Компоновка тяжелого танка Т-35
Танк Т-35 представляет собой пятибашенную боевую машину с двухъярусным расположением вооружения. Корпус танка имеет четыре внутренние перегородки и функционально разделен на пять отделений: передних башен с постом управления механика-водителя, главной башни, задних башен, моторное и трансмиссионное.
На крыше отделения передних башен установлены малая и средняя башни. В первой размешается пулеметчик, во второй - наводчик и заряжающий.
Перед малой башней внутри корпуса находится рабочее место механика-водителя., для посадки которого в крыше предусмотрен двустворчатый люк. Механизмы управления состоят из двух рычагов управления бортовыми фрикционами и тормозами, установленных по бокам сиденья водителя, кулисного механизма коробки передан, расположенного с правой стороны, и трех педалей - главного фрикциона, акселератора и запасной (для механического стартера, если он установлен взамен электростартера). Контрольно-измерительные приборы располагаются на съемных щитках - главном и трех малых. Кроме того, на посту управления имеются: запасной рычаг управления моментом опережения зажигания (на случай установки магнето без автоматического опережения), телефонный аппарат, компас (с 1937 г.) и рукоять управления воздухопуском. Для наблюдения слева от механика-водителя в бортовом листе предусмотрена щель, закрытая "триплексом", а впереди, в лобовом наклонном листе - люк с еще одним смотровым прибором.
Справа от поста управления под средней башней на настиле пола размещены инструментальные ящики, а на днище корпуса в носовой части - два баллона со сжатым воздухом по 150 атм., предназначенных для запуска двигателя в случае отказа стартера.
Главная башня установлена над своим отделением на подбашенной коробке шестигранной формы. В отделении главной башни находятся места четырех членов экипажа - командира, наводчика. радиста и моториста. Под верхним настилом пола корпуса и на его бортах размещены укладки 76-мм снарядов и пулеметных дисков, инструменты, запасные части, приборы дымопуска, запасной пулемет, а на днище корпуса - аккумуляторные батареи.
Над отделением задних башен установлены малая и средняя башни, аналогичные передним. За малой башней находится бензобак емкостью 270 л, а на полу корпуса - укладки снарядов, патронов и ЗИП.
КОРПУС.
Корпус - сварной и частично клепаный. Его днище изготовлено из шести 10-мм и одного (заднего) 20-мм броневых листов, сваренных между собой. На некоторые швы для придания жесткости наложены уголки. По бокам днища приварены бортовые листы, а в передней и задней части - нижние наклонные листы (носовой и кормовой). В задней части днища расположены 13 люков, предназначенных для доступа к агрегатам, слива бензина и масла. В моторном - трансмиссионном отделении установлена рама для крепления двигателя и коробки передач. В переднем и заднем боевых отделениях к днищу приварены рамы, на которые уложен настил пола из четырех съемных листов. В отделении главной башни пол состоит из двух настилов - верхнего и нижнего.
Борта корпуса сварены из семи броневых листов. Для жесткости на швы снаружи приварены накладки и приклепаны кницы. Кроме того, снаружи к бортам приварен каркас, на который монтируются фальшборт и кронштейны для крепления тележек подвески. В бортовых листах имеются вырезы для укладки стреляных гильз.
Крыша моторного отделения несъемная, в центре ее расположен люк для доступа к двигателю. В крышке люка установлен броневой колпак воздухоочистителя. Справа и слева от люка - отверстия для притока воздуха к радиаторам, прикрытые сверху броневыми щитками.
К кормовой части корпуса крепится съемный броневой кожух вентилятора с жалюзи, а о кормовом броневом листе имеются два лючка для доступа к трансмиссии.
ГЛАВНАЯ БАШНЯ.
Главная башня идентична по конструкции главной башне Т-28. В задней стенке кормовой ниши прорезана вертикальная щель, закрытая заслонкой, для установки кормового пулемета. В крыше башни имеются два люка - круглой и прямоугольной формы (на машинах первых серий - один общий прямоугольный люк) и три круглых отверстия два-для закрытых броневыми колпаками перископических приборов и одно - для открытого.Полная масса башни с оборудованием и вооружением составляет 1870 кг.
СРЕДНИЕ БАШНИ.
Средние башни по конструкции такие же, как и башни БТ-5 за исключением отсутствующей кормовой ниши. В крыше башни имеется прямоугольный люк, закрытый двумя откидными крышками, и круглое отверстие для перископического прицела. В правой стенке - круглое отверстие для стрельбы из личного оружия, а выше его - смотровая щель с "триплексом". В лобовом листе корпуса прорезана прямоугольная амбразура для спаренной установки пушки и пулемета.
В башне находятся подвесные сиденья двух членов экипажа - наводчика и заряжающего, а кроме того - боеукладки пушечных выстрелов и пулеметных магазинов, ящики для запасных стекол "триплекс" и распределительный щиток. Башня оборудована ручным поворотным механизмом. Полная масса башни - 630 кг.
МАЛЫЕ БАШНИ.
Малые башни конструктивно идентичны малым башням среднего танка Т-28. В крыше башни имеется люк с откидной крышкой, а в боковых стенках - смотровые щели и отверстия для стрельбы из револьвера.
Под малой башней на днище танка установлено регулируемое по высоте сиденье, стеллажи для пулеметных магазинов и запасной пулемет, уложенный в специальном ящике. Поворот башни осуществлялся при помощи ручного поворотного механизма.
Полная масса башни - 366 кг.
ВООРУЖЕНИЕ.
Вооружение Т-35 предназначалось для решения следующих задач: поддержки пехоты и уничтожения полевых фортификационных сооружений (76-мм пушка и пулеметы) и борьбы с бронеобъектами (45-мм орудия).
Первоначально в головной башне Т-35 устанавливалась 76-мм пушка КТ ("Кировская танковая") образца 1927/32 гг, в которой использовалась качающаяся часть полевой полковой пушки образца 1927 г.
С начала 1936 года 76-мм пушки Т-35 были полностью унифицированы с пушками КТ-28 средних танков Т-28. Ввели новый подъемный механизм ножной спуск и новые прицельные приспособления
Основные данные орудия
калибр |
76,2-мм |
полная длинна ствола |
16,5 калибра |
масса снаряда |
6,5 кг |
начальная скорость снаряда |
381 м/с |
макс.угол возвышения |
+25 град |
макс.утоп склонения |
-5 град |
масса качающейся части |
540 кг |
Пушка установлена в маске и снабжена телескопическим и перископическим прицелами ТОП образца 1930 г. и ПТ-1 образца 1932 г.: телескопический расположен слева от пушки, перископический - на крыше башни с левой стороны и соединен с пушкой, так называемым, приводом к перископу.
Кроме этих прицелов, в крыше башни с правой стороны, симметрично с перископическим прицелом, расположена командирская панорама ПТК Пулемет ДТ ("Дегтярев танковый") калибра 7,62-мм установлен на шаровом яблоке справа от пушки. Угол его горизонтального обстрела ±30 град., угол возвышения +30 град., снижения -20 град. Для стрельбы назад, в нише башни имеется бугельная установка для запасного пулемета ДТ.
С 1937 года на люке наводчика располагалась зенитная турельная установка П-40 с пулеметом ДТ, снабженным коллиматорным прицелом для стрельбы по воздушным целям.
В средних башнях размещены 45-мм танковые пушки 20К образца 1934 г. (на машинах первых серий - образца 1932 г.). 45-мм пушка образца 1934 г. в отличие от предыдущей системы имеет полуавтоматику механического, а не инерционного типа, измененное противооткатное устройство и ряд других более мелких изменений
Основные данные орудия
калибр |
45-мм |
полная длинна ствола |
46 калибров |
масса снаряда |
1,425 кг |
начальная скорость снаряда |
760 м/с |
макс.угол возвышения |
+22 град |
макс.утоп склонения |
-6 град |
масса качающейся части |
313 кг |
Пушка установлена в маске и спарена с пулеметом ДТ. Спаренная установка снабжена двумя общими прицелами: перископическим ПТ-1 и телескопическим.
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ
На танках Т-35 всех серий установлен четырехтактный. 12-цилиндровый, V-образный. карбюраторный авиационный двигатель М-17. Максимальная мощность двигателя 500 л.с. при 1450 об/мин (при проведении модернизации в 1936 - 1937 годах двигатель форсировали до 580 л.с.).
В качестве топлива использовался бензин марок Б-70 и КБ-70. Топливных баков - три; два емкостью по 320л и один - 270 л. Подача топлива - под давлением, бензопомпой.
В трансмиссионном отделении находится коробка передач, обеспечивающая четыре скорости вперед и одну назад, редуктор отбора мощности на вентилятор, засасывающий воздух для охлаждения радиаторов. Привод на редуктор - от коленчатого вала двигателя.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
Ходовая часть Т-35 применительно к одному борту состоит из направляющего колеса (ленивца) с винтовым механизмом натяжения гусеничной цепи, ведущего колеса (звездочки) со съемным зубчатым венцом, 8 опорных обрезиненных катков малого диаметра, 6 верхних и одного переднего поддерживающих катков.
Направляющее колесо установлено в передней части танка на четырех кронштейнах, привернутых к броневым листам корпуса и фальшборту.
Подвеска - блокированная, по два катка в тележке, подрессоривание осуществляется двумя спиральными пружинами.
Передний поддерживающий каток, установленный между направляющим колесом и передней тележкой подвески. предназначен для упора гусеницы во время преодоления вертикальных препятствий
Гусеница состоит из 135 траков. Ширина трака 526-мм, шаг трака 160-мм. Длина опорной поверхности гусеницы 6300-мм.
Ходовая часть прикрыта фальшбортом, состоящим из шести съемных 10-мм броневых листов.
СРЕДСТВА СВЯЗИ
На танках Т-35 установлена радиостанция 71-ТК-1 (с 1936 года - 71-ТК-З) с поручневой антенной. 71-ТК-З - наиболее массовая танковая радиостанция предвоенных лет. Обеспечивала дальность связи телефоном на ходу до 15 км и на стоянке до 30 км, а телеграфом на стоянке - до 50 км. Масса радиостанции без антенны - 80 кг.
Для внутренней связи имеется специальное переговорное устройство на семь человек.
СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Противопожарное оборудование состоит из стационарного баллона с четыреххлористым углеродом, установленного в моторном отделении и запускаемого механиком-водителем, и одного переносного баллона.
Танк оборудован приборами дымопуска ТДП-3, установленными в броневых ящиках по бортам корпуса. Время неотрывной работы ТДП-3 - 5 минут.