Советская зенитная самоходная установка ЗСУ-37
Установка была принята на вооружение в 1944 году и предназначалась, прежде всего, для защиты танковых и механизированных соединений от ударов с воздуха. Установка создана на базе танка Т-70М с расположением боевого отделения в задней части танка. В боевом отделении была установлена открытая сверху башня кругового вращения с 37-мм зенитной автоматической пушкой образца 1939 года.
Значительные размеры башни позволяли разместить в ней, кроме пушки, также и большой боекомплект и прицел с дальномером. На установке монтировались радиостанция 12РТ или 9РМ, а также танковое переговорное устройство ТПУ-ЗФ.Установка находилась в серийном производстве с 1945 по 1948 год. В 1945 году было выпущено 70 машин.
История создания
Советские танковые части и механизированные корпуса несли ощутимые потери от немецкой штурмовой авиации-особенно это проявилось в ходе Курской битвы, когда немецкая авиации буквально терроризировала нашу бронетехнику.Поэтому 22 ноября 1943 г. ГАУ РККА по согласованию с ГБТУ РККА выдало заказ заводу №38 по разработке зенитной самоходной установки, вооруженной 37-мм зенитным автоматом на шасси, однотипном с шасси СУ-76. Необходимо признать, что эскизный проект, а также необходимые расчеты, выполненные под руководством М.Н. Щукина, к этому времени были уже завершены и в них требовалось лишь внести некоторые доработки, которые начались в декабре 1943 г.
Зенитная самоходная установка ЗСУ-37. Чертежи. Нажмите на рисунок, чтобы увеличить.
В феврале 1944 г. изготовленный опытный образец зенитной САУ СУ-17 прошел заводские испытания, которые выявили ряд незначительных дефектов. Машина была рекомендована для принятия на вооружение с учетом внесения в ее конструкцию необходимых доработок.
Однако мощности завода не позволяли обеспечить параллельный с СУ-76 выпуск указанных САУ, а его техническое перевооружение в ближайший год не планировалось. К тому же М.Н. Щукин занял место главного конструктора восстанавливаемого Харьковского завода №75 (бывший Харьковский завод №183), куда он перебрался осенью.
Поэтому вся конструкторско-технологическая документация по машине была передана на завод №40 в Мытищи, который также выпускал СУ-76 и конструкторское бюро которого выступило с инициативой по проведению упрощения конструкции самоходной зенитной пушки с целью увеличения удельного выпуска и снижения закупочной цены.
Зенитная самоходная установка ЗСУ-37. Чертежи. Нажмите на рисунок, чтобы увеличить.
В апреле 1944 г. в Мытищах был изготовлен новый опытный образец самоходной установки, отличавшийся от исходного сниженной массой, измененной конструкцией орудийной башни, а также карбюраторным двигателем ЗИС-80МФ (ЗИС-МФ) мощностью 99 л.с. Несмотря на то, что масса САУ снизилась почти на 1,2 тонны, мощности двигателя с имеющейся КПП оказалось недостаточно для проявления необходимой подвижности и проходимости. Поэтому испытания, проведенные в июле месяце, были признаны неудавшимися и КБ вернулось к силовой установке СУ-76 - сдвоенному моторному агрегату типа ГАЗ-20Э, который к началу 1945 г. был форсирован до 160 л.с. Прочие отличия, введенные в конструкции второго опытного образца, были в целом сохранены в третьем, так как в основном отвечали поставленной цели.
После инспекции группы зенитного вооружения танков третий образец в октябре поступил на испытания сначала в НИБТполигон, затем на Научно-испытательный зенитный полигон и по их завершении, в ноябре 1944 г. был рекомендован для принятия на вооружение с минимальным перечнем требуемых доработок.
В феврале 1945 г. завод начал готовиться к серийному производству САУ, однако до окончания войны было изготовлено лишь несколько машин, получивших индекс ЗСУ-37, по временной технологии. Считается, что до конца 1945 г. в строй вступил самоходный зенитный дивизион ЗСУ-37 в количестве или 12, или 16 машин.
Зенитная самоходная установка ЗСУ-37.
Описание.
Серийная зенитная самоходная установка ЗСУ-37 относилась к типу полузакрытых самоходных зенитных установок. Схема компоновки машины предусматривала переднее расположение трансмиссии, установку вращающейся башни на шариковой опоре в кормовой части корпуса и размещение силовой установки по правому борту в средней части корпуса.
Экипаж машины состоял из шести человек. В передней части корпуса в отделении управления размешался механик-водитель. В боевом отделении (башне) размешались расчет с командиром установки, пушка с механизмами наводки и прибор прицеливания, приборы наблюдения, боекомплект и радиостанция. Справа от пушки находились наводчик по азимуту и установщик скорости и дистанции до цели на прицеле. Слева от пушки размещались наводчик по углу возвышения, установщик курса цели и угла пикирования, а также заряжающий.
Основным оружием являлась 37-мм автоматическая зенитная пушка образца 1939 года с механическими приводами наводки, установленная на тумбе. Длина ствола пушки составляла 63 калибра. Клиновой затвор обеспечивал практическую скорострельность 120-130 выстр./мин., боевую скорострельность - 50 и выстр./мин. Устройство пушки позволяло вести как автоматический, так и одиночный огонь. Углы вертикальной наводки составляли от -5° до +85°. При ведении стрельбы использовался автоматический зенитный (коллиматорный) прицел дистанционного типа, который решал задачу встречи снаряда с целью (вырабатывал упреждение координат) с учетом пикирования и кабрирования цели. Наклонная дистанция определялась стереодальномером с базой 1000-мм. Дальность действительной стрельбы составляла 2500 м.
Механизмы наводки пушки имели по две угловые скорости наводки (поворотный механизм с ножным переключением скоростей). Это позволяло производить наводку орудия при больших дальностях, высотах и параметрах цели с достаточной плавностью, а при малых ее дальностях, высотах и параметрах - и с достаточной скоростью. Спусковой механизм был ножной. Педаль спуска располагалась на полу у наводчика по углу возвышения. Пушка ЗСУ-37 имела электроосвещение для ночной стрельбы и для подсвечивания коллиматоров в пасмурную погоду. Стрельба велась бронебойными, осколочно-зажигательными и осколочными снарядами. Все снаряды были трассирующими.
Для борьбы с бронетанковой техникой противника применялись бронебойно-подкалиберные снаряды. Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 920 м/с, осколочного 890 м/с. Боекомплект пушки состоял из 320 выстрелов, из которых 130 находилось в обоймах по 5 выстрелов в каждой. Запасной боекомплект (без обойм) составлял 190 выстрелов. Основной боекомплект ЗСУ располагался в шести задних ящиках (в каждом по 3 обоймы, т.е. 15 выстрелов) и правом большом ящике на 40 выстрелов (8 обойм), прикрепленных к стенкам башни. Верхние задние ящики откидывались по мере израсходования из них выстрелов.
Запасной боекомплект располагался в шестнадцати ящиках (в каждом по 10 выстрелов), которые размещались в двух нишах корпуса и в трех ящиках (по 10 выстрелов в каждом), располагавшихся на полу платформы у ног наводчиков: (слева - в одном и справа - в двух). При израсходовании основного боекомплекта боевой расчет должен был вынуть ящики из ниш корпуса, снарядить обоймы и поместить их в задние ящики в первое свободное время боя. Кроме того, в боевом отделении укладывались два 7,62-мм пистолета-пулемета ППШ с боекомплектом 1136 патрона (16 дисков).
Броневая защита - противопульная. Корпус и башня машины сваривались из броневых катаных листов толщиной 6-мм, 10-мм, 15-мм, 25-мм и 35-мм, располагавшихся под различными углами наклона. На верхнем лобовом листе корпуса находились люк механика-водителя и люк для монтажа главной передачи трансмиссии. В нижнем наклонном лобовом листе имелся лючок для заводной рукоятки, закрывавшийся броневой крышкой на болтах, а также были установлены два буксирных крюка. В кормовом листе корпуса был предусмотрен люк для удаления стреляных гильз и устанавливался третий буксирный крюк. В правом борту корпуса имелся лючок для установки лампы пускового подогревателя.
Крыша корпуса состояла из подбашенного листа, съемного листа и воздухопритока (над моторным отделением), смонтированного на петлях и обеспечивавшего доступ к двигателям. Кроме того, над отсеком топливных баков были расположены два съемных листа, в одном из которых имелись два лючка для доступа к заливным горловинам топливных баков, в другом - жалюзи воздуховода и лючок для заправки системы охлаждения.
Днище корпуса состояло из трех листов, сваренных между собой и усиленных поперечными балками коробчатого сечения, в которых размешались торсионы подвески. В днище корпуса имелись лючки для доступа к сливным пробкам узлов и агрегатов силовой установки и трансмиссии, закрывавшихся броневыми крышками на петлях.
Броневая сварная башня крыши зенитной установки ЗСУ-37 не имела, и сверху при необходимости закрывалась брезентовым тентом. В передней части башни имелся вертикальный вырез, закрывавшийся броневым щитком пушки и обеспечивавший вертикальные углы наводки пушки. Слева и справа от пушки в башне были расположены откидные броневые щитки на петлях с амбразурами для стрельбы из личного оружия. В заднем вертикальном листе башни имелся круглый лючок, предназначавшийся для чистки канала ствола артиллерийской системы. В походном положении башня ЗСУ стопорилась относительно корпуса машины четырьмя боковыми топорами и одним центральным.
Противопожарное оборудование состояло из двух трехлитровых тетрахлорных ручных огнетушителей РАВ-2. Один типовой огнетушитель устанавливался в отделении управления (слева по ходу машины), второй - в башне с правой стороны пушки.
Силовая установка, трансмиссия и ходовая часть были такими же, как на базовой установке СУ-76М. Емкость двух топливных баков составляла 412 л. Запас хода машины по шоссе достигал 260 км.
Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 12В. В качестве основного источника электроэнергии ЗСУ использовались аккумуляторная батарея 6СТЭ-128 емкостью 128 А ч и генератор ГТ-500С мощностью 500 Вт с реле-регулятором РРК-ГТ-500СМ. Система зажигания - батарейная. Установка была оснащена средствами внешнего и внутреннего освещения. Для внешней радиосвязи на машине устанавливалась радиостанция 10РК-12М (10РТ-3), для внутренней связи - танковое переговорное устройство ТПУ-3Ф со световой сигнализацией от командира к механику-водителю.
Самоходная зенитная установка, обозначенная ЗСУ-37, выпускалась серийно с 1945 по 1948 год. Хотя в 1945 году заводы выпустили 70 таких машин, нет данных об их боевом применении.
Если бы производство данных машин удалось развернуть в 1944 году, то наши бронетанковые соединения несли бы намного меньшие потери от люфтваффе, но этого, к сожалению не произошло, и был найден компромисс-установка зенитных пулеметов на САУ-152 и тяжелые танки ИС,что являлось в некотором роде выходом из создавшейся ситуации,однако зенитные пулеметы, установленные на самоходках и тяжелых танках не могли обеспечить такую же плотность зенитного огня, какую обеспечивали мобильные самоходно-артиллерийские установки противника.
Тактико-технические характеристики
Боевая масса |
11,5 т |
Размеры: |
|
длина |
5250 мм |
ширина |
2145 мм |
высота |
2180 мм |
Экипаж |
6 человек |
Вооружение |
1 х 37-мм автоматическая пушка образца 1939 года |
Боекомплект |
290 снарядов |
Бронирование: |
|
лоб корпуса |
35 мм |
лоб башни |
15 мм |
Тип двигателя |
карбюраторный "ГЛЗ-203" |
Максимальная мощность |
2х70 л.с. |
Максимальная скорость |
45 км/час |
Запас хода |
190 км |
Источники:
- Игорь Шмелев "Попытка создания зенитных танков во время Великой Отечественной войны";
- М. Свирин "Самоходки Сталина. История советской САУ 1919-1994";
- Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
- Steven J. Zaloga, James Grandsen Soviet Tanks and Combat Vehicles of World War Two;
- Christian Koll: Soviet Cannon - A Comprehensive Study of Soviet Arms and Ammunition in Calibres 12.7mm to 57mm;
- Panow, V.P., Solarz, J.: Czołgi sowieckie 1938-1945.