Основной боевой танк Leopard
В июле 1963 года бундестаг принял решение о развертывании серийного производства нового танка. Первые танки, получившие название "Леопард-1", поступили в танковые части бундесвера уже в августе 1963 года. Танк "Леопард" имеет классическую компоновку. Справа в передней части корпуса находится место механика-водителя, в башне - в средней части корпуса установлено основное вооружение танка, там же размещаются остальные три члена экипажа: командир, наводчик и заряжающий. В корме расположено силовое отделение с двигателем и трансмиссией. Корпус танка сварен из катаных броневых листов. Максимальная толщина лобовой брони корпуса достигает 70-мм под углом 60°. Литая башня сконструирована необычайно тщательно. Характерна ее малая высота - 0,82 м до крыши и 1,04 м до самой высокой точки приборов наблюдения командира, расположенных на крыше. Однако незначительная высота башни не привела к уменьшению высоты боевого отделения танка "Леопард-1", которая составляет 1,77 м и 1,77 м.
Зато вес башни "Леопарда" - около 9 т - оказался значительно меньше, чем у аналогичных танков (около 15 т). Небольшая масса башни облегчала функционирование системы наведения и старого механизма поворота башни, который применялся еще на танке М48 "Паттон". Справа в передней части корпуса располагается сиденье механика-водителя. Над ним в крыше корпуса имеется люк, в крышку которого вмонтированы три перископа. Средний легко снимается, и для вождения танка в условиях плохой видимости на его место устанавливается прибор ночного видения. Слева от сиденья механика-водителя размещается боеукладка с частью боекомплекта, дающая заряжающему относительно легкий доступ к боекомплекту практически при любом положении башни относительно корпуса танка. Рабочее место заряжающего расположено в башне, слева от орудия. Для доступа в танк и выхода из него заряжающий имеет отдельный люк в крыше башни.
Основной боевой танк "Леопард-1" на учениях
С правой стороны башни рядом с люком заряжающего, расположен люк командира танка и наводчика. Рабочее место наводчика находится в передней части башни справа. Командир танка располагается чуть выше и позади него. Основным вооружением "Леопарда" является английская 105-мм нарезная пушка L7АЗ. В боекомплект, состоящий из 60 выстрелов, входят бронебойные, подкалиберные снаряды с отделяющимся поддоном, кумулятивные и бронебойно-фугасные снаряды с пластическим ВВ. Один 7,62-мм пулемет спарен с пушкой, а второй установлен на турели перед люком заряжающего. По бортам башни смонтированы гранатометы для постановки дымовых завес. Наводчик пользуется стереоскопическим монокулярным дальномером и телескопическим прицелом, а командир - панорамным прицелом, который в темное время суток заменяется инфракрасным.
Танк обладает сравнительно высокой подвижностью, что обеспечивается использованием 10-цилиндрового V-образного многотопливного дизельного двигателя МВ 838 Ка М500 мощностью 830 л. с. при 2200 об/мин и гидромеханической трансмиссии 4НР 250. В состав ходовой части танка (на борт) входят 7 опорных катков из легких сплавов, имеющих независимую торсионную подвеску, ведущее колесо заднего расположения, направляющее колесо переднего расположения и два поддерживающих ролика. Довольно значительное вертикальное перемещение опорных катков относительно корпуса танка контролируется ограничителями. С балансирами первых, вторых, третьих, шестых и седьмых подвесок соединяются гидравлические амортизаторы. Траки гусениц оснащены резиновыми накладками, которые дают возможность танку двигаться по шоссе, не повреждая его покрытия. "Леопард-1" оснащен фильтровентиляционной установкой, обеспечивающей нормальную деятельность экипажа в течение 24 часов, и системой противопожарного оборудования.
С помощью оборудования для подводного вождения могут преодолеваться водные преграды глубиной до 4 м Связь осуществляется с помощью радиостанции 5ЕМ 25, которая работает в широком диапазоне частот (26-70 МГц) на 880 каналах, 10 из которых являются программируемыми. При использовании стандартных антенн дальность связи достигает 35 км. В начале 70-х годов в ФРГ с целью повышения боевых качеств танка "Леопард-1" была проведена его поэтапная модернизация. Первая модернизированная модель получила обозначение "Леопард-1А1" (выпущено 1845 машин в четырех сериях). На танке установлен двухплоскостной стабилизатор основного вооружения, ствол орудия покрыт термоизоляционным кожухом.
Основной боевой танк "Леопард-1".
Для дополнительной защиты бортов корпуса установлены боковые фальшборты. На гусеничных траках появились резиновые накладки. Танки "Леопард-1А1А1" отличаются дополнительным внешним бронированием башни, выполненным фирмой "Блом унд Фосс" Оно состоит из гнутых броневых плит с нанесенным на них слоем искусственного покрытия, которые крепятся к башне с помощью болтовых соединений. К передней части крыши башни также приварена броневая плита. Все это привело к увеличению боевой массы танка примерно на 800 кг. Машины серии А1А1 имеют очень характерный силуэт, благодаря которому их легко распознать.
После следующего этапа модернизации появилась модель "Леопард-1А2" (выпущено 342 машины). Их отличает усиленное бронирование литой башни, а также установка бесподсветочных приборов ночного видения вместо прежних активных, которыми пользовались командир танка и механик-водитель. Кроме того, были усовершенствованы воздушные фильтры двигателя и фильтровентиляционная система защиты от оружия массового поражения. Внешне танки серий А1 и А2 отличить довольно сложно. На танке "Леопард-1АЗ" (выпущено 110 единиц) установлена новая сварная башня с разнесенным бронированием. Новая башня позволила не только улучшить качество защиты, но и увеличить размеры боевого отделения за счет большой ниши в ее кормовой части. Наличие ниши положительно сказалось на уравновешивании всей башни. В распоряжении заряжающего появился перископ, позволяющий вести круговой обзор. Модель "Леопард-1А4" (выпущено 250 танков) оснащена новой системой управления огнем, включающей электронный баллистический вычислитель, комбинированный (дневной и ночной) панорамный прицел командира со стабилизированной линией прицеливания Р12 и основной прицел наводчика со стереоскопическим дальномером ЕМЕЗ 12А1, обладающий 8- и 16-кратным увеличением.
К 1992 году бундесвер получил 1300 машин "Леопард-1А5", являющихся дальнейшей модернизацией моделей "Леопард-1А1" и "Леопард-1А2". Модернизированный танк оснащен более современными элементами системы управления огнем в частности прицелом наводчика со встроенным лазерным дальномером и тепловизионным каналом. Внесены отдельные усовершенствования в стабилизатор орудия. На следующем этапе модернизации возможна замена 105-мм нарезной пушки гладкоствольной калибра 120-мм.
Тактико-технические характеристики основного боевого танка " Леопард-1"/"Леопард-1А4"
Боевая масса, т |
39,6/42,5 |
Экипаж, чел |
4 |
Габаритные размеры, мм:
|
длина с пушкой вперед |
9543 |
ширина |
3250 |
высота |
2390 |
клиренс |
440 |
Броня, мм
|
лоб корпуса |
550-600 |
борт корпуса |
25-35 |
корма |
25 |
лоб башни |
700 |
борт, корма башни |
200 |
Вооружение:
|
|
105-мм нарезная пушка L 7АЗ; два 7,62-мм пулемета |
Боекомплект:
|
|
60 выстрелов, 5500 патронов |
Двигатель |
МВ 838 Ка М500,10-цилиндровый, дизельный, мощность 830 л. с. при 2200 об/мин |
Удельное давление на грунт, кг/см |
0,88/0,92 |
Скорость по шоссе, км/ч |
65 |
Запас хода по шоссе, км |
600 |
Преодолеваемые препятствия:
|
высота стенки, м |
1,15 |
ширина рва, м |
3,0 |
глубина брода, м |
2,25 |
На базе танка "Леопард-1" было создано семейство бронированных машин различного назначения, в том числе ЗСУ "Гепард", бронированная ремонтно-эвакуационная машина "Стандарт", танковый мостоукладчик, саперный танк "Пионирпанцер-2". Создание танка "Леопард-1" стало большим успехом немецкой военной промышленности. Многие страны заказывали эти машины в ФРГ или приобретали лицензии на их производство на собственной промышленной базе. В настоящее время танки этого типа состоят на вооружении армий Австралии, Бельгии, Канады, Дании, Греции, Италии, Голландии, Норвегии, Швейцарии, Турции и, конечно, Германии. Танки "Леопард-1" отлично зарекомендовали себя в ходе эксплуатации, и это стало причиной того, что большинство из перечисленных выше стран, приступив к перевооружению своих сухопутных войск, обратили взоры к Германии, где появились новые машины - танки "Леопард-2". А с февраля 1994 года "Леопард-2А5".
Основной боевой танк "Леопард-2"
Разработка танка третьего послевоенного поколения началась в 1967 году в рамках совместного с США проекта МВТ-70. Но уже через два года стало ясно, что из-за постоянно возникающих разногласий и все возрастающей стоимости проект реализован не будет. Потеряв интерес к совместной разработке, немцы сосредоточили свои усилия на собственном опытном танке КРг-70, который получил наименование "Кайлер". В этой машине немецкие специалисты использовали многие конструктивные решения, найденные в ходе реализации совместного проекта. В 1970 году Германия и США окончательно перешли к созданию своих национальных танков.
В Германии было принято решение о разработке двух вариантов боевой машины - с пушечным вооружением ("Леопард-2К") и с противотанковым ракетным вооружением ("Леопард-2РК"). В 1971 году разработка танка "Леопард-2РК" была прекращена и к 1973 году для проведения испытаний были изготовлены 16 корпусов и 17 башен танка "Леопард-2К". Десять опытных образцов были вооружены 105-мм нарезной пушкой, а остальные 120-мм гладкоствольной. Две машины имели гидропневматическую подвеску, но в конечном счете была выбрана торсионная.
В том же году между ФРГ и США было заключено соглашение о стандартизации своих танковых программ. В нем предусматривалась унификация основного вооружения, боеприпасов, систем управления огнем, двигателя, трансмиссии и гусениц. В соответствии с этим соглашением был изготовлен новый вариант танка "Леопард" в конструкции корпуса и башни которого было применено разнесенное многослойное бронирование, а также установлена новая система управления огнем. В 1976 году были проведены сравнительные испытания этого танка с американским ХМ1. После отказа США принять "Леопард-2" в качестве единого танка НАТО министерство обороны ФРГ в 1977 году разместило заказ на производство 800 машин этого типа. Серийное производство основных танков "Леопард-2" началось в том же году на заводах фирм "Краусс-Маффей" (головной подрядчик) и "Крупп-Мак машиненбау".
Они изготовили соответственно 990 и 810 этих танков, поставки которых сухопутным войскам осуществлялись с 1979 до середины 1987 года, когда программа выпуска "Леопардов-2" для армии ФРГ была завершена. В 1988-1990 годах был размещен дополнительный заказ на производство 150 машин "Леопард-2А4", которыми предстояло заменить танки "Леопард-1А4", проданные Турции. Затем было заказано еще 100 единиц - на сей раз действительно последних. С 1990 года производство "Леопардов" прекращено, однако проводится модернизация имеющихся в армии машин, рассчитанная на период до 2000 года. Она включает усиление броневой защиты корпуса и башни, установку танковой информационно-управляющей системы, а также совершенствование узлов ходовой части. В настоящий момент в Сухопутных войсках Германии насчитывается 2125 танков "Леопард-2", которыми укомплектованы все танковые батальоны.
Серийный образец основного боевого танка "Леопард-2А5".
Тактико-технические характеристики основного боевого танка "Леопард-2"/"Леопард-2А5"
Боевая масса, т |
55,2-62,5 |
Экипаж, чел |
4 |
Габаритные размеры, мм:
|
длина с пушкой вперед |
9668 |
ширина |
3700 |
высота |
2790 |
клиренс |
490 |
Броня, мм
|
лоб корпуса |
550-700 |
борт корпуса |
100 |
корма |
нет данных |
лоб башни |
700-1000 |
борт, корма башни |
200-250 |
Вооружение:
|
|
противоснарядная 120-мм гладкоствольная пушка Rh-120; два 7,62-мм пулемета |
Боекомплект:
|
|
42 выстрела, 4750 патронов МВ |
Двигатель |
12-цилиндровый, V-образный-MB 873 Ka-501, с турбонаддувом, мощность 1500 л. с. при 2600 об/мин |
Удельное давление на грунт, кг/см |
0,85 |
Скорость по шоссе, км/ч |
72 |
Запас хода по шоссе, км |
550 |
Преодолеваемые препятствия:
|
высота стенки, м |
1,10 |
ширина рва, м |
3,0 |
глубина брода, м |
1,0/1,10 |
Читайте также:
Источники:
- J.F.Lehmanns Verlag 1972 "Kampfpanzer Leopard";
- Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
- Никольский М.В., Растопшин М.М. "Танки "Леопард";
- Dariusz Uzycki, IGor Witkowski "Czolg Leopard 2 [Przeglad Uzbrojenia 1]";
- Michael Jerchel, Peter Sarson "El carro de combate Leopard 1";
- Thomas Laber "Leopard 1 and 2. The Spearheads of the West German Armored Forces";
- Frank Lobitz "The Leopard 1 MBT in German Army service: Late Years";
- Серия - Waffen-Arsenal Special Band Sp-17 "Leopard 2A5, Euro-Leopard 2";
- Leopard 2 Movilidad y Potencia de Fuego [Carros de Combate 01];
- Finnish Leopards [Tankograd International Special №8005];
- Canadian Leopard 2A6M CAN [Tankograd International Special №8002];
- Miloslav Hraban "Leopard 2A5 [Walk Around]";
- Schiffer Publishing "The Leopard family".