Tanki X

Информация
Новости сайта pro-tank.ru

FeedBurner

Твиттер - pro-tank.ru

Развитие бронетехники Италии

Развитие итальянской бронетанковой техники

Бронеавтомобиль ИталииЕще до начала Первой мировой войны итальянцы создали свои первые бронемашины. Причем без серьезных на то оснований, ведь благодаря особенности своего географического положения, Италия не особенно нуждалась в наземной бронетехнике, кроме боевых действий на заморских территориях. Несмотря на это, к созданию своих бронеавтомобилей страна обратилась одновременно с другими. Уже в 1906 году фирма "Фиат" разработала проект полноприводного бронеавтомобиля с вооружением в башне. В 1912 году во время Итало-турецкой войны итальянцы построили и применили во время боевых действий в Ливийской пустыне бронеавтомобили "Фиат", которые вместе с машинами "Изотта-Фраскини" стали первыми серийными бронеавтомобилями итальянской армии. Пулеметы на обеих машинах располагались в башенных установках, причем "Фиат" для действий в ночное время суток имел в башне прожектор, а на "Изотта-Фраскини" еще один пулемет устанавливался в задней части корпуса.

Бронеавтомобиль Isotta Fraschini RM
Армейский бронеавтомобиль Isotta Fraschini RM

БА BianchiВ годы Первой мировой войны итальянская армия получила сразу два бронеавтомобиля "Лянча-Ансальдо" образца 1915 года и "Бианчи" образца 1916 года. "Бианчи" была машиной военного времени и большой роли в итальянской армии не сыграла, в отличии от "Лянча-Ансальдо". Выпускавшийся на базе коммерческого грузовика "Лянча" с вооружением и бронированием фирмы "Ансальдо", бронеавтомобиль стал основным броневым автомобилем итальянской армии. Имелось два варианта БА-IZ и IZM: однобашенный и двухбашенный. Характерной особенностью двухбашенного варианта (IZ) образца 1915 года стало наличие двухъярусного вооружения. В нижней, широкой, башне устанавливалось два пулемета, в верхней, с независимым вращением, один. На модели 1917 года (IZM) верхняя башня отсутствовала, а третий пулемет располагался в задней стенке корпуса. Особенностью машины стала бронезащита передних колес и специальные сдвоенные полозья спереди корпуса, предназначавшиеся для разрыва канатных и проволочных заграждений. Толщина лобовой брони на некоторых машинах была доведена до 18 мм.

Bianchi mod.1912
Бронеавтомобиль Bianchi mod.1912

Следует отметить, что эти машины воевали не только в годы Первой мировой войны, в Эфиопии и Испании, но применялись и во Второй мировой войне в Северной Африке и Сицилии. Надо сказать, что идея создания танка родилась в Италии несколько раньше, чем во Франции и в Англии. Именно итальянский капитан Луиджи Кассали в 1915 году построил в Италии первый колесный танк по типу колесных машин инженера Павези, из-за чего его и назвали "Павези-Кассали". Танк имел две пулеметные башни, расположенные поперек корпуса, и два специальных резака по обеим сторонам корпуса спереди, чтобы резать проволочные заграждения. Машину построили, но военные посчитали ее малопрактичной и обратились за опытом к союзникам. Свой выбор они остановили на французских танках: причем посчитали возможным заказать фирме "Шнейдер" сразу 1500 танков СА-1. Французское правительство дипломатично порекомендовало итальянцам строить танки у себя на родине, но передало им три танка "Рено" FT-17 и два танка "Шнейдер" СА-1. В Италии они были подвергнуты серьезным испытаниям, по результатам которых итальянцы смогли разработать свои собственные машины: "Фиат-3000" (легкий танк на основе FT-17) и "Фиат-2000" - тяжелый танк.

Бронеавтомобиль Lancia 1Z
Бронеавтомобиль Lancia 1Z, 1915 год

Было принято решение изготовить легкие танки по типу "Рено" в количестве 1400 единиц к маю 1919 года, однако к 1921 году сумели сделать всего 105. "Фиат-3000А" модели 1921 года представлял собой в достаточной степени оригинальный проект, отличавшийся от французского прежде всего тем, что двигатель на нем был расположен поперек, а не вдоль корпуса. Танк был более компактным,  устойчив при движении, особенно в горах, что для итальянцев имело особое значение. Первоначально танк вооружался двумя спаренными пулеметами воздушного охлаждения "Фиат" калибра 6,5-мм, но на модели "Фиат-3000В" 1930 года установили 37-мм орудие "Виккерс-Терни", для чего немного изменили форму башни, заменили двигатель и укрепили подвеску.

Иальянский танк FIAT 2000
Итальянский танк FIAT 2000, 1919 год.

Двигатель на итальянском танке был мощнее, чем на аналогичных машинах Франции и США, а максимальная скорость по сравнению с танком "Рено" увеличилась до 24 км/ч. С этим танком итальянцы попробовали выйти на международные рынки вооружений, однако конкуренция с французскими машинами у них не удалась: особого интереса другие страны к этим танкам не проявили. Столь же неудачным был, фактически, и дебют второго итальянского танка периода Первой мировой войны - тяжелого "Фиат-2000".

Танк Fiat 3000
Танк Fiat 3000 Model 21

Танки Fiat 3000B L5/30Постройка этих машин началась в Италии еще во время войны, однако к концу было изготовлено всего две. По сравнению с французскими, английскими и германскими тяжелыми танками того времени это была наиболее совершенная боевая машина. Если французский танк "Сен-Шамон" имел один двигатель мощностью 90 л. с., германский А7V два мотора по 100 л. с., то "Фиат-2000" - двигатель мощностью 240 л. с., причем это был второй случай применения на танках Первой мировой войны авиационного двигателя. По скорости он не превосходил все прочие танки, по бронированию уступал немецкому танку А7V, но превосходил все прочие модели по вооружению и проходимости. Танк имел 7 пулеметов, расположенных по периметру вагонообразного корпуса и создававших сплошную зону огня, а также 65-мм горную пушку в полусферической башне, рессорную подвеску катков, броневые фальшборты гусениц и наклонную бронировку боевого отделения. Двигатель и баки с горючим находились под полом между гусениц, что повышало защищенность моторно-трансмиссионной установки, хотя вследствие этого высота танка и превышала 3,8 м. Для командира - водителя танка имелся перископ для наблюдения, что выгодно отличало "Фиат-2000" от других тяжелых машин этого периода. Если бы итальянцы смогли выпустить их в большем количестве, то они наверняка оказали бы заметное влияние на войну. В дальнейшем в Италии были и другие попытки создать собственный тяжелый танк, и о них усиленно писала пресса, но дальше этого дело не пошло.

Танки
Танки

Можно отметить, что именно итальянцы создали абсолютный тип тяжелого танка для нужд Первой мировой войны. Требование сплошной зоны пулеметного огня было выполнено, в то время как многие другие тяжелые машины похвастаться этим либо не могли, либо их пулеметный огонь не достигал такой интенсивности. Установка 65-мм короткоствольного орудия в башне с круговым вращением была наиболее оптимальным решением, кроме того данную башню можно было бы, в принципе, поставить и на другие, например, средние танки. Вместо примитивных смотровых щелей водитель танка имел перископ, а сам танк - вполне соответствующие своему времени маневренность и проходимость. Первым появившийся в бою "Фиат-2000" мог бы значительно ускорить процесс развития мирового танкостроения.

тяжелый танк

Весьма оригинальный безбашенный танк, имевший вооружение в передней стенке корпуса, два двигателя и два члена экипажа, был разработан и фирмой "Форд" в США. Наверное, это был самый маленький среди серийных танков Первой мировой войны и самый легкий, поскольку его боевой вес немного превышал 3 тонны. В то же время он мог нести пулемет и даже 57-мм пушку, имел подрессоренную ходовую часть, а для преодоления окопов - хвост, очень полюбившийся конструкторам того времени. Танк должен был развивать скорость порядка 20 км/ч, а малые размеры делали его очень трудной мишенью. Американцы, как и англичане, уверенные в том, что война продлится и в 1919 году, заказали 15 тысяч. Но выпустить до перемирия успели только 15, так что никакой роли в боевых действиях они не сыграли, так же как и наиболее совершенные англо-американские танки Mk.VIII, впоследствии много лет использовавшиеся в армиях США и Канады в качестве учебных.

Танк Mk.VIII "Интернэшнл"  
Танк Mk VIII Танк первой мировой
Танки Великобритании Танк
Нажмите на изображение танка для увеличения  

В США создали и несколько оригинальных экспериментальных машин, например танк с электротрансмиссией, танк с паровым двигателем и даже 9-тонный "танк-скелет", имевший гусеничные обводы большого размера, соединявшиеся при помощи труб. Между ними располагалась небольшая бронированная кабина кубической формы с вращающейся башней для 37-мм орудия. Машина была испытана, этим все и завершилось.

Источники:

  • В.О. Шпаковский. "Танки эпохи тотальных войн. 1914-1945";
  • Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
  • В.О. Шпаковский. "Танки. Уникальные и парадоксальные";
  • Steven J. Zaloga,"French tanks of World war 1";
  • М. Коломиец, И. Мощанский. Бронетанковая техника Франции и Италии 1939-1945 гг. (Бронеколлекция, № 4 / 1998).
 

Мини-навигатор
по сайту
Танки первой мировой
Танки СССР Второй мировой войны Вермахт Танки союзников СССР во Второй мировой войне - США, Англия, Франция, Польша Танки Италии, Японии, Чехословакии
Танки после войны
Танки мира
Про танкиСодержание
Танковый биатлон

"Случайные" танки сайта

Танк "Пантера"
Танк
Средний танк ТV "Пантера" PzKpfw V Panther (Panzerkampfwagen V 'Panther'). Танк был разработан фирмой "МАN" и 1 января 1943 года запущен в...
Самоходные установки "Хо-Ни"
Самоходные установки
Японские самоходные установки "ХоНи" Самоходная артиллерийская установка Тип 1 "ХоНи I" 10см самоходная пушка Тип 1 "ХоНи II" Самоходная...

Новости


Популярные новости


Главная Страница Контактная Информация Поиск по сайту Контактная Информация Поиск по сайту