Vollkelten (VK.20.01)
Еще до прихода к власти нацистов в Германии установилась бюрократическая система разработки и закупки военной техники. Перспективную технику войска заказывали через инспекторат родов войск. Ограничения бюджета поставили крест на многообещающих идеях. Финансированием танковых программ занимался 6-й инспекторат, In 6. На основе предложенных идей сотрудники инспектората вырабатывали технические требования, которые направлялись в адрес департамента вооружений (Wa Pruef 6). Далее сотрудники Wa Pruef 6 выбирали две-три частные фирмы, которым поручалось концептуальное проектирование перспективного образца боевой техники согласно заданным требованиям. Фирмы (такие как Крупп, Рейнметалл, Даймлер-Бенц и MAN) представляли чертежи в масштабе 1:10 и деревянные модели.
Оценку концептуальных проектов проводили опять же специалисты 6-го инспектората. Если предложения устраивали заказчика, то выдавалось задание на полномасштабное проектирование и изготовление опытных образцов одной или нескольким фирмам. Система хорошо управлялась и почти исключала "откаты", так как деньги распределял только In 6, а технической стороной проблемы и выбором подрядчика занимался исключительно Wa Pruef 6. Благодаря данной системе на вооружении вермахта появились танки, ставшие основными "рабочими лошадками" периода Второй мировой войны - всем известные Pz.Kpfw III и Pz.Kpfw IV.
С началом второй мировой войны отлаженная схема НИОКР начала давать сбои - специалисты Wa Pruef 6 самостоятельно занялись подготовкой новых проектов. Будучи инженерами, они желали видеть на танках новейшие двигатели, полуавтоматические трансмиссии, комплексные механизмы поворота, торсионную подвеску опорных катков - ни одна из вышеперечисленных новинок еще не была отработана до должного уровня надежности или же не в полной мере отвечала требованиям войск. В свою очередь, некоторые фирмы вроде Порше и Даймлер-Бенц тоже занялись самостоятельным проектированием танков на свой собственный вкус, без согласования проектов с In 6 и Wa Pruef 6. Состоявшееся в начале войны знакомство немцев с французскими, британскими и советскими танками привело к увлечению германских танкостроителей проектированием гусеничных монстров с чудовищными пушками и поразительной по толщине броней. Принцип разработки технического задания на основе тактических принципов использования танка на поле боя был забыт. Политические мотивы стали превалировать над технической стороной вопроса.
Фактически военные утратили контроль над инженерами, которые немедленно наплодили немереное количество проектов, весьма далеких как от реалий фронта, так и от возможностей промышленности Третьего Рейха. Большинство супер-проектов так и осталось на бумаге, например - танки Pz.Kpfw/ Loewe (Лёва) и Baer (медведь). Другие, вроде Jagdpanzer-38 Ausf. D, незадолго до окончания войны были запущены в серийное производство.
Серия VK.20
Проблемой танка, призванного заменить одновременно Pz.Kpfw. III и Pz.Kpfw. IV, германские специалисты вплотную занялись в 1938 г. Новая серия танков получила обозначение VK.20.01. Аббревиатура "VK" обозначала "Vollkelten" - цельногусеничный; "20" - массу машины, 20 т; "01" - 1-я модель в серии. Первый контракт на полномасштабное проектирование перспективного среднего танка был заключен с фирмой Даймлер-Бенц. В октябре 1939 г. фирма Даймлер-Бенц приступила к проектированию собственного танка, без оглядки на "внешние" требования. С началом войны в сентябре 1939 г. фирма Крупп занялась глубокой модификацией своего танка Pz.Kpfw. IV; работы поданному проекту прекратили в мае 1940 г., после чего крупповцы приступили к разработке совершенно нового танка массой порядка 20 т. Специалисты фирм Даймлер-Бенц и Крупп отдавали предпочтение рессорной подвеске опорных катков и являлись последовательными неприятелями торсионов. Зато инженеры фирмы MAN в проекте своего 20-тонного танка сделали ставку именно на торсионную подвеску опорных катков.
VK.20.01 фирмы Даймлер-Бенц
С фирмой Даймлер-Бенц был заключен контракт на полномасштабное проектирование 20-тонного танка под обозначением VK.20.01 (III). В отличие от широко известного проекта ZW.40, представлявшего собой нормальную модификацию обычного Pz.Kpfw. III, работы по VK.20.01 (III) велись с нуля. К 14 декабря 1938 г. дизайн-проект был завершен. На машину предусматривалась установка 6-цилиндровоого двигателя Майбах HL-116 мощностью 300 л.с. при 3300 оборотах в минуту. VK.20.01 (III) стал одним из первых проектов танков с опорными катками большого диаметра на торсионной подвеске, установленными в шахматном порядке.
Аванпроект VК. 20.01 (D) фирмы Даймлер-Бенц
В октябре 1939 г. фирма Даймлер-Бенц получила от комиссии по стандартизации (Generalbevollmaechtigen) разрешение вести проектирование танка без оглядки на Wa Pruef 6. Проект нового танка изначально был зашифрован на фирме как GBK (Kampfwagen des Generalbevollmaechtigen) и лишь стал обозначаться VK.20.01 (D). Трансмиссию типа Вильсон для перспективного танка разрабатывала чешская фирма CKD, в качестве резервного варианта предусматривалось возможность установки традиционной трансмиссии, конструктивно близкой устройству SSG-77, но адаптированной под более высокий крутящий момент, развиваемый дизелем Даймлер-Бенц МВ-809. Подвеску опорных катков решили сделать рессорной. Изначально на танке предполагалась установка опорных катков диаметром 680 мм.
Проектирование 12-цилиндрового дизеля МВ-809 мощностью 350 л.с. завершилось в июне 1940 г. На стенд первый мотор поставили в феврале 1941 г., испытания он завершил к 12 марта 1941 г. 21 марта 1941 г. дизель прибыл в Берлин-Мариенфельде, где его предстояло установить на экспериментальное шасси. Испытания шасси с опытным дизелем проводились на полигоне в Куммерсдорфе. Согласно документам, датированным 1 августа 1941 г., масса танка VK.20.01 (D) составляла 22,25 т, максимальная скорость по шоссе 50 км/ч. На шасси стояли опорные катки диаметром 700 мм с рессорной подвеской, гусеницы были набраны из траков Kgs.-62/440/120 шириной 440 мм. Согласно рапорту от 22 декабря 1941 года: По опыту кампании в России новый танк фирмы Даймлер-Бенц является устаревшим; требуется разработка нового танка ("Пантера") с более толстой броней и сильным вооружением.
VK.20 фирмы Крупп
На совещании 15 сентября 1939 г. представители Wa Pruef 6 и фирмы Крупп дискутировали по поводу конструкции шасси перспективного танка, VK.20.01 (IV), представлявшего собой развитие шасси танка Pz.Kpfw. IV. Для установки на шасси VK.20.01 (III) был адаптирован двигатель Майбах HL-116. Расчетная максимальная скорость движения по шоссе составляла 42 км/ч, как у танка Pz.Kpfw. IV Ausf. С. Шасси выбиралось под массу танка в 20 т с корпусом шириной 1820 мм при общей длине 2900 - 2950 мм. Использовать шахматное расположение опорных катков не представлялось возможным, так как в этом случае ширина танка увеличилась бы до 3040 мм, а масса машины превысила бы ограничения, установленные техническим заданием. Фирма Крупп предложила шасси с шестью опорными катками на борт, катки - с рессорной подвеской. В конструкции ходовой части широко использовались элементы ходовой части танка Pz.Kpfw. IV.
На совещании 29 октября 1939 г. для опорных катков шасси VK.20.01 (IV) был установлен диаметр 630 мм. Гусеницы должны были набираться из новых траков Kgs-61/400/120. Развитием проекта VK.20.01 (IV) сгал проект VK.20.01 (BW), датированный ноябрем месяцем. В декабре 1939 г. проект эволюционировал в BW.40. 13 декабря 1939 г. было принято решение о увеличении лобовой брони BW.40 с 30 до 50 мм. Форма корпуса проекта BW.40 в целом повторяла форму корпуса танка Pz.Kpfw. IV Ausf. D. 4 января 1940 г. Wa Pruef 6 предписало фирме Крупп изготовить два корпуса из броневой и один из обычной стали, корпуса предназначались для сборки трех экспериментальных шасси BW.40. Надстройки и крыши моторных отделений для всех трех шасси указывалось делать из обычной конструкционной стали.
Аванпроект ВW. 40 фирмы Крупп
16 мая 1940 г. Wa Pruef 6 информировало фирму Крупп, что согласно тяжелым условиям военного времени проект BW.40 следует сдать в архив. В мае 1940 г. фирма Крупп инициировала проектирование нового танка, который разрабатывался в тесном сотрудничестве с Wa Pruef 6 - VK.20.01 (К) с мотором Майбах HL-116 или HL-115. Согласно отчету фирмы Крупп за 1939-1940 финансовым год, был выполнен аванпроект танка VK.20.01 (К) с усиленным бронированием и 50-мм пушкой KwK L/42; толщина лобовой брони составляла 50 мм, бортовой - 30 мм. 24 октября 1940 г. с фирмой Крупп был заключен контракт на изготовление трех опытных шасси VK.20.01 (К), а 12 ноября 1940 г. - контракт на изготовление нулевой серии из 12 танков VK.20.01 (К), оснащенных башнями с 50-мм пушками. Тогда же WA Pruef 6 заключило контракт с фирмами MAN и Даймлер-Бенц на разработку нового танка 20-тонного класса с вооружением в виде 75-мм орудия. В марте 1941 г. фирме Крупп предписали изготовить три опытных шасси VK.23.01 (К) и шесть экспериментальных шасси VK.23.01 (К) с торсионной подвеской опорных катков.
Аванпроект VК. 20.01 (К) фирмы Крупп
18 апреля 1941 г. Wa Pruef 6 информировал фирму Крупп о необходимость сосредоточить основные усилия на проектировании новой башни с 50-мм пушкой с длиной ствола 60 калибров, предназначенной для танка VK.20.01 (К). Экспериментальная башня была готова к 1 февраля 1941 г.. после чего немедленно началось производство 12 башен для танков нулевой серии. В июле 1941 г. был заключен дополнительный контракт с фирмой Крупп, предусматривающий изготовление из конструкционной стали трех опытных шасси VK.23.01 (К) без башен. Предыдущий контракт на постройку 12 танков нулевой серии пересмотрели: теперь требовалось изготовить шесть танков VK.20.02 (К) и шесть VK.23.01 (К). Шесть VK.20.02 (К) из броневой стали должны были иметь башни с пушками 5 cm KwK L/60. Расчетная максимальная скорость VK.20.01 (К) и VK.20.02 (К) составляла 56 км/ч. Обе машины были спроектированы с шестиопорной ходовой частью с рессорной подвеской опорных катков; диаметр опорных катков 700 мм. Траки Kgs-62/450/120 шириной 450 мм. Общая масса танка VK.20.01 (К), включая башню, по расчетам должна была составить 21,5 т, в то время как расчетная масса танка VK.20.02 (К) была 23 т. В целях удовлетворения требованиям в отношении унификации, выставленным Kniepkamp, на VK.23.01 (К) планировалось использование шахматного расположения опорных катков - шести опорных катков диаметром 880 мм на борт; данная схема ходовой части была разработана фирмой MAN. Подвеска опорных катков - торсионная. Траки - Kgs-63.474.110 шириной 474 мм. Первое опытное шасси VK.23.01 (К) с торсионной подвеской опорных катков предписывалось изготовить к 1 октября 1942 г.
В ходе проектирования шасси VK.23.01 (К) фирма Крупп поддерживала тесную связь с фирмами Цанрадфабрик Фридрисхафен и Майбах. 19 сентября 1941 г. фирма Крупп запросила у вышеозначенных компаний чертежи на последние варианты трансмиссии и механизмов поворота. В рапорте, датированном январем 1942 г., указывались причины задержек проектирования шасси VK 20.02 (К): увеличение диаметра подбашенного погона с 1350 мм (изначальное значение) на 1400 мм (10 октября 1941 г.), затем до 1560 мм и в финальном варианте - до 1600 мм. В связи с увеличением диаметра подбашенного погона, конструкторам пришлось увеличить ширину корпуса с 1600 до 1650 мм, а длину корпуса - на 400 мм. Также пришлось фундаментальным образом пересмотреть размещение боекомплекта к пушке. В ходе проектирования появилось требование установить бронелисты, особенно в лобовой части корпуса, под рациональными углами наклона.
17 декабря 1941 г. глава Wa Pruef 6 оберст Фихтнер обнародовал свое видение перспективного танка, которое шло вразрез с мнением многих высокопоставленных лиц. Фихтнер воспротивился проектированию танка массой 30 т, а не 24 т, справедливо указывая на то, что разработка 24-тонного танка уже почти завершена, а чертежи 30-тонной машины еще далеки от совершенства. Оберст также справедливо указал, что более тяжелый танк будет более сложным в производстве, а значит фронт получит меньшее количество панцеров. Надо сказать, мнение полковника поддержали и некоторые представители промышленности, ибо далеко не все фирмы располагали оборудованием, необходимым для изготовления и сборки танков массой 30 т. Наконец, саперы не могли обеспечить переправу 30-тонных танков через водные преграды, поэтому такие преграды тяжелому танку предстояло форсировать по дну, а разработка специального оборудования для подводного вождения была связана с высоким техническим риском. Wa Pruef 6 игнорировало прямое указание рейхсминистра Тодта о необходимости форсирования разработки танка массой 30 т. В конце декабря 1941 г. контракт на полномасштабную разработку и изготовление шести машин VK 20.02 (К) был аннулирован. Также в декабре 1941 аннулировали контракт по теме VK 23.01 (К) с торсионной подвеской опорных катков.
VK.20 фирмы MAN
Столкнувшись с нежеланием фирм Даймлер-Бенц и Крупп заниматься проектированием торсионной подвески опорных катков, Wa Pruef 6 в начале 1940 г. обратился с подобным предложением к фирме MAN. Аванпроект шасси с шахматным расположением опорных катков и торсионной подвеской опорных катков фирма MAN подготовила к 10 октября 1940 г. Однако, вскоре проект пересмотрели из-за проблем с компоновкой на первом и последнем опорных катках пришлось установить вместо торсионов рессоры. С фирмой MAN был заключен контракт на проектирование усовершенствованного варианта VK.20.02 (М). К февралю 1941 г. удалось подготовить аванпроект, в котором было предусмотрено использование трансмиссии SMG-91.
Аванпроект VК. 20.01 (М) фирмы MAN
18 августа 1941 г. в очередном отчете по теме фирма MAN отмечала, что сборке шасси VK.20.02 (М) препятствует лишь отсутствие трансмиссии. Согласно контракту, фирма MAN обязалась изготовить три опытных машины и 12 экспериментальных VK.20.02 (М), но проектно-изыскательские работы все еще продолжались. Проект предусматривал установку на борт в шахматном порядке шести опорных катков диаметром 880 м с торсионной подвеской и использование в гусеницах траков Kgs-63/474/l 10 шириной 474 мм. Силовая установка - двигатель Майбах HL-90. трансмиссия - Майбах OG-32-6-16 или Цанрадфабрик SMG-91. Бронирование: 50 мм лобовая часть, 40 мм борта и корма, 14,5 мм крыша и днище.
С учетом донесений, поступавших с Восточного фронта, где отмечалось удачное расположение бронелистов на русских танках, которые, как известно, были установлены под наклоном, конструкторы фирмы MAN пересмотрели компоновку корпуса. Чертежи корпуса танка VK.20.02 (М) с наклонной броней датированы 25 ноября 1941 г. Лобовой лист толщиной 55 мм, согласно чертежу, имел наклон 55 градусов к вертикали, борта толщиной 40 мм монтировались под углом 40 градусов к вертикали, нижняя часть кормы толщиной 40 мм ставилась вертикально, но верхняя деталь кормы корпуса толщиной 40 мм устанавливалась под углом 30 градусов. После войны многие исследователи считали, что проект VK.20.02 (М) в варианте с наклонным расположением бронелистов корпуса послужил основой при проектировании танка "Пантера", однако документальных подтверждений данных утверждений не обнаружено.
По материалам альманаха "История танка"
Московского общества истории техники
Комментарии
Я имею ввиду Panzerkampfwagen Neubaufahrzeug (в переводе с немецкого, «машина новой постройки»), часто сокращаемый до Neubaufahrzeug или Nb.Fz. — германский опытный тяжёлый танк 1930-х годов. В советской литературе иногда именуется как «Рейнметалл». Серийно не производился и практически не использовался в боях, однако стал настоящим «оружием германской пропаганды». Построенные в 1934 году из простой стали, два прототипа нового трёхбашенной машины получили полусекретное название Neubaufahrzeug, или Nb.Fz. (в буквальном переводе — «вновь построенная машина»).
Выпущенные небронированные прототипы использовались в качестве учебных машин, а также для пропагандистских целей. Но если боевое применение прототипов не планировалось вообще, то три полноценно бронированные машины были сведены в танковый батальон специального назначения Pz.Abt1. Zb.V 40. Из трёх Nb.Fz. было сформировано подразделение, приравнивавшееся к взводу. Оно получило название Panzerzug Horstmann/Zug Putloss (танковый взвод Хортмана/взвод Путлосс) по имени командира — лейтенанта Ганса Хорстмана (Hans Horstmann) и месту формирования. 9 апреля 1940 года батальон был отправлен в Норвегию, где три Nb.Fz. вместе с Pz. I и Pz. II принимали участие в боях против английских войск.
Слитая же дезинформация об этих машинах с заведомо завышенными ТТХ и вызвала замешательство у руководства СССРю
В ряде воспоминаний, опубликованных после войны, можно встретить описания боёв частей РККА с танками Nb.Fz., «чёрными „Рейнметаллами“», причём мемуаристические упоминания о них появляются вплоть до середины 1942 года. Вместе с тем, доподлинно известно, что ни один Nb.Fz. на Восточном фронте не использовался. Все истории о боевом применении Nb.Fz. на Восточном фронте — лишь легенды, в большинстве своём навеянные книгой «Записки советского офицера» танкиста Г. Пэнэжко, опубликованной в 1951 году. Возможно также, что советские танкисты ошибочно принимали за «Рейнметаллы» немногочисленные трофейные французские танки, воевавшие в рядах вермахта.
Два первых танка с так называемой «мягкой» сталью вместо брони использовались для учебных целей на учебной базе в Путлосе.
Характерно, что танк, не выпускавшийся серийно, стал весьма успешным оружием пропаганды. К началу Второй мировой войны Nb.Fz. был одним из самых одиозных немецких танков, его фотографии публиковали все известные газеты того времени. И хотя в начале 1930-х годов было построено всего три полноценных танка (и ещё два из обыкновенной стали), они непрерывно фотографировались для многочисленных газет и иллюстрированных журналов, выступая, наравне с пикирующим бомбардировщиком Ju-87, зримым воплощением военной мощи новой Германии. С участием Nb.Fz. снималось большое количество сюжетов для пропагандистской хроники, основной целью которой было создание у Англии, Франции и СССР иллюзии массового производства этих машин. Например, широко известна фотография, изображающая сборку танков в цехе завода «Крупп». Пояснение гласило, что сотни новых танков собираются на заводах, хотя на самом деле это были всего лишь три предсерийных образца
RSS лента комментариев этой записи