Учебное пособие - Огонь из танка с хода - Рассеивание выстрелов
Содержание
Учебное пособие - Огонь из танка с хода
Особенности стрельбы
Рассеивание выстрелов
Влияние движения
Движущаяся цель
Стрельба из пулемета

УВЕЛИЧЕНИЕ РАССЕИВАНИЯ ВЫСТРЕЛОВ ПРИ СТРЕЛЬБЕ С ХОДА

Рассеивание выстрелов (а следовательно и понижение действительности огня) увеличивается в зависимости от величины качаний и их угловой скорости, при которых стрелок производит выстрелы. Величина размахов и угловая скорость качаний зависят:

  • а) От состояния пути (неровности почвы, твёрдость грунта) - чем больше неровностей на пути движения, тем больше размах качаний; на твёрдом грунте размах качаний больше, чем на мягком.
  • б) От размеров танка - чем шире и длиннее машина, тем меньше размах и угловая скорость качаний; средние (наиболее часто встречающиеся) значения продольных размахов и угловых скоростей приводятся в следующей таблице:

значения продольных размахов и угловых скоростей

  • в) От системы подвески - у танков с мягкой подвеской даже при движении по ровной дороге происходят непрерывные качания корпуса, которые затухают очень медленно; качания танков с более жёсткой подвеской происходят с большой угловой скоростью, но они быстро затухают.
  • г) От скорости движения танка - с увеличением скорости движения увеличиваются размах качаний и их угловая скорость.
  • д) От искусного вождения танка - резкое увеличение скорости вызывает "вздыбливание" танка, т.е. подъём передней его части кверху, а резкое уменьшение скорости вызывает "клевок"; подобные же явления происходят при резком изменении направления движения (поворотах), а также при неумелом преодолении препятствий.

Огонь из танка с хода ведётся в любых условиях местности и при любой скорости (вплоть до максимальной), необходимой по условиям боевой обстановки.

Благоприятные условия для ведения меткого огня могут быть обеспечены при полном взаимопонимании между механиком-водителем и стрелком. Для создания стрелку лучших условий стрельбы из танка с хода механик-водитель обязан:

  • а) выбирать для движения танка наиболее ровные участки пути в направлении атаки;
  • б) умело вести танк, т. е. плавно изменять скорость движения танка, не допуская резких рывков и поворотов при изготовке стрелка к выстрелу;
  • в) для производства выстрела уменьшать скорость движения танка для того, чтобы качание было наименьшим (движение замедляется на 6-8 сек. по команде стрелка).

Для замедления необходимо сбрасывать газ без перемены передачи. Следует иметь в виду, что замедление движения не всегда даёт уменьшение качаний. Замедлять движение тяжёлых танков не следует, так как при этом ощутимого уменьшения качаний, облегчающего производство меткого выстрела, не наблюдается. На увеличение рассеивания выстрелов также существенным образом влияет запаздывания выстрела. Запаздыванием выстрела называется промежуток времени между моментом, когда стрелок окончил наводку и решил произвести выстрел, и моментом вылета снаряда из канала ствола. Запаздывание выстрела слагается из запаздывания стрелка и запаздывания оружия. Промежуток времени между моментом окончания наводки и началом работы спускового механизма является запаздыванием стрелка; запаздыванием оружия называется промежуток, времени между моментом начала действия спускового механизма и моментом вылета снаряда, из канала ствола.

Запаздывание оружия при исправном спусковом механизме является величиной относительно постоянной; большое практическое значение имеет запаздывание стрелка, которое совершенно различно при разных угловых скоростях для каждого выстрела. Чем больше угловая скорость качаний, тем большую ошибку допускает стрелок, запаздывая с производством выстрела. Суммарная величина запаздывания выстрела, при стрельбе с механическим спуском колеблется в пределах 0,1-0,3 сек., при стрельбе с электрическим спуском - в пределах 0,005-0,01 сек. На время запаздывания выстрела наводка прекращается. Таким образом, если в момент окончания наводки ось канала ствола имела направление OA (рис. 8), то вследствие качания корпуса танка к моменту вылета снаряда ось канала ствола успевает отклониться от этого направления, и снаряд фактически вылетает по направлению ОВ. Угол отклонения этого направления от направления OA тем больше, чем больше запаздывание выстрела и чем больше скорость качания. Направление полёта снаряда отклоняется по тем же причинам в сторону размаха. В зависимости от направления размаха увеличивается или уменьшается дальность полёта и боковое отклонение снаряда при полёте.

Допустим, что стрельба ведётся в сторону движения танка и его корпус имеет продольное качание, показанное на рис. 8 стрелкой.

Отклонение ствола за время запаздывания выстрела

Рис.8. Отклонение ствола за время запаздывания выстрела

Если стреляющий произвёл выстрел в момент совмещения перекрестия с целью и оружие в этот момент имело угол возвышения угол возвышения, то за время запаздывания выстрела t оружие вместе с корпусом танка изменит свое положение и отклонится на некоторый угол оружие вместе с корпусом танка изменит свое положение.
Снаряд вылетит из орудия при новом угле возвышения Снаряд вылетит из орудия при новом угле возвышения.
При направлении размаха в противоположную сторону в противоположную сторону; обобщая эти выражения, получим: Обобщая выражения.

Величина угла зависит от угловой скорости колебания и времени запаздывания

Это изменение угла возвышения даёт увеличение дальности при стрельбе на Д = 1000 м, для 45-мм осколочной гранаты - на 100 м и для 45-мм бронебойной гранаты - на 350 м.

Из приведённого примера видно, насколько важно при стрельбе с хода учитывать перемещение орудия за время запаздывания выстрела. Поэтому следует стремиться нажимать на спуск несколько раньше совмещения перекрестия с целью, для того чтобы это совмещение произошло в момент вылета снаряда из канала ствола орудия. Однако при таком способе влияние запаздывания выстрела не устраняется полностью по следующим причинам:

  • а) угловая скорость непрерывно изменяется не только по величине, но и по направлению;
  • б) стреляющий не знает угловой скорости качаний, следовательно, его упреждение будет неточным;
  • в) время запаздывания для каждого выстрела может быть различным.

Вследствие этих причин линейные размеры рассеивания по дальности при стрельбе с хода увеличиваются в 1,5-2 раза, а по площади в 2,5-4 раза. Уменьшение влияния качаний и увеличение действительности огня с хода достигаются следующим:

  1. уменьшением времени запаздывания выстрела;
  2. уменьшением угловой скорости качаний;
  3. выбором наиболее правильного приёма производства выстрела.

Для уменьшения времени запаздывания выстрела необходимо:

  • а) уменьшить время запаздывания стрелка, систематически тренируя его на приборе колебаний и в качающейся башне;
  • б) уменьшить время запаздывания оружия, хорошо отладив спусковой механизм и подготовив подвижные части и механизмы затвора.

При пользовании механическим спуском стреляющий должен знать мёртвый ход спускового механизма и заблаговременно, перед выстрелом, выбирать его. Стрелок должен тренироваться в наводке в условиях качания, в правильном выборе упреждения на запаздывание, в точном наблюдении, оценке и корректировании своего огня. Так как при стрельбе с хода не удаётся постоянно удерживать перекрестие на цели, то необходимо применять следующие приёмы:

  1. Если стрелок улавливает некоторое затухание качаний, то для производства выстрелов он должен использовать моменты этих затуханий. При таком приёме производства выстрелов получаются наилучшие результаты.
  2. Если качания не затухают, то стрелок должен производить выстрелы несколько раньше совмещения перекрестия прицела с целью. Упреждение на запаздывание при такой стрельбе определяется приближённо, и успешность стрельбы, зависит от того, насколько стрелок может "чувствовать" танк, т. е. правильно улавливать и учитывать некоторую повторяемость одинаковых касаний, выбирать упреждение и корректировать его величину в большую или меньшую сторону, наблюдая отклонение своих разрывов от цели. В результате систематической тренировки в наводке и спуске на ходу танка стрелок приспосабливается к качаниям корпуса своего танка, благодаря чему может без больших ошибок учитывать запаздывание выстрела и брать необходимое упреждение на величину запаздывания.
  3. При подготовке к выстрелу и при производстве самого выстрела стрелок должен правильно использовать подъёмный, поворотный и спусковой механизмы, для чего:
  • а) поворотным механизмом навести перекрестие прицела на цель так, чтобы вертикальная нить перекрестия при продольных качаниях всё время пересекала цель, и стремиться удерживать нить в таком положении на цели;
  • б) подъёмным механизмом только подправлять наводку тогда, когда перекрестие совершенно уходит вверх или вниз от цели (цель уходит из поля зрения).

Добившись установившегося качания перекрестия через цель, стрелок должен внимательно следить за движущимся перекрестием и в момент подхода перекрестия к обрезу цели (с любого направления) произвести спуск. Стрелок должен твёрдо запоминать положение перекрестия относительно цели в момент спуска, наблюдать за положением разрывов (очередей) и при повторяющейся однообразной ошибке на глаз увеличивать или уменьшать упреждение относительно контура самой цели.

Поэтому стрелок обязан:

  • постоянно следить за тем, чтобы спусковой механизм был отлажен и чтобы подвижные части ударных механизмов были хорошо протёрты;
  • предварительно перед выстрелом выбирать мёртвый ход спуска;
  • выводить подъёмным и поворотным механизмами поле зрения прицела на цель и в дальнейшем подправлять наводку так, чтобы перекрестие всё время пересекало цель в вертикальной плоскости (работать при этом только поворотным механизмом);
  • следить за движением перекрестия и резко нажимать спуск с таким расчётом, чтобы окончание спуска происходило одновременно с подходом перекрестия к обрезу цели;
  • наблюдать место разрыва (падения очереди пуль) и на глаз увеличивать или уменьшать упреждение в фигурах цели, внося поправку на видимую ошибку отклонения разрыва (очереди) от цели.


 

Мини-навигатор
по сайту
Танки первой мировой
Танки СССР Второй мировой войны Вермахт Танки союзников СССР во Второй мировой войне - США, Англия, Франция, Польша Танки Италии, Японии, Чехословакии
Танки после войны
Танки мира
Про танки




Главная Страница Контактная Информация Поиск по сайту Контактная Информация Поиск по сайту