"Тигры" в Тунисе в декабре 1942 года
501-й батальон тяжелых танков был одним из двух батальонов "Тигров", обещанных Роммелю летом 1942 года. Первоначально, батальон оснастили 20 машинами PzKpfw VI(P), но как вскоре выяснилось, танки, построенные Порше, имели ряд конструктивных недостатков. Эти недостатки быстро устранить не удалось, поэтому выпуск машин приостановили, а в августе 1942 года батальон начал получать "Тигры" производства фирмы Henschel. В ответ на успех англичан в битве под Эль-Аламейном, 2 ноября 1942 года в ОКХ было решено:
"Развитие событий в Африке требует немедленных поставок туда современного ударного вооружения. Приказано ускорить переброску в Северную Африку 1-й роты 501-го батальона. Первые машины роты (6 "Тигров") должны быть отправлены уже 10 ноября."
Однако 8 ноября 1942 года союзники высадились в Северной Африке, поэтому батальон направили не в Ливию, а в Тунис. Из-за трудностей в производстве, 501-й батальон по-прежнему оставался недоукомплектованным. Два "Тигра" поступили в батальон в сентябре, еще 8 "Тигров" - в октябре. Также в октябре батальон получил 25 PzKpfw III Ausf. N, вооруженных 75-мм пушкой. Остальные "Тигры" батальон получил в ноябре.
Первые три "Тигра" выгрузились с борта транспорта "Aspromante" в Бизерте 23 ноября 1942 года. Остальные танки по одному перевозили на лихтере. Следующий "Тигр" прибыл в Тунис 27 ноября. Два "Тигра" прибыли 1 декабря, еще один - 6 декабря, один 13 декабря, четыре 25 декабря, пять 8 января, один 16 января и последние два 24 января. Ни один танк не был потерян во время перевозки. Отправку машин 2-й роты 501-го полка задержали из-за того, что их использовали в ходе оккупации южной Франции. По мере того как подразделения 1-й роты высаживались в Северной Африке, из них формировали боевые группы, которые немедленно отправляли на фронт.
Численность "Тигров" и Pz III-IV в составе 501-го БТТ с 30 ноября 1942 по 10 марта 1943 года
Командир 501-го батальона, майор Людер возглавил одну из таких боевых групп, которая 16 декабря 1942 года участвовала в бою, описание которого помещено ниже:
Первые "Тигры" 1-й роты 501-го батальона тяжелых танков были погружены на морской транспорт в Реджио 21 ноября. Командир батальона, майор Людер вылетел в Тунис 22 ноября. Когда танки прибыли в Бизерте, их объединили в боевую группу, которую возглавил сам майор. Следующие подразделения батальона, прибывшие в Тунис 4 декабря, составили вторую боевую группу, командиром которой стал гауптманн барон фон Нольде. Когда фон Нольде получил ранение, командование группой принял лейтенант Фермерен.
До 1 декабря в Тунис прибыли 4 "Тигра" и четыре PzKpfw III. По состоянию на 1 декабря боеспособность имели 3 "Тигра" и все четыре PzKpfw III. Один "Тигр" вышел из строя из-за поломки двигателя.
Получив задание, "Тигры" выдвинулись в место сосредоточения, лежавшее в 7 километрах к востоку от Джедейды. Приказ начать атаку поступил в 13:00. Танки немедленно выступили в направлении Джедейды, где по донесениям танки противника двигались на северо-запад. В 15:00 в 3 км к северо-западу от Джедейды "Тигры" вступили в контакт с небольшим пехотным отрядом противника. В этот момент англичане накрыли танки плотным артиллерийским огнем, который велся с высоты к северу от Тебурды. Кроме того, танки подвергались налету союзнической авиации. Капитан барон фон Нольде выбыл из строя, когда возле его "Тигра" разорвался снаряд.
Первые "Тигры" прибыли в Тунис 23-го ноября 1942 года - через 15 дней после высадки союзников в Северной Африке.
На фото - танк "112" из 1-й роты 501-го БТТ
"Тигры" атаковали танки противника, находившиеся в оливковой роще в 5 км к западу от Джедейды. Густые заросли оливковых деревьев ограничивали пространство для маневра и закрывали поле зрения. Пришлось принять бой на близких дистанциях. Капитан Дайхманн вылез из танка, чтобы лучше видеть местность. Вскоре он был ранен в живот. Английские танки "General Lee" открыли огонь по "Тиграм" с дистанции 80-100 м. Хотя англичане смогли добиться множественных попаданий, снаряды не смогли пробить броню, хотя оставляли на ней глубокие рытвины.
Два английских танка "Генерала Ли" были подбиты с дистанции 150 м. Остальные танки подожгли 88-мм зенитки. Уцелевшие англичане отступили. На закате "Тигры" вернулись на исходные позиции, уступив место на передовой гренадерам. У одного из "Тигров" вышел из строя двигатель, и танк пришлось бросить в оливковой роще. Один PzKpfw III остался рядом, охранять поврежденную машину.
Выводы:
Хотя посылать в бой небольшое количество тяжелых танков невыгодно, на это пришлось пойти из-за безвыходной ситуации. На дальних подходах танки попали под артобстрел. Очень трудно вести бой в оливковой роще, поскольку густые кроны закрывают обзор. Имея хорошо подготовленную оборону, противник смог легко вести огонь по наступающим танкам. Несмотря на крайне неблагоприятные условия, экипажи действовали уверенно и танки в полной мере раскрыли свои возможности.
2 декабря в строю оставались один танк "Тигр" и три PzKpfw III. Боевую группу усилили двумя PzKpfw III из 190-го танкового батальона, а также несколькими пехотными подразделениями. Задачей группы было продолжить наступление на запад от Джедейды в направлении высоты 186.4 к востоку от Тебурбы. Противник организовал в оливковых рощах к востоку от Тебурбы хорошие обороннтельные позиции. В ходе операции было уничтожено четыре противотанковых орудия, шесть легких танков "Генерал Стюарт", два американских полугусеничных бронетранспортера и несколько грузовиков. Наши потери - три PzKpfw III, из которых один не подлежит ремонту. Пехота закрепилась на достигнутых позициях к вечеру, после чего танки отошли к Джедейде.
Выводы:
Бой в оливковых рощах пришлось вести из-за того, что Тебурба со всех сторон окружена ими. Для успеха необходимо тесное взаимодействие "Тигров" и средних танков сопровождения. Нехватка командирских танков делает практически невозможной связь между полем боя и командованием высокого уровня.
3 декабря 1942 года в строю оставались один "Тигр" и два PzKpfw III. Снова была атакована высота 186. Противник открыл по танкам артиллерийский и минометный огонь. Артиллерийские позиции располагались за окрестными высотами и их не удалось засечь. Кроме того, союзники применили штурмовую авиацию. В ходе сражения удалось уничтожить три противотанковые пушки, батарею минометов и три подвозчика боеприпасов. 75-мм самоходная пушка противника смогла поразить "Тигр" в район бортовой передачи. Боеспособность танка оказалась под вопросом и его отправили в тыл. Оба PzKpfw III продолжили наступление в направлении оливковой рощи юго-восточнее высоты 196.
Боевая группа вошла в рощу и заняла круговую оборону. За ночь несколько раз возникала перестрелка, в результате которой было потеряно несколько гренадер. В 03:00 был получен приказ выйти из боя. Танки вернулись в Джедейду, везя на борту раненных и убитых. Возвращаясь, танки смогли уничтожить еще одну противотанковую пушку и один подвозчик боеприпасов.
Выводы:
Подтверждены выводы предыдущего дня. На закрытой территории танки должны действовать при поддержке пехоты, особенно если бой ведется в лесу.
4 и 5 декабря шел ремонт поврежденной техники. Проводить ремонт было очень трудно, поскольку ремонтная рота 501-го батальона еще не прибыла в Тунис.
К 6 декабря в строй вернулись 3 "Тигра" и 4 PzKpfw III. Еще три "Тигра" находились в ремонте. На рассвете танки выступили и к 10:30 вошли в Эль-Батан. Командир 10-й танковой дивизии, генерал-лейтенант Фишер лично отдал приказ боевой группе взять высоты к востоку от перевала, расположенного западнее Тубурба, и подавить артиллерийские позиции, предположительно расположенные за перевалом. Высоты удалось взять практически без боя. Артиллерия противника молчала и ее засечь не удалось. Боевая группа повернула на юг и поддержала атаку парашютистов на высоту 145 под Эль-Батаном. Едва появились "Тигры", танки и пехота противника обратились в бегство. Преследование противника шло с большим трудом из-за холмистого характера местности. Вскоре высота 145 была занята. Далее была предпринята попытка установить контакт с боевой группой "Gehrhardt", занимавшей позиции к юго-востоку. В ходе операции один "Тигр" попал под огонь самоходной 75-мм противотанковой пушки и получил несколько попаданий в опорные катки и направляющее колесо. Однако танк сохранил ход. Из-за высоты к северо-западу от Меджерды английская артиллерия обстреляла "Тигры", но безрезультатно. Ночью парашютисты закрепились на занятой территории.
Выводы:
Сегодня было отмечено моральное воздействие "Тигров" на противника. Танки с успехом действовали на гористой территории.
7 декабря 1942 года "Тигры" отошли в тыл и остановились в 1 км к югу от Эль-Батана. Роту тактически подчинили командованию 7-го танкового полка (боевая группа "Gehrhardt").
8 декабря 1942 года танки поднялись несколько выше по холму, поскольку из-за непрерывных дождей долины стали труднопроходимы.
9 декабря один "Тигр" и один PzKpfw III прибыли из Бизерте, чтобы участвовать в операции по разоружению военно-морской базы в Вилье. Дожди шли и в этот день. В 20:00 поступил приказ начать атаку на следующий день.
10 декабря 1942 года из семи "Тигров" и пяти PzKpfw III в строю находились пять "Тигров" и четыре PzKpfw III. В районе Массико 1-я рота присоединилась к 7-му танковому полку. Два "Тигра" возглавляли колонну, а остальные находились в резерве. Целью операции был захват Меджез-эль-Баба. Приходилось двигаться только по шоссе, так как почва размякла из-за дождей. Первое соприкосновение с противником произошло в 8 км к юго-западу от Фурмы. Окопанные танки противника открыли огонь по нашим передовым танкам. Завязался бой. Один из "Тигров" поджег два танка "Генерал Стюарт" и четыре полугусеничных бронетранспортера. Наступление продолжалось. В шести километрах от Меджез-эль-Баба танки попали под огонь нескольких артиллерийских батарей противника. Колонна заняла оборонительные позиции и приостановилась. Было решено подождать прибытия гренадер, после чего продолжить наступление на Меджез-эль-Баб вдоль обоих берегов реки. Выбитые танки противника отошли на высоту к северу от Фурмы и атаковали наши артиллерийские позиции. "Тигры" немедленно отошли назад, где завязали бой с более чем двадцатью танками "Генерал Стюарт". 12 танков было подожжено без потерь с нашей стороны. Несколько танков противника также подбили танкисты из 7-го полка. Ночь провели на шоссе Фурма-Маджез-эль-Баб.
11 декабря 1942 года боевая группа "Gehrhardt" прочесала занятую территорию. "Тигры" заняли оборону на южном фланге, ожидая контратаки танков противника. Однако было замечено лишь несколько бронеавтомобилей, которые немедленно отступили. В 20:00 поступил приказ перебросить все "Тигры" к сборному пункту №7, расположенному восточнее Джедейды.
Выводы:
Если в распоряжении имеется лишь несколько "Тигров" их лучше всего влить в состав наступающих танковых частей. Два "Тигра", возглавляющие колонну, служат своеобразным тараном, проламывающим заградительные позиции противника. Остальную часть роты следует держать в резерве, чтобы отразить возможные контрудары противника во фланг. "Тигры" не должны открывать огонь слишком рано, следует подпустить противника ближе и бить наверняка. "Тигры" способны двигаться со скоростью танковой колонны, состоящей из средних и легких танков, но не быстрее 30 км/ч. В Тунисе "Тигры" использовали под давлением обстоятельств. Однако следует стараться использовать тяжелые танки в составе батальона тяжелых танков с использованием танков сопровождения.
16 декабря 1942 года семь из восьми "Тигров" находились в строю.
17 декабря 1942 года майор Людер составил донесение, в котором описывал эффективность тяжелого вооружения противника, а также эффективность собственного тяжелого вооружения:
I. Оружие противника
А. Танки противника:
75-мм пушка танка МЗ "Генерал Ли" не может пробить броню "Тигра" на дистанциях более 150 м. Даже у бортовой брони есть запас около 10 мм.
37-мм пушка танка М3 "Генерал Стюарт" обладает достаточно высокой точностью огня. Противник пользуется этим, концентрируя огонь по смотровым приборам механика-водителя, командирской башенке и основанию башни. В одном случае снаряд попал в основание башни, раскололся и заклинил башню, временно выведя "Тигр" из строя. Предлагаю оснастить основание башни "Тигра" отражателем, наподобие того, что используется на танках PzKpfw II и PzKpfw III.
Б. Противотанковые пушки противника:
на дистанциях 600-800 метров 37-мм и 40-мм пушки противника пробивают лобовую и бортовую броню танков PzKpfw III. В то же время эти пушки могут только повредить гусеницы и опорные катки "Тигров", но это еще ни разу не приводило к потере хода. Однажды 75-мм самоходная противотанковая пушка противника смогла с дистанции 600-800 м поразить бортовую передачу "Тигра". Танк временно вышел из строя из-за несостоятельности сварных швов.
В. Артиллерия противника:
До настоящего момента артиллерия противника смогла причинить лишь незначительные повреждения ходовой части "Тигра". Большинство попаданий попало в подвеску, что привело к быстрому износу резинового бандажа опорных катков, гусеничных траков и гусеничных шкворней. Ни разу не наблюдалось заклинивания опорных катков. Ни один "Тигр" не потерял ход из-за огня артиллерии противника.
II. Наше оружие
А. Пушка 8.8 cm KwK отличается высокой точностью огня. К настоящему времени по танкам МЗ "Генерал Ли" огонь вели с дистанции 100-150 метров. 88-мм пушка уверенно пробивает лобовую и бортовую броню танка. По танкам М2 "Генерал Стюарт" огонь велся с самых разных дистанций. В боеукладку "Тигров" следует включать только выстрелы с трассерами, позволяющими лучше видеть траекторию снаряда. По артиллерийским батареям противника огонь велся с дистанции до 7600 м с использованием артиллерийского квадранта. Шесть выстрелов заставили замолчать батарею противника. Предлагаю оснастить роту хотя бы одной радиостанцией Feldfunksprecher "f", чтобы обеспечить связь со службой корректировки огня. Кроме того, дальномеры инвертирующего типа следует заменить дальномерами совмещающего типа. Дело в том, что инвертирующие дальномеры дают слишком большие ошибки при использовании на территории без заметных ориентиров.
Б. Пушка 7.5 cm KwK L/24 (kurz) показала высокую эффективность при стрельбе фугасными снарядами по сконцентрированной живой силе противника. Эффективность кумулятивных боеприпасов определить не удалось, поскольку с танками противника боролись только "Тигры".
Экипаж танка М3 "Ли", Тунис, 1942 год
Подробное описание механического состояния "Тигров" в 501-м батальоне было приложено к недельному рапорту, охватывавшему период с 1 по 11 декабря 1942 года:
Следующие наблюдения были сделаны в ходе эксплуатации "Тигров" в Тунисе с 1 по 16 декабря 1942 года.
А. Общая часть.
Погодные условия, в которых приходилось эксплуатировать танки примерно соответствует концу осени или началу весны в Европе. Высокая влажность, воздух почти без пыли, грунт мягкий. После сильных дождей наблюдалась пробуксовка гусениц. На некоторых, особенно сложных видах местности, использовать "Тигры" не удалось. Высокая влажность свела количество пыли в воздухе к минимуму, поэтому определить влияние высокой запыленности на ресурс двигателя не удалось.
Б. Подробности.
- Двигатель.
В нормальных условиях двигатель работает устойчиво. Если температура двигателя поднимается выше 95 градусов, необходимо сделать остановку, поскольку прокладки из эрзац-резины не выдерживают перегрева и вода из системы охлаждения попадает в систему смазки. Эта "особенность" характерна для большинства двигателей Maybach.
- Карбюратор.
Дважды наблюдались поломки карбюраторов, заключавшиеся в протекании поплавка. Проблему удалось решить, поставив поплавки, снятые со списанных моторов. Обычно подобного рода поломки устраняются с помощью пайки. Однако в нашем случае ремонт провести не удалось, поскольку ремонтная рота нашего батальона еще не прибыла в Тунис.
- Топливная система.
Протечки топлива преследовали нас еще до отправки в Тунис. Определенно, протечки удалось бы устранить с помощью пайки. В Тунисе ремонт топливопроводов приходилось делать с помощью ремонтной мастерской другой части.
- Радиаторы.
У одного танка протекал радиатор, у трех других были ослаблены зажимы верхнего и нижнего подающего шлангов. Совершенно необходимо сильнее затягивать зажимы, причем делать это еще на заводе. Исправление этих недоделок (особенно на нижнем шланге) в полевых условиях отнимает слишком много времени.
- Картер.
Однажды произошла протечка масла через прокладку картера. Поскольку танк не мог выйти из боя, приходилось постоянно доливать масло.
- Трансмиссия.
Частые протечки в разных местах удалось ликвидировать с помощью подтягивания крепежа. У одной коробки передач не удавалось включить высшую передачу. Эта проблема вероятно связана с температурой масла, поскольку встретилась после длительного марша. Танк до сих пор эксплуатируется с этой неисправностью. Дважды пришлось полностью заменить коробку передач. Стандартное трансмиссионное масло слишком густое для коробки передач, как это выяснили эксперты фирмы Maybach. Однажды произошел отказ рулевого механизма. С уверенностью можно утверждать, что причиной отказа стал неисправный маслонасос. В настоящее время танк эксплуатируется с неисправным рулевым механизмом, поэтому точно определить причину отказа невозможно. Трижды отказывала автоматика коробки передач, выжимающая главный фрикцион при переключении передач. Причиной этой неисправности стал обрыв привода фрикциона. Замена привода временным приспособлением полностью устранила неисправность.
- Рулевое управление.
Постоянно увеличивается люфт рулевого управления. Эту проблему устранить в полевых условиях невозможно. Устранить неисправность можно только заменив органы управления целиком.
- Бортовые передачи.
В правой и левой бортовых передачах постоянно наблюдаются протечки масла. Эту неисправность устранить не удалось, поскольку нет запасных уплотнителей. В качестве паллиативного решения приходится постоянно доливать масло.
- Вентиляторы.
Крепление вентиляторов имеет слишком большой люфт. Однажды произошел отрыв нижнего привода из-за ослабления крепежа.
- Опорные катки.
Наблюдается повышенный износ внутренних опорных катков. Потеря резинового бандажа на внешнем катке автоматически приводит к разрушению бандажа на внутреннем катке. Опорные катки часто разрушаются во время боя, так что необходимо иметь большое количество запасных катков.
- Ведущее колесо.
Болты, крепящие ведущие колеса затянуты слишком слабо, поэтому их приходится периодически подтягивать.
- Гусеничные траки.
Гусеничные траки приходится менять только из-за боевых повреждений. Иногда происходит спонтанное разрушение траков, но это не представляет большой проблемы.
- Шкворни траков.
Шкворни траков постоянно приходится менять из-за повреждений, полученных в бою, и механического износа. Шкворни фиксируются только с одной стороны, что оказалось недостаточно. В качестве временной меры мы фиксируем шкворни с другой стороны с помощью куска проволоки.
- Отмечается набегание гусениц на ведущее колесо. Это требует проведения регулярных профилактических работ.
- Во время последнего боя один из танков получил редкое повреждение, когда снаряд прошел в основание башни из-за специфического угла атаки. В результате башню заклинило и танк временно потерял боеспособность. Хотя снаряд вошел внутрь боевого отделения, он не причинил других повреждений. Предлагаю оснастить основание башни отражателем.
Снабжение запасными частями ниже всякой критики, поскольку ремонтная рота батальона по-прежнему остается в Реджио и Палермо. Поскольку стабильную связь с Европой наладить до сих пор не удалось, улучшения снабжения не предвидится. Предлагаю наладить прямые поставки запасных частей из Германии в Тунис. Трудности с ремонтом объясняются также тем, что наша ремонтная рота со всем оборудованием до сих пор не прибыла в Северную Африку.
По материалам "Армейской серии "Tornado"