Самоходная артиллерийская установка 7,5 cm PaK40/1 auf "Panzerjager" PrS (f) Kfz.135 "Marder" I (Sd.Kfz.135).
Самоходно-артиллерийские установки "Мардер" I (Sd.Kfz.135) появились вследствие адаптации шасси французских танков и гусеничных тягачей под монтаж артиллерийских систем. Противотанковые орудия 7,5 cm РаК40/I ставились на шасси танков FSM-36 и "Гочкисс" Н-38.САУ 7,5 cm РаК40/1 Fgst auf LrS (f).
"Мардер" I (Sd.Kfz.135) была разработана на базе тягачей "Лоррэйн" 37L, захваченных немцами во Франции в 1940 году.
Самоходно-артиллерийские установки "Мардер" I составляли основу самоходной противотанковой артиллерии германских пехотных и танковых дивизий в 1942 - 1945 г.г. Эти машины использовались в боях до самых последних часов и минут войны в Европе.
Самоходками "Мардер" I вооружались подразделения (чаще всего противотанковые батальоны, Panzerjager-Abteilung), действовавшие как на Восточном, так и на Западном фронте.
Появление самоходной противотанковой артиллерии стало логическим следствием эволюции развития тактики противотанковой борьбы. Такие самоходки не только могли более эффективно, чем буксируемые противотанковые орудия, бороться с танками противника, но поддерживать в атаке свою бронетехнику, выводя из строя противотанковые средства противника. В крайнем случае,cамоходно-артиллерийские установки применялись вместо танков. Время реакции на угрозу у противотанковых самоходок было много меньше, чем у буксируемой артиллерии, поэтому САУ имели больше шансов отразить неожиданный, удар танков противника. За счет высокой мобильности самоходки имели возможность быстро поменять огневую позицию, что уменьшало вероятность вывода из строя противником. Очень много буксируемых артиллерийских систем немцы потеряли только потому, что артиллеристы вовремя не успели сменить позиции - русские не оставляли времени на подсоединение пушек к тягачам или конной тяге. Вообще, на Восточном фронте русские имели дурную привычку всячески мешать немцам, вот к примеру не давали времени на смену огневых позиций противотанковых орудий. Немцам пришлось тратить время и силы, а также рейхсмарки на создание самоходных противотанковых пушек.
В июне 1942 года началось серийное производство 75-мм противотанковых пушек РаК40, однако поначалу в этих орудиях ощущался очень сильный дефицит.
В ходе кампании 1940 года на Западе немцы захватили внушительное количество французских гусеничных тягачей "Лоррейн" 37L, изготовленных кампанией "Ets.De Dietrich Companie" из Люневилля. Тягач был разработан в 1937 году в виде военного транспортера VBCP. Испытания прототипа начались в апреле 1937 года.
Машина получилось очень тяжелой (4000 кг против заданных 2600 кг), но ее все равно приняли на вооружение французской армии.
Трансмиссия на тягаче была расположена в передней части, далее - отделение управления на двух человек, в центральной части корпуса - карбюраторный двигатель внутреннего сгорания, за моторным отделением -транспортно-грузовое, предназначенное для перевозки людей и грузов. Тягач получился совсем неплохим с точки зрения проходимости вне дорог. На машине стоял 6-цилиндровый мотор "Delahaye" 135(103ТТ) мощностью 70 л.с. До капитуляции Франции промышленность этой страны успела изготовить 432 тягача.
В 1940 году во французской армии не оказалось мобильных противотанковых установок. Моторизованные 25-мм и 47-мм противотанковые пушки особой эффективностью не отличались. Требовалось новое самоходное средство борьбы с танками. Одним из ответов на возникший вызов стала модернизация машины VBCP-39L в носитель гиростабилизированной 47-мм противотанковой пушки "Puteaux" 37/39. Немцы захватили прототип этой машины, который получил обозначение 4,7 cm РаК181 (f) oder 183(f) auf "Panzerjager" LrS (f). Немцы дополнили французскую пушку на французском шасси небольшим бронещитком прямоугольной формы. Машина проходила испытания в "33. Beute Jagdpanzer Ersatz und Ausbildung Abteilung".
7,5 cm PaK40/1 auf "Panzerjager" PrS (f) Kfz.135 "Marder" I.
Немцы также сами предприняли попытку создания самоходной противотанковой артиллерийской установки на шасси тягача "Лоррейн" 37L, установив на него 75-мм противотанковую пушку РаК40/1 L/46 с длиной ствола 46 калибров.
Получившуюся самоходку назвали 7,5 cm PaK40/1 auf "Panzerjager" PrS (f) Kfz.135 "Marder" I.
Ходовая часть, силовая установка и собственно все шасси САУ идетично аналогичным элементам тягача "Лоррейн" 37L. Эти тягачи продолжала строить фирма "Ets. de Dietrich Companie" из Люневилля, но уже под наименованием "Lorraine Schlepper" (LrS).
Надстройку самоходной установки разработали специалисты из "Baukommando" "Becker" в кооперации с маститыми разработчиками самоходок с берлинской фирмы "Алкетт". Модернизация шлеппера "Лоррэйн" выполнялась силами "Баукоммандо" "Беккер" в мастерских Парижа и Крифельда.
25 мая 1942 года поступил заказ на изготовление партии из 170 САУ, вооруженных 75-мм противотанковыми пушками РаК40,1 с длиной ствола 46 калибров. Возимый боекомплект к пушке был определен в 40 снарядов.
Помимо пушки, самоходку требовалось вооружить пулеметом калибра 7,92-мм, способного вести стрельбу по воздушным целям. Так как противотанковых орудий калибра 75-мм не хватало, то на часть самоходок пришлось поставить противотанковые орудия РаК38 L/60 калибра 50-мм. Орудие монтировалось в открытой сверху боевой рубке с толщиной бронестенок от 5-мм до 12-мм.
Заказанная партия САУ была изготовлена в июле (104 самоходки) и в августе (66 машин) 1942 года. Первые построенные самоходки данного типа были немедленно направлены на Восточный фронт, однако большинство противотанковых САУ "Мардер" I распределили по частям вермахта, дислоцированным в оккупированной Франции, что отражало концепцию размещать трофейную технику или машины, созданные на базе трофейной технике, в стране-производителе этой техники. Так упрощалась эксплуатация подобных машин, упрощались снабжение их запасными частями и ремонт. Кто лучше самих французов мог отремонтировать французскую технику?
Большинство самоходок 7,5 cm PaK40/1 auf "Panzerjager" PrS (f) Kfz.135 "Marder" I пали жертвами в боях с вторгшимися в Нормандию летом 1944 года союзниками. Очень небольшое количество самоходок данного типа уцелело до конца войны.