ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложения к главе 3.
Приложение 3.1.
ДОКЛАД
начальника ГАБТУ Главному военному совету КА о состоянии обеспечения автобронетанковой техникой и имуществом Красной Армии
июнь 1941 г.
Обеспеченность Красной Армии АБТ вооружением на 1.06.1941 г. следующая:
ТАНКИ
Положено по штатам военного времени – 37886. Положено по штатам мирного времени – 34950. На 1.06.41 г. состоит в наличии:
Наименование |
КВ
|
Т-34
|
БТ-2, 5,7
|
Т-26
|
Т-40
|
Т-37, Т-38
|
Т-35
|
Т-28
|
Всего
|
Танки |
545
|
969
|
7550 (1)
|
10057 (2)
|
147
|
3460
|
59
|
481
|
23268
|
Выноски: 1) Из них 594 БТ-2. 2) Из них 2-х баш. 1261; СУ-5 - 28 и 1137 огнем.
Некомплект по состоянию на 1.06.41 года: По штатам военного времени - 14618. По штатам мирного времени - 11682.
Всего по мехкорпусам |
Танки
|
Положено танков по штату
|
Наличие
|
Некомплект на 1.01.42
|
на 1.06.41
|
на 1.01.42
|
31574
|
16555
|
19825
|
11749
|
Всего по мехкорпусам |
Бронемашины
|
Положено по штату
|
Наличие
|
Некомплект на 1.01.42
|
на 1.06.41
|
на 1.01.42
|
8159
|
3007
|
3795
|
4364
|
Укомплектованность мехкорпусов по состоянию на 1.06.1941 г. следующая: Данные по каждому МК - в отдельном приложении.
В 1940 - 1941 г.г. на вооружение Красной Армии приняты новые типы танков КВ, Т-34, Т-50 и Т-40. Прочие типы танков, состоящие на вооружении Красной Армии, а именно: Т-35, Т-28, БТ, Т-37, Т-38 в настоящее время с производства сняты.
Учитывая выпуск танков заводами промышленности с 1.06.1941 г. по 1.01.1942 года:
Наименование танков |
Поступает с заводов в 1941 г.
|
с 1.06.41 г. по 1.07.41 г.
|
3 квартал
|
4 квартал
|
всего
|
Танки КВ |
93
|
375
|
430
|
898
|
Танки Т-34 |
231
|
830
|
885
|
1946
|
Танки Т-50 |
25
|
180
|
345
|
550
|
Танки Т-40 |
57
|
150
|
320
|
527
|
Итого: |
406
|
1535
|
1980
|
3921
|
Некомплект по танкам на 1.01.1942 г. составит: По штатам военного времени - 10697. По штатам мирного времени - 7761. При существующем на 1941 г. плане выпуска танков в количестве 5220, этот некомплект может быть покрыт только к концу 1943 года.
Учитывая необходимость перевооружения и дальнейший рост танковых войск, производственное задание промышленности по выпуску танков следует установить:
Наименование машин |
На 1942 г.
|
На 1943 г.
|
Танки КВ |
4500
|
7500
|
Танки Т-34 |
8000
|
15000
|
Танки Т-50 |
4000
|
10000
|
Танки Т-40 |
2000
|
4000
|
Итого |
18500
|
36500
|
При этом условии танковые корпуса к концу 1943 года будут полностью перевооружены и укомплектованы новой материальной частью.
Следует отметить, что развитие танкостроения немыслимо без соответствующего обеспечения его:
а) двигателями - дизель;
б) танковой броней;
в) новой радиостанцией 10-Р (КРСТБ), взамен устаревшей 71-ТК;
г) танковым электрооборудованием.
Существующие производственные возможности по выпуску этих видов продукции не обеспечивают выпуск танков, даже по программе 1941 года.
Танкостроение в основном сосредоточено в г. Харькове и Ленинграде. Производство танков "КВ-3" и Т-50 не имеет дублирующих заводов. Необходимо создать новые базы танкостроения внутри страны - Горький, Урал.
Выводы:
Для обеспечения выпуска в 1942 - 1943 гг. потребного количества танков, а также для создания производственных баз, дублирующих изготовление этих танков необходимо:
1. По танкам "KB" иметь три завода (Кировский, Челябинский тракторный и новый завод в районе г. Горький) с общим выпуском в 1942 г. - 4500 танков и в 1943 г. - 7500 танков.
2. По танкам Т-34 иметь два завода (завод № 183 и Сталинградский тракторный) с общим выпуском в 1942 г. - 8000 танков и в 1943 г. - 15000 танков.
3. По танкам Т-50 иметь три завода (завод № 174, организовать производство на Коломенском паровозном заводе и построить новый завод в г. Омске) с общим выпуском в 1942 г. - 4000 танков и в 1943 г. - 10000 танков.
4. По дизелям: а) Расширить производственную мощность завода № 75 до 12000 дизелей в 1942 г. По заводу № 174 обеспечить производство дизелей в объеме программы на 1942 г. по танку Т-50. б) Организовать производство дизелей на СТЗ, ЧТЗ и Ярославском автозаводе с общим выпуском 6000 дизелей в 1942 г. и 18000 дизелей в 1943 г. в) Построить новый завод в районе г. Уфа с годовым выпуском 12000 дизелей в 1943 г.
5. Строительство новых и расширение существующих заводов по изготовлению танков и танковых дизелей производить с учетом выпуска запасных частей эквивалентно выпускаемым количествам танков и дизелей.
6. В проектах расширения и строительства заводов предусмотреть полный цикл танкового производства в районах расположения танковых заводов.
7. Танковая броня. Для обеспечения намечаемого выпуска танков, необходимо дополнительно к существующим заводам организовать производство танковой брони: а) на заводах № 264 ("Красноармейская Верфь"), "Красный Октябрь" (Сталинград) и заводе имени Андреева (Таганрог) в пределах полного обеспечения выпуска танков Т-34 на СТЗ; б) на заводе № 78 (Наркомат Боеприпасов) в пределах полного обеспечения выпуска танков "KB" на ЧТЗ и новом заводе в г. Омске; в) на Урале в пределах обеспечения выпуска танков "KB" на новом заводе в районе г. Горький.
8. Радиостанция 10-Р. В системе Наркомата Электропромышленности организовать на нескольких заводах производство радиостанций 10-Р в количествах полностью обеспечивающих потребность танковой промышленности и НКО.
БРОНЕАВТОМОБИЛИ И БРОНЕПОЕЗДА
Потребность и наличие в Красной Армии составляет:
Наименование машин |
Потребность
|
военного времени
|
мирного времени
|
БМ БА-20 |
4526
|
3884
|
БМ БА-10 |
7000
|
6267
|
Бронепоезда легкие и тяжелые |
42
|
33
|
Бронеавтомобили ж.д. легкие |
108
|
38
|
Бронеавтомобили ж.д. средние |
185
|
39
|
Наименование машин |
Наличие на 1.06.41
|
БМ БА-20 |
1899
|
БМ БА-10 |
3361
|
Бронепоезда легкие и тяжелые |
44
|
Бронеавтомобили ж.д. легкие |
108
|
Бронеавтомобили ж.д. средние |
52
|
Наименование машин |
Некомплект
|
военного времени 1.06.41
|
мирного времени 1.06.41
|
БМ БА-20 |
2627
|
1985
|
БМ БА-10 |
3639
|
2906
|
Бронепоезда легкие и тяжелые |
-
|
-
|
Бронеавтомобили ж.д. легкие |
-
|
-
|
Бронеавтомобили ж.д. средние |
133
|
-
|
Наименование машин |
Поступает от промышленности
|
с 1.06.41 по 1.07.41
|
3 кварт
|
4 кварт
|
всего
|
БМ БА-20 |
55
|
175
|
180
|
410
|
БМ БА-10 |
14
|
250
|
255
|
519
|
Бронепоезда легкие и тяжелые |
-
|
-
|
6
|
6
|
Бронеавтомобили ж.д. легкие |
-
|
46
|
-
|
50
|
Бронеавтомобили ж.д. средние |
-
|
-
|
-
|
-
|
В числе общего наличия бронемашин на 1.06.1941 г. имеется 1147 устаревших бронемашин (БАИ, ФАИ и др.). Бронемашины БА-20 и БА-10 полностью не отвечают современным требованиям Красной Армии, так как имеют недостаточную бронировку (6-10 мм) и малую проходимость по пересеченной местности.
Материальная часть бронепоездов по своим боевым качествам мало чем отличается от бронепоездов времен Гражданской войны. Бронепоезда имеют слабую броневую защиту, устаревшее вооружение и паровозы (серии ОВ). Перевода на Западно-Европейскую колею не имеют.
Для обеспечения Красной Армии соответствующими современным требованиям типами бронемашин и бронепоездов, необходимо:
а) организовать производство бронемашин на 2-х - 3-хосном шасси со всеми ведущими осями по типу ЛБ-62, которые вооружить 23-25-мм пушкой.
б) разработать и поставить на производство новый образец средней бронемашины на 3-х - 4-хосном автошасси со всеми ведущими осями и броней 13-15 мм.
в) существующие бронепоезда до 1943 г. оставить без изменения. В дальнейшем бронепоезда строить по типу мотоброневагонов с броней, обеспечивающей защиту от мелкокалиберной артиллерии, вооруженных по образцу средних и тяжелых танков. Базой для производства бронепоездов оставить завод "Красный Профинтерн".
ТРАКТОРЫ
Потребность и наличие тракторов в Красной Армии составляет:
|
Потребность
|
военного времени
|
мирного времени
|
"Ворошиловец", СТ-2 и "Коминтерн" |
28037
|
16635
|
ЧТЗ-60, 65 и СТЗ-3-5 |
60778
|
28661
|
"Комсомолец" |
5769
|
4256
|
Всего |
94584
|
49552
|
|
Наличие на 15.06.41
|
"Ворошиловец", СТ-2 и "Коминтерн" |
2601
|
ЧТЗ-60, 65 и СТЗ-3-5 |
33658
|
"Комсомолец" |
6672
|
Всего |
42931
|
|
Некомплект
|
военного времени на 15.06.41
|
мирного времени на 15.06.41
|
"Ворошиловец", СТ-2 и "Коминтерн" |
25436
|
14034
|
ЧТЗ-60, 65 и СТЗ-3-5 |
27120
|
+4997
|
"Комсомолец" |
+903
|
+2416
|
Всего |
51653
|
6621
|
В числе общего наличия тракторов на 15.06.1941 г. имеется 14277 устаревших тракторов типа ЧТЗ-60, СТЗ-3 и "Коммунар", которые подлежат изъятию, так как по своим техническим качествам не могут обеспечить боевой работы войсковых частей, особенно артиллерии. Для обеспечения потребности Красной Армии тракторами, с учетом изъятия устаревших тракторов и покрытия некомплекта по штатам военного времени, требуется 66833 трактора, из них: "Ворошиловец" и С-2 - 25436; ЧТЗ-65 и СТЗ-5 - 41397. При существующем объеме производства в 29700 тракторов в год, НКО получит около 13500 тракторов типа С-2, ЧТЗ-65 и СТЗ-5 (при условии, что поставка в 4 квартале будет на уровне плана 3 квартала), 670 тракторов "Ворошиловец" и 2500 тракторов СТЗ-3 для авиационного тыла. Такое положение со снабжением Красной Армии тракторами из года в год не снижает, а увеличивает разрыв между поступлением материальной части артиллерии большой мощности и мехтягой. Если по тракторам ЧТЗ и СТЗ при мобилизации можно рассчитывать на получение необходимого количества тракторов для Красной Армии из народного хозяйства, то по тракторам "Ворошиловец", "Коминтерн" и С-2, обеспечивающим артиллерию АРГК - эта возможность исключена. Применение в качестве арттягачей дивизионной и корпусной артиллерии тихоходных и маломощных тракторов ЧТЗ и СТЗ, не обеспечивает артиллерию тягачами, отвечающими современным ее требованиям.
Необходимо:
1. Организовать производство специальных арттягачей, полностью удовлетворяющих тактико-техническим требованиям НКО.
2. Построить к 1.01.1943 г. завод по выпуску тракторов "Ворошиловец" до 2500 в год и завод по выпуску тракторов типа С-2 - 10000 в год.
3. Перевести все тракторные заводы на многосменную работу. Все выпускаемые заводами тракторы "Ворошиловец", С-2, ЧТЗ-65 и СТЗ-5 передавать в НКО.
АВТОМОБИЛИ
Потребность и наличие автомобилей в Красной Армии составляют:
Наименование машин |
Потребность
|
военного времени
|
мирного времени
|
Легковые и ПИКАП |
49305
|
26001
|
ГАЗ-АА |
213571
|
95231
|
ЗИС-5 |
257256
|
116689
|
Мастерские "А" |
7972
|
5423
|
Мастерские "Б" |
4378
|
3648
|
Бензоцистерны |
60914
|
19683
|
ПЗС |
2571
|
1860
|
Спецмашины |
159911
|
81240
|
Всего авто. |
755878
|
349775
|
Наименование машин |
Наличие на 15.06.41
|
Легковые и ПИКАП |
17280
|
ГАЗ-АА |
117415
|
ЗИС-5 |
75803
|
Мастерские "А" |
2729
|
Мастерские "Б" |
1556
|
Бензоцистерны |
11252
|
ПЗС |
725
|
Спецмашины |
45380
|
Всего авто. |
272140
|
Наименование машин |
Некомплект
|
военного времени
|
мирного времени
|
Легковые и ПИКАП |
32025
|
8721
|
ГАЗ-АА |
96156
|
+22184
|
ЗИС-5 |
181453
|
40886
|
Мастерские "А" |
5243
|
2694
|
Мастерские "Б" |
2822
|
2092
|
Бензоцистерны |
49662
|
8431
|
ПЗС |
1846
|
1135
|
Спецмашины |
114531
|
35860
|
Всего авто. |
483738
|
77635
|
Наименование машин |
Мобилизации из народного хозяйства
|
Легковые и ПИКАП |
23864
|
ГАЗ-АА |
209880
|
ЗИС-5 |
Мастерские "А" |
|
Мастерские "Б" |
|
Бензоцистерны |
|
ПЗС |
|
Спецмашины |
6000
|
Всего авто. |
239744
|
Наименование машин |
Некомплект с поступлением из нар.хозяйства
|
Легковые и ПИКАП |
8161
|
ГАЗ-АА |
67729
|
ЗИС-5 |
Мастерские "А" |
5243
|
Мастерские "Б" |
2822
|
Бензоцистерны |
49662
|
ПЗС |
1846
|
Спецмашины |
108531
|
Всего авто. |
243994
|
По грузовым машинам ЗИС, мастерским типа "А" и "Б" и походно-зарядным станциям Красная Армия имеет значительный некомплект. Рассчитывать на покрытие некомплекта по этим машинам, за счет поставки по мобилизации из народного хозяйства, как показал опыт польской и финской кампаний, не представится возможным, так как громадное количество машин будет поступать на сдаточные пункты в плохом техническом состоянии и с изношенной резиной. Отпуск НКО автомашин и в особенности, грузовых ЗИС до сего времени был недостаточен. При годовой заявке НКО в 93450 автомобилей, из них ГАЗ - 40785, ЗИС - 43205, прочих - 9550 или 66,5% от общего выпуска - 140000 машин в год. За пять месяцев поставлено: 27633 автомашины или 29,5% годовой заявки НКО. Недополучение машин по заявке НКО не давало возможности обеспечить автотранспортом проводимые по Армии оргмероприятия. Снабжение Красной Армии спецмашинами лимитируется с одной стороны - дефицитом специального оборудования (станки, инструмент и проч.), с другой стороны - 3-хосными автомобилями, на которых монтируется около 50% всех типов спецмашин. Намеченный перевод ряда спецмашин на прицепы на сегодня не обеспечен необходимым выпуском соответствующих типов прицепов.
Существующие на снабжении армии автомобили по проходимости не отвечают современным требованиям, необходимо:
1. Организовать массовое производство легковых и грузовых автомобилей повышенной проходимости с 2-мя и 3-мя ведущими осями.
2. Для работы в тылу армии по подвозу грузов часть автомобилей выпускать грузоподъемностью 6-10 тонн.
3. Увеличить отпуск грузовых автомобилей ЗИС до 70-80% от общего количества поставляемых НКО грузовых автомобилей, так как некомплект по Красной Армии, главным образом, идет за счет этого типа машин, замена которых грузовиками ГАЗ нецелесообразна из-за увеличения водительского состава и тыла войсковых частей.
ПРИЦЕПЫ
Обеспеченность Красной Армии прицепами составляет:
Наименование |
Потребность
|
военного времени
|
мирного времени
|
Прицепы обычные |
67329
|
25827
|
Прицепы специальные |
30269
|
10500
|
Всего: |
97598
|
36327
|
Наименование |
Наличие на 15.06.41 г.
|
Прицепы обычные |
21541
|
Прицепы специальные |
6366
|
Всего: |
27907
|
Наименование |
Некомплект по:
|
военному времени
|
мирному времени
|
Прицепы обычные |
45788
|
4286
|
Прицепы специальные |
23903
|
4134
|
Всего: |
69691
|
8420
|
За пять месяцев НКО поставлено 4302 прицепа или 13% от годовой заявки. Промышленность медленно переходит на изготовление в массовом масштабе необходимых для Красной Армии двухосных прицепов в 2-5 тонн. Такое положение со снабжением Красной Армии прицепами задерживает обеспеченность ими, главным образом, артиллерии на мехтяге и возможность перевода ряда специальных установок с автомашин на прицепы.
МОТОЦИКЛЫ
Потребность и наличие мотоциклов в Красной Армии составляют:
Наименование |
Потребность
|
военного времени
|
мирного времени
|
Мотоциклы |
73047
|
54992
|
Наименование |
Наличие на 15.06.41 г.
|
Мотоциклы |
16918 *)
|
Наименование |
Некомплект
|
по военному времени на 15.06.41 г.
|
по мирному времени на 15.06.41 г.
|
Мотоциклы |
56129
|
38074
|
*) В наличии указаны и марки мотоциклов, снятые с производства.
Снабжение Красной Армии мотоциклами обеспечивается принятым ЦК ВКП(б) и СНК СССР решением по развитию мотоциклостроения. В 1941 г. НКО получит 47500 мотоциклов.
ТЕХНИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ МАШИН КРАСНОЙ АРМИИ
Техническое состояние автотракторного и танкового парка на 15.06.1941 г. следующее:
Наименование |
Требует ремонта
|
среднего
|
капитального
|
Танки |
2155
|
2293
|
Тракторы |
6550
|
5628
|
Автомобили |
43646
|
19902
|
Мотоциклы |
3023
|
2231
|
Бронемашины |
340
|
243
|
Прицепы |
3690
|
588
|
Наименование |
Негодные
|
Танки |
-
|
Тракторы |
198
|
Автомобили |
2208
|
Мотоциклы |
704
|
Бронемашины |
-
|
Прицепы |
1463
|
Наименование |
% от общего наличия
|
по среднему ремонту
|
по капитальному ремонту
|
Танки |
9,3
|
9,9
|
Тракторы |
15
|
13
|
Автомобили |
16
|
7,3
|
Мотоциклы |
18
|
13
|
Бронемашины |
6,5
|
4,5
|
Прицепы |
13
|
5
|
Причинами такого технического состояния являются:
1. Усиленная эксплуатация машин в период 1939-1940 гг.
2. Недостаточная обеспеченность войсковых частей дефицитными запасными частями, агрегатами и инструментом.
3. Отсутствие в Красной Армии необходимого количества подвижных ремонтных средств (мастерские типа "А" и"Б"), укомплектованность по которым составляет - 38%.
Для восстановления машин, требующих среднего и капитального ремонта, необходимо: а) увеличить отпуск автотракторных и танковых запчастей по дефицитным деталям в количествах и по номенклатуре заказа НКО; б) в дальнейшем расширить производство подвижных мастерских типа "А" до 3000 и типа "Б" до 2000 штук в год.
ЗАПЧАСТИ
Для обеспечения в 1941 г. эксплуатации наличного парка машин, а также для заложения в Красной Армии непзапаса по запчастям требуется запчастей и агрегатов:
Наименование запчастей |
Единица измерения
|
Для эксплуатации наличного парка
|
Для заложения неп.запаса
|
Всего
|
Танковых запчастей |
млн.руб.
|
410
|
66
|
476
|
Танковых агрегатов |
млн.руб.
|
Автомобильных и тракторных запчастей |
млн.руб.
|
178
|
29
|
207
|
На 1941 год снабжение НКО запасными частями к танкам, тракторам и автомобилям недостаточно: а) танковых запчастей выделено на 219 млн. руб. вместо необходимых по заявке 476 млн. рублей; б) автомобильных и тракторных - выделено фондов на 112,5 млн. рублей против 207 млн. рублей по годовой заявке. Поступление от промышленности автомобильных запчастей (из расчета на одну машину) из года в год уменьшается: по танковым остается почти без увеличения, несмотря на то, что машины стареют и изнашиваются. На 1941 год заводы №№ 26, 48 и Кировский ввиду перехода на выпуск новой продукции прекратили производство запчастей для танков Т-28 и моторов М-5 и М-17. Заводы № 37, 174 и 183 сокращают выпуск запчастей к танкам БТ, Т-26, Т-37-38 и трактору "Коминтерн". Особенно плохо обстоит дело с подачей НКО остродефицитных танковых и автотракторных деталей. Детали моторной группы (поршни, шатуны, поршневые кольца и проч.) и целый ряд других недодается промышленностью из года в год.
Наименование |
Единица измерения
|
Поступление запчастей
|
1936 г.
|
1937 г.
|
1938 г.
|
1939 г.
|
1940 г.
|
1941 г.
|
Запчасти к автомобилям ГАЗ, ЗИС |
тыс.руб.
|
35200
|
21400
|
43100
|
67000
|
59500
|
74500
|
Что составляет на одну машину рублей |
рублей
|
1400
|
594
|
513
|
525
|
355
|
274
|
Запчасти к Т-26 |
тыс.руб
|
30819
|
11245
|
21208
|
20843
|
29000
|
32130
|
Что составляет на одну машину Т-26 |
рублей
|
4580
|
1550
|
2540
|
2105
|
2500
|
3200
|
Запчасти к БТ |
тыс.руб
|
28000
|
20395
|
20800
|
33000
|
23000
|
29300
|
Что составляет на одну машину БТ |
рублей
|
4170
|
4200
|
3500
|
4523
|
3000
|
3900
|
Для обеспечения Красной Армии танковыми и автотракторными запасными частями необходимо:
1. На 1941 год увеличить отпуск НКО автотракторных запасных частей с 112,5 млн. рублей до 207 млн. рублей, из них: по автомобилям с 74,5 млн. рублей до 144 млн. рублей и по тракторам ЧТЗ и СТЗ с 38 млн. рублей до 63 млн. рублей.
2. Для обеспечения производства запасных частей к танкам, Наркомсредмашу выделить в системе "Глававтотрактордеталь" 2-3 основных завода и кроме того создать спеццеха на остальных заводах этого Главка, изготавливающих танковые запчасти по заказу 1941 года.
3. Расширить производство танковых запасных частей, особенно остродефицитных, для чего необходимо в системе "Глававтотрактордеталь" выделить Саратовский завод - головным заводом по изготовлению запасных частей к танку БТ и Омский завод - головным заводом по изготовлению запасных частей к танку Т-26.
АВТОРЕЗИНА
Все имевшиеся у Наркомата обороны запасы авторезины израсходованы за период 1939-1940 г. На 1941 г. Наркоматом обороны заявлено 525000 комплектов резины. На первое полугодие 1941 г. выделен фонд в 195000 комплектов или 35% от годовой заявки.
Для обеспечения текущей потребности в резине и для замены в военных округах изношенной резины, необходимо во втором полугодии 1941 г. выделить Наркомату обороны 430000 комплектов резины.
РЕМОНТ
Основными ремонтными средствами для восстановления боевых и вспомогательных машин Красной Армии в системе ГАБТУ КА являются:
По капитальному ремонту: Ремонтные базы в количестве 38, имеющие: Производственную площадь - 125224 м2. Станочное оборудование - 1790 единиц. Рабочих и служащих - 13705 человек. По плану 1941 г. рембазами ГАБТУ КА будет отремонтировано: боевых машин - 4158 от общей потребности в 4877 капремонтов; автомобилей - 19217 от общей потребности в 27439 капремонтов; тракторов - 7427 от общей потребности в 9897 капремонтов; мотоциклов - 2776 от общей потребности в 2776 капремонтов; двигателей 5453 от общей потребности в 5964 капремонтов.
Остальное количество капремонтов, потребных на 1941 г., будет [выполнено] на заводах промышленности. Непрерывно увеличивающийся парк боевых и вспомогательных машин и поступление на вооружение Красной Армии новых типов танков, автомобилей, тракторов и мотоциклов требует усиления ремонтных средств путем увеличения и обновления оборудования на существующих рембазах и постройки новых рембаз. В настоящее время ГАБТУ КА строятся в Кременчуге, Витебске, Тернополе и Барановичах ремонтные заводы с общей производственной мощностью 5000 капитальных ремонтов боевых машин в год и 7 ремонтных баз в Тбилиси, Риге, Каунасе, Тарту, Харольске, Одессе и Хабаровске с общей производственной мощностью 5250 капремонтов вспомогательных машин в год. Общая стоимость строительства в 1941 г. составит 77,6 млн. рублей. Срок ввода в эксплуатацию новостроек - конец 1942 года. Основным недостатком в работе рембаз является необеспеченность их инструментом, материалами и станочным оборудованием, особенно станками для шлифовки коленчатых валов, расточки цилиндров и подшипников и станками-автоматами.
По среднему ремонту: Производственная характеристика ремсредств среднего ремонта следующая:
Ремонтные средства |
Производственные площади в м2
|
Гарнизонные мастерские |
74098
|
Ж.д. АБТ мастерские |
-
|
Арм. ремонтно-восстановительные батальон |
-
|
Всего: |
|
Ремонтные средства |
Количество станков
|
Гарнизонные мастерские |
563
|
Ж.д. АБТ мастерские |
380
|
Арм. ремонтно-восстановительные батальон |
72
|
Всего: |
1015
|
Ремонтные средства |
Количество рабочих
|
Гарнизонные мастерские |
2643
|
Ж.д. АБТ мастерские |
3640
|
Арм. ремонтно-восстановительные батальон |
909
|
Всего: |
7192
|
Ремонтные средства |
Мощность
|
машин
|
агрегатов
|
Гарнизонные мастерские |
21417
|
2640
|
Ж.д. АБТ мастерские |
24000
|
8000
|
Арм. ремонтно-восстановительные батальон |
8640
|
1000
|
Всего: |
54057
|
11640
|
Производственная программа на 15.06.1941 г. по гарнизонным и железнодорожным мастерским, а также по армейским ремонтно-восстановительным батальонам выполнена только в размере 45 - 70%. Основными причинами невыполнения производственных программ является недостаточность снабжения их запасными частями, материалом, инструментом и станочным оборудованием. В целях обеспечения Красной Армии ремонтными средствами, необходимо:
1. Отпустить ГАБТУ КА станочное оборудование, необходимое для доукомплектования АБТ рем-баз и гарнизонных-мастерских в количестве 485 шт. (прилож. ведомость № 1).
2. Выделить ГАБТУ КА на 1941 г. для АБТ рембаз и мастерских дополнительный фонд: на инструмент шоферский и специально танковый, в сумме - 25 млн. рублей;
на инструмент общего назначения, в сумме - 3,5 млн. рублей.
3. Выделить материалы для обеспечения программы по ремонту материальной части и на переоборудование автомашин, согласно Приказа НКО № 0335 - 1940 года (по прилагаемой ведомости № 2).
4. Для обеспечения ремонта и укомплектования машин в войсках и на ремонтных предприятиях необходимо построить завод для изготовления специального инструмента и приспособлений.
5. Ускорить решение по организации подвижных ремонтных баз, выделяемых заводами промышленности и рембазами НКО.
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
Для повышения боеготовности механизированных войск и обеспечения Красной Армии автобронетанковой техникой и имуществом, необходимо:
1. Просить Правительство:
а) обязать Наркоматы промышленности немедленно приступить к расширению танкостроения;
б) утвердить программу по танкостроению на 1942 год в количестве 18500 танков и на 1943 год - 36500 танков.
2. Для обеспечения артиллерии АРГК и КАПов мощными тракторами, построить новый завод по выпуску тракторов "Ворошиловец" до 2500 в год и второй завод по выпуску тракторов типа "С-2" - 10000 в год.
3. Перевести тракторные заводы СТЗ, ХТЗ, ЧТЗ и цех "200" завода № 183 на многосменную работу. Выпускаемые заводами промышленности тракторы "Ворошиловец", С-2, ЧТЗ-65 и СТЗ-5 полностью передавать НКО.
4. Приступить немедленно к производству автомобилей повышенной проходимости с 2-мя - 3-мя ведущими осями, для комплектования ими механизированных войск.
5. Увеличить отпуск грузовых автомобилей ЗИС до 70-80% от общего количества поставляемых НКО грузовых автомобилей.
6. Увеличить отпуск автотракторных запасных частей с 112,5 млн. рублей до 207 млн. рублей, из них: автомобильных с 74,5 млн. рублей до 144 млн. рублей и тракторных ЧТЗ и СТЗ с 38 млн. рублей до 63 млн. рублей.
7. Расширить производство танковых запасных частей, особенно дефицитных, для чего:
а) В системе "Глававтотрактородеталь" выделить основные заводы и спеццеха для изготовления запчастей к танку БТ, Т-26 и моторам М-5 и М-17.
б) Обязать Наркомат общего машиностроения организовать на заводах Наркомата производство запчастей Т-27 и Т-37.
в) Обязать Наркомат тяжелого машиностроения организовать производство запчастей к Т-28 на заводах Наркомата.
г) Построить в 1942-1943 гг. три новых завода для производства запчастей к новым типам машин с общим выпуском, обеспечивающим потребность НКО.
8. Выделить НКО на второе полугодие 1941 года 430000 комплектов авторезины.
9. Расширить производство подвижных ремонтных мастерских типа "А" до 3000 и типа "Б" до 2000 шт. в год.
10. Просить Правительство ускорить решение о развертывании подвижных ремонтных баз для НКО промышленностью.
11. Обязать промышленность изготовить в 1941 году образцы танков, вооруженных зенитными пушками для мехкорпусов.
Начальник Главного автобронетанкового управления Красной Армии
генерал-лейтенант танковых войск Федоренко
ЦАМО. Ф. 38. Оп. 11373. Д. 67. Л. 97-116. Подлинник.
Главное автобронетанковое управление. Люди, события, факты в документах 1940 - 1942 гг. - М.: ГАБТУ, 2005.
Содержание
Б. Н. Сухиненко. ЧТО ПРОИЗОШЛО 22 ИЮНЯ 1941 ГОДА?