности |
100
|
Преодолеваемые препятствия:
|
угол подъема, град. |
30
|
ширина рва, м |
1,4
|
высота стенки, м |
0,36
|
глубина брода, м |
0,58
|
Длина опорной поверхности, мм |
2470
|
Удельное давление, кг/см2 |
0,4
|
Удельная мощность, л.с./т |
11,1
|
|
Ausf.В
|
Боевая масса, т |
5,8
|
Экипаж, чел. |
2
|
Габаритные размеры, мм:
|
длина |
4420
|
ширина |
2060
|
высота |
1720
|
клиренс |
290
|
Толщина брони, мм/угол наклона:
|
лоб корпуса |
13/22°
|
борт, корма |
13/22°
|
днище |
6/190°
|
крыша |
6/90°
|
лоб башни |
13/10°
|
борт, корма |
13/22°
|
Максимальная скорость движения
|
по шоссе, км/ч: |
40
|
Запас хода, км:
|
по шоссе |
140
|
по местности |
115
|
Преодолеваемые препятствия:
|
угол подъема, град. |
30
|
ширина рва, м |
1.4
|
высота стенки, м |
0,36
|
глубина брода, м |
0,58
|
Длина опорной поверхности, мм |
2440
|
Удельное давление, кг/см2 |
0,42
|
Удельная мощность, л.с./т |
17,2
|
Читайте также "Тяжелый танк Т-VI "Королевский Тигр"