Руководство по эвакуации застрявших танков с поля боя
ВОЕНИЗДАТ НКО СССР 1942 год.
В основу настоящего руководства положена техническая инструкция, разработанная Штабом эвакуационных отрядов треста по передвижке и разборке зданий Мосгорисполкома на опыте работы эвакуационных отрядов треста по вытаскиванию тяжело застрявших танков на Западном фронте, а также обобщенный опыт работы войсковых частей фронтов по эвакуации танков с поля боя. Руководство не охватывает всех случаев, которые могут встретиться при вытаскивании застрявших танков, а дает лишь описание наиболее характерных способов и приемов. Руководство является практическим пособием для личного состава эвакуационных групп и отрядов.
ГЛАВНОЕ АВТОБРОНЕТАНКОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ КРАСНОЙ АРМИИ.
Введение
При выполнении боевых операций танкам часто приходится преодолевать труднопроходимые участки на пересеченной местности и противотанковые препятствия, что связано в отдельных случаях с застреванием танков в оврагах, ямах, ловушках, болотах, водных преградах и противотанковых рвах. Вытаскивание тяжелых и средних танков, застрявших в болотах, глубоких рвах или опрокинутых на башню в овраг и в других случаях, требует проведения больших подготовительных работ, специального оборудования, определенных навыков и приемов от личного состава эвакуационных групп и отрядов.
В большинстве случаев вытащенные из оврагов и болот танки имеют незначительные технические повреждения, после устранения которых на месте машина может быть быстро введена в строй. Поэтому одной из основных задач службы технического обеспечения танковых войск является не только эвакуация с поля боя подбитых машин, но и вытаскивание застрявших танков из оврагов, ям, болот и водных преград. Чем лучше обучен личный состав эвакуационных групп и отрядов способам и приемам эвакуации машин, тем быстрее будут вытащены застрявшие танки, восстановлены на месте и использованы в бою против немецких оккупантов.
ХАРАКТЕРНЫЕ СЛУЧАИ ЗАСТРЕВАНИЯ ТАНКОВ
Характерные случаи застревания танков при движении их по дороге, пересеченной местности и при преодолевании противотанковых препятствий следующие:
- а) Застревание танков в канавах (кюветах) при заносах на плохой дороге, при обгонах и разъездах и при плохой видимости в ночное время.
- б) Застревание при преодолевании противотанковых препятствий (противотанковых рвов, ловушек и др.).
В этом случае, как правило, от ударов о твердый грунт выходят из строя отдельные узлы ходовой части (гусеницы, ведущие колеса, ленивцы).
- в) Застревание на пересеченной местности при выполнении боевой задачи, в оврагах, под откосами, в канавах, ямах и котлованах, с возможным одновременным повреждением ходовой части от артиллерийского огня и ПТО противника.
- г) Застревание при преодолевании водных преград в реках, озерах и прудах на расстоянии до 80 м от берега, с погружением в воду до уровня верхних лент гусениц, по башню или с полным погружением танка при проламывании льда на переправах зимой.
- д) Застревание при преодолевании болотистых участков местности на расстоянии до 10—15 м от твердого грунта, с увязанием танков до уровня верхних лент гусениц или по башню.
Во всех перечисленных случаях застревания положение танков на местности может быть самое разнообразное: боковые крены разной величины, погружение кормы или носовой части, опрокидывание и пр.
- е) Опрокидывание танков с мостов в овраги вследствие повреждения механизмов управления или непрочности устоев моста.
СПОСОБЫ ВЫТАСКИВАНИЯ ЗАСТРЯВШИХ ТАНКОВ ПРИ ПОМОЩИ НЕСЛОЖНЫХ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ, ОДНОТИПНЫХ ТАНКОВ И ТРАКТОРОВ
(Способы, не требующие применения больших тяговых усилий).
- Подвязывание бревна длиной 3—3,5 м к гусеницам танка, застрявшего в болоте.
В этом случае танк мощностью своего же мо-тора может, цепляясь за твердые кочки, выбраться из болота (рис. 1).
- Привязывание длинных тросов к передним нижним тракам гусениц танка и противоположных концов к неподвижным предметам: пням, деревьям, валунам, с использованием для вытаскивания мощности мотора танка (рис. 2).
- Использование для вытаскивания однотипного танка как точки опоры при отсутствии местных предметов на болотистых грунтах (рис. 3). В этом случае следует подводить танк по болотистому грунту по фашинам, уложенным через 1 —1,5 м. Передние концы тросов укрепляются к корме подведенного танка, поставленного на тормоза. Противоположные концы тросов прикрепляются к передним нижним тракам гусениц застрявшего танка, который с помощью своего мотора сам выходит из болота.
- Использование ведущих колес танка, как мощной лебедки, для вытаскивания танков из болот в зимнее время при отсутствии точек опоры. В этом случае точками опоры могут служить танки с подведенными под них искусственными деревянными упорами. Для вытаскивания среднего танка необходимо для опоры брать не менее трех танков (рис. 4), для вытаскивания тяжелого танка — не менее четырех однотипных танков.
Под деревянные упоры, устанавливаемые под кормами опорных танков, надо укладывать поперечные бревна, чтобы избежать продавливания болотистого грунта. Передние два опорных танка, под которые подводятся упоры, соединяются короткими тросами и устанавливаются на тормоза. К последнему опорному танку, у которого предварительно разъединены гусеницы, подводятся тросы от застрявшего танка и крепятся на ведущих колесах. При работе двигателя этого опорного танка трос наматывается на ступицы ведущих колес, вследствие чего создается большая сила тяги, позволяющая вытащить застрявший танк из болота.
Вышеперечисленные способы вытаскивания танков не охватывают всех возможных случаев застревания машин на местности. Нужно учесть, что при вытаскивании застрявших танков, не требующих для своего извлечения применения больших тяговых усилий, вместо однотипных танков с успехом может быть использовано тяговое усилие тракторов, тягачей, лебедок и ручных лебедок. При вытаскивании танков, тяжело застрявших на местности, для вытаскивания которых требуются тяговые усилия, превышающие их вес, следует избегать применения однотипных танков и тракторов без дополнительных устройств, во избежание выхода их из строя из-за срыва узлов трансмиссий, обрывов прицепных и буксирных приспособлений в момент трогания с места.
СПОСОБЫ ВЫТАСКИВАНИЯ ЗАСТРЯВШИХ ТАНКОВ С ПОМОЩЬЮ ПОЛИСПАСТОВ
(Способы, требующие применения больших тяговых усилий)
Для вытаскивания тяжело застрявших танков в большинстве случаев необходимо приложить большие тяговые усилия, превышающие вес самого танка в 2,5—3,5 раза. Имеющиеся в войсковых частях тракторы и тягачи в таких случаях не в состоянии без вспомогательных устройств создать необходимые по величине тяговые усилия для вытаскивания. Поэтому для вытаскивания тяжело застрявших танков приходится применять полиспасты.
Применение и устройство полиспастов
Полиспаст представляет собой механизм, предназначенный для подъема и передвижения тяжестей, состоящий из тягового приспособления, системы блоков и троса. Увеличение усилий в полиспасте происходит за счет уменьшения скорости движения передвигаемого предмета по сравнению со скоростью выбирания троса тяговым приспособлением (лебедкой или буксирным крюком движущегося трактора). Выигрыш в силе полиспаста обратно пропорционален изменению скорости. Для вытаскивания танков применяются простые полиспасты (рис. 5) и прогрессивные (рис. 6).
Получаемые при помощи простого полиспаста результативные увеличенные усилия, приложенные к крюкам вытаскиваемого танка, определяются следующей формулой: S=PnK, где:
S — результативные увеличенные усилия, приложенные к крюкам вытаскиваемого танка;
Р — начальное тяговое усилие, развиваемое лебедкой или трактором;
n — число ветвей троса полиспаста;
К — максимальный коэффициент потерь усилий за счет сопротивления в блоках и на изгибе (при 3—12 блоках в полиспасте), равный 0,8.
Пример 1. Требуется вытащить танк.
Необходимое тяговое усилие для извлечения танка (установленное при данном виде застревания) — 35 т. На месте есть тяговое приспособление (лебедка или трактор ЧТЗ-60 или 65) с тяговым усилием Р = 5 т. Определим необходимое количество ветвей в полиспасте, пользуясь формулой S = РnК. Для этого подставим в нее вместо буквенных обозначений цифровые величины, а именно: S = 35 т; Р = 5 т; К = 0,8, и в результате получим следующее выражение: 35 = 5 • n • 0,8, откуда n~9, т. е. количество ветвей в полиспасте будет равно девяти. Количество однороликовых блоков, необходимое для полиспаста (m), определяется по числу ветвей троса (n), уменьшенному на единицу, т. е. т = n — 1; в данном случае т = 9 — 1=8.
При применении двухроликовых блоков количество их уменьшается вдвое, т. е. в данном случае потребуется только четыре блока, что и показано на рис. 5. При применении трехроликовых блоков количество их соответственно уменьшается втрое. Если необходимо создать большие тяговые усилия, число ветвей троса и блоков в полиспасте следует соответственно увеличивать. Прогрессивный полиспаст (рис. 6) состоит из двух или нескольких простых полиспастов Прогрессивный полиспаст используют для создания тяговых усилий свыше 50 т для уменьшения количества блоков и троса в полиспасте и если на месте есть лишь маломощные тяговые приспособления (ручные лебедки до 5 т или тракторы ЧТЗ-60 или 65). Получаемые при помощи прогрессивного полиспаста результативные увеличенные тяговые усилия, приложенные к крюкам вытаскиваемого танка, определяются по формуле S=2mPnK, где:
S — результативные увеличенные усилия, приложенные к крюкам вытаскиваемого танка;
m — число прогрессивных блоков. Под прогрессивным блоком понимается дополнительно вводимый в систему простой полиспаст, состоящий из одного блока;
Р — начальное тяговое усилие, развиваемое лебедкой или трактором;
n — число ветвей троса полиспаста;
К — максимальный коэффициент потерь, равный 0,8.
Пример 2. Необходимо вытащить тяжело застрявший танк.
Необходимое для извлечения тяжело застрявшего танка тяговое усилие (установленное при данном) виде застревания) равно 140 т. На месте имеется тяговое приспособление (лебедка, трактор ЧТЗ-60 или 65) с тяговым усилием P = 5 т. Задаемся количеством ветвей троса в основном простом полиспасте, равным 9 штукам. Подставляя численные выражения в формулу: S = 2mPnK, а именно P = 5; n = 9; К = 0,8, получаем: 140 = 2m • 5 • 9 • 0,8, откуда определяем величину т~2, т. е. находим число прогрессивных блоков, равное двум.
Тяговые приспособления
В качестве тяговых приспособлений при вытаскивании танков служат ручные лебедки грузоподъемностью 3—10 т, лебедки тракторов и тягачей, а также буксирные серьги и крюки тракторов, тягачей и танков, которыми может тянуться ходовой конец полиспаста. К тяговому приспособлению при вытаскивании танка подается ходовой конец троса полиспаста.
Таблица 1
Блоки
В полиспасте применяются любые блоки грузоподъемностью от 5 т и выше, как однороликовые, так и многороликовые (рис. 7).
Блоки полиспаста, в зависимости от места прикрепления, подразделяются на подвижные и неподвижные, или анкерные. Подвижными блоками являются блоки, прикрепляемые к вытаскиваемому танку и передвигающиеся вместе с ним. Неподвижными, или анкерными, блоками являются блоки, прикрепляемые к анкерам (мертвякам). Привязка блока к крюку танка показана на рис. 8.
Точно так же привязывают блоки к анкерам (мертвякам). Привязка крюка блока к концу или середине троса полиспаста показана на рис. 9.
Если блок имеет кольцо, то его следует привязывать так, как показано на рис. 10.
В случае привязки блоков или наращивания одного конца другим концы троса связывают так, как показано на рис. 11.
Перед затягиванием узла в петлю троса вставляется конец короткого бревна (диаметром 12—16 мм), для того чтобы трос не перетирался в узле и легче было развязать узел.
Трос
Для полиспаста применяется обыкновенный стальной трос диаметром 16-30 мм, в зависимости от приходящихся на него усилий. Взамен вязки концов троса целесообразно применять специальные зажимы (рис. 12), так называемые неволики, что значительно упрощает и ускоряет процесс работы по устройству полиспаста.
Размеры зажимов (неволиков) для различных диаметров троса (см. рис. 12)
Положение концов троса в зажиме (неволике) показано на рис. 12. С помощью таких же зажимов (неволиков) соединяются отдельные концы тросов в полиспасте при вытаскивании танков, застрявших на расстоянии до 80 м от берега или твердого грунта. Для обеспечения прохождения наращенного троса через ролик блока зажимы (когда они при движении троса подходят к ролику) разбалчиваются, и их переставляют на другую сторону ролика по очереди, в порядке движения их по ходу троса.
Анкеры (мертвяки)
Анкерные устройства для крепления неподвижных блоков и лебедок обычно представляют собой закопанные в землю деревянные столбы (рис. 13).
Анкерный столб представляет собой бревно диаметром не менее 30 см или несколько бревен меньшего диаметра. Глубина (h) закапывания анкерного столба зимой 2,0 м, летом 2,5 м. Ширина анкерного колодца 1-1,2 м. Высота анкерного столба над уровнем грунта 0,6-0,8 м. Колодец после установки анкерного столба летом засыпают грунтом с камнями с проливкой и трамбованием слоями, а зимой грунтом с проливкой и промораживанием слоями. Изображенный на рис. 13 анкерный столб, установленный в зимних условиях с промораживанием грунта, выдерживает нагрузку (тяговое усилие) до 50 т, в летнее время - 10 т. В летнее время для увеличения опорного сопротивления рекомендуется соединять анкеры в сплошную анкерную стенку, ставя столбы через 1,5-2 м и укладывая деревянные прокладки из трех рядов бревен. В отдельных случаях вместо анкеров могут быть использованы находящиеся вблизи деревья, сваи, валуны, а также и тяжелые танки.
Порядок выбора требуемой схемы полиспаста (определение необходимого числа ветвей троса и блоков) в зависимости от типа танка и условий его застревания
1. Для того чтобы выбрать требуемую схему полиспаста, надо установить категорию застревания танка, которая определяется по нижеследующим признакам (табл. 2).
Таблица 2.
Характер застревания танка
2. В зависимости от типа танка и установленной категории застревания определяется требуемое тяговое усилие для вытаскивания танка (табл. 3).
Таблица 3.
Примерные тяговые усилия (в тоннах), требуемые для вытаскивания танков (взяты из практики эвакуации танков с поля боя на Западном фронте).
Вышеприведенные в табл. 3 примерные тяговые усилия, требуемые для вытаскивания танков, предусматривают, что при вытаскивании машин полиспастами предварительно проведены следующие подготовительные работы:
а) сколоты лед и мерзлый грунт вокруг танка;
б) путь перемещения танка очищен от валунов, пней, свай и т. д.;
в) уклоны на пути перемещения танка уменьшены путем устройства более пологих выходов;
г) танк вывешен домкратами (при большом крене или опрокидывании на башню).
Приведенные тяговые усилия в основном рассчитаны на случаи тяжелого застревания танков, без учета возможной работы мотора и исправности ходовой части. При проведении соответствующих подготовительных саперных работ и использовании собственной мощности мотора тяговые усилия, необходимые для вытаскивания танка, могут быть соответственно уменьшены.
3. Для получения указанных в табл. 3 тяговых усилий, необходимых для вытаскивания застрявших танков, рекомендуются нижеследующие типовые схемы полиспастов (рис. 14—19). В каждом отдельном случае по требующемуся для вытаскивания танка тяговому усилию (определяемому по табл. 3) подбирается одна из шести приведенных на рис. 14—19 схем полиспаста.
Пример 3. Средний танк зимой провалился в большой водоем; его ходовая часть и моторная группа покрылись льдом, гусеницы не вращаются. Для вытаскивания этого танка 5-тонной лебедкой необходимо установить требуемую схему полиспаста (определить число блоков, количество ветвей тросов и анкеров). По табл. 2 определяем характер застревания танка, относимый в данном случае к IV категории. В зависимости же от категории застревания и типа танка определяем по табл. 3 необходимое тяговое усилие, равное в данном случае 140 т. По величине тягового усилия из рекомендуемых схем полиспаста при 5-тонной ручной лебедке выбираем схему № 5 (рис. 18), т. е. выбираем прогрессивный полиспаст, состоящий из простого полиспаста и двух прогрессивных блоков.
При использовании для начального тягового усилия 10-тонной ручной лебедки или лебедки трактора С-2 схему полиспаста можно взять на номер ниже. т. е. схему № 4 (рис. 17). Ниже приводится таблица замены основных схем) полиспастов при 5-тонной лебедке на другие схемы при приложении на рабочем конце троса взамен 5-тонной лебедки различных тяговых усилий (табл. 4).
Таблица № 4.
Практические указания личному составу эвакуационных групп и отрядов по устройству полиспаста
При устройстве полиспастов руководствоваться следующим:
- при применении прогрессивного полиспаста прогрессивные блоки в начальный момент должны располагаться как можно ближе к подвижным блокам;
- при подходе первого прогрессивного блока к тяговому приспособлению необходимо перепасовать полиспаст (ослабить трос, переместить и перевязать прогрессивные блоки);
- блоки к крюкам танка и к анкерным устройствам крепить отдельными короткими концами троса или цепями, как указано на рис. 8, 9, 10 и 11;
- лебедку крепить к анкерам при помощи концов троса, причем трос завязывать таким же способом, как и в случае крепления блоков к анкерам;
- при устройстве полиспастов (при наличии 3-тонной лебедки) необходимо для получения требующихся тяговых усилий, указанных в схеме, применять в качестве тяговых устройств по две 3-тонных лебедки или выбирать следующую по порядку схему полиспаста;
- при натяжении троса в полиспасте запрещать обслуживающему персоналу стоять между блоками (в направлении натяжения троса), дабы избежать несчастных случаев;
- не становиться ногами и не бросать тяжелые предметы на натянутый в полиспасте трос, во избежание повреждения и обрыва троса;
- блоки различной тяговой способности должны распределяться в полиспасте в соответствии с приходящимися на них усилиями.