Sd.Kfz.250/9
Бронеавтомобиль "Panzerspahwagen"
На момент начала операции "Барбаросса" разведывательные подразделения танковых дивизий вермахта оснащались мотоциклами и легкими двухосными бронеавтомобилями "Хорьх" Sd.Kfz.222. Данная техника вполне годилась для использования в условиях развитой дорожной сети и умеренного климата Западной Европы, в меньшей степени - для применения в Северной Африке. В суровом климате почти лишенного дорог в европейском понимании смысла этого слова Советского Союза и мотоциклы, и бронеавтомобили оказались совершенно не пригодными. Зимой на мотоцикле, как оказалось, ездить просто невозможно. Двигатели же бронеавтомобилей были слабоватыми, чтобы бороться с российскими дорогами, подвижность броневиков на пересеченной местности была в высшей степени ограниченной. Вермахту срочно понадобилось механизированное средство для выполнения разведывательных задач.
На разработку совершенно новой машины не имелось ни времени, ни денег, поэтому рассматривался вариант модернизации в специализированный вариант одного из имеющихся полугусеничных автомобилей. Выбор пал на Sd.Kfz.250. Разведывательный вариант получил наименование Panzer-spahwagen mit 2cm KwK38 L/55 (neuere Ausfurung) Sd.Kfz.250/9. Доработка конструкции базовой машины заключалась в изменениях, необходимых для установки над кузовом вращающейся башни от бронеавтомобиля Sd.Kfz. 222.
Башня не изменилась. Бронирование бортов башни 10-мм, лобовой части -14,5-мм. В башне стояла пушка 2cm "Kampfwagenkanone" 38 L/55 (2cm KwK38 L/55), вариант легкой зенитной пушки 2cm FlaK38. Пушка в целом удовлетворяла требованиям к вооружению легких разведывательных машин, поскольку задач борьбы с бронетехникой на них никто не возлагал, а сам факт столкновения с танками противника считался достаточно маловероятным. По крайней мере, разведке рекомендовалось избегать боя с танками противника. Боекомплект к пушке - сто снарядов в магазинах на десять снарядов каждый, боекомплект к пулемету - 2010 патронов. Оптическое оборудование аналогично машине Sd.Kfz.250/ 7, за исключение установленного в башне телескопического прицела "Turmzielfernrohr" 3а (TZF3a). Экипаж включал три человека: водителя и двое - расчет башни.
С пушкой был спарен пулемет MG-34 калибра 7,92-мм. В вертикальной плоскости пулемет и пушка могли наводиться в пределах от -10 град, до +85 град, что давало теоретическую возможность поражать воздушные цели. Башня имела круговое вращение. Верх башни - открытый, но для защиты от попадания внутрь машины ручных гранат были предусмотрены откидные проволочные сетки.
Первые 30 машин Sd.Kfz.250/9 были заказаны в марте 1942 г. Три прототипа отправили для поведения войсковых испытаний на Восточный фронт. Результаты обкатки новой техники сочли положительными, после чего машина Sd.Kfz.250/9 получила "зеленый свет". В варианте бронеавтомобиля-разведчика полугусеничник Sd.Kfz.250/9 посчитали столь удачным, что прекратили выпуск разведывательных бронеавтомобилей Sd.Kfz.222. С 1943 г. машины Sd.Kfz.250/9 выпускались с корпусами "neu". Тогда же была внедрена шестигранная башня, более простая в изготовлении.
До конца 1943 г. было изготовлено 324 разведывательных бронеавтомобиля Sd.Kfz.250/9, в 1944 г. - еще 318 машин, в 1945 г. - 154. Таким образом, общее количество построенных полугусеничников Sd.Kfz.250/9 составило 796 машин. По официальным данным на 1 марта 1945 г. в войсках имелось 419 боеспособных разведывательных полугусеничных бронеавтомобилей Sd.Kfz.250/9.
Sd.Kfz.250/10
37-мм противотанковая самоходная установка "Schutzenpanzerwagen" (3,7cm РаК)
Еще в 1940 г. штурмовые части пехоты вермахта получили машины огневой поддержки. Это были полугусеничные бронетранспортеры Sd.Kfz.251/10, у которых вместо стандартного пулемета стояла пушка 3,7cm "Panzerabwehrkanone" 35/36 L/45 (3.7cm РаК35/36 L/45). Официально эти машины предназначались для командиров взводов. В конце 1942 г. было принято решение аналогичным образом вооружить полугусеничные бронеавтомобили Sd.Kfz. 250, в результате получилась машина "Leichter Schutzenpanzerwagen" (3,7cm РаК35/36 L/45) Sd.Kfz.250/10).
Пушка, которая ставилась на броневики, мало отличалась от оригинального буксируемого противотанкового орудия 3,7cm РаК35/36 фирмы "Рейнметалл-Борзинг",стандартной противотанковой пушки вермахта. Это компактное, простое и надежное орудие в больших количествах выпускалось с середины 30-х годов (в 1935-1939 г.г. изготовлено 10200 штук, с начала войны до прекращения производства в начале 1942 г. - еще 5 339). В середине 30-х годов пушка вполне отвечала своему предназначению, но уже в ходе кампании 1940 г. во Франции выявилась неспособность 37-мм орудий пробивать броню танков союзников, а против советских Т-34 и KB пушка была просто бесполезной. Возник вопрос: Что делать с тысячами имевшихся на вооружении таких пушек? Частичным решением и стало вооружение ими полугусеничных бронеавтомобилей Sd.Kfz.251/10 и Sd.Kfz.250/10. Установленная на бронеавтомобиле 37-мм противотанковая пушка обладала сектором обстрела в горизонтальной плоскости +/- 30 град., а в вертикальной плоскости могла наводиться в пределах от 10 град, до +25 град. Орудие комплектовалось щитом, слегка измененной по сравнению со щитом буксируемой пушки, формы, иногда пушка монтировалась вообще без щита для снижения общей высоты машины.
Снаряд массой 685 граммов от 37-мм орудия с длиной ствола 45 калибров обладал начальной скоростью полета 745 м/с. Масса взрывчатого вещества была очень незначительной, из-за чего сильно ограничивалось поражающее действие снаряда по незащищенным целям. Штатный боекомплект - 216 снарядов. В состава оптических приборов, устанавливаемых на бронеавтомобиле Sd.Kfz.250/10 входил телескопический прицел "Zielfernrohr" 2. Экипаж - четыре человека. Пулеметное вооружение отсутствовало.
Из-за слабости вооружения машины Sd.Kfz.250/10 не получили широкого распространения, в 1943 г. их изготовили всего 151 штуку. На начало 1945 г. в войсках не числилось ни одного такою полугусеничного бронеавтомобиля.
Sd.Kfz.250/11
28-мм самоходная противотанковая установка "Schutzenpanzerwagen" (sPzB 41)
Полугусеничный бронеавтомобиль Sd.Kfz.250/11 конструктивно практически аналогичен машине Sd.Kfz.250/ 10, за исключением вооружения. Машины Sd.Kfz.250/11 вооружались тяжелыми противотанковыми ружьями 2,8cm "schwerer Panzerbuchse" 41 L/61.3 (2,8cm sPzB 41 L/61.3). Особенностью принятого на вооружение в 1941 г. противотанкового ружья являлся конический ствол, калибр которого менялся от 28-мм вблизи казенной части до 20 -мм у дульного среза. Такое конструктивное решение позволяло получить высокую начальную скорость боеприпаса 1402 м/с. В результате пуля, выпущенная с дистанции 200 м, пробивала броню толщиной до 86-мм (снаряд 37-мм пушки бронеавтомобиля Sd.Kfz. 250/10 пробивал с дистанции 200 м броню толщиной до 56-мм).
Противотанковое ружье 2,8cm sPzB 41 L/61,3 оказалось более эффективным средством борьбы с бронетехникой, чем пушка 3,7cm РаК35/36. При необходимости противотанковое ружье легко демонтировалось с бронеавтомобиля и использовалось с легкого трубчатого станка, оснащенного двумя небольшими колесами, разработанного по заказу парашютно-десантных войск. Ружье снабжалось щитком, выполненным из двух секций, боекомплект 168 выстрелов. Помимо ружья, бронеавтомобиль Sd.Kfz.250/11 был вооружен кормовым пулеметом. Экипаж машин - пять человек.
Новое средство борьбы с танками имело один недостаток: ствол следовало изготавливать из вольфрама. В 1941 г. запасы вольфрама в Рейхе упали до критической отметки, стратегический металл шел в основном на инструмент для металлообработки. Из-за нехватки вольфрама выпуск противотанковых ружей 2,8cm sPzB 41 L/ 61,3 пришлось прекратить.
Известна еще одна полевая модификация бронеавтомобиля Sd.Kfz.250, предназначенная для борьбы с танками. В Северной Африке, по крайней мере, несколько машин Sd/Kfz.250/1 были вооружены вместо пулеметов трофейными французскими 25-мм противотанковыми пушками "Гочкисс".
Sd.Kfz.250/12
Наблюдательная машина "Messtrupppanzerwagen"
Вариант Sd.Kfz.250/12 скорее всего стал последним в семействе. Машина Sd.Kfz.250/12 предназначалась для использования отделением артиллерийских наблюдателей (Messtrup), она оснащалась специальными теодолитами, биноклями, аппаратурой для привязки к местности, дальномером. Вооружение один пулемет, экипаж - три-пять человек. в зависимости от типа пушек, состоявших на вооружении артиллерийской батареи, которой придавался бронеавтомобиль. Радиосвязь с батареей под держивалась посредством рации FuSprGer 8, позже замененной на радиостанцию FuSprGer 12.
Помимо "формальных" модификаций, описанных выше, существовало довольно большое число конверсий полугусеничных бронеавтомобилей Sd.Kfz.250. Так, известны случаи установки на машины с корпусом "neu" 50-м противотанковых пушек РаК38. Одна такая машина хранится в военном музее в Югославии. Иногда на машинах, которые использовались для перевозки грузов снимали задний борт корпуса.
Источники:
- Sd.Kfz.250 (Militar's Kits Hors Serie 01);
- Илья Мощанский "Легкие бронетранспортеры семейства Sd.Kfz.250";
- P. Chamberlain, H. L. Doyle. Encyclopedia of German Tanks of World War Two. A complete illustrated history of German battle tanks, armoured cars, self-propelled guns and semi-tracked vehicles, 1933-1945;
- Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
- Sd.Kfz.250 легкий бронетранспортёр Вермахта (Tornado Армейская серия 75);
- Hogg, Ian V. Greenhill Armoured Fighting Vehicles Data Book, p. 274, "Sd Kfz 250 (alte) APC";
- Spielberger, Walter J. Halftracked Vehicles of the German Army 1909-1945;
- Vorschrift D 672/6, Leichter gepanzerter Zugkraftwagen (Sd.Kfz.250). 1941;
- Leland S. Ness: Jane's World War II tanks and fighting vehicles: the complete guide;
- Altaya, S.A. 2008 "Sd.Kfz.250/5 Afrikakorps, Tobruk (Libya) [Altaya]".