(8 RAD).
Базовое шасси бронеавтомобиля было разработано фирмой "Бюссинг-НАГ", серийное производство было начато в 1938 году и продолжалось практически до конца войны. Все 8 колес этого шасси выполнены ведущими и управляемыми и частично прикрыты броней. Длинный корпус многогранной формы образован катаными броневыми листами, расположенными с прямым и обратным наклоном.
Бронеавтомобиль выпускался в следующих модификациях:
- разведывательный бронеавтомобиль с 20-мм пушкой (специальная машина 231);
- разведывательный бронеавтомобиль с 20-мм пушкой и с радиостанцией с антенной рамного типа (специальная машина 232);
- разведывательный бронеавтомобиль с 75-мм гаубицей с длиной ствола 24 калибра (специальная машина 233);
- машина для радиосвязи с антенной рамного типа (специальная машина 263).
Бронеавтомобиль Sd.Kfz.231 (8-rad).
В 1944 году бронеавтомобиль был модернизирован и на его базе было создано семейство специальных машин 234:
- разведывательный бронеавтомобиль с 20-мм пушкой, способной вести огонь по самолетам (специальная машина 234/1);
- разведывательный бронеавтомобиль "Пума" с 50-мм пушкой с длиной ствола 24 калибра (специальная машина 243/3);
- разведывательный бронеавтомобиль с 75-мм противотанковой пушкой с длиной ствола 48 калибров (специальная машина 234/4)
Сохранившиеся бронеавтомобили в музеях стран мира
|
|
|
Sd.Kfz.231 (8-rad) - Wehrtechnische Studiensammlung Koblenz (Germany)
|
Sd.Kfz.234/3 - Bovington Tank Museum (UK)
|
|
|
Sd.Kfz.234/4 - Munster Panzer Museum (Germany)
|
Sd.Kfz.234/4 - Patton Museum, Fort Knox, KY (USA)
|
нажмите на фото бронеавтомобиля для увеличения
|
В зависимости от модификации тяжелые бронеавтомобили использовались в ротах тяжелых бронеавтомобилей разведывательных батальонов танковых и моторизованных дивизий, подразделениях поддержки пехоты, радиовзводах штабных подразделений всех уровней.
Бронеавтомобиль Sd.Kfz.231 (8-rad).
Тактико-технические характеристики бронеавтомобилей.
Тип |
Sd.Kfz.231
|
Экипаж |
4
|
Длина, мм |
5850
|
Ширина, мм |
2200
|
Высота, мм |
2350
|
Клиренс, мм |
270
|
Масса сухая, кг |
4120
|
Боевая масса, кг |
8300
|
Скорость, км/ч |
90-100
|
Запас хода, км |
300-170
|
Расход топлива, л на 100 км |
45-50
|
Радиус разворота, м |
10,5
|
Склон, ° |
30
|
Стена, мм |
500
|
Брод, мм |
1000
|
Ров, мм |
1240
|
Броня, мм |
10-14,5 (+8)
|
Мощность двигателя, л.с. |
150 {180)
|
Межосная база, мм |
1350+ 1400 + 1350
|
Тип |
Sd.Kfz.232
|
Экипаж |
4
|
Длина, мм |
5850
|
Ширина, мм |
2200
|
Высота, мм |
2900
|
Клиренс, мм |
270
|
Масса сухая, кг |
4120
|
Боевая масса, кг |
8800-9100
|
Скорость, км/ч |
90
|
Запас хода, км |
300-170
|
Расход топлива, л на 100 км |
45-50
|
Радиус разворота, м |
10,5
|
Склон, ° |
30
|
Стена, мм |
500
|
Брод, мм |
1000
|
Ров, мм |
1240
|
Броня, мм |
10-14,5 (+8)
|
Мощность двигателя, л.с. |
150 (180)
|
Межосная база, мм |
1350+ 1400 + 1350
|
Тип |
Sd.Kfz.233
|
Экипаж |
3
|
Длина, мм |
5850
|
Ширина, мм |
2200
|
Высота, мм |
2180
|
Клиренс, мм |
270
|
Масса сухая, кг |
4120
|
Боевая масса, кг |
8580
|
Скорость, км/ч |
85
|
Запас хода, км |
300-170
|
Расход топлива, л на 100 км |
45-50
|
Радиус разворота, м |
10,5
|
Склон, ° |
30
|
Стена, мм |
500
|
Брод, мм |
1000
|
Ров, мм |
1240
|
Броня, мм |
10-14,5 (+8)
|
Мощность двигателя, л.с. |
150 (180)
|
Межосная база, мм |
1350+ 1400 + 1350
|
Тип |
Sd.Kfz.234/1
|
Экипаж |
4
|
Длина, мм |
5860
|
Ширина, мм |
2330
|
Высота, мм |
2100
|
Клиренс, мм |
350
|
Масса сухая, кг |
5800
|
Боевая масса, кг |
11500
|
Скорость, км/ч |
90
|
Запас хода, км |
1000-600
|
Расход топлива, л на 100 км |
40-60
|
Радиус разворота, м |
14,9
|
Склон, ° |
30
|
Стена, мм |
-
|
Брод, мм |
1200
|
Ров, мм |
2000
|
Броня, мм |
10-30
|
Мощность двигателя, л.с. |
210
|
Межосная база, мм |
1300+ 1400 + 1350
|
Тип |
Sd.Kfz.234/2
|
Экипаж |
4
|
Длина, мм |
6800
|
Ширина, мм |
2330
|
Высота, мм |
2380
|
Клиренс, мм |
350
|
Масса сухая, кг |
5900
|
Боевая масса, кг |
11750
|
Скорость, км/ч |
90
|
Запас хода, км |
1000-600
|
Расход топлива, л на 100 км |
40-60
|
Радиус разворота, м |
14,9
|
Склон, ° |
30
|
Стена, мм |
-
|
Брод, мм |
1200
|
Ров, мм |
2000
|
Броня, мм |
10-30
|
Мощность двигателя, л.с. |
210
|
Межосная база, мм |
1300+ 1400 + 1350
|
Тип |
Sd.Kfz.234/3
|
Экипаж |
4
|
Длина, мм |
5860
|
Ширина, мм |
2330
|
Высота, мм |
2213
|
Клиренс, мм |
350
|
Масса сухая, кг |
5800
|
Боевая масса, кг |
11500
|
Скорость, км/ч |
90
|
Запас хода, км |
1000-600
|
Расход топлива, л на 100 км |
40-60
|
Радиус разворота, м |
14,9
|
Склон, ° |
30
|
Стена, мм |
-
|
Брод, мм |
1200
|
Ров, мм |
2000
|
Броня, мм |
10-30
|
Мощность двигателя, л.с. |
210
|
Межосная база, мм |
1300+ 1400 + 1350
|
Тип |
Sd.Kfz.234/4
|
Экипаж |
4
|
Длина, мм |
6840
|
Ширина, мм |
2330
|
Высота, мм |
2350
|
Клиренс, мм |
350
|
Масса сухая, кг |
|
Боевая масса, кг |
11550
|
Скорость, км/ч |
90
|
Запас хода, км |
1000-600
|
Расход топлива, л на 100 км |
40-60
|
Радиус разворота, м |
14,9
|
Склон, ° |
30
|
Стена, мм |
|
Брод, мм |
1200
|
Ров, мм |
2000
|
Броня, мм |
10-30
|
Мощность двигателя, л.с. |
210
|
Межосная база, мм |
1300+ 1400 + 1350
|
Тип |
Sd.Kfz.263
|
Экипаж |
5
|
Длина, мм |
5850
|
Ширина, мм |
2200
|
Высота, мм |
2900
|
Клиренс, мм |
270
|
Масса сухая, кг |
4120
|
Боевая масса, кг |
8680
|
Скорость, км/ч |
90
|
Запас хода, км |
300-170
|
Расход топлива, л на 100 км |
45-50
|
Радиус разворота, м |
14,9
|
Склон, ° |
30
|
Стена, мм |
500
|
Брод, мм |
1000
|
Ров, мм |
1240
|
Броня, мм |
10-14,8
|
Мощность двигателя, л.с. |
150(180)
|
Межосная база, мм |
1350+ 1400 + 1350
|
Тип |
ADGZ
|
Экипаж |
4-6
|
Длина, мм |
6260
|
Ширина, мм |
2160
|
Высота, мм |
2564
|
Клиренс, мм |
275
|
Масса сухая, кг |
7500
|
Боевая масса, кг |
12000
|
Скорость, км/ч |
70
|
Запас хода, км |
450-?
|
Расход топлива, л на 100 км |
90
|
Радиус разворота, м |
14,0
|
Склон, ° |
54
|
Стена, мм |
-
|
Брод, мм |
1000
|
Ров, мм |
-
|
Броня, мм |
11
|
Мощность двигателя, л.с. |
150
|
Межосная база, мм |
1850+ 1050 + 1850
|
Техническое описание.
Тяжелые четырехосные бронеавтомобили имели привод на все колеса (бронеавтомобили ADGZ - только на четыре колеса). Корпус состоял из силового отделения (расположенного в задней части машины) и боевого отделения. Вооружение бронеавтомобилей устанавливали или во вращающейся башне или в открытом корпусе (Sd.Kfz.233, 234/3, 234/4).
Бронеавтомобиль Sd.Kfz.231 (8-rad).
Корпус Sd.Kfz.231/232/233/263.
Каркас корпуса собирался из стальных тавровых профилей. К каркасу при помощи болтов крепили бронеплиты корпуса.
Корпус состоял из силового и боевого отделений. Боевое отделение занимало переднюю часть корпуса, а силовое - заднюю. В передней части боевого отделения находился передний пост управления. Чтобы облегчить работу механика-водителя в тесноте боевого отделения, рулевое колесо имело шарнирное сочленение, переводящее плоскость руля под углом 90° к лобовой броне. Место механика-водителя оборудовалось комплектом контрольных приборов, показывающих состояние двигателя и других узлов машины, а также спидометром, часами и компасом.
Бронеавтомобиль Sd.Kfz.232 (FU) (8-rad).
Спереди к корпусу монтировалась дополнительная бронеплита, так называемый "Pakschuetz", толщиной 8-мм. Между этой бронеплитой и лобовой броней корпуса часто перевозили канистры с бензином или водой и другое имущество. В бортах корпуса имелись двухстворчатые люки, распахивающиеся влево и вправо. Двухстворчатый люк механика-водителя помещался спереди.
В средней части корпуса находилась башня. Башня покоилась на шарикоподшипнике. Вращение башни, а также наведение оружия на цель осуществлялось вручную.
Бронеавтомобиль Sd.Kfz.233 (8-rad).
ADGZ.
Каркас корпуса сварен из стальных тавровых профилей. К каркасу болтами крепились бронеплиты.
Sd Kfz 234.
Корпус самонесущий. Каркас корпуса сварен из стальных тавровых профилей. К каркасу прикреплялись бронеплиты корпуса. Корпус состоял из боевого и силового отделений. В передней части боевого отделения находилось место механика-водителя. Чтобы облегчить работу механика-водителя в тесноте боевого отделения, рулевое колесо имело шарнирное сочленение, переводящее плоскость руля под углом 90° к лобовой броне. Место механика-водителя оборудовалось комплектом контрольных приборов, показывающих состояние двигателя и других узлов машины, а также спидометром, часами и компасом. В средней части корпуса располагалась башня. Механизм вращения башни - электрический, механизм вертикальной наводки - ручной.
Бронеавтомобиль Sd.Kfz.263 (8-rad).
Шасси.
Рама шасси сваривалась из стальных тавровых профилей. К раме при помощи двух маятников независимо подвешивались восемь колес. Маятники располагались один над другим, а между ними проходила полуось. Верхний маятник каждого колеса соединялся с верхним маятником соседнего посредством рессоры. Рессора крепилась непосредственно к раме. Такое расположение рессоры позволяло ей амортизировать сразу два колеса.
Машины Sd.Kfz.231/232/233/263 имели колеса, штампованные из стального листа. Шины - низкого давления "Continental? 210x18. Бронеавтомобили Sd.Kfz.234 оснащались шинами 270x20. У бронеавтомобилей ADGZ привод осуществлялся только на две средние оси. На этих осях были установлены сдвоенные колеса 8,25x20. Камеры колес имели каучуковую прокладку, герметизирующую возможные проколы. Практически каучуковая прокладка могла закрыть до шести пробоин. Шасси бронеавтомобилей Sd.Kfz.234 было свободнонесущего типа.
Сверху колеса закрывались крыльями из листового железа. У бронеавтомобилей Sd.Kfz .231-234/236 в крыльях располагались контейнеры, где хранились запасные части и инструменты.
Бронеавтомобиль Sd.Kfz.234/1.
Башня.
Башня имела сварную конструкцию и собиралась на каркасе из стальных тавровых профилей. Основание башни покоилось на шарикоподшипниках. Дополнительного крепления с корпусом башня не имела, но зато была оснащена корзиной (поликом), вращающимся вместе с башней. Благодаря этому члены экипажа, размещавшиеся в башне, вращались вместе с ней. Командир бронемашины располагался в левой части башни, а башенный стрелок - в правой. Башенный стрелок обслуживал 20-мм пушку и пулемет. На задней стенке башни имелся прямоугольный входной люк с двухстворчатой крышкой. В створках люка были проделаны смотровые щели.
Бронеавтомобиль Sd.Kfz.234/2 Puma.
На крыше башни находился второй прямоугольный люк, крышка которого откидывалась назад. Прицельные приспособления монтировались сбоку от маски пушки. Командирский перископ был выведен через крышу в левой части башни. Изнутри к стенкам башни крепились зажимы, фиксировавшие различное оснащение бронемашины и магазины с боеприпасами. В середине 1940 года в конструкцию маски пушки бронемашин Sd.Kfz .231/232 внесли значительные изменения.
Спереди основание башни защищали металлические угольники. Подобные угольники иногда устанавливали и по бокам башни.
Башня бронеавтомобилей Sd.Kfz.234/2 оснащалась трехствольными гранатометами калибра 90-мм, метавшими дымовые гранаты. Машины других типов оснащались четырьмя дымовыми шашками, закрепленными на передних крыльях. Запал дымовых шашек инициировался дистанционно, изнутри бронеавтомобиля.
Бронеавтомобиль Sd.Kfz.234/2 Puma.
Силовая установка.
На всех восьмиколесных бронетранспортерах двигатель устанавливался в задней части корпуса. На Sd.Kfz.231/232/263 устанавливали восьмицилиндровый, верхнеклапанными, рядными (V-образными) карбюраторными двигателями жидкостного охлаждения "Buessing-NAG" L8V-GS рабочим объемом 7913 см3 и мощностью 150 л.с./110,4 кВт при 3000 об./мин. Диаметр цилиндра 107-мм, ход поршня 110-мм, степень сжатия 1:5,5. Крутящий момент на валу двигателя составлял 49 мкг. Начиная с 1939 года на машины устанавливали более мощный двигатель рабочим объемом 8360 см3 и мощностью 180 л.с./132,5 кВт при 3000 об./мин.
Бронеавтомобили Sd.Kfz.234 оснащали двенадцатицилиндровым рядным (V-образным) дизельным двигателем воздушного охлаждения "Tatra" 103 рабочим объемом 14825 см3 и мощностью 210 л.с./154,6 кВт при 2100 об./мин. Диаметр цилиндра 110-мм, ход поршня 130 -мм, степень сжатия 1:16,5.
Бронеавтомобили ADGZ приводились в движение шестицилиндровым верхнеклапанным рядным карбюраторным двигателем жидкостного охлаждения "Austro-Daimler" М612 рабочим объемом 11946 см3 и мощностью 150 л.с./110,4 кВт при 1800 об./мин. Диаметр цилиндра 130-мм, ход поршня 150-мм, степень сжатия 1:5,77.
Бронеавтомобиль Sd.Kfz.234/2 Puma.
Топливо - бензин OZ 74 (октановое число 74) хранился в двух бензобаках общей емкостью 150 литров (118+32). Бронеавтомобили Sd.Kfz.234 оснащались двумя топливными баками общей емкостью 240 или 360 л. Расход топлива 45-50 л на 100 км. Австрийские бронеавтомобили расходовали 90 л на 100 км. Самыми экономичными были Sd.Kfz.234, расходовавшие на шоссе 40 л на 100 км, а на пересеченной местности - 60 л на 100 км. Топливные насосы "Solex" или "AC Pumpe" (на ADGZ). Карбюраторы - "Solex" 48 FNVP, "Solex" 40 MOVS или "Pallas" SAG 6 (ADGZ). Ha Sd.Kfz.234 топливо впрыскивалось посредством двух инжекторов "Bosch" РЕ 6А.
Крутящий момент передавался через сцепление на коробку переключения передач. На Sd .Kfz.231/232/233/263 устанавливали двухдисковое сухое сцепление "Fichtel & Sachs" G230KM. Машины со 180-сильным двигателем оснащали сцеплением "Fichtel & Sachs" G238KHM. Бронеавтомобили Sd.Kfz.234 оснащались сухим многодисковым сцеплением "Fichtel & Sachs" LA 2/50 MG, а на ADGZ устанавливали гидравлическое сцепление "Wandler".
На Sd.Kfz.231/232/233/263 и Sd.Kfz.234 была установлена механическая коробка передач типа "Buessing-NAG" "GS" "Umkehr" (три передачи вперед и три назад). КПП оснащалась редуктором, включаемым при езде по пересеченной местности. Редуктор включался при помощи педали, расположенной слева от педали сцепления. Передаточное числа: I - 3,06, II - 1,67, III - 1,16, з.х. - 3.50. Бронеавтомобили ADGZ оснащались гидравлической коробкой передач "Austro-Voith" JDL 5,4 m 2.
Бронеавтомобиль Sd.Kfz.234/3.
От главной КПП крутящий момент передавался межмостовым распределительным коробкам, установленным в районе переднего и заднего моста. Распределительная коробка одновременно играла роль дифференциала. Ведомые мосты оснащались дифференциалом ZF КХ.
Главные тормоза барабанного типа, действовавшие на все колеса, дополнительные тормоза пневматического типа также действовали на все колеса. Sd.Kfz.234 оснащались пневматическими тормозами "Krupp", а броневики ADGZ - гидравлическими тормозами.
Вооружение.
Вооружение бронеавтомобилей Sd.Kfz.231/232 и Sd.Kfz.234/1 состояло из 20-мм пушки 2 cm KwK.30 L/55 или 2 cm KwK.38 L/55 (боезапас 200 выстрелов) и 7,92-мм пулемета MG-34 или MG-42 (боезапас 1300 патронов). На Sd.Kfz.231/232 пушка и пулемет наводились в вертикальной плоскости в секторе -10°... +26°. Отпустив фиксатор, можно было поднять ствол пулемета до +37°.
Бронеавтомобиль Sd.Kfz.234/4.
Пушка, установленная на Sd.Kfz.234/1 могла менять угол склонения/возвышения в диапазоне -4°...+70°. Sd.Kfz.233 и Sd.Kfz.234/3 были вооружены пушкой 7,5 cm KwK37 L/24 или 7,5 cm К51 L/24. Пушка размещалась в открытом сверху боевом отделении и имела сектор обстрела 12° влево и вправо. Угол склонения/возвышения -10°...+12°.
Бронеавтомобиль Sd.Kfz.234/2 "Puma" был вооружен пушкой 5 cm KwK39 L/60 (боезапас 55 выстрелов) и пулеметом MG-42 (1050 патронов). Пушка располагалась во вращающейся башни. Маска пушки обеспечивала угол склонения/возвышения -10°... +20°.
Машины Sd.Kfz.234/3 были вооружены пушкой 7,5 cm KwK К51. Пушка могла наводиться на 12° влево и вправо и -10°...+12° вниз и вверх. Боезапас - 50 выстрелов. Дополнительное вооружение 7,92-мм пулемет MG-42 (1950 патронов). Бронеавтомобили Sd.Kfz .234/4 несли противотанковую пушку 7,5 cm Рак40 L/46 (12 выстрелов). Горизонтальный сектор обстрела 12° влево и вправо, вертикальный сектор +3°...+22°.
Бронеавтомобили ADGZ были вооружены пушкой 2 cm KwK35 L./45 с вертикальным углом наводки 12°...+18°. Пушка монтировалась в шаровидной установке, обеспечивавшей горизонтальный сектор обстрела 10° влево и вправо. Вращающаяся башня позволяла вести круговой огонь. Пулемет MG-34 размещенный в шаровидной установке сбоку от пушки мог наводиться в вертикальной плоскости -12°...+18° и в горизонтальной 10° влево и вправо. Благодаря независимому креплению пушки и пулемета, бронеавтомобиль мог вести огонь одновременно по двум целям. В корпусе броневика было установлено еще два пулемета, имевших сектор обстрела 15° влево и вправо и -15°...+45° вниз и вверх.
Некоторые бронеавтомобили оснащались 90-мм гранатометами, метающими дымовые гранаты. Гранатометы монтировали на передних крыльях или на башне.
Бронеавтомобиль Sd.Kfz.234/4.
Оптическое оборудование.
Бронеавтомобили Sd.Kfz.231/232 были оснащены перископическими прицелами TZF 6, a Sd .Kfz.233 и Sd.Kfz.234/3 прицелами SflZF 1. На бронеавтомобилях Sd.Kfz.234/1 был установлен прицел TZF За, на Sd.Kfz.234/2 - TZF 4b, а на Sd.Kfz.234/4 - ZF3x8.
Радиооборудование.
Бронеавтомобили Sd.Kfz.232 были оснащены радиостанцией FuG11 SE30 или FuG12 SE80 (c 1941 года). На бронеавтомобилях Sd.Kfz.231 и Sd.Kfz.233 стояла радиостанция FuG Spr Geraet "а", а машины Sd.Kfz.234/1 и Sd.Kfz.234/2 оснащались радиостанциями FuG12 SE80. Тактико-технические характеристики радиостанций приведены в таблице.
Кроме того, бронетранспортеры имели комплект сигнальных флажков и 27-мм ракетницу "Walther" LP.
Бронеавтомобиль Sd.Kfz.234/4.
Электрооборудование.
Бортовая электропроводка выполнена по одножильной схеме и оборудована предохранителями. Напряжение 12В. Источником тока служили две свинцовые аккумуляторные батареи "Bosch" емкостью 90 Ампч. Стартер - "Bosch" DZR 2/ЗХ, генератор - "Bosch" GTNL 600/12-1200. Бронеавтомобили ADGZ несли два аккумулятора емкостью 120 Ампч. Стартер объединен с генератором "Simiens Licht-Anslassmachine Lan" 1200 kW/24. Очередность зажигания 1-2-7-3-4-5-6-8 (Sd.Kfz.231/232/233/263), 1-8-5-10-3-7-6-11-2-9-4-12 (Sd.Kfz.234) и 1-5-3-6-2-4 (ADGZ).
От бортовой сети питались фары и прожектора, звуковой сигнал, подсветка приборной доски и прицела.
Бронеавтомобиль ADGZ.
Дополнительное оборудование.
Дополнительное оборудование состояло из инструментов, крепившихся к броне машины. Запасные части перевозились в контейнерах, оборудованных в крыльях.
Внутри боевого отделения хранился тетрахлорметановый огнетушитель и аптечка первой помощи. На борту хранился стандартный комплект запчастей, запасной топливный насос, ручной насос для заправки из бочек и домкрат. Многие бронеавтомобили оснащались запасным колесом. Поскольку специального места крепления запаски не было предусмотрено, ее фиксировали на надмоторной бронеплите или на решетке радиатора.
Бронеавтомобиль ADGZ.
До наших дней уцелело несколько образцов тяжелых бронеавтомобилей. В музее в Сисхейме экспонируется отреставрированный Sd.Kfz.231. В музее в Бовингтоне представлены Sd.Kfz.232 и Sd.Kfz.234/4. В России в районе Великих Лук в 1994 году обнаружен неплохо сохранившийся, хотя и разукомплектованный корпус Sd.Kfz.232.
Бронеавтомобиль ADGZ.
Источники:
- М. Б. Барятинский. Бронеавтомобили вермахта. (Бронеколлекция № 1 (70)-2007);
- P. Chamberlain, H. L. Doyle. Encyclopedia of German Tanks of World War Two;
- Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
- Schwerer Panzerspahwagen (Sd.Kfz.231) 8 Rad (Museum Ordnance Special №11);
- T. L. Jentz. Panzerspähwagen. Armored Cars. Sd.Kfz.3 to Sd.Kfz.263;
- Thomas L. Jentz and Hilary Louis Doyle (2011). Panzer Tracts 13-2: Schwerer Panzerspähwagen 231-233, 263. Panzer Tracts;
- Deutsche schwere Panzerspähwagen. Waffen-Arsenal, Band 89, Podzun-Pallas-Verlag;
- Alexander Lüdeke Weapons of World War II.