War Thunder Авиация, бронетехника и флот: сотни реально существовавших моделей

Информация
Новости сайта pro-tank.ru

FeedBurner

Твиттер - pro-tank.ru

Самоходно-артиллерийская установка СУ-85 - Описание. Компоновка
Содержание
Самоходно-артиллерийская установка СУ-85
Описание. Компоновка
Боевое применение и ТТХ

Описание конструкции

Для своего времени самоходная установка СУ-85 была грозной боевой машиной, тем более, что 85-мм пушкой Д-5Т в то время был вооружен только тяжелый танк КВ-85. Такая боевая машина была способна бороться с немецкими тяжелыми танками "Тигр" и "Пантера" на дистанции 600-800 м.

В целом самоходная артиллерийская установка СУ-85 представляла собой безбашенную боевую полностью бронированную машину с более мощным вооружением по сравнению с танком Т-34-76, на базе которого она выпускалась, поскольку в неподвижной броневой рубке САУ (при прочих равных условиях) было установлено более мощное оружие, чем во вращающейся башне танка. При этом общая высота машины была уменьшена и улучшена форма носовой части корпуса.

САУ СУ-85

Броневая рубка имела переднее расположение и была выполнена по типу рубки опытной самоходной установки СУ-122М. В состав экипажа машины входили четыре человека. Боевое отделение и отделение управления были совмещены. Механик-водитель и наводчик размещался слева от пушки, за ним - заряжающий, командир машины - справа от нее. На крыше броневой рубки находилась неподвижная командирская башенка без входного люка с панорамой ПТК с круговым обзором и двумя зеркальными смотровыми приборами. Панорама ПТК предназначалась для наблюдения за полем боя командиром самоходной установки и для корректирования огня.

САУ СУ-85

На части самоходных установок использовалась командирская панорама ПТК-5, которая в отличие от панорамы ПТК не имела шкалы углов места цели. Смотровая башенка для панорамы отсутствовала, а вместо нее в верхней части лобового листа рубки был сделан прилив со специальным лючком, обычно закрываемым двухстворчатыми броневыми крышками. Для наблюдения за полем боя на крыше рубки у правого и левого бортов были установлены зеркальные смотровые приборы, прикрытые броневыми колпаками.

Посадка экипажа в машину производилась через люк механика-водителя САУ и двухстворчатый люк, располагавшийся в задней части крыши и кормовом листе боевой рубки. Крышка люка механика-водителя с установленными смотровыми приборами была унифицирована с крышкой люка танка Т-34. Первоначально для очистки воздуха от пороховых газов в боевом отделении на крыше рубки САУ устанавливался вытяжной вентилятор. В последующем он был упразднен из-за неудобства пользования смотровыми приборами, размещавшимися на крыше рубки у правого бортового и кормового броневых листов. Для обеспечения вентиляции всего боевого отделения приоткрывали створку входного люка на кормовом листе рубки.

САУ СУ-85

1 - рым, 2 - броневая заглушка амбразуры для стрельбы из личного оружия, 3 - призматический прибор наблюдения командира, 4 - задний призматический прибор наблюдения,

САУ СУ-85

5 - дополнительные топливные баки (4 шт.), 6 - ввод антенны, 7 - бронеколпак панорамического прицела, 8 - отверстие прицела, 9 - прилив в корпусе для панорамы, 10 - призматический прибор наблюдения наводчика, 11-бронекрышка прибора наблюдения наводчика, 12 - крышка люка механика-водителя, 13 - фара, 14 - ящик для ЗИП артсистемы, 15-петли заднего броневого листа, 16-броневые колпаки выпускных труб (2 шт.), 17 - трубки для проводов к дымовым шашкам (2 шт.), 18 - крышка люка над трансмиссией, 19 - крюк буксирный (4 шт.), 20-картеры бортовых передач,

САУ СУ-85

21-крышка с сеткой над жалюзи вентилятора, 22 - крышки над заправочными горловинами масляных баков (2 шт.), 23 - решетка жалюзи радиаторов (2 шт.), 24- крышка надмоторного люка, 25 - крышка посадочного люка, 26 - прилив корпуса для приборов наблюдения командира, 27 - крышка люка панорамы, 28 - пробка передних силовых баков.

В качестве основного оружия на самоходной установке использовалась 85-мм нарезная пушка Д-5С-85 или 85-мм нарезная пушка Д-5С-85-А. 85-мм пушка Д-5С-85-А отличалась от пушки Д-5С-85 цельнолитым стволом и конструкцией казенника, наметками люльки и неподвижной части ограждения.

Все артиллерийские выстрелы укладывались:
17 выстрелов - в боеукладку в нише левого борта (кроме того, в эту боеукладку могли укладываться дополнительно два выстрела с бронебойным снарядом);
10 выстрелов - в вертикальный стеллаж у моторной перегородки;
1 выстрел - в вертикальный стеллаж у левого борта;
14 выстрелов - в ящик под орудием (кроме того, в гнезда этого ящика могли также укладываться дополнительно четыре выстрела с бронебойными снарядами).
(Смотрите также таблицу бронепробиваемости бронебойных снарядов).

В мае 1951 года в состав боекомплекта к пушке был введен унитарный выстрел УПБР-367 с практическим трассирующим снарядом ПБР-367, который предназначался для практических стрельб в целях экономии боевых бронебойно-трассирующих снарядов.

Для тушения пожара в самоходной установке использовался ручной тетрахлорный огнетушитель типа РАВ, который размещался в боевом отделении.

Силовая установка и трансмиссия были заимствованы у среднего танка Т-34-76. В кормовой части машины в моторном отделении вдоль продольной оси корпуса САУ устанавливался V-образный, двенадцатицилиндровый дизель В-2-34 мощностью 500 л.с. (368 кВт). Пуск двигателя САУ производился с помощью стартера СТ-700 мощностью 15 л.с. (11 кВт) и напряжением 24 вольта или сжатым воздухом из двух воздушных десятилитровых баллонов с давлением 150 кгс/см2.

САУ СУ-85

По сравнению с базовой машиной топливная система СУ-85 претерпела следующие изменения: из боевого отделения был убран левый топливный бак. Взамен его устанавливались два бака в носовой части корпуса с правой стороны. На бортах корпуса в кормовой части машины устанавливались наружные дополнительные топливные баки цилиндрической формы, которые в топливную систему двигателя включены не были. Емкость основных топливных баков составляла 470 л, дополнительных - 360 л. Запас хода машины по шоссе на основных топливных баках достигал 300 км, с учетом дополнительных баков - 500 км.

В состав трансмиссии входили: главный фрикцион; трехходовая пятиступенчатая коробка передач, обеспечивавшая пять передач для движения вперед и одну передачу заднего хода; два бортовых фрикциона валами: коническая промежуточная шестерня имела переднее расположение, валы находились в одной горизонтальной плоскости.

В качестве механизма поворота использовались бортовые фрикционы. Остановка и повороты машины осуществлялись с помощью двух плавающих ленточных тормозов, располагавшихся на наружных барабанах бортовых фрикционов. Тормоза были изготовлены из листовой стали с накладками из феродо.

Подвеска машины - индивидуальная, пружинная состояла из десяти узлов. В каждом из узлов подвески передних опорных катков имелось по две концентрических винтовых пружины, которые располагались в передней части корпуса и были закрыты специальными кожухами. В узлах подвесок остальных опорных катков пружины располагались одна над другой. В связи со смещением центра тяжести машины к носу корпуса были усилены передние узлы подвески, передние балансиры, а первые опорные катки устанавливались на трех шарикоподшипниках.

САУ СУ-85

В состав гусеничного движителя входили две мелкозвенчатые гусеницы, два ведущих колеса гребневого зацепления, десять опорных катков, два направляющих колеса с механизмами натяжения. Каждая гусеница состояла из 37 плоских и 37 гребневых траков, соединенных между собой шарнирно с помощью 74 пальцев. Траки шириной 500-мм отливались из высокомарганцовистой стали Гадфильда. Наряду с цельнолитыми плоскими траками использовались и разъемные штампованные траки.

Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме (аварийное освещение - двухпроводное). Напряжение бортовой сети составляло 24 и 12 вольт. Основными потребителями этой электроэнергии являлись: стартер с пусковым реле, электродвигатель вентилятора боевого отделения, радиостанция, танковое переговорное устройство ТПУ-3, вибрационный электросигнал, фара и задний фонарь красного цвета.

Для внешней радиосвязи на машине устанавливалась коротковолновая радиостанция 9Р (9РМ) или 9РС, которая размещалась спереди в нише правого подкрылка боевого отделения. Передатчик радиостанции имел плавный диапазон частот от 4050 до 5625 кГц, разбитый через 25 кГц на фиксированные волны, а ее приемник - более широкий диапазон частот - от 3750 до 6000 кГц.

Снаружи на машине укладывались: шанцевый инструмент (две большие саперные лопаты, топор, пила поперечная, киркомотыга, лом), ящики для ЗИП, два буксирных троса, петля для соединения буксирных тросов, укрывочный брезент, комплект шпор, запасные траки и танковая печь.

Поскольку масса установки СУ-85 не превышала массу танка Т-34, то ее характеристики подвижности остались на уровне базовой машины.

САУ СУ-85М

Выпуск самоходно-артиллерийских установок СУ-85 в годы войны

Марка установки
1943
1944
Всего
VII
VIII
IX
X
XI
XII
I
II
III
IV
V
VI
VII
VIII
IX
X
XI
СУ-85
4
100
152
162
166
177
176
176
191
200
205
210
210
210
     
2339
СУ-85М                            
135
120
60
315
Всего                                  
2654

В связи с разработкой и постановкой в июле 1944 года на серийное производство новой самоходной установки СУ-100, вооруженной 100-мм пушкой Д-10С, Уралмашзавод в августе 1944 года прекратил производство самоходных установок СУ-85. С сентября этого же года на заводе был организован серийный выпуск самоходных установок СУ-85М с установкой 85-мм пушки Д-5С-85 в броневом корпусе, унифицированном с броневым корпусом самоходной установки СУ-100. Эти машины отличались от предшествующего образца СУ-85 усиленной броневой защитой лобовой части рубки и улучшением условий работы экипажа в боевом отделении за счет установки двух вытяжных вентиляторов новой конструкции.

САУ СУ-85М

Самоходная установка СУ-85М

В результате разработки и принятия на вооружение Красной Армии в июле 1944 года новой самоходной установки СУ-100, созданной на базе танка Т-34-85 и вооруженной мощной 100-мм пушкой модели Д-10С, на Уралмашзаводе были проведены мероприятия по унификации корпуса, обеспечивавшие установку в машине 85-мм или 100-мм пушки. Первая самоходная установка с пушкой Д-5С-85, смонтированной в унифицированном корпусе, была выпущена заводом в июле 1944 года. Эта модернизированная УЗТМ самоходная установка получила наименование СУ-85М. Начиная с сентября 1944 года и в течение трех месяцев, используя имевшийся производственный задел 85-мм пушек Д-5С-85, на УЗТМ одновременно выпускались самоходные установки СУ-85М и СУ-100.

САУ СУ-85М

Самоходная установка СУ-85М имела лобовую броню толщиной 75-мм, командирскую башенку с входным люком, увеличенный до 60 выстрелов боекомплект к пушке, улучшенную вентиляцию боевого отделения от пороховых газов за счет установки 2 вытяжных вентиляторов новой конструкции. На этих машинах электромотор вентилятора, в отличие от предыдущей конструкции, устанавливался не в крышке вентиляционного лючка, а в корпусе его броневого колпака. Сектор наводки 85-мм артсистемы по горизонту сократился с 20° до 16°. Остальные боевые и технические характеристики машины были сохранены на уровне характеристик самоходной установки СУ-85.

САУ СУ-85М



 

Мини-навигатор
по сайту
Танки первой мировой
Танки СССР Второй мировой войны Вермахт Танки союзников СССР во Второй мировой войне - США, Англия, Франция, Польша Танки Италии, Японии, Чехословакии
Танки после войны
Танки мира
Про танки

Рекламные ссылки

Новости


Флот Германии

Популярные новости

Объявления

Главная Страница Контактная Информация Поиск по сайту Контактная Информация Поиск по сайту