Бронеавтомобиль БА-64

Легкий бронеавтомобиль БА-64

Бронеавтомобиль БА-64 Бронеавтомобиль был принят на вооружение в мае 1942 года и предназначался для решения задач командирской разведки, управления боем и связи, сопровождения автоколонн. БА-64 был первым советским бронеавтомобилем со всеми ведущими колесами, что позволяло ему преодолевать подъемы свыше 30 градусов, броды глубиной до 0,9 м и косогоры с уклоном до 18 градусов. Бронеавтомобиль имел противопульное бронирование со значительными углами наклона броневых листов. На нем устанавливались пулестойкие шины, заполненные губчатой резиной ГК.

Водитель располагался впереди по центру машины, а за ним находилось боевое отделение, над которым монтировалась открытого типа башня с пулеметом ДТ. Установка пулемета позволяла вести огонь по зенитным и воздушным целям. Для управления бронеавтомобилем водитель мог использовать сменный блок пуленепробиваемых стекол, два таких же блока монтировались на боковых стенках башни. Большая часть машин оснащалась радиостанциями 12РП. В конце 1942 года была проведена модернизация бронеавтомобиля, в ходе которой его колея была расширена до 144б, а в переднюю подвеску добавлены два амортизатора. Модернизированный бронеавтомобиль БА-64Б производился до 1946 года. В ходе производства были разработаны его варианты со снегоходным и железнодорожным движителями, вариант с крупнокалиберным пулеметом, десантный и штабной варианты.

Бронеавтомобиль БА-64

Учитывая накопленный в 30-х годах опыт создания двухосных и трехосных шасси для бронемашин, горьковчане решили изготовить для действующей армии легкий пулеметный бронеавтомобиль на базе двухосного полноприводного автомобиля ГАЗ-64. 17 июля 1941 года начались конструкторские работы. Компоновку машины вел инженер Ф. А. Лепендин, ведущим конструктором назначили Г. М Вассермана. Проектируемый бронеавтомобиль и внешне, и по боевым возможностям резко отличался от прежних машин этого класса. Конструкторам пришлось принять во внимание новые тактико-технические требования к броневикам, возникшие на основе анализа боевого опыта. Машины предстояло применять для разведки, для управления войсками во время боя. в борьбе с авиадесантом, для сопровождении автоколонн, а также для противовоздушной обороны танков на марше. Также определенное влияние на конструкцию новой машины оказало знакомство заводчан с немецким трофейным бронеавтомобилем SdKfz 221, который 7 сентября был доставлен на ГАЗ для детального изучения.

Проектирование и изготовление бронеавтомобиля продолжалось около шести месяцев - с 17 июля 1941 года по 9 января 1942 года. 10 января 1942 года новый бронеавтомобиль осмотрел Маршал Советского Союза К. Е. Ворошилов. После успешного завершения заводских и войсковых испытаний бронеавтомобиль 3 марта 1942 года был представлен Членам Политбюро ЦК ВКП(б). и уже летом того же года первая партия серийных бронеавтомобилей была направлена в войска Брянского и Воронежского фронтов. За создание бронеавтомобиля БА-64 постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 10 апреля 1942 года В.А. Грачев был удостоен Государственной премии СССР.

Броневик БА-64

Бронеавтомобиль БА-64 был выполнен по классической схеме с передним расположением двигателя, передними управляемыми и всеми ведущими колесами, с неразрезными мостами, подвешенными впереди на четырех четвертьэллиптических, сзади - на двух полуэллиптических рессорах.

Сверху на жесткую стандартную раму от ГАЗ-64 монтировался многогранный цельносварной корпус, изготовленный из листов катаной стали толщиной от 4-мм до 15-мм. Для него были характерны значительные углы наклона броневых листов к горизонтальной плоскости, сравнительно небольшие габаритные размеры и масса. Борта корпуса состояли из двух поясов бронелистов 9-миллиметровой толщины, которые для повышения пулестойкости располагались так, что продольные и поперечные сечения корпуса представляли собой две сложенные основаниями трапеции. Для входа и выхода из машины экипаж располагал двумя открывавшимися назад и вниз дверями, которые находились в нижних частях бортов справа и слева от водителя. В торцевой задней части корпуса навешивалась бронекрышка, защищавшая заливную горловину бензобака.

Корпус БА-64 не имел заклепочных соединений - стыки листов брони были гладкими и ровными. Петли дверей и люков - наружные, приварные или на выступающих заклепках. Доступ к двигателю осуществлялся через верхнюю, открываемую назад бронекрышку моторного отделения. Все люки, двери и крышки запирались снаружи и изнутри. Впоследствии для улучшения условий работы водителя были введены воздухозаборники на верхней крышке капота и в передней части крышки бронекорпуса. На нижнем левом бортовом бронелисте перед дверцей (сразу за крылом) двумя хомутами крепился механический винтовой домкрат.

Бронеавтомобиль БА-64

Водитель бронемашины располагался в отделении управления по центру машины, а за ним, несколько выше, располагался командир. выполнявший обязанности стрелка-пулеметчика. Наблюдать за дорогой и местностью водитель мог через зеркальный прибор наблюдения со сменным блоком пуленепробиваемых стекол типа "триплекс", установленный в открывающемся люке лобового листа корпуса и защищаемый снаружи бронезаслонкой. Кроме того, на некоторых машинах в верхних боковых листах отделения управления устанавливались лючки для бокового обзора, открывавшиеся при необходимости водителем.

В задней части бронеавтомобиля на крыше корпуса была установлена башня кругового вращения, выполненная методом сварки из бронелистов толщиной 10-мм и имевшая форму усеченной восьмигранной пирамиды. В передней части стык башни с корпусом экранировался защитной накладкой - бруствером. Сверху башня была открытой и на первых образцах закрывалась откидном сеткой. Этим обеспечивалась возможность наблюдения за воздушным противником и ведения по нему огня из бортового оружия. Башня устанавливалась в корпусе бронеавтомобиля на конусной колонке. Вращение башни осуществлялось вручную усилием командира-стрелка, который мог повернуть ее и остановить в требуемом положении с помощью тормоза. В лобовой стенке башни имелась амбразура для ведения огня по наземным целям, а в ее боковых стенках были смонтированы два прибора наблюдения, идентичные прибору наблюдения водителя.

Бронеавтомобиль БА-64

БА-64 был вооружен 7,62-мм пулеметом ДТ. В бронеавтомобиле впервые была применена универсальная установка пулемета, которая обеспечивала круговой обстрел из башни наземных целей на дистанции до 1000 м и воздушных целей, летящих на высоте до 500 м. Пулемет мог выдвигаться по стойке вверх из вертикальной амбразуры башни и фиксироваться на любой промежуточной высоте. Для стрельбы по воздушным целям пулемет снабжался кольцевым прицелом. В вертикальной плоскости пулемет наводился на цель в секторе от -36° до +54°. Боекомплект бронеавтомобиля состоял из 1260 патронов, снаряженных в 20 магазинов, и 6 ручных гранат. Большинство бронемашин были оснащены радиостанциями РБ-64 или 12-РП с радиусом действия 8-12 км. Штыревая антенна крепилась вертикально на задней боковой (правой) стенке башни и выступала над ее торцом на 0,85 м.

В моторном отсеке БА-64 был установлен незначительно модифицированный стандартный двигатель ГАЗ-64, способный работать на низкосортных маслах и бензинах, что было крайне важно для эксплуатации бронемашины во фронтовых условиях. Четырехцилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения развивал мощность 36,8 кВт (50 л. с.), что позволяло бронемашине двигаться по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 80 км/ч. Подвеска бронеавтомобиля обеспечивала возможность движения по грунтовым дорогам и пересеченной местности с достаточно высокой средней скоростью до 20 км/ч. С полным топливным баком, емкость которого составляла 90 л, БА-64 мог пройти 500 км, что свидетельствовало о достаточной боевой автономности машины.

БА-64 стал первым отечественным бронеавтомобилем со всеми ведущими колесами, благодаря чему успешно преодолевал на твердом грунте подъемы свыше 30 градусов, броды глубиной до 0,9 м и скользкие косогоры с уклоном до 18 градусов. Машина не только хорошо ходила по пашне и песку, но и уверенно трогалась с мягких грунтов после остановки. Характерная особенность корпуса - большие свесы впереди и сзади облегчали бронемашине преодоление канав, ям и воронок.

В 1942 году бронеавтомобиль БА-64 подвергся усовершенствованию в связи с проведенной модернизацией базовой машины ГАЗ-64. Модернизированный бронеавтомобиль, получивший обозначение БА-64Б, имел расширенную до 1446-мм колею, увеличенную габаритную ширину и массу, повышенную до 39,7 кВт (54 л. с.) мощность двигателя, усиленную систему охлаждения двигателя и переднюю подвеску с четырьмя амортизаторами вместо двух.

БронеавтомобильВ конце октября 1942 года модифицированный БА-64Б успешно прошел испытательный пробег подтвердив целесообразность проведенных работ - допустимый крен составлял уже 25°. В остальном величины профильных препятствий, преодолеваемых модернизированным бронеавтомобилем. практически не изменились по сравнению с бронеавтомобилем БА-64.

Начатое весной 1943 года производство БА-64Б продолжалось до 1946 года. В 1944 году производство БА-64Б по отчетности НКО стабильно составляло 250 машин в месяц - 3000 в год (с рацией -1404 единиц). Несмотря на свой основной недостаток - малую огневую мощь - бронеавтомобили БА-64 успешно применялись при проведении десантных операций, разведывательных рейдов, для сопровождения и боевого охранения пехотных подразделений.

Удачным оказалось применение БА-64 в уличных боях, где важным фактором была возможность вести стрельбу по верхним этажам зданий. БА-64 и БА-64Б принимали участие во взятии польских, венгерских, румынских, австрийских городов, в штурме Берлина.

Всего, по данным военных, от заводов-изготовителей было получено 8174 бронеавтомобиля БА-64 и БА-64Б, из них 3390 радиофицированных машин. Последние 62 бронеавтомобиля заводы изготовили в 1946 году. Всего за период с 1942 по 1946 гг заводы выпустили 3901 бронеавтомобиль БА-64 и 5209 БА-64 Б.

БА-64 стал последним представителем бронеавтомобилей в Советской Армии. К концу войны боевые действия разведывательных подразделений все чаще проводились на колесных и гусеничных бронетранспортерах типа МЗА или полугусеничных М9А1.

В послевоенной Советской Армии бронеавтомобили БА-64Б (узкоколейных БА-64 практически не осталось) использовались как учебно-боевые примерно до 1953 года. В других странах (Польша, Чехословакия, ГДР) их использовали гораздо дольше. В 1950-х годах в ГДР разработали модернизированную версию БА-64, которая получила обозначение SK-1 Построенная на удлиненном шасси "Робур Гарант 30К", внешне она сильно напоминала БА-64.

Бронемашины SК-1 поступали на вооружение сил полиции и пограничной охраны ГДР. Большое количество броневиков БА-64Б было отправлено в Югославию. КНДР и Китай. Читайте также легкий бронеавтомобиль БА-20

Модификации бронеавтомобиля БА-64

  • БА-64В - легкий бронеавтомобиль Выксунского завода, приспособленный для движения по железнодорожному полотну
  • БА-64Г - легкий бронеавтомобиль Горьковского завода, приспособленный для движения по железнодорожному полотну
  • БА-64Д - легкий бронеавтомобиль с крупнокалиберным пулеметом ДШК
  • БА-64 с пулеметом Горюнова
  • БА-64 с ПТРС (пятизарядное противотанковое ружье системы Симонова (ПТРС-41)
  • БА-64Е - десантный легкий бронеавтомобиль
  • Штабной легкий бронеавтомобиль
  • БА-643 - легкий бронеавтомобиль со снегоходным движителем

Бронеавтомобиль БА-64
Тактико-технические характеристики

Боевая масса 2,4 т
Размеры:  
длина 3660 мм
ширина 1690 мм
высота 1900 мм
Экипаж 2 человека
Вооружение

1 х 7,62-мм пулемет ДТ

Боекомплект 1074 патронов
Бронирование:  
лоб корпуса 12 мм
лоб башни 12 мм
Тип двигателя карбюраторный ГАЗ-ММ
Максимальная мощность 50 л.с.
Максимальная скорость

80 км/час

Запас хода 300 - 500 км

Источники:

  • Максим Коломиец Бронеавтомобили Сталина. Золотой век бронемашин [Война и мы. Танковая коллекция];
  • Коломиец М. В. Броня на колесах. История советского бронеавтомобиля 1925-1945 гг;
  • М. Барятинский. Бронетанковая техника СССР 1939-1945;
  • И.Мощанский, Д.Сахончик "Освобождение Австрии" (Военная летопись №7, 2003);
  • Wydawnictwo Militaria 303 "Ba-64";
  • Е. Прочко. Бронеавтомобиль БА-64. Амфибия ГАЗ-011;
  • Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг".
  • А. Г. Солянкин, М. В. Павлов, И. В. Павлов, И. Г. Желтов. Отечественные бронированные машины. XX век. 1941-1945;
  • Zaloga, Steven J.; James Grandsen (1984). Soviet Tanks and Combat Vehicles of World War Two;
  • Alexander Lüdeke: Beutepanzer der Wehrmacht - Großbritannien, Italien, Sowjetunion und USA 1939-45;
  • Бронеавтомобиль БА-64 [Автолегенды СССР №75].
 

Мини-навигатор
по сайту
Танки первой мировой
Танки СССР Второй мировой войны Вермахт Танки союзников СССР во Второй мировой войне - США, Англия, Франция, Польша Танки Италии, Японии, Чехословакии
Танки после войны
Танки мира
Про танки




Главная Страница Контактная Информация Поиск по сайту Контактная Информация Поиск по сайту