2. Танки на марше

Марш является наиболее частым видом деятельности всех родов войск. Танки на марше используют свою скорость движения для перехода из выжидательного района в район исходных позиций или с одного участка фронта на другой. В целях маскировки танковые части совершают марши часто ночью или в условиях плохой видимости (туман, сумерки и т. д.). Ночь, несмотря на дополнительные трудности, которые она создает, является лучшим средством маскировки. Особенно ценно использовать ночь для скрытого сосредоточения танков на исходных позициях, с тем чтобы не быть замеченными и с рассветом атаковать противника. Своевременное прибытие в указанный район в полной боеготовности зависит от того, насколько экипажи обучены совершению маршей в дневное и особенно в ночное время.

ПОДГОТОВКА ЭКИПАЖА К МАРШУ

Подготовка экипажа к маршу заключается в подготовке материальной части танка, вооружения и личного состава экипажа. Перед тем как доложить командиру взвода о готовности машины к маршу, командир танка производит тщательный осмотр ее механизмов и вооружения, проверяет наличие и состояние положенных боеприпасов, горюче-смазочных материалов, продовольствия и других запасов, а также знание экипажем особых обязанностей на марше.

Получив задачу от командира взвода, командир танка изучает по карте командира взвода маршрут движения, особенно наиболее трудные участки пути, как то: объезды разрушенных и неисправных мостов и участков дорог, броды, гати, дороги, проложенные по горам, железнодорожные переезды и пр.

Рис.11.
Схема маршрута (нажмите для увеличения)
Схема маршрута

Изучив маршрут движения, командир танка при наличии времени, пользуясь картой командира взвода, составляет схему маршрута (рис. 11), на которую наносит: дороги, по которым предстоит двигаться, водные преграды, населенные пункты, железные дороги и леса. Направление своего движения наносит пунктиром при помощи красного карандаша.

По этой схеме маршрута он сможет поставить задачу экипажу, а в случае если отстанет от колонны, то притти в место сосредоточения его части. Когда нет времени для составления схемы маршрута, командир танка, находясь при командире взвода, по его карте (с его слов) записывает названия населенных пунктов, через которые нужно пройти, и название конечного пункта. Названия населенных пунктов, лесов, рек пишутся разборчиво и точно так, как они написаны на карте.

Составив схему маршрута, командир танка знакомит экипаж с обстановкой и ставит задачу примерно так:

- Наш взвод к 8.00 выходит на южную опушку леса Янский, где получит дальнейшую задачу.
Маршрут движения (показывает на схеме): Сарпа, Мирна, Нурка, лес Янский, Ляки, лес Янский. Длина маршрута - 40 километров. Остановка для осмотра машин - Мирна, малый привал - лес Лунский. Начало движения через 10 минут. До первого поворота дорога хорошая - шоссе; скорость движения - 20 километров в час. Дальше -пыльная проселочная дорога; скорость движения -15 километров в час.
Сержант Иванин (механик-водитель), при движении по проселочной дороге внимательно следите за впереди идущей машиной, будьте осторожны при переезде через железнодорожный путь и мосты. Ефрейтор Свердлин (башенный стрелок), вы наблюдаете за воздухом вправо и назад. Я наблюдаю вперед и влево.

ПОДГОТОВКА МАРШРУТА

Танки совершают марш обычно по дорогам. В случае отсутствия на данной местности дорог или при большой перегрузке их движением автотранспорта танки двигаются по колонному пути. Чтобы марш совершался планомерно и без задержек, маршрут движения часто подготавливается специальными отрядами обеспечения движения, в состав которых входят саперы и регулировщики. Они устраняют неисправности дорог, мостов, обозначают специальными знаками опасные места (железнодорожные переезды, взорванные мосты, участки заражения, минные участки и т. п.) и устанавливают указатели направления движения.

Одновременно в наиболее важных местах (населенные пункты, перекрестки больших дорог) выставляются регулировщики с флажками, а ночью - с фонарями. При движении ночью применяются указки, выкрашенные в белый цвет. В целях предотвращения аварий перила или края мостов также окрашиваются в белый цвет. На переправах направление движения указывается главным образом световыми сигналами. Экипаж танка и особенно механик-водитель должен твердо знать дорожные знаки и беспрекословно выполнять все требования регулировщиков. Невыполнение их требований приводит к авариям, "пробкам" на дорогах и, как следствие этого, срывает своевременное прибытие танковой части в назначенный район.

Очень часто маршрут заранее не будет подготовлен регулировщиками. В этом случае особо важное значение приобретает заблаговременное изучение маршрута и запоминание названий населенных пунктов по пути движения, чтобы не сбиться с дороги, если почему-либо отстал от колонны.

ПОРЯДОК СОВЕРШЕНИЯ МАРША

Марш может быть успешным в том случае, когда экипажами точно выполняются все правила движения машин в колонне. С места нужно трогаться одновременно с впереди стоящей машиной, что обеспечит дальнейшее, планомерное движение и предотвратит разрывы колонны. При движении должны выдерживаться заданная скорость и дистанция между машинами. Нормальной считается дистанция между машинами в 25-30 метров, которая устанавливается для того, чтобы предотвратить наезд одной машины на другую и чтобы один разрыв снаряда или авиабомбы не вывел из строя сразу двух танков (рис. 12).

При движении через населенный пункт скорость движения уменьшается. При движении в большой пыли дистанция между машинами увеличивается до 50 метров.

соблюдай указанную командиром дистанцию

Рис.12. На остановках и в движении соблюдай указанную командиром дистанцию:
это предохранит от поражения сразу двух танков одним разрывом авиабомбы
и обеспечит одновременное трогание с места всей колонны.
нажмите на схему для увеличения.

Механик-водитель должен строго соблюдать следующие требования: не сокращать и не увеличивать дистанцию, так как это приводит к нарушению плавности марша - к разрыву колонны или скученному движению машин; вести машину по правой стороне дороги и не выезжать на середину, так как это может повлечь за собой аварию с встречной машиной. Кроме того, выезд на середину затруднит проезд машин командования или связи.

Командир танка и башенный стрелок сидят в танке не в качестве пассажиров, а непрерывно ведут наблюдение за сигналами командира взвода и за местностью (рис. 13).

Командир танка, приняв сигнал от впереди идущей машины, передает этот сигнал машине, идущей сзади, и не опускает флажка до тех пор, пока лично не убедится в том, что сигнал правильно понят. Башенный стрелок во время движения наблюдает за местностью в указанном ему секторе (направлении) и всегда готов к заряжанию оружия. В случае вынужденной остановки машины командир танка подает сигнал "авария", а механик-водитель ставит машину на обочину дороги вплотную к канаве (рис. 14) или, если канав нет совсем, съезжает с дороги. Кроме того, командир танка, поднявшись в башне,рукою указывает идущим сзади машинам,чтобы они объезжали и продолжали движение вперед.

Непрерывно веди наблюдение за местностью в сторону сектора наблюдении

Рис.13. Непрерывно веди наблюдение за местностью в сторону сектора наблюдении, за который ты отвечаешь.
нажмите на схему для увеличения.

Сзади идущие машины, обойдя остановившийся танк, заполняют образовавшийся разрыв в колонне и следуют на установленной дистанции. Если танк остановился, следует немедленно выяснить причину и устранить неисправность, а если сил и средств экипажа недостаточно, то нужно дождаться помощника командира роты по технической части, который с ремонтной летучкой движется в хвосте колонны.

После устранения неисправности, соблюдая правила движения, догони колонну и, примкнув к ее хвосту, следуй так до первой остановки, на которой и займи свое место в колонне. Выход исправного танка из колонны разрешается в исключительных случаях, когда командиру танка необходимо немедленно передать командиру взвода результаты наблюдения за противником.

При движении как по дорогам, так и колонными путями необходимо всегда в целях маскировки занимать теневую сторону (рис. 15).

При вынужденной остановке подай сигнал

Рис.14. При вынужденной остановке подай сигнал "авария" и обязательно проследи, чтобы сзади идущие машины продолжали движение.

ПРИВАЛЫ

После первых 30-40 минут движения для проверки работы агрегатов и устранения выявленных недочетов назначается короткая остановка продолжительностью 15-20 минут. В дальнейшем через каждые 2-3 часа движения для отдыха экипажей и осмотра машин назначают малые привалы длительностью по 30-40 минут, а если предстоит дозаправка, то до 1 часа. Большой привал на 3-4 часа (во время которого принимается горячая пища) назначается лишь в тех случаях, когда предстоит длительный марш и когда движение совершается 10-12 часов и больше

Для короткой остановки (малый привал) заранее избирают такой участок дороги, на котором можно было бы прикрыться от наземного и воздушного наблюдения противника. Как правило для малых привалов используются леса, рощи, кустарники и лощины. При этом выбирается ровный участок пути, так как остановка на подъеме или спуске усложняет работу механизмов и приводит к преждевременному износу отдельных деталей. На привале машины ставят одну от другой в 25-30 метрах на дистанции, которая предохраняет их от одновременного поражения одной бомбой.

Веди танк по теневой стороне дороги

Рис.15. Веди танк по теневой стороне дороги: этим ты затруднишь самолету противника обнаружить свое движение.

На остановке каждый командир машины докладывает командиру взвода о техническом состоянии машины, о состоянии экипажа и о всех происшествиях в пути. В свою очередь командир взвода докладывает о состоянии взвода командиру роты.

Для охранения от наземного и воздушного противника на привале назначаются дежурные подразделения, которые ведут наблюдение в определенном, указанном им секторе. При появлении противника первый из экипажа, заметивший его, докладывает командиру танка, а тот в свою очередь командиру взвода. Огонь может быть открыт только по сигналу командира взвода.

Экипажи дежурного подразделения находятся в танках в готовности к открытию огня. Башни должны быть повернуты соответственно в ту сторону, куда ведется наблюдение. На остановках выход экипажа из машины производится лишь с разрешения командира танка и только на правую сторону (рис, 16). С левой стороны машины личный состав может находиться только во время осмотра механизмов, соблюдая при этом меры предосторожности, чтобы не попасть под объезжающую или встречную машину. В зависимости от того, где совершается марш (в тылу своих войск или впереди их), на привалах могут быть назначены отдельные взводы в охранение.

На остановках выходи на правую сторону дороги

Рис.16. На остановках выходи на правую сторону дороги; левую сторону дороги оставляй свободной для движения.

При разведке места большого привала командир танка (взвода) руководствуется следующим.
Район привала должен быть по возможности прикрыт со стороны противника рекой, болотом или открытой равниной, чтобы сделать невозможным внезапное нападение противника. Выделенный для этой цели квартирьер должен разведать не только пути входа в этот район, но и возможность быстрого вытягивания подразделений из района привала для отражения нападения противника. В районе привала должна быть вода, пригодная для заправки машин и для питья.

Оглавление

Оглавление

 

Мини-навигатор
по сайту
Танки первой мировой
Танки СССР Второй мировой войны Вермахт Танки союзников СССР во Второй мировой войне - США, Англия, Франция, Польша Танки Италии, Японии, Чехословакии
Танки после войны
Танки мира
Про танки



Главная Страница Контактная Информация Поиск по сайту Контактная Информация Поиск по сайту