War Thunder Авиация, бронетехника и флот: сотни реально существовавших моделей

Информация
Новости сайта pro-tank.ru

FeedBurner

Твиттер - pro-tank.ru

Истребитель танков "Хетцер" - Продолжение...
Содержание
Истребитель танков "Хетцер"
Продолжение...

Jagdpanzer 38 Hetzer

Литое ведущее колесо располагалось в передней части машины. Диаметр колеса 535-мм, вдоль внешнего края колеса находилось два ряда по 19 зубьев. На корме располагался ленивец и механизм натяжения гусениц. Верхний отрезок гусеницы поддерживал единственный поддерживающий каток. Траки типа Kgs350/140 шириной 350-мм и шагом 140-мм были отлиты из марганцевого сплава. Одна гусеница состояла из 96 траков ( также использовались гусеницы из 98 траков). Была предусмотрена возможность надевание антипробуксовочных зубьев.

Электросеть выполнялась по одножильной схеме, напряжением 12В. Источником тока был генератор "Bosch" GQLN 30/12-900 и свинцовый аккумулятор "Bosch" емкостью 100А/ч. Стартер "Bosch" BPD 3/12 система зажигания "Bosch".Электрическое питание требовалось для подсветки прицела, клаксона, фары и путевого фонаря, радиостанции и спуска орудия.

"Хетцеры" оснащались радиостанциями типа FuG5 и FuGSpr f.

Выстрел самоходки

Снимок сделан с крыши самоходки сразу после выстрела

Главное вооружение состояло из пушки 7,5cm Pak39L/48 боекомплект 40-41 снаряд, и пулемет MG-34 или MG-42 калибром 7,92 мм боекомплект 1200 патронов. Механизм наводки орудия обеспечивал сектор обстрела 5 градусов влево и 10 градусов вправо, при угле склонения/возвышения -6 гр. +12 гр. Шаровидная маска пушки болтами крепилась к лобовой броне. Через маску проходил ствол пушки. В вертикальной плоскости пушку удерживали две горизонтальные цапфы, а в горизонтальной две вертикальные цапфы. Дополняли лафет два расположенных по диоганали карданных вала. Обычное для машин такой компоновки крепление пушки к полу отсутствовало.
Несимметричное положение пушки привело к неравномерной нагрузке правой стороны корпуса ( примерно на 850 кг), а также обусловило склонность машины к нырянию.
Пулемет размещался на подвижном основании, расположенном на крыше боевого отделения. Обслуживал пулемет заряжающий, который наводил его с помощью перископа.

Истребитель танков Хетцер (Jagdpanzer 38 Hetzer Sd.Kfz.138/2)

Истребитель танков "Хетцер" ("Jagdpanzer 38 Hetzer "Sd.Kfz.138/2)

Место наводчика оборудовалось прицелом Sfl ZF 1, у командира машины был прицел SF 14Z . Место заряжающего оборудовалось перископом с трех-кратным увеличением и углом зрения 8. Перед механиком водителем располагалась сдвоенная смотровая щель, расположенная в лобовой броне и защищенная бронестеклом. В боевых условиях экипаж машины имел очень ограниченное поле зрение в правой полусфере.

Oт своего прототипа серийные машины внешне отличались немного более грубой отделкой, иным размещением шанцевого инструмента, опорными катками диаметром 810-мм, и обрезанной бронировкой орудия. Кроме того, с конца месяца все выпускаемые САУ оборудовались оборонительным пулеметом с уголковым щитком (первые машины оборонительного пулемета не имели).
Летом САУ получила дополнительную заднюю створку к люку командира, который был первоначально одностворчатым. Добавились также два люка доступа к радиатору и топливной системе. Чтобы как-то компенсировать большие "слепые зоны" вокруг САУ, она была дополнена двумя фиксировано установленными перископами. Один был закреплен по левому борту машины и имел угол обзора около 200 град., а второй появился позади командирского люка в наклонной крыше для обзора назад. По по правому борту мертвая зона все-таки осталась.

Истребитель танков

Истребитель танков Хетцер (Jagdpanzer 38 Hetzer Sd.Kfz.138/2)

В июле-августе все серийные машины начали оборудовать устройствами для установки двухтонного крана, облегчающего демонтаж орудия, двигателя и трансмиссии, а несколько позднее на "Хетцер" начали в массовом порядке ставить необрезанную бронировку противооткатных приспособлений.
Тогда же начали применять опорные катки с центральным диском несколько увеличенного диаметра с 16 болтами, вместо 32 на прежних. Впрочем, разные серии САУ имели некоторые отличия в размерах и количестве крепежных отверстий и болтов.

В сентябре на всех вновь выпускаемых САУ начали усиливать подвеску передних катков, увеличив толщину листов рессор до 9-мм, в то время как толщина рессор задних катков осталась как и на машинах первых выпусков на уровне 7-мм.
В ноябре за счет более плотной компоновки боевого отделения боекомплект орудия удалось увеличить на 5 выстрелов. Кроме того, была установлена новая водяная помпа, а также дополнительный вентилятор, так как в маленьком внутреннем объеме САУ летом было очень жарко.

Jagdpanzer 38 Hetzer Sd.Kfz.138/2

Истребитель танков Хетцер (Jagdpanzer 38 Hetzer Sd.Kfz.138/2)

В январе 1945 г. новые "Хетцеры" начали получать улучшенный двигатель мощностью 176 (до 180) л.с. и усиленную КПП, а с марта САУ должна была оборудоваться многотопливным дизелем фирмы "Татра", уже опробованный на нескольких опытных машинах. Однако такая модификация серийно не выпускалась. Серийный выпуск "Jagdpanzer 38" (SdKfz 138/2) планировалось вести до конца июня 1945 г., когда он должен был быть заменен более совершенным "Jagdpanzer38 (d)".

 

Тактико-технические характеристики истребителя танков Хетцер
Боевая масса
16 т
Размеры:  
длина
4810 мм
ширина
2630 мм
высота
2200 мм
Экипаж
4 человека
Вооружение
1х75-мм пушка
1x7,92-мм пулемет
Боекомплект
40 снарядов
600 патронов
Бронирование:
лоб корпуса и рубки


60 мм

Тип двигателя
карбюраторный
Максимальная мощность
160 л.с
Максимальная скорость
38 км/час
Запас хода
180 км

 

Тактико-технические характеристики истребителя танков Хетцер

Panzerbefehlswagen 38.
Командирская разновидность линейной САУ. Серийно производилась с мая 1944 г. Отличалась установкой дополнительной радиостанции FU8 и уменьшенным боекомплектом орудия. Внешне легко отличалась по наличию второй антенны типа "метелка" (или "звезда"). Многие командирские машины не имели оборонительного пулемета, так как заряжающий обслуживал вторую радиостанцию.

Panzerbefehlswagen 38

Bergerpanzer 38.
Эта ремонтно-эвакуационная машина создавалась параллельно с истребителем танков. Ее масса составляла 14,5 т. Она имела открытый сверху пониженный корпус, пятитонную лебедку и двухтонный кран (были варианты с десятитонной лебедкой и усиленными балками крана). Для облегчения вытаскивания застрявших танков некоторые машины комплектовались откидным упором-сошником.
Машина не получила широкого распространения, так как позволяла эвакуировать только легкие (до 18 т) танки и САУ, каковых в немецкой армии 1944-1945 гг. осталось уже немного.

Ремонтно-эвакуационная машина Bergerpanzer 38.

Ремонтно-эвакуационная машина "Bergerpanzer 38".

Flammpanzer 38.
В декабре 1944 г. двадцать "Хетцеров" были переоборудованы в огнеметные танки, предназначенные для использования во время боев в городе. Вместо орудий они получили огнемет пневматического действия "Flammenwerfer 41" с пусковой трубой диаметром 14-мм. В боевом отделении располагался бак с огнесмесью емкостью 700 л., которого хватало на 87,5 сек. непрерывной работы. Огнемет имел дальность действия до 60 м.
Но боевое применение этих танков имело место не в городах, а в мелких населенных пунктах под Арденнами (на Западном фронте) и в Балатонской операции в районе канала Шарвиз (Венгрия) и было сочтено не вполне удачным.

Jagdpanzer 38(t) Hetzer (Fl) mit 14 mm Flammenwerfer

"Jagdpanzer 38(t) Hetzer" (Fl) mit 14 mm "Flammenwerfer"

Боевое применение истребителя танков "Jagdpanzer 38 Hetzer"

Эта, легкая боевая машина, как нельзя лучше приспособленная для массового производства, созданная чехословацкими и немецкими танкостроителями часто забывается, многими, кто интересуется бронетанковой техникой вермахта. Сами немцы довольно поздно поняли, что для борьбы с танковыми массами СССР и союзников нужны не "всесокрушающие" дорогие и капризные монстры, а небольшие и надежные истребители танков и боевые машины на их базе. Истребитель танков "Хетцер", стал своего рода шедевром немецкого танкостроения - дешевая в производстве и малозаметная боевая машина наносила ощутимый урон танковым частям Красной Армии и союзников.

В июле 1944 года первые "Хетцеры" начали поступать в немецкие войска. Распределение "Хетцеров" происходило по батальонам истребителей танков. Обычно, батальон располагал 45 машинами. Три роты по 14 машин и 3 машины в штабе батальона. Кроме отдельно создаваемых батальонов, "Хетцеры" поступали в состав противотанковых дивизионов различных стрелковых дивизий и дивизий войск СС. С начала 1945 г. начали формироваться отдельные противотанковые роты, оснащенные "Хетцерами", а отдельные взводы этих истребителей танков входили в импровизированные соединения создаваемые из моряков и фольксштурма. Часто эти боевые машины заменяли собой недостающие "Тигры" в отдельных батальонах тяжелых танков. Две роты легких истребителей танков этого типа находилось в составе Русской Освободительной Армии, воевавшей совместно с частями Вермахта, против Красной Армии.


Горящий истребитель танков "Хетцер"

САУ "Хетцер" широко применялись в боях за Восточную Пруссию, в Померании и Силезии, а также во время Арденнского наступления немецкой армии. Благодаря рациональным углам наклона брони, низкому силуэту, заимствованному у советских САУ, эта маленькая боевая единица являлась отличным образцом противотанкового самоходного орудия, способного сражаться из засад, и быстро менять позицию. Однако его орудие явно уступало орудиям Т-34-85 и ИС-2, что делало невозможным применение данной САУ в артиллерийских дуэлях на длинных дистанциях. "Хетцер" был идеальным оружием только ближнего боя, при действиях из-засад.

Боевое крещение легкий истребитель танков "Хетцер" получил в составе 731-го и 734-го противотанковых дивизионов в июле 1944 года. Машина активно использовалась на всех фронтах до последних дней войны. На 10 апреля 1945 года в боевых частях вермахта и войск СС насчитывалось 915 САУ "Хетцер", из них 726 на Восточном фронте и 101 - на Западном.

Сравнительная диаграмма бронепробивной способности
истребителя танков "Хетцер" и танков союзников

Сравнительная диаграмма бронепробивной способности
Нажмите на схему для увеличения. Откроется в новом окне.

Из рассказа о первой встрече с немецким истребителем танков "Хетцер" гвардии капитана Масленникова Сергея Егоровича:

"Это было уже за Тиссой. Наш батальон, только что пополненный матчастью и личным составом, спешил догнать отступавших немцев и мадьяр. До переднего края было около десяти километров и мы, честно говоря, развесили уши, проезжая через какую-то деревеньку. Вдоль дороги параллельно нашей колонне бодро шагали пехотинцы в свежем обмундировании, пытавшиеся песней перекричать грохот гусениц. Мы уже почти обогнали головную роту этого батальона, когда танк командира нашей роты вдруг вспыхнул, как засорившийся примус. Следовавшая за ним вторая машина должна была отвалить в сторону, чтобы избежать столкновения, и в тот же миг ее башня окуталась облаком черного дыма. Пехотинцы разбежались после первого же разрыва, а мы, оставшиеся наедине с неведомым врагом, начали медленно отползать за дома, вращая башнями, как слепые котята.

Самым неприятным было то, что бронебойные снаряды вылетали, казалось бы из ниоткуда, и прежде, чем мы заметили противника, еще две наши "тридцатьчетверки" замерли среди поселка. Я заметил немцев только после того, как по башне моей машины, словно кувалдой, громыхнула рикошетировавшая болванка. Это были три маленькие самоходки, похожие на гробики, которые шустро вылетали из-за высокого каменного забора, и, плюнув в нас болванкой, так же быстро вновь скрывались за ним. Казалось, семь оставшихся в строю "тридцатьчетверок" быстро расколют своими восьмидесятипяти-миллиметровками броню этих махоньких каракатиц, но те вновь и вновь выскакивали из-за прикрытия и, послав в нас очередной снаряд, так же быстро скрывались за ним.

После получасовой дуэли на окраине деревеньки остались четыре сожженных остова наших танков, в полукилометре от которых застыл один подбитый "гробик" с раскрытыми люками. Так я впервые встретился с новой немецкой, боевой машиной, которую мы называли "оса" и которую считаю лучшей среди немецких самоходок. Как хорошо, что появилась она только в самом конце войны и не успела натворить много бед..."

Хетцер

Источники:

  • Самоходная артиллерия Вермахта. М. Свирин;
  • М. Н. Свирин. Лёгкий истребитель танков "Хетцер";
  • М. Б. Барятинский. "Бронетанковая техника Третьего рейха" (Моделист-конструктор);
  • Г. Холявский. Гусеничные боевые машины: 1919-2000 гг;
  • Vladimir Francev, Miroslav Bily. Jagdpanzer 38 Hetzer [MBI];
  • Schiffer Publishing "Hetzer. Jagdpanzer 38(t) and G-13" [Schiffer Military History №27];
  • Jagdpanzer 38 'Hetzer' 1944-1945 [Osprey - New Vanguard 036];
  • Walter J. Spielberger: Die Panzerkampfwagen 35(t) und 38(t) und ihre Abarten;
  • Doyle, Hilary и др. Jagdpanzer 38 "Hetzer" 1944-1945;
  • Andrzej Ciepliński, Ryszard Woźniak: Encyklopedia współczesnej broni palnej (od połowy XIX wieku).


 

Мини-навигатор
по сайту
Танки первой мировой
Танки СССР Второй мировой войны Вермахт Танки союзников СССР во Второй мировой войне - США, Англия, Франция, Польша Танки Италии, Японии, Чехословакии
Танки после войны
Танки мира
Про танки

Информация

Новости

Возглавьте свою армию

Популярные новости

Объявления

Главная Страница Контактная Информация Поиск по сайту Контактная Информация Поиск по сайту