|
|
Легкий танк М3 "Стюарт"
Light tank M3 Stuart.
Танк был создан в 1940 году на базе так называемого "кавалерийского" М1 и легкого М2А4. Боевая машина имела следующую компоновку: силовое отделение расположено в задней части корпуса, боевое отделение и отделение управления - в средней его части, трансмиссия и ведущие колеса находятся в носовой части. В ходовой части использованы 4 малых попарно сблокированных опорных катка на борт и подрессоренные направляющие колеса. Корпус и башня изготовлены из катаной листовой брони методом сварки и клепки.
Вооружение танка состояло из 37-мм пушки, спаренной с 7,62-мм пулеметом и трех 7,62-мм пулеметов, установленных в носовой части корпуса - двух в бортовых отсеках и одного рядом с водителем. Управление огнем из пушки и спаренного с ней пулемета осуществлялось с помощью телескопического прицела, механизмы наводки пушки были механическими. Кроме базовой модели М3, выпускались ее модификации М3А1 и М3А3. Они имели круглые башни без командирской башенки и оснащались системами стабилизации пушки в вертикальной плоскости. На выпущенной в 1942 году последней модификации М3А3 из трех носовых пулеметов сохранен лишь пулемет, установленный рядом с водителем. Корпус этой модификации уже был выполнен с рациональным наклоном броневых листов, при его изготовлении применялась в основном сварка. В машинах всех модификаций устанавливались радиостанции и переговорные устройства. Танки серии М3 использовались в качестве основного вооружения разведывательных подразделений. В 1943 году М3 был заменен в производстве танком М5. Всего было выпущено около 13,5 тысяч танков М3 всех модификаций.
![M3 Стюарт американский лёгкий танк периода Второй мировой войны M3 Стюарт лёгкий танк](/images/stories/2-mirovaya/usa/m3a1_01.jpg)
Легкий танк М3 стал развитием М2А4, созданным в Рок-Айлендском арсенале весной 1940 года с учетом опыта, полученного в ходе боевых действий в Европе в кампаниях 1939-40 гг. Основное требование заключалось в увеличении толщины брони, что повлекло за собой усиление подвески. Максимальная толщина брони возросла до 38-мм (51-мм в лобовой части корпуса), исчезли смотровые лючки на бортах башни. Установили направляющее колесо большего диаметра для увеличения длины опорной поверхности. Другие изменения включали удлинение кормовой части корпуса и улучшение бронирования крыши. М3 приняли на вооружение в июле 1940 г., а в производство запустили в марте 1941 г. на фирме "Америкэн Кар энд Фаундри" - сразу после выполнения контракта на М2А4.
![лёгкий танк США M3 Стюарт лёгкий танк M3 Стюарт](/images/stories/2-mirovaya/usa/m3a1_02.jpg)
Некоторые усовершенствования вносились по ходу производства, первым из них стало введение вместо клепаной башни сварной, разработанной в конце 1940 г. и ставившейся на серийные машины с марта 1941 г. Это изменение снизило вес и устранило опасность поражения экипажа вылетевшими заклепками при попадании снаряда или пули в броню.
![Американский лёгкий танк M3a3 Стюарт лёгкий танк M3a3 Стюарт](/images/stories/2-mirovaya/usa/m3a3-stuart_01.jpg)
В начале 1941 г. установили башню, сваренную из литых деталей одинаковой толщины, близкую к цилиндрической форме, взамен ранее использовавшихся многогранных. Позже такие башни устанавливали на уже выпущенные машины. С середины 1941 г. появился стабилизатор пушки, а в конце года учли британский опыт использования легких танков М3 в боях в пустыне Северной Африки, установили на них два сбрасываемых топливных бака по 25 галлонов. С начала 1942 г. приняли полностью сварной корпус. Для облегчения обслуживания двигателя и снабжения топливом 500 машин выпустили с дизелями "Гайберсон" Т1020 вместо бензиновых "Континенталь". Эти машины иногда называли "М3 (дизельный)". Внешне они были аналогичны стандартным М3.
![Американский танк Стюарт танк Стюарт](/images/stories/2-mirovaya/usa/m3-stuart_01.jpg)
Удачная машина хорошо подходила для разведки, но не могла служить базой для специальных машин из-за малой массы и недостаточной удельной мощности. В Армии США танк признали устаревшим в июле 1943 г., однако он использовался до конца Второй мировой войны (и после нее) другими армиями, став важным дополнением британским танковым силам в ходе боев в Западной пустыне в 1941-42 гг.
![м3 стюарт м3 стюарт](/images/stories/2-mirovaya/usa/m3-stuart_sm.jpg)
Тактико-технические характеристики танка М3А1
Боевая масса |
12,1т
|
Размеры: |
|
длина |
4445 мм
|
ширина |
2465 мм
|
высота |
2490 мм
|
Экипаж |
4 человека
|
Вооружение |
1 х 37-мм пушка М6 5 х 7,62-мм пулеметов
|
Боекомплект |
103 снаряда 14000 патронов
|
Бронирование: |
|
лоб корпуса |
43 мм
|
лоб башни |
38 мм
|
Тип двигателя |
дизель "Гиберсон" тип Т1020-М
|
Максимальная мощность |
220 л.с.
|
Максимальная скорость |
57 км/час
|
Запас хода |
110 км
|
Модификации танка М3 "Стюарт"
- М3. Первая серийная модель с клепаным корпусом, сначала с клепаной, затем сварной башней и сварным корпусом. Общий выпуск - 5811 машин. Бензиновый двигатель "Континенталь" или дизельный "Гайберсон" (500 машин).
- М3А1. М3 поздних выпусков, но с добавлением гироскопического стабилизатора, приливом башни, без командирской башенки. Общий выпуск - 4621. Бензиновый двигатель "Континенталь" или дизель "Гайберсон" (211 машин). Опытная и первые серийные машины имели клепаный корпус, последующие - полностью сварной. Курсовые пулеметы по бортам сняты.
- М3А2. Обозначение, данное в марте 1942 г. проекту полностью сварной модификации М3А1. Других отличий между клепаными и сварными машинами не было.
- М3А3. Последняя серийная модификация с измененным корпусом, полностью сварная, с увеличенным внутренним объемом. Общий выпуск 3427.
- Командирский танк М3. Войсковые переделки (несколько вариантов) со сварной коробчатой рубкой вместо башни и 12,7-мм пулеметом "Браунинг" на подвижной установке. Использовался старшими офицерами.
- М3 с башней "Макссон". Проект 1942 г. замены стандартной башни легкого танка М3 на башню "Макссон" со счетверенной зенитной установкой пулеметов калибра 12,7-мм. Испытывался, но не был принят, поскольку предпочтение отдали подобной установке на полугусеничном БТР.
- М3 с подрывным зарядом Т2. В 1942 г. делались опыты по установке на М3 противоминного подрывного заряда Т2.
Громоздкая установка, осталась в опытном экземпляре.
- М3 или М3А1 с огнеметом "Сэйтен". Самоходный огнемет, разработанный на Гавайях для использования КМП США на тихоокеанском ТВД против японских укреплений. На изъятых из боевых подразделений М3 37-мм пушка заменялась брандспойтом огнемета и ставилось огнеметное оборудование от канадского "Ронсон" с дальностью огне-метания - 40-60 ярдов. Емкость бака составляла 170 л огнесмеси. В конце 1943 г. переделали примерно 20 танков.
- М3А1 с огнеметом Е5К2-М3. Переносной огнемет переделали под шаровую установку вместо лобового пулемета. Бак с огнесмесью емкостью 40 л ставился внутри машины.
- 75-мм самоходная гаубица Т18. В сентябре 1941 г. началась разработка на шасси М3 машины непосредственной огневой поддержки. Она включала качающуюся часть 75-мм гаубицы М1А1, на установке, аналогичной использовавшейся на среднем танке М3. Изготовили два прототипа с рубками из мягкой стали, которые направили для испытаний на Абердинский полигон. Они оказались неудачными из-за высокой рубки и перетяжеленной передней части шасси. Разработку прекратили в апреле 1942 г., предпочтение отдали самоходной гаубице М8.
- 76-мм САУ Т56. В сентябре 1942 г. началась разработка под 76-мм пушку на шасси М3А3. Двигатель сместили в центр корпуса, а в кормовой части установили пушку и броневое прикрытие для расчета. Орудие, однако, оказалось слишком тяжелым для такого шасси, и сильноснижалась проходимость, а защита расчета была слабой.
- 76-мм САУ Т57. Та же Т56, но с заменой двигателя на более мощный "Континенталь" от среднего танка и без броневого прикрытия расчета, чтобы не снижать подвижность и проходимость шасси, как на Т56. Испытания на Абердинском полигоне признали неудачными, и работу над САУ остановили в феврале 1943 г.
![танк США M3 Стюарт танк США M3 Стюарт](/images/stories/2-mirovaya/usa/m3-stuart_02.jpg)
Опытные машины М3 "Стюарт"
- М3Е1 представляла собой М3 с дизелем "Камминз" НВ5.
- М3Е2 - опытная машина с двумя двигателями "Кадиллак" и трансмиссией "Гидроматик", установленными потом на М5,
- М3ЕЗ (1941 г.) - та же машина с приливом башни для испытания перед установкой на М3АЗ и М5,
- М3Е4 (1942 г.) - опытная машина с британским комплектом плавучести ОО, аналогичного устанавливавшемуся в Великобритании на легкий танк "Тетрарх".
- М3А3Е1 -опытная машина с автоматической трансмиссией "Спайсер Аутоматик Ток Конвертер". М3А3Е2 - опытная машина с той же трансмиссией, но с более мощным двигателем "Континенталь" Я950.
![лёгкий танк M3 лёгкий танк M3](/images/stories/2-mirovaya/usa/m3-stuart_03.jpg)
Легкий танк М3 "Стюарт" на Британской службе
М3 стали первыми американскими танками, в британской армии Второй мировой войны. 84 танка из первой поставки по ленд-лизу в июле 1941 г. направили в 8-ю Армию. К началу операции "Крусэйдер" в ноябре 1941 г. на вооружении было 163 танка. Впоследствии легкие М3 использовались британской армией в Бирме, Великобритании, Европе (с 1944 г.), Италии и Северной Африке. М3 поставлялись и в другие страны, включая Россию, Китай и Францию. В Британии М3 именовался "Генерал Стюарт", чаще просто "Стюарт", известно также прозвище "Хани" ("Голубушка").
![лёгкий танк M3 лёгкий танк M3](/images/stories/2-mirovaya/usa/m3-stuart_05.jpg)
Имелись следующие британские обозначения:
- "Стюарт" I. Базовый М3 с двигателем "Континенталь".
- "Стюарт" II. Базовый М3 с дизельным двигателем "Гайберсон". Известен также как "Стюарт Гибрид".
- "Стюарт" III. Базовый М3А1 с двигателем "Континенталь".
- "Стюарт" IV. Базовый М3А1 с дизельным двигателем "Гайберсон". Известен также как "Стюарт Гибрид".
- "Стюарт" V. Базовый М3А3.
В Британии на эти танки по бортам башни устанавливали дымовые гранатометы, добавляя крылья гусениц и бортовые экраны и снимали бортовые курсовые пулеметы на большинстве М3.
- "Стюарт Кенгуру". В конце войны изъятые из боевых подразделений машины переделывали в БТР, снимая башни и устанавливая сиденья для десанта.
- "Стюарт Рессе". Машины, подобные "Кенгуру", но без башен и с различным пулеметным вооружением.
- "Стюарт Комманд". "Кенгуру" с дополнительной радиоаппаратурой для использования командирами частей.
На этих машинах встречались различные варианты импровизированных сеток для защиты от ручных гранат.
- 18-фунтовое САУ "Стюарт" 5Р. Англичане на Ближнем Востоке изготовили по крайней мере одну САУ, установив на шасси М3 вместо башни устаревшую полевую 83,8-мм пушку. Для уменьшения общей высоты на ней убрали командирскую башенку. Кроме того, установили стабилизатор вооружения, силовой привод поворота башни и прилив башни. Эту машину, получившую обозначение М3А1, запустили в производство на "Америкэн Кар энд Фаундри" в июне 1942 г. вслед за М3, последние из которых построили в августе того же года.
- В дальнейшем М3А1 сняли два курсовых пулемета по бортам, которые имелись на М2А4 и М3. Они управлялись дистанционно механиком-водителем и имели ограниченную эффективность, но занимали много места. Британцы сделали это на многих поставленных им танках М3.
Последней серийной модификацией стал М3А3 с полностью сварным корпусом и увеличенными бортовыми нишами, расширенным вперед и вверх отделением управления. Это позволило увеличить объем топливных баков и боекомплект. Добавили также крылья гусениц и бортовые экраны. М3А3, принятый на вооружение в августе 1942 г., пошел в производство в начале 1943 г.
![лёгкий танк M3 лёгкий танк M3](/images/stories/2-mirovaya/usa/m3-stuart_06.jpg)
Источники:
- М. Барятинский. Бронетанковая техника США 1939-1945 гг.;
- М. Коломиец, И. Мощанский. Танки ленд-лиза;
- P. Chamberlain, C. Ellis. Tanks of the World 1915-1945;
- М. Барятинский. Легкий танк "Стюарт" (Бронеколлекция, № 3 - 2003);
- S. Zaloga. M3 & M5 Stuart Light Tank 1940-45;
- Wojciech J. Gawrych. Czolg lekki Stuart [Typy Broni i Uzbrojenia 083].
|
|
|
|
|