Русский "Тигр" сорокового года - Е. Митьков. Страница-2
Содержание
Русский "Тигр" сорокового года
Е. Митьков. Страница-2
Е. Митьков. Страница-3

Снова цитата из Сухиненко:

 Б). Определенная часть технических решений, принятых при создании, модификации и модернизации Т-28 (и других отечественных танков 30-х годов) с успехом применяется и поныне (подвесной полик, перископический прицел, топливные баки в корме машины и т.п.).
В). Концепция БТТ - "броня, маневр, огонь" - в соответствии с изменениями полевых условий, обеспечивалась высоким потенциалом исходной конструкции танка Т-28, путем его модернизации. Никакой вины конструкторов и рабочих в снятии танка с производства не было.

Итак, конкурс имеет место быть, участники определены - дело за заданием. Для разработки конкурсного задания на проектирование необходимо определить требуемые ТТХ будущих машин, это задача ГБТУ. Для ГБТУ необходима четкая концепция "среднего" танка, его задачи по оперативно-тактическому применению в готовящейся войне - т.е. концепция применения бронетанковых сил в общем стратегическом плане. Это - задача ГенШтаба. Стройной единой концепции тоже нет, да и быть на тот период ее не может. Есть "Теория глубокой операции" гениального Триандофиллова, есть устаревший опыт Первой Мировой, маневренный опыт Гражданской, ограниченный опыт дальневосточных конфликтов, Китая, Испании и Финской кампании. Есть еще британская концепция "пехотных" и "крейсерских" машин, есть практика Вермахта с "королевой поля боя" Pz-IIIF и танком поддержки Pz-IV ранних версий. А есть еще французы со своими "эскадронами" и привязкой к УРам, и с в общем-то достаточно прогрессивным и современным на тот момент "Somua S-35". А в Генштабе - начинающая стареть в свете Зимней Войны теория "механизированной колесно-гусеничной лавины", еще теплые гильзы 37-го года, и немецкая дезинформация о крупповских разработках тяжелого танка с проивоснарядным бронированием. И Первый Маршал тов.Ворошилов, который собирается вести РККА в бой. (при всем моем искреннем уважении к Ворошилову, как к человеку, - я не шучу и не ерничаю!, уважать его, как военспеца, просто не имею права.)

В сухом остатке - полная расплывчатость ТТХ задания, "не ведает правая, что творит левая", доведенное практически до абсолюта; видение будущей машины, и соответственно, общей концепции - по уму и сердцу на усмотрение авторов, возможные последствия в случае неуспеха, и желание "продать" именно свою машину заказчику, - читай - Иосифу Виссарионовичу Сталину и иже с ними. Любым способом.

"День -на выдох, ночь - на вдох. Кто не выжил, тот издох". Дик, например. Поэтому проект должен быть сияющ и неотразим для Высшего Руководства. Для этого есть все необходимое - дизельмотор В-2 и линейка М-17 в серии, технологии электросварки, современное арт.вооружение в ассортименте, производственные мощности, станочный парк, опыт, технологии - твори себе на радость маме! Нет одного. Концепции. Великолепный "средний" Т-28 есть, а концепции нет. В каком направлении модернизировать? В скорости? Боеживучести? Могуществе артсистемы?  Вот ведь незадача какая, а? Ну, что ты будешь делать! А если завтра - война? А если завтра - в поход? "Назло неразумным хазарам"? Павлов-то "средние" не любит. А Жуков (пусть еще сошка тогда) не любит легкие. А Ворошилов любит потяжелей, а Сам товарищ Сталин любит от калибра 107мм и выше.

Лидеры гонки на "средней" дистанции, разумеется ХПЗ (183) и Питер.(связки КБ - Партком)
У ХПЗ в серии линейка БТ-7, БТ-7А, БТ-7М(с В-2), в предсерийной работе - БТ-7МФ и А-20. Разработки курирует Павлов. (К слову - умный, вдумчивый и грамотный танковый командир, достойный офицер с очень серьезным боевым опытом, любимый и уважаемый в войсках и незаслуженно втоптанный в лагерных прах с жуковской подачи)
Сами машины, в особенности БТ-7МФ с унифицированным дизельмотором и 76.2мм Л-11, позже с Ф-32, крайне неплохи и полностью отвечают требованиям времени. А-20 и Т-32 вооружались соответственно 45-мм и 76.2 Л-11. Приводить  ТТХ не буду, они известны и имеются в широком доступе, в том числе и на сайте.

Линейка моделей ХПЗ

Линейка моделей ХПЗ (1940-й год): БТ-7М., А-20., Т-34 с Л-11,, Т-34 с Ф-34.

Питер - это Т-50 и Ворошилов. И еще Т-28. О Т-50-ом написано много, наврато еще больше, но факт в том, что запаса на модернизацию машина не имела в принципе, и по большому счету боевых характеристик последних "бэтушек" так и не переплюнула. Да и не могла, по моему мнению. По крайней мере, на "средний" машина не тянула. О ней - в другой раз.

Что бы я сам сделал бы на месте Кошкина и Морозова, чтобы обеспечить своему проекту, а значит, и себе, победу? Если, разумеется, принять по умолчанию человеческую порядочность и техническую грамотность плюс реальное желание создать действительно хорошую машину?

Первое: С "заклепочной" стороны - постарался бы "увидеть" поле боя будущей войны наиболее четко и определил бы концепцию и задачи для себя, как для конструктора. Это называется "техническим предвидением". Это - Морозов. И помог ему - Павлов. Опытом и взглядами.

Второе: Обеспечил бы свою будущую машину хотя бы одним неоспоримым преимуществом перед работами конкурентов. Что бы уже наверняка. Чем?
Ходовая? Для серии заводу выгодна отработанная свечная Кристи. Дизельмотор (удельная мощность, энерговооруженность, скорость, автономность, маневренно-ходовые характеристики, проходимость)? Да, в общем-то, ничего из ряда вон, по сравнению с БТТ РККА, по крайней мере - последние версии "бэтушек" и "двадцатьвосьмерок" достаточно близки. Противоснарядная бронезащита и наклонные бронелисты? 40-мм на версии 40-го года - это не противоснарядная броня в прямом понимании этого термина  ПТО, ("матильды", "сомуа", "праги" и проч.!) Наклонные бронелисты? БТ и Т-50. Тогда что?

На модели 40-го года изначально ставили Л-11. Можно было и Ф-32. Как могли бы поступить и остальные КБ. Вот тут срабатывает Кошкин, как менеджер, четко понимающий реалии своего времени и страны. Через Павлова организуется утечка информации (о секретной машине!) в ГБТУ. Представитель этой конторы Горохов "по собственной инициативе" отлавливает на пляже (!) В.Г.Грабина и "доверительно делится" информацией о новой машине (!!!), ее вооружении, ожидаемых ТТХ и предлагает Грабину заняться разработкой для этой машины пушки (!!!) в инициативном порядке (!!!), заказ на проектирование и последующее производство (!!!) которой он позже оформит в ГБТУ и согласует с ГАУ и Наркомтяжпромом (!!!!).

И Грабин соглашается! За 30 суток разрабатывает на основе своей Ф-32 новую великолепную Ф-34 (сдается мне, что и индекс не совсем случаен), командирует на ХПЗ группу инженеров для привязки пушки к танку, их там радостно встречают, показывают сов.секретную  машину, ставят пушку в башню, узлы крепления которой удивительным образом совпадают с посадочными, хотя первые машины - повторюсь - официально шли с "Эльками". Еще штришок - для проработки пушки именно Горохов обеспечил доставку на Приволжский завод линейного БТ-7. И в линейную башню со стандартным погоном пушка стала, и была испытана и стрельбой и возкой на заводском полигоне в присутствии военпреда и начальника полигона Огурцова.

Еще штришок - ОФИЦИАЛЬНО Ф-34 была принята на вооружение уже в ходе ВОВ в конце 41-го, по личному распоряжению И.В.Сталина, хотя уже выпускалась и использовалась вовсю, самым широким образом. Позволю себе несколько цитат из В.Г.Грабина:

"Дальнейшие события приняли странный характер. С 1940 года наш завод делал пушки, их принимали, устанавливали в танки, танки уходили в войска. И никто ни слова не говорил о том, что наша пушка не принята на вооружение. Производство тем временем наращивало выпуск орудий, и постепенно стали сглаживаться и забываться те неприятности, которые сопутствовали постановке Ф-34 на валовое производство. Позже военные прислали нам тактико-технические требования на разработку танковой пушки для Т-34, которые являлись точной копией требований, разработанных нашим же КБ"

На совещании у Сталина по поводу вооружения КВ:

Когда закончилось рассмотрение вопроса…….я попросил дать справку о танковой пушке Ф-34. Сталин разрешил. Я сообщил, что пушка Ф-34 правительством на вооружение Красной Армии не принята.
Тотчас после моего сообщения Сталин спросил:
- Как такое могло случиться?
Все молчали. Тогда Сталин повернулся ко мне:
- Товарищ Грабин, расскажите вы.
Я кратко изложил историю вопроса.
- Значит, вы запустили в производство пушку, которая не была принята на вооружение? - уточнил Сталин, глядя мне прямо в глаза, когда я закончил.
- Да, товарищ Сталин.
- Это очень смело и для вас рискованно. - затем Сталин обратился к начальнику ГБТУ:
- Товарищ Федоренко, скажите, как войска и лично вы оцениваете пушку
Грабина? (выделено мной - Е.М,)
- Пушка очень хорошая, танкистам нравится. Именно благодаря ей наш Т-34 господствует на полях сражений.(выделено мной Е.М.)
- Значит, вы считаете возможным принять пушку Грабина Ф-34 на вооружение танка Т-34?
- Так точно, товарищ Сталин!
- Испытайте пушку Грабина - распорядился Сталин.
- Будет сделано, товарищ Сталин!
…Через несколько часов отчет уже был готов: "Пушка Ф-34 испытания выдержала…"

Я не зря так подробно пишу обо всем этом. Действительно, именно благодаря сбалансированности своих ТТХ и прежде всего великолепной Ф-34, Т-34 ДЕЙСТВИТЕЛЬНО господствовал в умелых, твердых и решительных руках на поле боя вплоть до 43-го. И пользовался безоговорочным доверием и любовью своих экипажей абсолютно заслуженно, потому, что не только был лучшим из танков РККА, но и по совокупности своих свойств и качеств, по сбалансированности своей среди танков серийных конструкций - лучшим в мире. Буквально несколько дней назад в одном из репортажей РТР показывали награждение Памятными Медалями еще живущих на сегодня ветеранов-танкистов Ротмистрова, дравшихся под Прохоровкой 2-го мая 43-го года.

Так вот, среди прочих немногих - А.Н.Салтанов, Герой Советского Союза, в 1943-м  - старший сержант, командир "тридцатьчетверки" 41-го года выпуска. В этот день он во встречном бою СЖЁГ ТРИ "ТИГРА" !!!, после чего попаданием в башню его машина была уничтожена, сам он тяжело ранен. Закончил войну под Берлином, у Катукова, в его экипаже, горел и получил тяжелое при Зеелове. Вот так.

А теперь спрошу - возможен ли был триумф "тридцатьчетверки" без этих людей, пусть движимых в том числе и сугубо личностными интересами ( а как человеку без этого?), но не боявшихся брать на себя ответственность за решения, претворять их в металл и в жизнь, без всех этих наших исконно русских горизонтальных "коррупционностей"?

А теперь снова вернусь к судьбе "двадцатьвосьмерки". Вернусь в Питер.
Прошло время, когда грохот по брусчатке проходящих в парадном строю многобошенных крепостей с наклепанными золочеными именами вождей и вождишек вызывали удовлетворенную улыбку Самого и оторопь военных атташе наших заклятых друзей. Нынче не круто! А что круто? Со "средним" как-то не срастается - Т-28 уже видели, и в параде, и в бою. Да .Хороший танк. (Да и Соркин с Гороховым и Ворошиловым-младшим в подписку пошли), но все равно - не эффектно. Т-50 для "среднего" - рылом не вышел. Только Морозова переплюнуть трудно, и к тому же Кошкин не даст. Чем удивить? Придумал! "Всепоражающий неуязвимый тяжелый танк"! И даже макетик со съемной башенкой, нехай вожди поиграются! И абревиатурка подходящая, проходная абревиатурка нарисовывается ( на истории создания "сотки", СМК и КВ тормозить не буду, она широко известна. Приторможу в узкоизвестных местах). Да, махановская "элька" - не совсем то, слабовата по нынешнему времени, но для этого и Грабин есть. Подвеска? Воткнем торсионы! И дизельмотор воткнем, вождь любит! И броню потолще! И быстрее, еще быстрее!

А кстати, как торсионы вылизовать будем? А давай на "двадцатьвосьмерку" поставим-попробуем. Машинка хорошая, надежная, внутренний объем позволяет. Недаром "средняя". Финскую прошла достойно. Рабочая лошадь. Заодно и дизелек с коробком проверим-опробуем. Красота!

Итак, позвольте представить! На страх врагам всепоражающий и неуязвимый тяжелый танк "Клим Ворошилов"! Наше советское "панцервундерваффе"! А хотите еще вундервафнее? Да нате, пожалуйста! Тяжелый штурмовой танк прорыва "Клим Ворошилов-2"! 152мм во вращающейся башне - наше вундерваффе самое вундервыффное вундерваффе в мире! Россия - родина слонов! "Маус" конца тридцатых! И значит - Россия - родина и мышей тоже!

Танк КВ-2

Застрявший при форсировании ручья и оставленный экипажем КВ-2. Июнь 1941-го.
(Фото из "Военного Альбома")

   - Слыш, Жоржик, а чегой-то там Горохов, П.К.Ворошилов(младший) да Соркин с Грабиным мутят? Какой-такой павлин-мавлин? Что значит 120т/м дульной энергии для тяжелого танка мало? Что значит нужно 85мм, 107 мм или выше? КВ и так тяжеловат, а с таким клистиром еще в весе прибавит. То есть как спокойно ставят 85мм в "двадцатьвосьмерку" и отлично получается? А КВ? А ну как с вооружения долой? А респект и уважуха?

танк КВ

Первый опытный образец КВ перед отправкой в Москву



 
Комментарии к публикациям временно отключены. Это сделано по той простой причине, что многие люди не умеют или не хотят общаться в рамках приличий, переходят на личности и оскорбления. Свое мнение Вы всегда можете оставить в гостевой книге или отправить по эл.почте. Только, пожалуйста, уважайте друг друга!

Мини-навигатор
по сайту
Танки первой мировой
Танки СССР Второй мировой войны Вермахт Танки союзников СССР во Второй мировой войне - США, Англия, Франция, Польша Танки Италии, Японии, Чехословакии
Танки после войны
Танки мира
Про танки



Главная Страница Контактная Информация Поиск по сайту Контактная Информация Поиск по сайту