Tanki X

Информация
Новости сайта pro-tank.ru

FeedBurner

Твиттер - pro-tank.ru

Танк КВ-1С

Тяжелый танк КВ-1С

КВ-1С

Танк был создан в результате модернизации танка КВ-1, направленной на снижение его веса и повышение скорости движения. В ходе модернизации облегчен и несколько уменьшен по высоте корпус машины, снижен вес агрегатов силовой передачи и ходовой части (применены гусеницы меньшей ширины), уменьшена литая башня. Из-за острой нехватки алюминия вместо алюминиевого радиатора установили сварной железный. Боекомплект для танковой 76,2-мм пушки ЗИС-5 был увеличен на 24 снаряда.

КВ-1С принят на вооружение в августе 1942 года и сразу же запущен в серийное производство. По запросу посольства США в Москве два экземпляра танка были отправлены в США, где прошли испытания на Абердинском полигоне. В отчете об испытаниях отмечалось, что 76,2-мм пушка танка очень хороша: проста, безотказна, боекомплект расположен удачно, что советский танк, обладая мощной броневой защитой, имеет торсионную подвеску, которая на испытаниях функционировала очень эффективно". Были отмечены и недостатки: устаревшая конструкция трансмиссии, плохие воздухоочистительные устройства, небрежная механическая обработка. Танк КВ-1С выпускался до сентября 1943 года, когда он был заменен в производстве танком КВ-85. Всего было выпущено 1230 танков КВ-1С, которые сыграли важную роль в Сталинградском и других сражениях начального периода Великой Отечественной войны.

Танк КВ-1С

За год, прошедший с начала Великой Отечественной войны, накопилось достаточно информации, позволяющей дать объективную оценку применению на полях сражений тяжелых танков.
В 1940 г. Котин и его подчиненные на базе модификаций КВ-1 фактически уже разработали два прототипа КВ-3, который удовлетворял бы требованиям, предъявляемым к новому тяжелому танку в 1942 году. "Объект 220" имел более длинный корпус, более крупную башню и 107-мм пушку. "Объект 222" сохранил внешний вид КВ-1, но имел усовершенствованную башню. Машина нуждалась в новой силовой установке, но создать ее в сложный период 1941-1942 гг. не удалось. ГКО отказался запускать КВ-3 в производство.

Танк КВ-1С

КВ до начала 1942 г., несомненно, был лучшим тяжелым танком в мире. Толстая броня делала машину практически неуязвимой, а 76-мм пушка позволяла эффективно бороться с любой бронетехникой противника. Но накапливалась и негативная информация. Великолепные свойства орудия невозможно было использовать в полной мере из-за неважных прицельных приспособлений. Круговой обзор из танка был сильно ограничен. Но главной проблемой был недостаточно мощный двигатель и ненадежная трансмиссия. К тому же танк был тяжеловат, что отрицательно сказывалось на проходимости и маневренности.

Танк КВ-1С

Среди военачальников-танкистов все больше распространялось мнение, озвученное М.Е. Катуковым: "...танки КВ неповоротливы и медлительны, препятствия преодолевают с трудом, ломают мосты и вообще приносят много хлопот. Да и вооружение их не отличается от среднего танка - та же 76-мм пушка". На специальном совещании ГКО с участием конструкторов и представителей промышленности, состоявшемся в июне 1942 г., И. В. Сталин подвел черту: "...Такой танк нам не нужен. Следует уменьшить его вес. Если это невозможно - снять с вооружения".

Танк КВ-1С

На основании приказа ГКО, главной задачей конструкторов стало снизить массу танка, одновременно повысив его маневренность и надежность. Единственный способ выполнить задачу заключался в радикальном облегчении брони. Толщину лобовой брони уменьшили до 75 мм. Уменьшили размеры корпуса (прежде всего высоту) и изменили его конфигурацию. Была создана новая литая облегченная башня, где впервые (после Т-50) установили командирскую башенку, что существенно улучшило обзорность из машины. Однако в командирской башенке отсутствовал люк, в результате чего троим танкистам, как и на КВ, приходилось забираться и покидать башню через один узкий люк.

Танк КВ-1С

Хотя работами по новому КВ руководил Н.Л. Духов, фактически главным конструктором был Н.Ф. Шашмурин, спроектировавший новую коробку передач. Новая коробка радикально улучшила ходовые качества, а ее надежность на порядок превосходила старую.
Задавшись целью снизить вес, изменяли все что можно. Установили более легкие опорные катки, а также облегченные суженные гусеницы (сузили до 608-мм). Боекомплект вначале тоже уменьшили до 90 выстрелов, позднее, правда, вновь увеличили до 114 выстрелов.
С помощью столь радикальных мер массу машины удалось снизить на 5 т, а максимальную скорость повысить с теоретических 34 км/ч до практических 43 км/ч. Кроме того, в конструкцию внесли множество изменений технологического характера, направленных на экономию дефицитных сортов стали и импортируемых материалов, а также упрощающих выпуск машины.

Танк КВ-1С

Новый танк получил обозначение КВ-1С (скоростной). В середине июля 1942 г. начались успешные испытания, и 20 августа танк был принят на вооружение. Еще ранее, до официального принятия машины на вооружение, на ЧКЗ началось производство КВ-1С.

Надо сказать, что улучшение ряда свойств (возросшая скорость, маневренность и надежность танка) далось дорогой ценой. Вооружение КВ-1С осталось прежним - 76,2 мм орудие ЗИС-5, а уменьшение толщины брони (особенно сильно бортовой и башенной) при неудачной схеме броневого корпуса (броневые листы располагались вертикально или с небольшими углами наклона) значительно снизило снарядостойкость танка. Таким образом, по своим боевым качествам КВ-1С практически сравнялся с Т-34.

Танк КВ-1С

Серийный выпуск новых танков продолжался на ЧКЗ с августа 1942 г. по сентябрь 1943 г. По ходу производства вносились изменения в основном технологического характера. Всего было выпущено 1106 машин. Первые танки КВ-1С поступили в войска в течение ноября-декабря 1942 г. Этими машинами укомплектовывались специальные танковые части - отдельные гвардейские танковые полки прорыва. Наименование "гвардейской" такой части присваивалось еще при комплектовании. Полки придавались для усиления стрелковым и танковым соединениям.

Тип
Т-60
Т-70
Т-34
Т-34
Т-34/85
КВ-1
КВ-1С
ИС-2М
Вариант
1942 г
1942 г.
1941 г.
1943 г.
1944 г.
1942 г.
1943 г.
1945 г.
Запас хода по шоссе, км
450
360
400
465
360
250
250
240
Запас хода по перес.местности, км
250
180
260
365
310
180
160
210
Толщина брони, мм:
Лобовая броня башни
25
60
52
70
90
120
82
160
Борт башни
15
35
52
52
75
120
82
110
Тыл башни
15
35
45
52
60
90
82
100
Крыша башни
7
10
20
20
20
40
30
30
Лобовая часть корпуса
35
45
45
47
47
110
75
120
Борт корпуса
25
45
45
60
60
90-130
60
95
Кормовая часть корпуса
25
35
47
47
47
60-75
40-75
60
Верх корпуса
13
10
20
20
20
30
30
30
Днище корпуса
13
10
20
20
20
30
30
30

Впервые танки КВ-1С были использованы на Донском фронте в декабре 1942 г. при ликвидации армии Паулюса под Сталинградом.

Танк КВ-1С

Несколько таких полков участвовало в наступлении на Курской дуге летом 1943 г. Большинство полков прорыва было рассредоточено по всей протяженной линии фронта, где и принимало участие в операциях местного масштаба.

Однако противник тоже не сидел сложа руки. Вермахт все больше насыщался противотанковым вооружением огромной мощности, повсеместно вводились кумулятивные и подкалиберные боеприпасы, в войска поступали новые 75-мм противотанковые пушки Рz 40, танки Pz.III и Pz.IV стали вооружаться длинноствольными 50-мм и 75-мм орудиями.

В 1 квартале 1943 г. предполагалось установить на KB-1С улучшенную командирскую башенку новой конструкции, ленд-лизовские перископы , измененную систему смазки и охлаждения двигателя, а также ЗИП. По своим боевым свойствам КВ-1С практически не отличался от более простого в производстве, следовательно, более дешевого Т-34. Выпускать два разных по конструкции, но одинаковых по свойствам танка было признано излишеством, и в сентябре 1943 г. производство КВ-1С было прекращено.

Танк КВ-1С

К осени 1944 г. все полки прорыва были расформированы. В своем первоначальном виде - тяжелый боевой танк - применялись считанные единицы. По некоторым данным, несколько КВ-1 и КВ-1С участвовали в Берлинской операции в апреле-мае 1945 г. В последний период войны эти танки выполняли различные функции поддержки, например, использовались, как командирские в полках самоходных артиллерийских установок ИСУ-152, применение после демонтажа башни в качестве тягачей

После 1943 года базовая конструкция корпуса и шасси КВ использовались при создании советских тяжелых танков, которые стали одними из лучших во время Второй мировой войны.

Танки КВ

 
КВ-1
КВ-1
КВ-1
КВ-1С
 
выпуск 1940 г.
выпуск 1941 г.
выпуск 1942 г.
 
 
Боевая масса, т
44
47
(с дополнительной бронировкой - 47,5)
до 50
42,5 - 43,4
Экипаж, чел.
5
5
5
5
Длина корпуса, мм
6750
6750
6750
6750
с пушкой вперед, мм
6750
(с ЗИС-5 - 6850)
6850
6950
Ширина, мм
3320
3320
3320
3250
Высота по крышу башни, мм
2710
2710
2710
2450
Клиренс
430
430
430
440
Вооружение
Пушка
76,2-мм Л-11
76,2-мм Ф-32
(76,2-мм ЗИС-5)
76,2-мм ЗИС-5
76,2-мм ЗИС-5
Пулемет
4х7,62-мм ДТ
4х7,62-ммДТ
4х7,62-ммДТ
Зх7,62-ммДТ
Боекомплект:
снарядов
111
114
114
90-114
патронов
3024
2875
3024
3087
Бронирование, мм:
лоб корпуса
75
75
95
60
борт корпуса
75
75
75
60
крыша
40
40
40
30
башня
75
Сварная 75
литая 90
95-120
85
Двигатель
В-2-К
В-2-К
В-2-К
В-2-К
мощность, л. с.
600
600
600
600
Максимальная скорость по шоссе км/ч
34
35
28
43
Запас хода по шоссе, км
225
225
170
330

Танки КВ
Путь к первым танкам KB
Коллекционная серия
Журнал "Русские танки". КВ-2.
Тяжелые танки КВ
Операция "Барбаросса" - танки КВ в бою
КВ
Первые столкновения вермахта с КВ-2
Русские танки
Журнал "Русские танки". КВ-1.
Советский танк второй мировой войны
Танк КВ. Руководство службы.

Источники:

  • Жаркой Ф. М. "Танковый марш";
  • Коломиец М. Модернизированные танки "Клим Ворошилов" КВ-1С и КВ-85;
  • Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
  • М. Коломиец, И. Мощанский. КВ-1С (М-Хобби. 1999 - 5);
  • КВ-1С (Русские танки №28).
 

Мини-навигатор
по сайту
Танки первой мировой
Танки СССР Второй мировой войны Вермахт Танки союзников СССР во Второй мировой войне - США, Англия, Франция, Польша Танки Италии, Японии, Чехословакии
Танки после войны
Танки мира
Про танкиСодержание
Танковый биатлон

"Случайные" танки сайта

Специальная машина 250
Специальная машина 250
Легкий бронетранспортер Sd.Kfz.250 "Sonderkraftfahrzeug" 250 Бронетранспортер создан на шасси полугусеничного однотонного тягача. В ходовой части использованы гусеницы с игольчатыми шарнирами...
Танк В1
Танк В1
Французский тяжелый танк В1 Char de bataille B1. Первые образцы танка В1 были созданы совместно фирмами "Рено" и "FСМ" в 1930 г.

Новости


Популярные новости


Главная Страница Контактная Информация Поиск по сайту Контактная Информация Поиск по сайту