Германские конструкторы

Конструкторы Германии и их танки

"Вероятно, они [танки] не принесут большой пользы,
но так как они уже сделаны, то мы попробуем их применить".
Генерал-фельдмаршал Гинденбург.

БронекареткаВ некоторых музеях можно увидеть артиллерийскую установку, в описании которой отмечено, что это 57-мм пушка немецкой фирмы "Крупп", созданная в 19 веке. Сама пушка - конная, на "тележном ходу", размещается в куполообразной бронированной башне с круговым вращением и на цилиндрическом основании для защиты расчета. В годы Первой мировой войны подобные установки назывались "броневыми каретками", а солдаты их прозвали "пилюльными коробками", их использовали для нужд позиционной обороны на Западном фронте. Благодаря колесному ходу их можно было перебрасывать с одного участка на другой и там закапывать в землю в качестве бронированных огневых точек. По сути, это была готовая танковая башня, но на первый немецкий танк ее не установили.

Бронекаретка

Броневая каретка В Германии время велись работы над тяжелыми броневиками "Даймлер", "Бюссинг", "Эрхард", шли испытания машин "Мариенваген" и "Орионваген", но это были не танки. В 1915 году инженер Габель предлагал модель боевой машины, передвигавшейся на вращающихся сферах. Она должна была весить 550 т и нести 75-мм броню. Патент на боевую машину в форме огромного шара был получен в Германии в 1905 году, но ей не занимался. Изобретатель Флеттнер продемонстрировал военным свою 4-колесную сухопутную торпеду для резки колючей проволоки, которая управлялась по проводам и была вооружена огнеметом.

Orion-Wagen
Orion-Wagen

Танк A7V

В октябре 1916 года германские военные специалисты решили создать свой собственный танк. 13 ноября 1916 года была создана специальная техническая комиссия при отделе А7V - 7-м транспортном отделе Военного министерства, в честь которого был назван первый германский танк. Поддержка Военного министерства обеспечила проект необходимыми средствами. К 22 декабря он был уже закончен, хотя непосредственная работа над танком началась в январе 1917 года. Строить машину поручили фирме "Бремерваген", а ее конструктором был назначен Йозеф Фольмер. Заказ фирме подготовили на 100 шасси, но только 10 из них предполагалось забронировать. Первый прототип танка - готовое шасси с макетом бронекорпуса продемонстрировали в Берлин-Мариенсфельде 30 апреля, а 14 мая его уже показали на ходу в Ставке. Параллельно с ним испытывался и новый полугусеничный "Мариенваген II", кроме того свою "боевую артиллерийскую машину" К.D.I. представила фирма "Крупп". По результатам испытаний все же был выбран А7V. Шасси "Мариенвагена" потом также использовалось: на нем устанавливались зенитные и противотанковые орудия, а фирма "Эрхард" на его базе выпускала тяжелые бронеавтомобили.

Танк A7V
Танк A7V, апрель 1918 года

Вооружение для танка первой мировой войны A7V выбрали не сразу. Было решено поставить на танк 57-мм орудие - трофейные крепостные (казематные) пушки Максима - Норденфельда, которые в 1914 году были захвачены в крепости Антверпен. Орудие при длине ствола 26 калибров имело длину отката 150 мм и дальность стрельбы 6400 м.

Танки Первой мировой - A7V
Танки первой мировой ноябрь 1917 Танки первой мировой октябрь 1918
ноябрь 1917 октябрь 1918
Танки первой мировой Танки первой мировой войны
март 1918 май-июнь 1918
Танки первой мировой войны все танки
апрель-май 1918 все танки
Нажмите на изображение для увеличения  

В боекомплект танка кроме 100 выстрелов с осколочно-фугасными снарядами включили 40 бронебойных и 40 картечных. Осколочно-фугасные снаряды имели взрыватель с замедлителем и могли использоваться против полевых укреплений. Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 487 м/с, а бронепробиваемость - 20 мм на дальности 1000 м и 15 мм - на 2000 м. Начальная скорость снарядов германской пушки была выше английской, германские танки имели более высокую точность стрельбы и превосходили в действии снаряда по бронированным целям.

Ходовая часть была выполнена по типу американского трактора "Холт", а весь броневой корпус крепился на ней сверху на раме и собирался на каркасе при помощи клепки. Толщина и качество брони (30-мм в лобовых частях корпуса) достаточно хорошо защищали экипаж от бронебойных пуль на дальности от 5 метров и больше, а также от осколочно-фугасных снарядов легких полевых орудий. Бронестойкость корпуса повышалась наклоном брони и его "корабельными" очертаниями спереди и сзади. Уязвимыми были стыки бронелистов.

Танки Германии Первой мировой
Танк "Mephisto" Танк 543 "Adalbert" Танк "Heiland"
Танк 506 "Mephisto" подорван ночью 25 апреля 1918 года Танк 543 "Adalbert", демонстрация. 10-ая армия, Западный Фронт, 1918 год Танк 540 "Heiland"
Танк A7V Танк "Nixe II" Танки Первой мировой войны
Командный пункт танка "Wotan". Танк 529 "Nixe II" (Leutnant Biltz), был потерян к северу от Реймса 31 мая 1918 Слева-направо: танки 563 "Wotan", 528 "Hagen", 525 "Siegfried" и 504 "Schnuck"
Нажмите на изображение для увеличения   

Внутри в центре машины стояли рядом два бензиновых двигателя фирмы "Даймлер", работавшие каждый на свою гусеницу. Запустив один из них, второй можно было включить через сцепление. Расчет пушки и каждого из 6 стандартных пулеметов "максим" на А7V состоял из двух человек. Экипаж танка - 18 человек, состоявший из командира, водителя, двух инженеров-трансмиссионщиков (они же запасные водители), двух артиллеристов и 12 пулеметчиков. Помимо основного вооружения экипажу полагались ручной пулемет, карабины, пистолеты, ручные гранаты и один огнемет (на практике не были получены).

танк A7V

Концепция А7V воплощала собой идею "подвижного форта", более полезного при обороне, чем для поддержки собственного наступления. Углы наведения орудия в обе стороны по горизонтали составляли 45°. Вести прицельный огонь можно было только с места. Над орудием был закреплен целеуказатель, который командир из рулевой рубки поворачивал при помощи троса. У расчета орудия была специальная сигнальная панель, где были красная и белая лампочки, зажигая которые, командир мог передать команды "заряжай", "внимание" и "огонь".

Тяжелый танк A7V
Тяжелый танк A7V.

Управление немецким танком было более легким и продуманным, и требовало усилий одного лишь водителя. Расположение командира и водителя в рубке над корпусом также давало им определенные преимущества. Но прямо по курсу водитель мог видеть дорогу только на расстоянии 9 м. Поэтому в управлении танком участвовали два механика, наблюдавшие за местностью через люки в бортах.

Танк A7V

Из-за дефицита материалов и нехватки рабочих рук первый серийный танк был сделан 17 октября. В начале февраля 1918 года в Германии была создана первая танковая часть - "штурмовое отделение бронированных машин", и началось обучение личного состава. Впервые германские танки вступили в бой 21 марта 1918 года неподалеку от местечка Сент-Кантен. Впоследствии немецкие танки участвовали во многих боях, но действовали мелкими группами, что не давало значительного эффекта.

Танк A7V

Боевой опыт показал, что обилие вооружения при недостаточной подготовке экипажей мешало его использовать и только затрудняло работу танкистов. За две дымящие выхлопные трубы по бортам и громоздкий неуклюжий корпус германские солдаты прозвали танк Первой мировой войны А7V "тяжелой походной кухней". К сентябрю 1918 года армия получила 20 танков.

Танк А7V-U

Прототип нового танка был готов раньше, чем АТV (1 сентября 1917 года), получив обозначение А7V-U. Корпус танка приобрел в сечении форму ромба, но несколько более угловатого по сравнению с его английскими предшественниками. Места механика-водителя и командира расположили спереди, как и у англичан, но броневую рубку наверху сохранили. Теперь она служила для наблюдения, и в ней можно было устанавливать пулеметы. Толщину брони уменьшили до 20 мм, но защищенность танка за счет наклона передних бронелистов корпуса под углом 50° к вертикали несколько возросла. По обе стороны от двигателей располагались спонсоны, вооруженные 57-мм орудиями Максима-Норденфельда, а позади них в бортах - два пулемета МG.08. Угол горизонтального обстрела пушек в спонсонах превышал 90°. Бензобаки и тяги управления располагались между днищем корпуса и полом боевого отделения. Вентиляция осуществлялась через отверстия в крыше рубки и корпуса позади нее, забранных для защиты стальными полосами. На крышу были выведены выхлопные коллекторы двигателей.

Тяжелый танк A7VU  
Тяжелый танк A7VU
Тяжелый танк A7VU  
Нажмите на изображение для увеличения  

Экипаж танка был меньше, работать ему было удобнее, чем на А7V, поскольку у танка была упругая подвеска. Первые испытания новой машины прошли 25 июня 1918 года. Танк А7V-U продемонстрировал лу́чшую защищенность и скорость движения, однако его вес оказался слишком велик, а сопротивление движению на 40 % выше, чем у А7V. Танк оказался технически очень сложным и дорогостоящим, поэтому 12 сентября Ставка распорядилась работы над ним прекратить, а его единственный опытный экземпляр был разобран.

Танк "Колоссаль" (K-Wagen)

Такая же судьба постигла и еще один опытный германский танк марки "К" - "Колоссаль" - машину весом около 150 т. Военное министерство утвердило его проект 28 июня 1917 года, планировалось сделать 10 таких танков, но потом заказали их в количестве 100 экземпляров. Предполагалось, что танк будет иметь 30-мм броню, четыре 77-мм казематные пушки в спонсонах и семь пулеметов. Экипаж должен был состоять из 22-27 человек. Благодаря большой длине корпуса, он мог форсировать рвы шириной до 4 м. Для перевозки по железной дороге танк "К" можно было разобрать на 15-20 частей, после чего собрать на исходных позициях.

Танк "Колоссаль"

Но очень скоро стало понятно, что добиться перелома в ходе военных действий без наступления нельзя, но такие танки можно было использовать исключительно в обороне. Контракт на постройку пяти экземпляров "К" заключили с шарикоподшипниковым заводом "Рибе" в Берлин-Вайсензее, на пять других - с "Вагонфабрик Вегман" в Касселе. Работы начались в апреле 1918 года, и к концу Первой мировой войны на "Рибе" почти достроили один танк, а для второго сделали бронекорпус и комплект основных узлов за исключением двигателей. Германия потерпела поражение, и все сделанное было пущено на слом.

Танк

Спустя четверть века в Германии были снова построены два 180-тонных танка "Маус", также не принимавших участия в бою. В обеих мировых войнах после перелома хода событий не в свою пользу военное руководство Германии делало ставку именно на "сверхтанки". Оба раза конструкторы закладывали в эти монстры ряд оригинальных идей и решений, и оба раза они не были реализованы.

Источники:

  • В.О. Шпаковский. "Танки эпохи тотальных войн. 1914-1945";
  • Холявский Г. Л., "Колесные и полугусеничные бронеавтомобили и бронетранспортеры";
  • Е. А. Яковлев, "О современной сухопутной фортификации";
  • Е. А. Яковлев, "О подвижной фортификации";
  • С. Федосеев Танки кайзера. Германские танки 1-й мировой войны. (Бронеколлекция);
  • Федосеев С. Л. Танки Первой мировой войны. Иллюстрированная энциклопедия.
 

Мини-навигатор
по сайту
Танки первой мировой
Танки СССР Второй мировой войны Вермахт Танки союзников СССР во Второй мировой войне - США, Англия, Франция, Польша Танки Италии, Японии, Чехословакии
Танки после войны
Танки мира
Про танки




Главная Страница Контактная Информация Поиск по сайту Контактная Информация Поиск по сайту