|  | 
                      
                      | 
                      
                       |  
                      | 
		| Танк ИС-1 - Танк ИС-1. Страница 2 |  
| Поскольку баллистика всех предложенных 85-мм танковых пушек была идентична, совместным решением НКТП и НКВ предписывалось провести сравнительные испытания эталонных танков ИС с обоими типами орудий, а также рассмотреть возможность перевооружения этими пушками серийных танков КВ-1С (приказ НКТП № 261 сс от 8.5.43 г.). Первые два изготовленных эталонных ИС были оснащены пушками "конкурирующих фирм":танк № I получил 85-мм пушку Д-5Т-85 конструкции ОКБ N9.
 танк № 2 - 85-мм пушку С-31 ЦАКБ, доработанную по результатам опробования макета С-18 на танке "ИС образец №3".
 Одновременно с этими танками испытывались также их "собратья", рожденные на базе КВ-1С - один танк нес пушку Д-5Т-85 в башне танка ИС, а другой - С-31 в штатной башне КВ-1С.
 Сравнительные испытания показали преимущества орудия Д-5Т, казенная часть которого отличалась меньшими габаритами и массой, хотя имевшего совершенно новую конструкцию (С-31 была разработана на базе ЗИС-5 и позволяла переключиться на ее выпуск без перестройки производства). Именно орудие Д-5 было рекомендовано для вооружения танка ИС-85, как обеспечивающее более комфортные условия работы экипажа. Установку на шасси КВ башни танка ИС военные представители сочли тогда неприемлемой, так как она требовала переделки подбашенной коробки.
 
 
| Башня танка |  
| 1 - рым | 7 - торсионный валик |  
| 2 - прилив для установки кормового пулемета | 8 - отверстие для установки перископического прицела ПТ4- 15(ПТ4-17) или прибора наблюдения МК-IV |  
| 3 - отверстие для стрельбы из личного оружия | 9 - отверстие для установки прибора наблюдения МК-IV |  
| 4 - командирская башенка | 10 - броневой колпак вентиляционного люка |  
| 5 - отверстие для вывода антенны | 11 - крышка люка |  
| 6 - замок посадочного люка |  |  Видимо, посчитав неудобным выпускать на поле боя новый танк с именем вождя, за номером 4, военные присвоили ему индекс "ИС-85" (Объект 237) и предписали отправить для фронтовых испытаний первую партию новых машин (в количестве, не менее 20 шт.) в июле 1943 г. Изготовление фронтовой серии ИСов задержалось, причем виновниками были здесь как танкостроители, не успевающие с изготовлением шасси, так и артиллеристы, не подавшие вовремя 85-мм пушек. Несмотря на то, что завод № 9 долго и тщательно готовился к серийному производству новых орудий, план их серийного выпуска на 1943 г. был сорван. Именно здесь проявились все конструктивные особенности Д-5Т, которая оказалась достаточно сложной и дорогой. Лишь в конце июля 1943 г. ЧКЗ получил небольшую партию орудий Д-5Т, которые тут же начали устанавливать в литые башни ИС-85, скапливавшиеся на заводе ввиду недостатка ходовых частей. А поскольку ходовая часть и особенно - трансмиссия нового танка упорно сопротивлялись усилиям танкостроителей, а фронту срочно требовались танки, способные бороться с "Тиграми" и "Пантерами", по настоянию Наркома танковой промышленности В.Малышева, в серию был спешно пушен танк КВ 85 (КВ-1С с башней ИС-85). незадолго до этого отвергнутый военными. 
 31 июля 1943 г. в Москву для показа И.Сталину, вместе с другими опытными образцами боевой техники, прибыли новые танки КВ-85, ИС-85 и самоходно артиллерийская установка ИСУ-152. 8 августа 1943 г. эти танки продемонстрировали членам правительства. 4 сентября 1943 г. постановлением ГОКО № 4043сс тяжелые танки КВ-85, ИС-85 и САУ ИСУ-152 были приняты на вооружение Красной Армии и к серийному производству. Танк ИС имел литую башню, лобовую деталь и подбашенную часть корпуса. Доступ в отделение управления был возможен только через люки башни. Механик-водитель вел наблюдение через смотровую щель со стеклоблоком в выдвижном люке-пробке в лобовой части корпуса. За сиденьем механика-водителя в днище имелся десантный люк. На танке устанавливалась пушка Д-5Т и три пулемета ДТ, один спаренный с пушкой, другой - в кормовой части башни, третий - курсовой, жестко закрепленный в лобовом листе корпуса справа от механика-водителя. Для прицеливания использовались телескопический прицел 10Т-15 и перископический ПТ-4-15 (многие танки выпуска лета-осени 1944 г. перископического прицела не имели). Наблюдение за местностью осуществлялось из перископических приборов МК-IV. Боекомплект состоял из 59 выстрелов к 85-мм орудию и 2520 патронов к пулеметам. Двигатель В-2ИС (В-2-10) имел электроинерционный стартер. В головки воздухоочистителей типа "Мультициклон" были встроены форсунки и запальные свечи для подогрева всасываемого воздуха. Радиаторы жидкостной системы охлаждения имели подковообразную форму. Для подогрева охлаждающей жидкости к системе были подключены два бачка калорифера устройства термосифонного обогрева. Бачки подогревались керогазами. В бак системы смазки был встроен циркуляционный бачок, обеспечивавший быстрый прогрев масла в контуре циркуляции и возможность пользоваться методом разжижения масла бензином. Особенностью трансмиссии танка являлось наличие двухступенчатых планетарных механизмов поворота. Главный фрикцион - сухого трения. Коробка передач - восьмискоростная с демультипликатором. Она крепилась к корпусу в одной точке спереди, а задними опорами служили несущие диски бортовых передач. Для доступа к агрегатам трансмиссии кормовой лист корпуса выполнялся откидным. Ведущие колеса имели съемные венцы. Конструкция ведущих колес допускала их разблокировку с бортовыми передачами. Подвеска опорных катков - индивидуальная торсионная. Опорные и поддерживающие катки - цельнометаллические. Танк оборудовался радиостанцией 10-РК и танковым переговорным устройством ТПУ-4бисФ. Главным отличием танка ИС-122 первых выпусков от ИС-85 была 122-мм пушка Д-25Т. Боекомплект последней состоял из 28 артвыстрелов раздельного заряжания с осколочно-фугасными снарядами 53-ОФ-471 и бронебойно-трассирующими 53-БР-471. Боекомплект пулеметов сократился до 2331 патрона. Число пулеметов осталось прежним С весны 1944 года танки КВ-85 Приказом переименовали в ИС-1, а ИС-122 в ИС-2. Тактико-технические характеристики
| Боевая масса | 44,0 т |  
| Размеры: | 
   |  
| длина | 6770 мм |  
| ширина | 3070 мм |  
| высота | 2735 мм |  
| Экипаж | 4 человека |  
| Вооружение | 
1х85-мм пушка Д5-Т85 3х7,62-мм пулемета ДТ |  
| Боекомплект | 
59 снарядов 2520 патронов |  
| Бронирование: |   |  
| лоб корпуса | 120 мм  |  
| лоб башни | 100 мм |  
| Тип двигателя |  |  
| Максимальная мощность | 520 л.с. |  
| Максимальная скорость |  |  
| Запас хода |  |  
 
| Общее устройство танка |  
| 1 - броневая башня | 7 - опорный каток |  
| 2 - боевое отделение | 8 - поддерживающий каток |  
| 3 - моторное отделение | 9 - торсион |  
| 4 - броневой корпус | 10 - гусеничная цепь |  
| 5 - трансмиссия | 11 - направляющее колесо с натяжным механизмом |  
| 6 - ведущее колесо | 2 - отделение управления |  Но утвержденное начало серийного производства еще не означало, что в сентябре 1943 г. новые танки уже пошли в бой. Трудности производственно-технологического характера задержали отгрузку машин армии до середины ноября 1943 г. Танк ждали, на него возлагали большие надежды, которым не суждено было сбыться. Первые же фронтовые испытания КВ-85 и ИС-85 показали, что тяжелым танкам часто приходилось отвлекаться от своей главной задачи - взламывания вражеской обороны на борьбу с немецкими танками, а в ней они не могли особо похвастать своими победами. Против тяжелых танков, и особенно штурмовых орудий "Артштурм-2" (StuG 40) эффективно воспользоваться своим 85-мм орудием танки могли только с дистанции не более 400-600 м, когда их броня уже не являлась преградой для бронебойных (и особенно - подкалиберных) снарядов пушек "Тигров", "Пантер" и штурмовых орудий. Самоходные же установки "Фердинанд" и "Насхорн" могли поражать новый советский танк с дистанции 2000 м и более. Даже самая массовая немецкая противотанковая пушка того времени - РаК 40, успешно расправлялась с ИС, ведя огонь с дистанции 500-800 м по бортам и башне танка. В данных условиях на первое место выдвигалось требование - вооружить танк ИС-1 мощной арт-системой, чего неоднократно от НКВ требовал ГКО. 
| Модификация | КВ-13Объект 233
 | ИС-1 [ИС-2]Объект 233 ИС[234]
 | ИС-85 (ИС-1)Объект 237
 | ИС-122 (ИС-2)Объект 240
 | ИС-100 (ИС-5)Объект 248
 | ИС-2Мна1.1.1962
 |  
| Общие данные |  
| Экипаж,чел | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4-5 |  
| Боевой вес, кг | 32400 | 38500 [39500] | 44160 | 46 080 | 45 320 | 46 500 |  
| Длина, мм (корп./полн.) | 6050/6 650 | /6990 [6480] | 6 770/8 560 | 6 770/9 830 | 6 770/ | 6 770/9 820 |  
| Ширина, мм | 2800 | 3030 | 3070 | 3070 | 3070 | 3100 |  
| Высота, мм | 2500 | 2800 [2 640] | 2735 | 2 735 | 2735 | 2740 |  
| Высота линии огня, мм | ? | 1 920 [?] | 1 940 | 1 940 |   | 1945 |  
| Клиренс, мм | 450 | 450 | 440-465 | 440-465 | 450 | 440 |  
| Ширина трака, мм | 600 (500 для Т-34) | 640-650 | 640-650 | 650 | 650 | 650 |  
| Уд. давл. на грунт, кг/см2 | 0,9 | ок. 0,8 | 0,78 | 0,81 | 0,8 | 0,82 |  
| Вооружение и броневая защита |  
| Марка орудия | ЗИС-5 | Ф-34ИС [У-11] | Д-5-Т | Д-25 | С-34 | Д-25-Тм |  
| Калибр, мм | 76,2 | 76,2 [121,92] | 85 | 121,92 | 100 | 121,92 |  
| Длина ствола, кал. | 41,6 | 41,6 [22,7] | 52 | 47,9 | 53,5 | 47,9 |  
| Боекомплект, выстр. | ? | 80 [30] | 59 | 28 | 36 | 35 |  
| Пулемет, тип х кол-во | ДТх2 | ДТ х 3 [ДТ х 2] | ДТхЗ | ДТхЗ | ДТх 2 | ДТМх2 |  
| Боекомплект, патр. | ? | 32 диска | 2 520 | 2 520 | ? | 2 800 |  
| Броня корпуса, мм | 145-85-85 | 120-90-60 | 120-90-70 | 120-90-90 | 120-90-70 | 120-90-90 |  
| Броня ,башни, мм | 85-85-85 | 100-90-90 | 100-90-60 | 110-90-90 | 100-90-90 | 110-90-90 |  
| Дно и крыша, мм | 20-30 | 20-30 | 20-.30 | 20-30 | 20-30 | 20-30 |  
| Энергетическая установка |  
| Марка двигателя | В-2К | В-2К | В-2ИС | В-2ИС | В-2ИС | В-54К I |  
| Тип двигателя | Специальный быстрооборотный V-образный 12-цилиндровый танковый дизель водяного охлаждения |  
| Объем цилиндров, л | 38,5 | 38,5 | 38,88 | 38,88 | 38,88 | 38,9 |  
| Мощность на валу, л.с. | 600 (факт. 580) | 600 (факт. 580) | 520 | 520-580 | 520 | 520 |  
| Скорость, км/ч, макс. | 60 (факт. 52) | до 55 (факт. 47) | 37 | 37 | 37 | 36 |  
| средн. шос/прос/целина | ? | 7 | 22/17/15 | 22/17/15 | 22/17/15 | 22/17/15 |  
| Запас топлива, л. | не показано | ? | 520 | 520 | 520 | 580 |  
| Запасхода, км, макс. | не показаны | ок. 180 | 150 | 150 | 150 | 180 |  
| шоссе/прос./бездор. |   | ? | 130/120/110 | 130/120/110 | 130/120/110 | ? |  
| Преодолеваемые препятствия  |  
| Угол подъема, град | не показаны | до 32 | 36 | 36 | 36 | 36 |  
| Крен допустимый, град |   | ? | 30 | 27 | 30 | 27 |  
| Ров,м |   | 2 | 2,5 | ок. 2,3 | 2,5 | ок. 2,3 |  
| Брод, м |   | 1,3 | 1,3 | 1,3 | 1,3 | 1,3 |  
| Стенка, эскарп, м |   | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 |  Источники: 
Тяжелый танк. Руководство (1944 год);Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";Шунков В. Н. Оружие Красной армии;Желтов И. Г., Павлов И. В., Павлов М. В., Солянкин А. Г. Советские тяжёлые самоходные артиллерийские установки 1941-1945 гг.;Желтов И. Г. и др. Танки ИС (Танкомастер);Тим Фаулер "Советские танки второй мировой войны". 
 
 |  |  
                      |  |  |  |