War Thunder Онлайн-игра: боевая авиация, бронетанковая техника и флот разных периодов

Информация
Новости сайта pro-tank.ru

FeedBurner

Твиттер - pro-tank.ru

Из опыта выдвижения танковых армий из районов сосредоточения для ввода в сражение

Танковая армияК лету 1944 года в Советской Армии был сделан новый шаг вперед в применении танковых армий. Являясь средством Ставки Верховного Главнокомандования, подвижные объединения в зависимости от важности операционного направления, группировки противника, решаемых задач включались в состав фронтов, действовавших на главном направлении. Так, например, в Белорусской операции в состав фронтов, наносивших главный удар, были включены 5-я гвардейская и 2-я танковые армии под командованием генералов П. А. Ротмистрова и С. И. Богданова. В оперативном построении фронтов к началу операции танковая армия составляла подвижную группу (5 гв. ТА-3 БФ, 2 ТА-1 БФ).

Ввод танковой армии в сражение в операциях третьего периода войны обычно предусматривался или из районов сосредоточения или из выжидательного. Районы сосредоточения для танковых армий, как правило, находились в 30-40 км от переднего края обороны противника, выжидательные - в 15-20 км. Иногда они совпадали. Это было в тех случаях, когда танковая армия сосредоточивалась к участку прорыва на удалении 20-25 км от переднего края. Удаление районов сосредоточения от переднего края в каждой операции определялось в зависимости от характера местности, наличия дорог и обороны противника. Части и соединения размещались, как правило, в сохранившихся лесных массивах рассредоточено, с соблюдением мер маскировки. Например, районами сосредоточения в Белорусской операции были: для 5-й гвардейской танковой армии - Ярцево, Медведево, Верещагине, для 2-й танковой - Маневичи, Волжица, Киверцы; в Восточно-Прусской операции: для 5-й гвардейской танковой армии - Побикры, 40-45 км северо-восточнее и 30 км восточнее Побикры (см. схему).

Выдвижение танковых армий в сражение

Выдвижение танковых армий в сражение
(нажмите на изображение для увеличения).

Как видно на схеме, районы сосредоточения танковых армий в рассматриваемых операциях находились в 110-160 км от переднего края обороны противника, что не давало возможности вражеской разведке обнаружить их до начала боевых действий и определить, на каком направлении они будут использованы в ходе операции. Например, разведке противника в Белорусской операции только в ходе боевых действий удалось установить перегруппировку танковых армий, но повлиять на их развитие фашистское командование уже не могло. Об этом свидетельствует содержание трофейных документов.

"...Снова всплывает вопрос, - отмечалось в Бюллетене от 2 июля 1944 года, - о переброске 5-й гвардейской танковой армии с участка перед фронтом группы армий "Южная Украина" на участок группы армий "Центр". Однако все имеющиеся сведения еще не дают ясного представления о местонахождении 5-й гвардейской танковой армии".

Большое удаление районов сосредоточения от переднего края требовало особого подхода к подготовке операции. В этих районах командующие армиями определяли общий замысел операции, возможные варианты выдвижения и ввода танковых армий в сражение. Здесь же производилось накопление необходимых запасов и ремонт боевой техники. Всю остальную работу (постановка задач соединениям, уточнение рубежей и маршрутов ввода в сражение, организация взаимодействия с общевойсковыми армиями) командармы вынуждены были проводить позже - в выжидательном и даже исходном районе. Так, командующий 5-й гвардейской танковой армией, исходя из того, что в Белорусской операции ей был выделен только один маршрут, принял решение на выдвижение армии из района сосредоточения в выжидательный поэшелонно, батальонными колоннами в течение пяти суток (с 17 по 22 июня 1944 года).

В Белорусской операции до 8 августа 1944 г. командующим армией был маршал бронетанковых войск П. А. Ротмистров, с 8 августа - генерал-лейтенант танковых войск М. Д. Соломатин, с 18 августа до конца операции (29 августа) - генерал-лейтенант танковых войск В. Т. Вольский; в Восточно-Прусской - генерал-полковник танковых войск В. Т. Вольский, с 16 марта 1945 года - генерал-майор танковых войск М Д. Синенко.

В выжидательном районе, который находился в 45-50 км от переднего края, соединениям были поставлены задачи: быть готовыми и действовать в зависимости от обстановки по двум вариантам. По первому варианту армия должна была войти в сражение после прорыва 11-й гвардейской армией тактической зоны обороны противника и развивать наступление вдоль Минской автомагистрали. По второму (в случае медленного наступления 11-й гвардейской армии) ввод в сражение 5-й гвардейской танковой армии намечался в полосе 5-й армии. Командующий 2-й танковой армией планировал выдвижение соединений и частей в выжидательный район осуществить в течение двух суток (15-16 июля) по шести маршрутам. В связи с плохим состоянием дорог марш совершал сначала автомобильный транспорт, а затем бронетанковая техника. Ввод армии в сражение предусматривался на второй день операции в полосе 8-й гвардейской армии.

Если в Белорусской операции командующие армиями, имея достаточно времени, могли часть подготовительных мероприятий провести на местности, то в Восточно-Прусской, в связи с тем что командующий 5-й гвардейской танковой армией с задачей был ознакомлен лишь за четыре дня до начала боевых действий фронта (армия находилась в 160 км от переднего края обороны противника), вся эта работа проводилась на картах. План операции штабами оформлялся графически. В рассматриваемых операциях начальниками штабов танковых армий были: во 2-й - генерал А. И. Радзиевский (Белорусская операция), в 5-й гвардейской - генерал П. И. Калиниченко (Белорусская операция), генерал Г. С. Сидорович (Восточно-Прусская операция). Для достижения скрытности выдвижение войск 5-й гвардейской танковой армии в выжидательный район предусматривалось осуществить в ходе начавшихся боевых действий фронта в течение трех ночей (14-16 января 1945 года) по трем маршрутам. При этом часть боевой техники планировалось перебросить по железной дороге. Ввести армию в сражение предусматривалось на третий день операции в стыке 48-й и 2-й ударной армий.

Большое внимание при подготовке танковых армий в районах сосредоточения уделялось вопросам организации взаимодействия. Особое значение придавалось согласованию выдвижения танковых армий из районов сосредоточения в выжидательные районы. Преждевременно начатое выдвижение могло раскрыть противнику намечаемое направление главного удара, дать возможность принять меры по срыву нашего наступления. Вместе с тем важно было не задержаться с выходом в выжидательный район, чтобы не опоздать с вводом армии в сражение. С этой целью выжидательные районы выбирались в лесных массивах, маршруты выдвижения определялись с таким расчетом, чтобы они не проходили вблизи крупных населенных пунктов. Согласовывался порядок и время освобождения маршрутов общевойсковыми армиями. Так, например, для марша 2-й танковой армии из района сосредоточения в выжидательный инженерные войска фронта и 8-й гвардейской армии подготовили шесть маршрутов.

При организации взаимодействия внутри танковых армий определялось место каждой части и соединения в колоннах, уточнялись маршруты выдвижения, исходные рубежи, рубежи регулирования и время их прохождения, а также районы дневок, порядок размещения в выжидательном районе. Учитывая предстоящие длительные марши и боевые действия в лесисто-болотистой местности, предусматривалось создание дополнительных запасов горючего за счет подвоза его в выжидательные и исходные районы, где планировалось производить дозаправку машин, а также установку дополнительных емкостей на танках и самоходно-артиллерийских установках. Таким образом, выдвижение соединений танковых армий из районов сосредоточения в выжидательные планировалось исходя из количества маршрутов в несколько ночных переходов. Для скрытного выхода соединений танковых армий в выжидательный район им предоставлялось от одного до шести маршрутов, что создавало благоприятные условия для успешного ввода их в сражение.

В Белорусской операции обе танковые армии в выжидательные районы выдвинулись за сутки-двое до начала общего наступления. Поскольку ввод танковых армий в сражение должен был осуществляться после прорыва тактической зоны обороны общевойсковыми соединениями, танковым армиям пришлось в выжидательном районе находиться более трех суток. Такое длительное пребывание не вызывалось обстановкой. Но, учитывая плохое состояние дорог, тяжелые условия лесистоболотистой местности, предстоящую переправу через ряд рек, а также слабую натренированность водительского состава в совершении длительных маршей, командующие армиями стремились заранее вывести войска в выжидательный район, приблизить их к рубежу ввода в сражение.

В Восточно-Прусской операции 5-я гвардейская танковая армия выдвигалась в выжидательный район в ходе операции и находилась в нем лишь около 12 часов. Но этого времени командующему и штабу хватило, чтобы уточнить решение и организовать взаимодействие с общевойсковыми армиями. В частях и соединениях командиры успели ознакомиться с маршрутами выдвижения в исходный район, а также дозаправить танки и провести контрольные осмотры материальной части. Чтобы меньше нести потерь от ударов авиации противника и лучше управлять частями и соединениями, танковые корпуса выдвигались побатальонно. При этом они состояли из однородных машин. Во всех армиях сначала двигались колонны автомобилей, а затем боевые машины.

Дистанция между колоннами батальонов составляла 2-3 км, ротами - 50-75 м, а машинами - до 20-25 м. В тех случаях, когда это было возможно, применялся комбинированный способ выдвижения. Так, тяжелые танки и самоходно-артиллерийские установки (157 единиц) были перевезены в выжидательный район по железной дороге, а в исходный район армия выдвигалась своим ходом. Это помогло сберечь моторесурсы. Однако применять комбинированный способ было не всегда возможно. Например, в Белорусской операции железнодорожный транспорт с большим напряжением осуществлял подвоз всего необходимого для снабжения войск (боеприпасы, горюче-смазочные материалы, продовольствие и др.). Поэтому танковые армии выдвигались только своим ходом. Соединениям армии при переходе из районов сосредоточения в выжидательный район пришлось преодолеть расстояние 80-140 км (см. таблицу).

Таблица

Кликните на таблицу для увеличения

Скорость при выдвижении не превышала 10 км/ч. Такие низкие маршевые скорости можно объяснить следующим: во-первых, войска совершали марш только ночью, дороги иногда были заняты войсками общевойсковых армий; во-вторых, соединениям армий пришлось совершать марш, преодолевая ряд рек и разрушенных участков дорог. Танковые армии следовали в выжидательный район только в темное время (с 19 до 6 часов). Движение отставших подразделений и отдельных машин днем категорически запрещалось.

Для успешного совершения марша были организованы четкая комендантская служба и контроль на маршрутах движения. Прохождение соединениями и частями исходного пункта контролировали офицеры штабов корпусов или бригад. Движение колонн регулировалось по рубежам, предусмотренным через 2-3 часа марша. Комендантская служба и служба регулирования организовывалась силами танковых корпусов. Так, например, в 5-й гвардейской танковой армии в Белорусской операции по маршруту движения было выставлено восемь постов регулирования (обычно они состояли из двух офицеров и четырех солдат). В этой же армии в Восточно-Прусской операции назначались коменданты маршрутов, а на отдельных, особо важных участках и коменданты участков. Наличие проводной связи у комендантов давало возможность в любое время знать, где какая часть находится. В распоряжение комендантов были выделены группы офицеров и рядовых с автомашинами, мотоциклами. На сложных участках, особенно на переправах через реку Нарев, штабом армии были выставлены усиленные офицерские посты.

Для контроля за маршем и маскировкой штабы армий организовывали воздушное наблюдение. Самолеты ПО-2 систематически просматривали маршруты движения и районы расположения частей. В Восточно-Прусской операции большое значение придавалось умелому размещению войск в районах дневного отдыха и на привалах. Места отдыха частей и подразделений выбирались заранее, обычно в лесах, вдали от крупных населенных пунктов. Это позволяло двигаться без задержек и занимать их без остановок, по мере подхода частей и соединений в эти районы. На привалах и дневках войска и техника располагались рассредоточено, побатальонно, в порядке, обеспечивающем быстрое построение колонн. Всякое движение машин и личного состава в этих районах запрещалось.

Сказалось ли своевременное и организованное выдвижение танковых армий из удаленных районов сосредоточения на их боевых возможностях? Опыт показал, что там, где была хорошо организована комендантская, танко-техническая службы, партийно-политическая работа, марш прошел без потерь и отставания боевых машин. Например, в 5-й гвардейской танковой армии в Восточно-Прусской операции из 585 единиц по техническим причинам в пути отстало всего 25 машин, из них 18 догнали свои части на рубеже ввода в сражение.

Из выжидательных районов до рубежа ввода в сражение танковым армиям пришлось преодолеть расстояние 80-120 км (см, таблицу). На это им потребовалось 15-26 часов. Средняя скорость составляла около 5 км в час. Это было связано с тем, что соединения армий выходили на рубеж ввода в сражение уже в той группировке, которая предназначалась для ведения боя (гусеничная техника и автотранспорт двигались вместе), выдвижение совершалось по территории, ранее занятой врагом. Важно было добиться одновременного вступления соединений армии в сражение. С этой целью большое внимание уделялось организации взаимодействия между танковыми и общевойсковыми армиями. Уточнялись рубежи, по достижении которых могли начать движение танковые армии в прорыв, рубежи обгона танковыми армиями боевых порядков соединений общевойсковых армий, порядок и время освобождения маршрутов пехотой, артиллерией и тылами, выделяемые на обеспечение флангов танковых армий при вводе в прорыв силы и средства.

Командующие фронтами умело определили время и направление ввода танковых армий в сражение. Однако оперативная обстановка часто резко менялась, и приходилось танковым армиям назначать новые рубежи и время ввода. Только в Восточно-Прусской операции 5-я гвардейская танковая армия была введена в сражение в соответствии с планом. В Белорусской же операции за время выдвижения танковых армий обстановка на фронте так изменилась, что пришлось уточнять как направление, так и рубежи ввода в сражение. Так, например, когда общевойсковые армии в течение 18 и 19 июля прорвали тактическую зону обороны противника, командующий 1-м Белорусским фронтом изменил рубеж ввода для 2-й танковой армии. Было решено ввести ее в сражение после того, как 8-я гвардейская армия овладеет плацдармом на реке Западный Буг. Рубеж ввода от переднего края был перенесен в глубину обороны противника на 75 км. Одновременно командующий фронтом изменил и направление наступления армии. Вместо первоначального направления на Парчев, Седлец ей приказывалось нанести удар в направлении Савин, Люблин. В связи с тем что задачи танковой армии были поставлены своевременно, а соединения общевойсковых армий освободили маршруты, она за один день (21 июля) смогла переправиться через Западный Буг и выйти в исходный район. Ночью командиры уточнили задачи войскам, организовали взаимодействие с общевойсковыми соединениями, танки и САУ были дозаправлены горюче-смазочными материалами, и с рассветом 22 июля танковая армия по четырем маршрутам, имея впереди усиленные передовые отряды, на рубеже Свершув, Кулик обогнала войска 8-й гвардейской армии. В первый же день она прошла с боями от 50 до 75 км и вышла на подступы к городу Люблин.

В Белорусской операции 5-я гвардейская танковая армия 23 июня начала выдвижение из выжидательного района Парули, Плоская по первому варианту на оршанское направление, в исходный район Шарупы, Редьки. Однако обстановка за 23 и 24 июня изменилась. В связи с медленным темпом продвижения 11-й гвардейской армии на оршанском направлении и успешным прорывом войсками 5-й армии тактической зоны обороны на богушевском направлении командующий 3-м Белорусским фронтом генерал И. Д. Черняховский с разрешения Верховного Главнокомандующего ввел 5-ю гвардейскую танковую армию в прорыв по второму варианту, т. е. в полосе 5-й армии. Изменение направления ввода армии в сражение потребовало повернуть ее соединения, выдвигавшиеся на оршанское направление. Марш на рубеж ввода в сражение войска совершали в очень сложных условиях, вдоль линии фронта. Каждый танковый корпус двигался по одному маршруту, которые пересекались дорогами, идущими с тыла к фронту. Выдвижение осложнялось еще и тем, что 11-я гвардейская и 5-я армии не полностью освободили маршруты, по которым двигались войска 5-й гвардейской танковой армии. По дорогам одновременно совершали марш 2-3 колонны войск различных соединений. В результате этого войскам армии приходилось делать частые остановки. Так, 25 июня в районе Верхне-Александрово главные силы 5-й гвардейской танковой армии вынуждены были простоять шесть часов, ожидая, когда освободятся маршруты. Все это не позволило армии 25 июня обогнать общевойсковые соединения, и только на следующее утро она обогнала боевые порядки соединений 5-й армии на рубеже Горючко, Ходосы и вышла на оперативный простор.

Успех выдвижения и ввода танковых армий в сражение во многом зависел от умело организованной партийно-политической работы. Особенно большое внимание уделялось политическому обеспечению марша из районов сосредоточения в выжидательные и исходные районы. Политорганы (начальники политотделов 2 ТА полковник, с 28.7.44 г. - генерал Н. И. Матюшин, 5 гв. ТА генерал В. М. Шаров, полковник А. М. Костылев) вместе с командирами добивались от личного состава строгого соблюдения дисциплины марша, правил маскировки, выдерживания установленных маршрутов, дистанций между колоннами и машинами. С этой целью проводилась вся партийнополитическая работа.

Таким образом, в рассматриваемых операциях фактически впервые в годы Великой Отечественной войны танковые армии были введены в сражение после прорыва общевойсковыми армиями не только тактической зоны обороны противника, но и армейской полосы. Ввод был осуществлен на третий-пятый день операции, после преодоления соединениями армии расстояния 175-215 км. Однако преодоление соединениями армий такого расстояния до начала боевых действий не отразилось на своевременности ввода в сражение и положительно повлияло на действия их в оперативной глубине. В связи с тем, что противник не сразу установил направления действий соединений танковых армий, они, с ходу уничтожая его отходящие подразделения, достигли высоких темпов наступления. Так, в Белорусской операции обе танковые армии, имея превосходство над противником, уже в первый день преодолели расстояние 50-70 км, с ходу форсировали ряд рек и вышли на оперативный простор.

Опыт показывает, что в интересах достижения внезапности удара целесообразно располагать танковые армии в оперативной глубине. Районы сосредоточения выбирать на таком удалении от переднего края, которое позволяло бы скрытно провести подготовку к операции и быстро выйти к рубежу ввода в сражение. Для успешного ввода танковых армий в сражение заранее выбиралось и готовилось такое количество маршрутов, которое позволяло вводить танковые армии в сражение одновременно на нескольких направлениях.

До ввода в сражение танковые армии последовательно занимали выжидательный и исходный районы. Выходом в эти районы улучшались условия ввода армий в сражение, создавались лучшие возможности достижения высоких темпов наступления в ходе операции. Хотя выдвижение армии совершали заблаговременно, до начала общего наступления, но, совершая марш только ночью, с тщательным соблюдением мер маскировки, не позволили противнику определить их местонахождение. Однако опыт Восточно-Прусской операции показывает, что выдвижение танковой армии в выжидательный и исходный районы можно производить в ходе начала общего наступления и вводить ее с ходу, не задерживаясь в этих районах. Непременным требованием такого выдвижения являлось соблюдение всех мер маскировки на марше. Это достигалось выбором маршрутов движения, умелым построением походного порядка, быстротой совершения марша.

Если в рассмотренных операциях выдвижение войск танковых армий являлось сложной задачей и оказывало большое влияние на ввод их в сражение и действия в оперативной глубине, то в современных условиях оно стало важнейшей проблемой, не менее сложной и важной, чем непосредственная организация и управление ими в ходе боевых действий. Опыт ввода танковых армий в сражение после выдвижения их из удаленных районов сосредоточения не потерял своего значения и в современных условиях.

Доцент, кандидат исторических наук полковник И. Кобрин.

 

Мини-навигатор
по сайту
Танки первой мировой
Танки СССР Второй мировой войны Вермахт Танки союзников СССР во Второй мировой войне - США, Англия, Франция, Польша Танки Италии, Японии, Чехословакии
Танки после войны
Танки мира
Про танкиСодержание
Танковый биатлон

"Случайные" танки сайта

До танков
До танков
До появления танков Люди еще до появления танков рассчитывали только на свои собственные силы задумываясь о том как их по возможности...
Танк "Тош"
Танк
Венгерский тяжелый танк 44M "Тош" (44M Tas) Венгерская промышленность после освоения производство легких и средних танков почувствовала себя в силах взяться...

Новости


Популярные новости


Главная Страница Контактная Информация Поиск по сайту Контактная Информация Поиск по сайту