Применение танков Т-34
Танки Т-34-76 находились на вооружении в танковых частях Красной Армии всю Великую Отечественную войну и принимали участие практически во всех боевых операциях, включая штурм Берлина. Кроме Красной Армии, Т-34 состояли на вооружении Войска Польского, Народно-освободительнои армии Югославии и Чехословацкого корпуса которые воевали против фашистской Германии. Достоверно известен, факт, что лишь 8-я танковая дивизия была к началу Великой Отечественной Войны укомплектована экипажами, подготовленными, для действий на Т-34. Что касается остальных, то все полученные к 22 июня "тридцатьчетверки" стояли на хранении, танкисты учились на Т-26. Естественно, что такое положение дел не могло пагубно не отразиться на действиях мехкорпусов в первые недели войны. Первыми с фашистами вступили в бой тридцатьчетверки 5-ой танковой дивизии 3-го механизированного корпуса, расквартированной в литовском городе Алитус. Это была единственная в округе часть, имевшая в составе танки Т-34-76. Однако ни одна машина до начала войны не эксплуатировалась, все тридцатьчетверки были поставлены на хранение в парке. Естественно, что из-за отсутствия опыта, в ходе первых же боев часть Т-34 потеряли из-за технических поломок и неграмотной эксплуатации. Кроме танков Т-34, в дивизии были БТ-7, Т-26 и сильно изношенные Т-28. Дивизия имела хорошо подготовленные экипажи, так как ее основу составляла кадровая танковая бригада Красной Армии. К недостаткам дивизии можно отнести плохую организацию разведки, недостаток средств связи и эвакуации.
Еще 19 июня части дивизии были выведены из военного городка и сосредоточились на правом берегу Немана (восточная окраина Алитуса). Здесь части приступили к рытью блиндажей и окопов, матчасть была тщательно замаскирована. 22 июня в 4:20 утра немецкая авиация нанесла бомбовый удар по боевым паркам, казармам и аэродрому. Однако потери 5-ой танковой дивизии были небольшими. После налета командир дивизии полковник Федоров отдал приказ выведении всех машин на оперативный простор. Связь полковника со штабом армии была потеряна, никаких приказаний не поступало. Во второй половине дня к Алитусу подошла 7-ая танковая дивизия. Одновременно с этим, немецкая авиация нанесла удар по расположению частей 5-ой танковой дивизии.
На подступах к мостам, немецкие танки встретил передовой отряд. Подготовка мостов через Неман к взрыву была проведена 4-ым инженерным полком, но по неизвестным причинам в ночь с 21 на 22 июня по распоряжению представителей штаба округа они были разминированы. Поэтому взорвать мосты не удалось, и немецкие танки переправились на правый берег Немана.Здесь их встретили части 9-го и 10-го танковых полков 5-ой танковой дивизии, спешно выдвинутые в этот район. Из-за неувязки действий и плохой разведки, подразделения танковых полков выходили в район боя несогласованно. Первым вышел к мостам 2-й батальон 9-го танкового полка старшего лейтенанта Вержбицкого (танки Т-34-76), атаковавший переправившиеся подразделения 20-ой танковой дивизии. Чуть позже атаку 2-го батальона поддержал и 1-й батальон - 24 танка Т-28. Из-за того, что эти машины были сильно изношены и практически не имели моторесурса, они использовались для ведения огня с места.
Благодаря успешным действиям 9-го танкового полка 5-ой танковой дивизии, движение немцев через северный мост было приостановлено. В ходе этого боя экипаж танка Т-34-76 сержанта Макогон подбил 6 танков противника. Однако и свои потери были значительными: из 24 Т-28 - 16, из 44 Т-34 - 27 (почти половина из-за технических поломок), из 45 БТ-7 - 30 были потеряны.В это же время машины 7-ой танковой дивизии вермахта сумели прорваться через южный мост, который прикрывал 5-ой мотострелковый и 10-ой танковый полки. В ходе встречного танкового боя остановить немецкое наступление не удалось. 5-ая танковая дивизия понесла большие потери, не хватало горючего и боеприпасов, была нарушена связь между подразделениями, которые ночью в которые в беспорядке стали отходить на Вильнюс. Встречный бой под Алитусом 22 июня 1941 года был первым танковым столкновением Великой Отечественной войны. И первой проверкой на прочность ставшего впоследствии легендарным танка Т-34.
Тактико-технические характеристики
|
Т-34 обр.1940г. |
Т-34 обр.1941 г. (литая башня) |
Т-34 обр.1942 г. (литая башня) |
Т-34 обр.1943 г. |
Т-34-85 обр.1944 г. |
Экипаж |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
Размеры (мм): |
длина |
5920 |
6680 |
6680 |
6750 |
8150 |
ширина |
3000 |
3000 |
3000 |
3000 |
3000 |
высота |
2450 |
2450 |
2450 |
2600 |
2720 |
Бронирование (мм): |
лоб башни |
45 |
52 |
65 |
70 |
75-90 |
маска пушки |
45 |
52 |
45 |
70 |
90 |
борт башни |
45 |
52 |
65 |
52 |
75 |
тыл башни |
40 |
45 |
47 |
52 |
60 |
крыша башни |
16 |
20 |
15-30 |
20 |
20 |
лоб корпуса |
45 |
45 |
47 |
60 |
60 |
борт корпуса |
45 |
45 |
47 |
47 |
47 |
тыл корпуса |
40-45 |
40-15 |
47 |
47 |
47 |
крыша корпуса |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
днище |
20 |
20 |
21 |
21 |
21 |
Двигатель: |
В-2-34 500 л. с. |
В-2-34 500 л.с. |
В-2-34 500 л. с. |
В-2-34 500 л. с. |
В-2-34 500 л. с |
Скорость макс, (км/ч) |
|
53.5 |
55 |
55 |
55 |
Давление на грунт (кг/см2) |
0.64 |
0.64 |
0.76 |
0,83 |
0,85 |
Запас хода (км): |
по шоссе |
300-400 |
300-400 |
400 |
465 |
360 |
на местности |
230-360 |
230-360 |
260 |
365 |
310 |
Запас топлива (л): |
во внутренних баках |
460 |
460 |
610 |
610 |
540 |
в дополнительных баках |
134 |
134 |
|
180 |
270 |
Пушка |
76.2 мм Л-11 |
76.2 мм Ф-34 |
76.2 мм Ф-34 |
76,2 мм Ф-34 |
85 мм ЗиС С-53 |
Боезапас |
77 |
77 |
77 |
100 |
60 |
Бронебойный снаряд |
БР-350А |
БР-350А |
БР-350А |
БР-350А |
53-УБР-365 |
вес (кг) |
6.3 |
6.3 |
6.3 |
6,3 |
9,02 |
скорость (м/с) |
612 |
655 |
655 |
655 |
792 |
бронепробиваемость (мм) |
500м |
62 |
69 |
69 |
69 |
111 |
1000 м |
56 |
61 |
61 |
61 |
102 |
1500 м |
49 |
54 |
54 |
54 |
93 |
2000 м |
44 |
48 |
48 |
48 |
85 |
Подкалиберный снаряд |
|
|
БР-350П |
БР-350П |
БР-365П |
вес (кг) |
|
|
3,02 |
3,02 |
4,99 |
скорость (м/с) |
|
|
965 |
965 |
1200 |
бронепробиваемость (мм) |
|
|
|
|
|
500 м |
|
|
92 |
92 |
138 |
1000 м |
|
|
60 |
60 |
100 |
Кумулятивный снаряд |
|
|
БР-353А |
БР-353А |
|
вес (кг) |
|
|
3,94 |
3.94 |
|
скорость (м/с) |
|
|
325 |
325 |
|
бронепробиваемосгь (мм) |
|
|
75 |
75 |
|
Фугасный снаряд |
Ф-354 |
Ф-354 |
Ф-354 |
Ф-354 |
Ф-365 |
вес (кг) |
6.23 |
6.23 |
6.23 |
6.23 |
9,5 |
скорость (м/с) |
635 |
680 |
680 |
680 |
792 |
Осколочно-фугасный |
ОФ-350 |
0ф-350 |
ОФ-350 |
С1Ф-350 |
ОФ-365 |
вес (кг) |
6,21 |
6.21 |
6,21 |
6.21 |
9,5 |
скорость (м/с) |
635 |
680 |
680 |
680 |
792 |