War Thunder Авиация, бронетехника и флот: сотни реально существовавших моделей

Информация
Новости сайта pro-tank.ru

FeedBurner

Твиттер - pro-tank.ru

Зенитная самоходная установка ЗСУ-37

Советская зенитная самоходная установка ЗСУ-37

Зенитная самоходная установка ЗСУ-37Установка была принята на вооружение в 1944 году и предназначалась, прежде всего, для защиты танковых и механизированных соединений от ударов с воздуха. Установка создана на базе танка Т-70М с расположением боевого отделения в задней части танка. В боевом отделении была установлена открытая сверху башня кругового вращения с 37-мм зенитной автоматической пушкой образца 1939 года.
Значительные размеры башни позволяли разместить в ней, кроме пушки, также и большой боекомплект и прицел с дальномером. На установке монтировались радиостанция 12РТ или 9РМ, а также танковое переговорное устройство ТПУ-ЗФ.Установка находилась в серийном производстве с 1945 по 1948 год. В 1945 году было выпущено 70 машин.

Зенитная установка ЗСУ-37

История создания

Советские танковые части и механизированные корпуса несли ощутимые потери от немецкой штурмовой авиации-особенно это проявилось в ходе Курской битвы, когда немецкая авиации буквально терроризировала нашу бронетехнику.Поэтому 22 ноября 1943 г. ГАУ РККА по согласованию с ГБТУ РККА выдало заказ заводу №38 по разработке зенитной самоходной установки, вооруженной 37-мм зенитным автоматом на шасси, однотипном с шасси СУ-76. Необходимо признать, что эскизный проект, а также необходимые расчеты, выполненные под руководством М.Н. Щукина, к этому времени были уже завершены и в них требовалось лишь внести некоторые доработки, которые начались в декабре 1943 г.

Зенитнатя самоходная установка ЗСУ-37.
Зенитнатя самоходная установка ЗСУ-37.

Зенитная самоходная установка ЗСУ-37. Чертежи. Нажмите на рисунок, чтобы увеличить.

В феврале 1944 г. изготовленный опытный образец зенитной САУ СУ-17 прошел заводские испытания, которые выявили ряд незначительных дефектов. Машина была рекомендована для принятия на вооружение с учетом внесения в ее конструкцию необходимых доработок.
Однако мощности завода не позволяли обеспечить параллельный с СУ-76 выпуск указанных САУ, а его техническое перевооружение в ближайший год не планировалось. К тому же М.Н. Щукин занял место главного конструктора восстанавливаемого Харьковского завода №75 (бывший Харьковский завод №183), куда он перебрался осенью.
Поэтому вся конструкторско-технологическая документация по машине была передана на завод №40 в Мытищи, который также выпускал СУ-76 и конструкторское бюро которого выступило с инициативой по проведению упрощения конструкции самоходной зенитной пушки с целью увеличения удельного выпуска и снижения закупочной цены.

Зенитнатя самоходная установка ЗСУ-37.
ЗСУ-37. Нажмите, чтобы увеличить

Зенитная самоходная установка ЗСУ-37. Чертежи. Нажмите на рисунок, чтобы увеличить.

В апреле 1944 г. в Мытищах был изготовлен новый опытный образец самоходной установки, отличавшийся от исходного сниженной массой, измененной конструкцией орудийной башни, а также карбюраторным двигателем ЗИС-80МФ (ЗИС-МФ) мощностью 99 л.с. Несмотря на то, что масса САУ снизилась почти на 1,2 тонны, мощности двигателя с имеющейся КПП оказалось недостаточно для проявления необходимой подвижности и проходимости. Поэтому испытания, проведенные в июле месяце, были признаны неудавшимися и КБ вернулось к силовой установке СУ-76 - сдвоенному моторному агрегату типа ГАЗ-20Э, который к началу 1945 г. был форсирован до 160 л.с. Прочие отличия, введенные в конструкции второго опытного образца, были в целом сохранены в третьем, так как в основном отвечали поставленной цели.

Зенитные самоходные установки ЗСУ-37

После инспекции группы зенитного вооружения танков третий образец в октябре поступил на испытания сначала в НИБТполигон, затем на Научно-испытательный зенитный полигон и по их завершении, в ноябре 1944 г. был рекомендован для принятия на вооружение с минимальным перечнем требуемых доработок.
В феврале 1945 г. завод начал готовиться к серийному производству САУ, однако до окончания войны было изготовлено лишь несколько машин, получивших индекс ЗСУ-37, по временной технологии. Считается, что до конца 1945 г. в строй вступил самоходный зенитный дивизион ЗСУ-37 в количестве или 12, или 16 машин.

Зенитная самоходная установка ЗСУ-37.
Описание.

Серийная зенитная самоходная установка ЗСУ-37 относилась к типу полузакрытых самоходных зенитных установок. Схема компоновки машины предусматривала переднее расположение трансмиссии, установку вращающейся башни на шариковой опоре в кормовой части корпуса и размещение силовой установки по правому борту в средней части корпуса.

Экипаж машины состоял из шести человек. В передней части корпуса в отделении управления размешался механик-водитель. В боевом отделении (башне) размешались расчет с командиром установки, пушка с механизмами наводки и прибор прицеливания, приборы наблюдения, боекомплект и радиостанция. Справа от пушки находились наводчик по азимуту и установщик скорости и дистанции до цели на прицеле. Слева от пушки размещались наводчик по углу возвышения, установщик курса цели и угла пикирования, а также заряжающий.

установка ЗСУ-37

Основным оружием являлась 37-мм автоматическая зенитная пушка образца 1939 года с механическими приводами наводки, установленная на тумбе. Длина ствола пушки составляла 63 калибра. Клиновой затвор обеспечивал практическую скорострельность 120-130 выстр./мин., боевую скорострельность - 50 и выстр./мин. Устройство пушки позволяло вести как автоматический, так и одиночный огонь. Углы вертикальной наводки составляли от -5° до +85°. При ведении стрельбы использовался автоматический зенитный (коллиматорный) прицел дистанционного типа, который решал задачу встречи снаряда с целью (вырабатывал упреждение координат) с учетом пикирования и кабрирования цели. Наклонная дистанция определялась стереодальномером с базой 1000-мм. Дальность действительной стрельбы составляла 2500 м.

Механизмы наводки пушки имели по две угловые скорости наводки (поворотный механизм с ножным переключением скоростей). Это позволяло производить наводку орудия при больших дальностях, высотах и параметрах цели с достаточной плавностью, а при малых ее дальностях, высотах и параметрах - и с достаточной скоростью. Спусковой механизм был ножной. Педаль спуска располагалась на полу у наводчика по углу возвышения. Пушка ЗСУ-37 имела электроосвещение для ночной стрельбы и для подсвечивания коллиматоров в пасмурную погоду. Стрельба велась бронебойными, осколочно-зажигательными и осколочными снарядами. Все снаряды были трассирующими.

Башня ЗСУ-37

Для борьбы с бронетанковой техникой противника применялись бронебойно-подкалиберные снаряды. Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 920 м/с, осколочного 890 м/с. Боекомплект пушки состоял из 320 выстрелов, из которых 130 находилось в обоймах по 5 выстрелов в каждой. Запасной боекомплект (без обойм) составлял 190 выстрелов. Основной боекомплект ЗСУ располагался в шести задних ящиках (в каждом по 3 обоймы, т.е. 15 выстрелов) и правом большом ящике на 40 выстрелов (8 обойм), прикрепленных к стенкам башни. Верхние задние ящики откидывались по мере израсходования из них выстрелов.

Запасной боекомплект располагался в шестнадцати ящиках (в каждом по 10 выстрелов), которые размещались в двух нишах корпуса и в трех ящиках (по 10 выстрелов в каждом), располагавшихся на полу платформы у ног наводчиков: (слева - в одном и справа - в двух). При израсходовании основного боекомплекта боевой расчет должен был вынуть ящики из ниш корпуса, снарядить обоймы и поместить их в задние ящики в первое свободное время боя. Кроме того, в боевом отделении укладывались два 7,62-мм пистолета-пулемета ППШ с боекомплектом 1136 патрона (16 дисков).

Зенитная установка ЗСУ-37

Броневая защита - противопульная. Корпус и башня машины сваривались из броневых катаных листов толщиной 6-мм, 10-мм, 15-мм, 25-мм и 35-мм, располагавшихся под различными углами наклона. На верхнем лобовом листе корпуса находились люк механика-водителя и люк для монтажа главной передачи трансмиссии. В нижнем наклонном лобовом листе имелся лючок для заводной рукоятки, закрывавшийся броневой крышкой на болтах, а также были установлены два буксирных крюка. В кормовом листе корпуса был предусмотрен люк для удаления стреляных гильз и устанавливался третий буксирный крюк. В правом борту корпуса имелся лючок для установки лампы пускового подогревателя.

Крыша корпуса состояла из подбашенного листа, съемного листа и воздухопритока (над моторным отделением), смонтированного на петлях и обеспечивавшего доступ к двигателям. Кроме того, над отсеком топливных баков были расположены два съемных листа, в одном из которых имелись два лючка для доступа к заливным горловинам топливных баков, в другом - жалюзи воздуховода и лючок для заправки системы охлаждения.

самоходная установка

Днище корпуса состояло из трех листов, сваренных между собой и усиленных поперечными балками коробчатого сечения, в которых размешались торсионы подвески. В днище корпуса имелись лючки для доступа к сливным пробкам узлов и агрегатов силовой установки и трансмиссии, закрывавшихся броневыми крышками на петлях.

Броневая сварная башня крыши зенитной установки ЗСУ-37 не имела, и сверху при необходимости закрывалась брезентовым тентом. В передней части башни имелся вертикальный вырез, закрывавшийся броневым щитком пушки и обеспечивавший вертикальные углы наводки пушки. Слева и справа от пушки в башне были расположены откидные броневые щитки на петлях с амбразурами для стрельбы из личного оружия. В заднем вертикальном листе башни имелся круглый лючок, предназначавшийся для чистки канала ствола артиллерийской системы. В походном положении башня ЗСУ стопорилась относительно корпуса машины четырьмя боковыми топорами и одним центральным.

ЗСУ-37

Противопожарное оборудование состояло из двух трехлитровых тетрахлорных ручных огнетушителей РАВ-2. Один типовой огнетушитель устанавливался в отделении управления (слева по ходу машины), второй - в башне с правой стороны пушки.
Силовая установка, трансмиссия и ходовая часть были такими же, как на базовой установке СУ-76М. Емкость двух топливных баков составляла 412 л. Запас хода машины по шоссе достигал 260 км.

Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 12В. В качестве основного источника электроэнергии ЗСУ использовались аккумуляторная батарея 6СТЭ-128 емкостью 128 А ч и генератор ГТ-500С мощностью 500 Вт с реле-регулятором РРК-ГТ-500СМ. Система зажигания - батарейная. Установка была оснащена средствами внешнего и внутреннего освещения. Для внешней радиосвязи на машине устанавливалась радиостанция 10РК-12М (10РТ-3), для внутренней связи - танковое переговорное устройство ТПУ-3Ф со световой сигнализацией от командира к механику-водителю.

Самоходная зенитная установка, обозначенная ЗСУ-37, выпускалась серийно с 1945 по 1948 год. Хотя в 1945 году заводы выпустили 70 таких машин, нет данных об их боевом применении.

ЗСУ-37 в компьютерных играх

Если бы производство данных машин удалось развернуть в 1944 году, то наши бронетанковые соединения несли бы намного меньшие потери от люфтваффе, но этого, к сожалению не произошло, и был найден компромисс-установка зенитных пулеметов на САУ-152 и тяжелые танки ИС,что являлось в некотором роде выходом из создавшейся ситуации,однако зенитные пулеметы, установленные на самоходках и тяжелых танках не могли обеспечить такую же плотность зенитного огня, какую обеспечивали мобильные самоходно-артиллерийские установки противника.

Тактико-технические характеристики

Боевая масса 11,5 т
Размеры:  
длина 5250 мм
ширина 2145 мм
высота 2180 мм
Экипаж 6 человек
Вооружение 1 х 37-мм автоматическая пушка образца 1939 года
Боекомплект 290 снарядов
Бронирование:  
лоб корпуса 35 мм
лоб башни 15 мм
Тип двигателя карбюраторный "ГЛЗ-203"
Максимальная мощность 2х70 л.с.
Максимальная скорость 45 км/час
Запас хода 190 км

Источники:

  • Игорь Шмелев "Попытка создания зенитных танков во время Великой Отечественной войны";
  • М. Свирин "Самоходки Сталина. История советской САУ 1919-1994";
  • Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
  • Steven J. Zaloga, James Grandsen Soviet Tanks and Combat Vehicles of World War Two;
  • Christian Koll: Soviet Cannon - A Comprehensive Study of Soviet Arms and Ammunition in Calibres 12.7mm to 57mm;
  • Panow, V.P., Solarz, J.: Czołgi sowieckie 1938-1945.
 

Мини-навигатор
по сайту
Танки первой мировой
Танки СССР Второй мировой войны Вермахт Танки союзников СССР во Второй мировой войне - США, Англия, Франция, Польша Танки Италии, Японии, Чехословакии
Танки после войны
Танки мира
Про танкиСодержание
Танковый биатлон

"Случайные" танки сайта

Бронеавтомобиль "Шаррон" модель 1905 года
Бронеавтомобиль
Charron Armoured Car model 1905 "Скорее зонтик появится в снаряжении пехотинцев чем солдат начнут возить на машине!" 1897 год является датой официального...
Полугусеничные бронетранспортеры
Полугусеничные бронетранспортеры
Бронетранспортеры M2 M3/M5/M9 Halftrack Car M2 Halftrack Car M2A1 Halftrack Personnel Carrier M3 Halftrack Personnel Carrier M5 Halftrack Car...

Новости


Популярные новости


Главная Страница Контактная Информация Поиск по сайту Контактная Информация Поиск по сайту