Штурмовое орудие Штуг III - Sturmgeschütz Ausf.F - Ausf.G
Содержание
Штурмовое орудие Штуг III
Техническое описание
Sturmgeschütz Ausf.B - Ausf.E
Sturmgeschütz Ausf.F - Ausf.G

StuG III с более мощным вооружением

На совещании у Гитлера 10 и 12 августа 1942 г. было принято решение все штурмовые орудия перевооружить длинноствольными пушками. План поставки орудий, рассчитанный до сентября 1942 г. выполнить не удалось из-за задержек с поставками дульных тормозов, тем не менее часть штурмовых орудий моделей Ausf.F и Ausf.F/8 получили пушки с дульными тормозами шаровидной формы.

Сравнительные данные орудий, которыми вооружались штурмовые орудия StuG III
Тип орудия
длина
ствола, мм
длина гильзы
снаряда, мм
диаметр
гильзы, мм
длина
снаряда, мм
масса бронебойного
снаряда, кг
7,5cm Kan.L/24
1766.5
243
81.7
507
6,8
7,5cm StuK lg.L/40
3031
514
89
794
6,8
7,5cm StuK40 L/43
3281
495
102
748
6.8
7,5cm SiuK 40 L/48
3615
495
102
748
6,8

Боеприпасы штурмовых орудий и гаубиц:

Боеприпасы штурмовых орудий и гаубиц

нажмите на картинку для увеличения

 

Бронепробиваемость листов, установиенных под углом 30 гр к вертикали
Тип орудия
тип
снаряда
начальная
скорость, м/с
толщина пробиваемой брони (мм)
на дистанции (м)
100
500
1000
1500
2000
7,5cm Kan.L/24
K.Gr.Patr.rot.Pz
385
41
39
35
33
30
7,5cm StuK lg.L/40
K.Gr.Patr.rot.Pz
685
65
64
62
59
55
7,5cm StuK 40 L/43
Pzgr.Patr.39
740
98
91
82
72
63
7,5cm StuK 40 L/48
Pzgr.Patr.39
790
106
96
85
74
64

Sturmgeschütz Ausf.F
(StuG III Ausf.F)

Согласно данным, представленным фирмой "Даймлер-Бенц" 4 февраля 1942 г., штурмовое орудие модели Ausf.F являлось вариантом машины Ausf.E с усиленным вооружением. Изменение обозначения отражало замену 75-мм пушки с длиной стволa 24 калибра - 43-калиберным орудием "7,5cm Sturmkanone 40 L/43". С марта по сентябрь 1942 г. было построено 366 штурмовых орудий модели Ausf.F (номера шасси 91035-91400).

StuG III Ausf.F

Машина марки Ausf.F проектировалась, как модификация самоходки "Sturmgeschutz " Ausf.E. Изменения в конструкции касались лобовой части рубки, были введены новые контейнеры под более длинные снаряды к новой пушке. Чтобы обеспечить сектор горизонтального наведения в 20 гр пришлось увеличить вырез в лобовой части рубки, крыша рубки не изменилась, за исключением установки в ее кормовой части вентилятора под бронеколпаком. Вентилятор предназначался для удаления пороховых газов из боевого отделения после выстрела.
Масса машины возросла с 22 т у Ausf.E до 23.2 т у Ausf.F.
Штурмовые орудия, вооруженные длинноствольными пушками (как со стволами длиной 43, так и со стволами длиной 48 калибров) получили обозначение Sd.Kfz.142/1. Стоимость одной машины составляла 82 500 рейхсмарок.

Sturmgeschütz Ausf.F

Первым подразделением, получившим новые машины, стал батальон штурмовой артиллерии дивизии "Великая Германия", который получил 22 штурмовых орудия с пушками "7,5сm "Sturmkanone" 40 L/43". Начиная с мая 1942 г., в кормовой части корпуса машин устанавливалась закрытая бронеколпаком дымопусковая система "Nebelkerzenabwurfvorrichtung".

7,5сm Sturmkanone 40 L/43

75-mm StuK40 L/43

На совещании у Гитлера, проходившего 6 и 7 мая 1942 г., было решение увеличить, по возможности, толщину лобовой брони штурмовых орудий до 80-мм. В качестве промежуточной меры разрешалось усиливать бронезащиту путем наварки дополнительных накладных листов. Накладная броня увеличивала массу машины примерно на 450 кг. что могло негативно сказаться на ходовых качествах штурмовых орудий, особенно на величине максимальной скорости. Концепция боевого применения штурмовых орудий предусматривала их использование в составе взвода независимо от танков. Поскольку основной задачей машин являлась непосредственная поддержка пехоты, со снижением скорости можно было смириться.

Sturmgeschütz Ausf.F

4 июня Гитлер отдал указание всемерно ускорить работы по доведению лобовой брони штурмовых орудий до 80-мм. Ранее назначенный срок - середина июля 1942 г. - теперь считался слишком поздним. Гитлер также настаивал на увеличении производства штурмовых орудий в кратчайшие сроки до 100 машин в месяц.
23 июня 1942 г. Гитлер вновь декларировал, что увеличение лобовой брони штурмовых задачей является срочным делом. На совещании 28-29 июня 1942 г. было доложено, что усиленную броню получают все вновь построенные машины.

Согласно спецификации №8 от 20 июня 1940 г. штурмовые орудия, вооруженные длинноствольными 75-мм пушками, должны поставляться с установленной дополнительной 30-мм броней. Передача заказчику машин с накладной броней началась с 11 июня. Согласно рапорту от 6 августа 1942 г.. в июле 1942 г. было изготовлено 60 штурмовых орудий с лобовой броней толщиной 80-мм и ни одного - с лобовой броней толщиной 50-мм.

На последние 11 машин выпуска июня 1942 г. и все последующие штурмовые орудия наваривались 30-мм бронелисты на лобовую часть рубки и верхний и лобовой листы корпуса. В это же время, две передние фары заменили одной фарой "Нотек" (устанавливалась на верхнем лобовом листе корпуса по центру). С августа 1942 г. изменилась конфигурация наклонных лобовых листов рубки (над смотровым прибором механика-водителя и аналогичного листа справа от пушки), угол наклона листов был увеличен: штатный боекомплект увеличили до 54 снарядов за счет отказа от размещения снарядов в индивидуальных контейнерах.

Sturmgeschütz Ausf.F/8
(StuG III Ausf.F/8)

С сентября 1942 г. на сборочной линии штурмовые орудия марки Ausf.F сменили машины модели Ausf.F/8, их выпуск продолжался до декабря 1942 г. Всего было изготовлено 250 машин Ausf.F/8 (номера шасси 91401-91650).

Sturmgeschütz Ausf.F/8

Штурмовые орудия "Sturmgeschutz" Ausf.F/8 строились на базе шасси 8./Z.W. танков PzKpfw III AusfJ - Ausf.N. Рубка установки осталась практически неизменной по сравнению с рубкой машины Ausf.F. Размер отверстия в люке наводчика под оптическую головку прицела был уменьшен. А сверху предусмотрена возможность монтажа прополочного ограждения. Смотровые двустворчатые люки в верхнем лобовом листе корпуса заменены одностворчатыми, вместо буксировочных крюков, для зацепления тросов предусмотрены отверстия в удлиненных бортовых листах корпуса (аналогичные шасси 8./Z.W. танка PzKpfw III).

StuG III Ausf.F/8

Начиная с машин модели Ausf.F/8 складные мачты радиоантенн заменили фиксированными. В крыше моторного отделения были сделаны прикрытые бронеколпаками отверстия, улучшившие охлаждение двигателя. аналогичные изменения вносились и в конструкцию крыши моторного отделения танков PzKpfw III. Предкрылки надгусеничных крыльев стали более короткими. С ноября 1942 г. смотровые люки тормозных механизмов вновь стали выполняться двустворчатыми.

Начиная с октября 1942 г., накладную броню лобовой части корпуса стали не наваривать, а крепить к корпусу и рубке болтовыми соединениями, что позволило сократить трудозатраты на изготовление одной машины.

StuG III Ausf.F/8

В декабре 1942 г. несколько штурмовых орудий получили экспериментальные пулеметные щитки, установленные па крыше рубке. Заряжающий, когда он вел огонь из пулемета, теперь получил некоторую защиту от пуль и осколков. Штатной установка щитка на машины "Sturmgeschutz" Ausf.F/8 стала, начиная с января 1943 г. В мае 1943 г. штурмовые орудия стали комплектоваться стальными противокумулятивными экранами "Schurzen". Щитки и экраны ставились на ранее построенные машины модели Ausf.F/8, выпуск которых был прекращен в декабре 1942 г. Согласно приказу №21 от 21 октября 1942 г. штурмовые орудия следовало оборудовать системой обмена горячей водой. Аналогичная система использовалась на танках PzKpfw III для запуска двигателей в холодную погоду; вода из радиаторов танка с работающем мотором поступала в радиаторы "холодной" машины и прогревала мотор.

На совещании у Гитлера 2 октября 1942 г. принимается решение оборудовать большую часть штурмовых орудий гусеницами с траками зимнего типа. В соответствии с принятым решением, до 1 января 1943 г. такие траки должны были получить 75% всех предназначенных к переоборудованию машин. Все штурмовые орудия с зимними гусеницами предназначались для подразделений Групп армий "Север" и "Центр". Гитлер обратил внимание на неудачную конструкцию дульного тормоза, который при выстреле давал очень много дыма, ограничивающего видимость наводчику и дал указание немедленно принять меры к уменьшению дымообразования при выстреле.

Sturmgeschütz Ausf.G
(StuG III Ausf.G)

Выпуск последней модели штурмового орудия на шасси Z.W., Ausf.G. начался в декабре 1942 г. и продолжался вплоть до марта 1945 г. Машины, изготовленные фирмой "Алкетт " имели номера шасси 91651-94250., номера шасси машин второй серии, построенной на фирме "Алкетт", начинались с №105001 .Фирма "МIAG" начала выпуск штурмовых орудии с февраля 1943 г., номера шасси начинались с №9501.

Sturmgeschütz Ausf.G

Машины модели Ausf.G получили командирскую башенку, что привело к увеличению высоты установки до 2160-мм, были ликвидированы бортовые бронеконтейнеры спонсоны, бортовые листы рубки выполнялись наклонными. Задняя стенка боевого отделения - вертикальная. Бронеколпак вентилятора остался на прежнем месте - по центру задней части крыши боевого отделения. по его высота стала меньше: электромотор вентилятора крепился к крыше боевого изнутри и не выступал по высоте за пределы боевого отделения, над крышей возвышался лишь диск, прикрывающий сверху щель для выхода пороховых газов.

StuG III Ausf.G

Несмотря на то, что на машинах Ausf.G несколько увеличили высоту боевого отделения в кормовой части, вентилятор все равно мешал работе заряжающего. В январе 1943 г. вентиляторы стали устанавливать не в крыше боевого отделения, а в середине кормовой стенки рубки. За счет применения наклонных бортовых листов рубки удалось увеличить внутреннее пространство боевого отделения с обоих сторон орудия в районе рабочего места наводчика. Была улучшена баллистическая защита прицела наводчика. Толщина наклонного бронелиста над местом механика-водителя, так же как и аналогичного бронелиста с правой стороны от орудия, доведена до 30-мм.

StuG III Ausf.G

На машинах, выпущенных до октября 1943 года командирская башенка имела круговое вращение и монтировалась на шаровых опорах. Из-за нехватки шарикоподшипников, с сентября 1943 года стали ставить неподвижные башенки; с августа 1944 года и до конца войны самоходки вновь стали получать командирские башенки кругового вращения.

Источники:

  • Франц Куровски. Штурмовые орудия вперед! "Штурмгешютце" в бою;
  • Шмелев И. П. Бронетехника Германии 1934-1945 гг. Иллюстрированный справочник;
  • Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
  • М. Барятинский. Средний танк Panzer III. (Бронеколлекция № 6 (33) - 2000);
  • Hans Seidler. Hitler's Tank Killer: Sturmgeschutz at War 1940-1945;
  • Walter J.Spielberger. Sturmgeschutz & Its Variants;
  • Walter J. Spielberger. Panzer III & Its Variants;
  • Doyle, Jentz & Sarson. Sturmgeschutz III Assault Gun 1940-1942.


 

Мини-навигатор
по сайту
Танки первой мировой
Танки СССР Второй мировой войны Вермахт Танки союзников СССР во Второй мировой войне - США, Англия, Франция, Польша Танки Италии, Японии, Чехословакии
Танки после войны
Танки мира
Про танки




Главная Страница Контактная Информация Поиск по сайту Контактная Информация Поиск по сайту