Вездеходная боевая машина

Гусеничная вездеходная боевая машина

"...Невеселая штука - бежать в атаку под пулеметами врага...".

Первая мировая война стала внешним фактором, который вызвал появление танков на поле боя. Как и предвидели военные специалисты, она началась и какое-то время шла как маневренная. Но затем фронт стабилизировался. Многомиллионные армии зарылись в землю, опутали свои траншеи многими рядами колючей проволоки, а атаки отражали огнем пулеметов и артиллерии. Прорвать такую оборону силами пехоты оказалось невозможно. Германские военные 22 апреля 1915 года применили газ хлор, выпущенный из баллонов по ветру на позиции англичан. Из строя были выведены 15 тысяч человек, одна треть которых погибла.

Картина "Ипр, 22 апреля 1915 г"
Картина "Ипр, 22 апреля 1915 г", художник Arthur Nantel

В 1915 году немецкие дирижабли типа "Граф Цеппелин" бомбардируют Лондон и Париж. В 1917 году германский подводный флот начал неограниченную подводную войну на морских коммуникациях и на какое-то время сумел парализовать транспортные перевозки стран Антанты. С самых первых дней войны начали использовать и автомобильный транспорт. В переломные дни 1914 года, когда победа или поражение в битве при Марне могли решить исход войны, французы для ликвидации угрозы захвата Парижа организовали массовую переброску войск на легковых автомобилях, мобилизовав 12 тысяч парижских такси. В 1916 году во время "верденской мясорубки" машины, подвозившие резервы на линию фронта, проходили контрольные посты через каждые 14 секунд, а иногда и каждые 6 секунд. Во время румынского похода осенью того же года двухсоттысячная германская армия со всем снаряжением и материальной частью была переброшена к месту боев на 20000 автомобилях и фактически разгромила Румынию. В боях под Горицей итальянцы перебросили на автомобилях 500 тысяч человек и около 8500 лошадей.

"Марнское такси"
"Марнское такси".

Во время боев 1918 года на реке Эн железные дороги в течение семи дней перевезли девятнадцать дивизий, а на автомобилях - 33 дивизии и 46 отдельных артиллерийских частей. В сентябре 1918 года 12 американских дивизий общей численностью около 500 000 человек были перебазированы из Сен-Мишеля в район Мааса и Арденн на расстояние 80 км всего за одну ночь. Такой размах автомобильных перевозок поставил автотранспорт в один ряд с железными дорогами и сделал его практически полным монополистом в ближайшей армейской и войсковой зоне, практически вытеснив в Европе конную тягу. К исходу войны воюющие армии имели на фронтах значительное количество автомашин транспортного назначения:

  • США - 107000,
  • Франция - 88000,
  • Англия -87000,
  • Германия - 60000.

Помимо этого значительная часть гражданского автотранспорта стран европейского континента и Великобритании обслуживала нужды вооруженных сил в глубоком тылу. В боях они непосредственно не участвовали, но это была та база для промышленного производства, на основе которой можно было делать не только бронеавтомобили, но также и танки. Столь же быстро росло в армиях воюющих государств и количество бронепоездов. Только в Германии за первые месяцы войны их было изготовлено около 30. Постепенно стандартизировались их типы и состав вооружения. Отдельные бронепоезда получили броню толщиной 185 мм, а кроме мощного вооружения - совершенные по тому времени средства связи, сигнализации и наблюдения.

Все, что требовалось для того, чтобы сделать танк, воюющие страны имели уже в конце 1914 года. И новые проекты боевых машин, отличные от тех, что предлагались изобретателями до войны, начали появляться.

Вездеходная боевая машина Вездеход Пороховщикова

Первым проект гусеничной вездеходной боевой машины предложил мастер рижского машиностроительного завода А. Пороховщиков. Каким образом у него появилась идея создать свой "Вездеход", изобретатель впоследствии описал так: "На поле шло учение новобранцев. Глядя на солдат, перебегавших цепью, я подумал: невеселая штука - бежать в атаку под пулеметами врага. А что, если послать на штурм окопов не людей, беззащитных против свинцового ливня, а машину, одетую в броню, вооруженную пулеметами? Конструктивное решение я увидел в постановке бесконечных лент или гусеничных ходов тракторного типа...".

Первый российский танк представлял собой одноместную танкетку весом около 4 тонн. Внутри обтекаемого корпуса была рама, на трех барабанах которой перематывалась всего одна резиновая гусеница. Поворот машины осуществлялся при помощи двух рулевых колес по бокам, соединявшихся со штурвалом. Вооружение "Вездехода" - один пулемет "максим" во вращающейся цилиндрической башне, - обслуживал командир машины, сидевший вместе с водителем плечом к плечу. Управлять машиной и стрелять было очень неудобно. 15 мая 1915 года постройка опытного образца была завершена.

На нем смонтировали деревянный макет корпуса, а для компенсации веса брони уложили балласт из мешков с песком. Спустя три дня был проведен и пробный пробег, показавший, что гусеница при движении с барабанов соскальзывает. После этого на первоначально гладкой поверхности барабанов сделали по три кольцевые проточки, а на внутренней поверхности гусеницы - соответственно три направляющих выступа.

Схема конструкции "Вездехода"

Бронирование "Вездехода" было многослойным и состояло из лицевого цементированного 2-мм стального листа, амортизирующей прокладки и еще одного стального листа с суммарной толщиной 8 мм. Длина машины составляла 3,6 метра, ширина - 2 метра, высота (без башни) - 1,5 метра, окончательный вес предполагался равным 3,5-4,0 тоннам, экипаж - 1 человек, пулеметное вооружение, противопульное бронирование. Двигатель мощностью 15 кВт, планетарная трансмиссия, комбинированный колесно-гусеничный движитель (одна гусеница и два управляемых колеса) обеспечивали максимальную скорость 25 км/ч.

Источники:

  • В.О. Шпаковский. "Танки эпохи тотальных войн. 1914-1945";
  • В.О. Шпаковский. "Танки. Уникальные и парадоксальные";
  • Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
  • Холявский Г. Л., "Колесные и полугусеничные бронеавтомобили и бронетранспортеры";
  • Антонов А. С., Артамонов Б. А., Коробков Б. М., Магидович Е. И. "ТАНК" (1954 г.);
  • Zaloga, Steven J; Grandsen, James. Soviet Tanks and Combat Vehicles of World War Two;
  • B.T.White "Tanks and other Armoured Fighting Vehicles 1900 to 1918".
 

Мини-навигатор
по сайту
Танки первой мировой
Танки СССР Второй мировой войны Вермахт Танки союзников СССР во Второй мировой войне - США, Англия, Франция, Польша Танки Италии, Японии, Чехословакии
Танки после войны
Танки мира
Про танки



Главная Страница Контактная Информация Поиск по сайту Контактная Информация Поиск по сайту