Глава V
ИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО.
Естественные противотанковые препятствия
Рассмотрим естественные препятствия, которые могут встретиться на местности, их свойства и влияние на движение танков.
Болота. Болота в зависимости от климатических условий покрыты разнообразной растительностью - травой, зеленым мхом, деревьями (преимущественно ольхой), тростником. Чаще же всего болота покрыты торфом или белым мхом.
Состояние и прочность верхнего слоя зависят от продолжительности существования болота. Верхний слой молодых болот состоит из переплетающихся корневищ плавающих на воде растений и мхов и называется зыбуном или сплавиной.
Болота, имеющие сплавину, а под нею воду и слабое дно, непроходимы для танков, и их нужно обходить, так как всякая попытка оборудовать переправы по такому болоту обречена на неудачу.
Однако иногда болота, даже покрытые сплавиной, имеют твердое дно. Такое болото может быть преодолено, и переправа танков через него производится как обычная переправа вброд. Единственное, что надо сделать при такой переправе - это тщательно разведать болото по всей трассе и расчистить сплавину, если последняя представляет собой прочно сплетающиеся корневища, которые могут создать большое сопротивление движению танка.
Рис. 105. Танк с надетой болотоходной гусеницей
Рис.106. Жердевая дорожка
Болота, у которых поверхностный слой более или менее отвердел, вполне проходимы для танков, особенно при использовании некоторого оборудования и соблюдении соответствующих правил движения. Однако прежде чем двигаться по такому болоту, необходимо установить твердость и глубину залегания поверхностного слоя.
Если болото имеет слабую верхнюю корку, проваливающуюся под ногами идущего человека, то для танков такое болото непроходимо. Если же поверхностный слой болота представляет собой глубоко залегающий торфяник, то оно проходимо для танков при соответствующем оборудовании их и даже без такового при условии, что верхний слой достаточно прочен.
Прочность его легко определить пробным проездом одного танка по болоту: если гусеницы погружаются незначительно (не более 10-15 сантиметров) и при этом танк не буксует, то движение по такому болоту возможно даже без дополнительного оборудования.
Дополнительное оборудование болота для проезда танков устраивается в виде "выстилки" из подручных материалов - хвороста, жердей, веток, связок соломы и специально изготовленных и возимых хворостяных "ковриков", "матов", ленточных дорог и щитов (рис. 105 и 106).
Во время движения танков по укрепленному болоту нужно следить за состоянием настила и своевременно его усиливать. Для этой цели всегда должен быть в запасе необходимый подручный материал.
Подъемы и спуски.
Танки преодолевают подъемы и спуски до 45°. Чем тверже и суше грунт, тем легче танку преодолевать препятствие.
Если же грунт слабый или сцепление гусеницы с грунтом недостаточное (особенно в ненастную погоду), то на таких участках пути необходимо устраивать настил из подручного материала - хвороста, жердей, веток и т. д
Густой лес.
Густой лес с деревьями диаметром более 20 сантиметров является серьезным препятствием для легких танков.
В лесу с деревьями диаметром 15-18 сантиметров легкие танки могут проходить не задерживаясь, но при этом нужно внимательно следить за тем, чтобы не попасть на пни.
Сыпучие пески. Сыпучие пески затрудняют движение танка, а длинные песчаные подъемы с уклоном более 15° могут оказаться даже непреодолимыми. На такой дороге танк постепенно зарывается в песок и происходит буксование или глохнет мотор.
Если сыпучие пески встречаются на отдельных небольших участках местности, то экипаж танка может своими силами обеспечить преодоление их, устраивая настил из хвороста, ветвей и т. п.
Снежный покров. Снежный покров глубиной до 70-80 сантиметров больших затруднений для легких танков не представляет, если под ним имеется твердый грунт; при этом сухой снег облегчает, а мягкий ухудшает условия для движения танка.
Оглавление