Тренировка в приемах наводки и стрельбы при помощи приборов колебания
Обучение приёмам работы механизмами наводки производится следующими способами: по "конверту" и отрезкам кривых линий (рис. 29), по фигурным целям, неподвижным и движущимся по рельефу комнатного тира, или по панораме; обучение контролируется при помощи карандашного отмечателя.
Работа по "конверту". Размеры мишени-конверта: длина по горизонтали от точки 7 до точки 5 = 0,1 дистанции от башни до мишени, длина по вертикали от точки 1 до точки 7 = 2/3 длины горизонтальной стороны.
Рис. 29. Конверт
В 10 м от учебной башни или танка устанавливается щит с начерченным "конвертом". Обучаемый, производя последовательно наводку в точки 1, 2, 3 и т. д., должен карандашом-отмечателем вычертить на экране фигуру, подобную той, по которой производилась наводка. Вначале наводка производится по горизонтальным и вертикальным линиям (обучаемый действует раздельно подъёмным и поворотным механизмами), а затем по диагоналям и кривой; при такой последовательности действий обучаемый приучается одновременно работать подъёмными и поворотными механизмами. В результате тренировки линии на экране должны получаться прямыми и вычерчивание рисунка 1—5—3—7—1 не должно продолжаться больше 2 мин. В дальнейшем упражнение усложняется - уменьшается высота мишени (до 1/3 её длины).
Одним из признаков несогласованной работы одной и другой рукой является ступенчатое движение карандаша-отмечателя на экране. Закругление углов и прямолинейное движение карандаша-отмечателя свидетельствуют об усвоении обучаемым приемов работы Отлично натренированный стрелок должен уметь начертить круг.
Рис.31. Колеблющийся круг
Для тренировки в работе механизмами наводки могут быть использованы указка, рычаг (рис. 30), колеблющийся круг (рис. 31), приборы колебаний, а также танки, на которых производится обучение вождению. Упражнения на рельефе и панораме. Для дальнейшего усовершенствования и повышения интереса обучаемого к занятиям следует проводить тренировку в стрельбе по фигурным целям (по неподвижным и по движущимся) на рельефе комнатного тира или панораме местности. В этом случае упражнение выполняется следующим образом. На рельефе у ясно видимых ориентиров устанавливаются 5-7 целей, уменьшенных в 15-20 раз. Руководитель занятий сначала одним, а затем несколькими прицелами наводит оружие на цель и намечает на экране карандашом-отмечателем контрольные точки, после этого обучаемому подаются команды (например: "ориентир - сарай, пушка"). После того как обучаемый произведёт наводку и доложит "готово", обучающий делает отметку карандашом-отмечателем, затем указывает другую цель и т. д. Порядок действий при тренировке в стрельбе по движущейся цели такой же. Движение цели следует производить под разными курсовыми углами. При выполнении упражнения необходимо соблюдать определённую последовательность в отношении показа точек наводки и установленное время для выполнения её.
Контроль осуществляется наблюдением за движением и положением карандаша-отмечателя в момент доклада "готово".
При отсутствии рельефа можно пользоваться перспективным видом местности на листе бумаги. Для обучения приёмам производства выстрела при помощи укалывателя и указки нужно установить на оружии укалыватель, а к указке прикрепить кусок картона (или фанеры), на котором могут быть помещены все уколы. Поставив перед укалывателем вертикальную доску и перемещая по ней в различных направлениях указку, обучают и тренируют стрелка в приёмах производства выстрела. Для обучения приёмам производства выстрела при помощи укалывателя и приборов колебания нужно произвести установку приборов колебания.
Установка прибора колебания системы ЛКБТКУКС.
Колебательный кривошип (быстрого вращения) механизма вертикального перемещения мишени ставится на отметку 20, основной кривошип (медленного вращения) - на отметку 10. Кривошип горизонтального перемещения мишени ставится на отметку 30, скорости 1 и 2.
Установка прибора колебания системы Волкова.
Палец качающего коромысла и шкивы быстрого вращения механизма вертикального перемещения мишени устанавливаются в среднее положение на прорези; палец тяги горизонтального перемещения мишени - в среднее положение на прорези. Стреляющий производит по качающейся цели при движении её сверху вниз 10 выстрелов-уколов, не прерывая действий механизмами наведения во время нажима на спуск и учитывая запаздывание выстрела. Упражнение считается выполненным, если обучаемый произвёл семь уколов в площадь квадрата со стороной в 5 мм, в центре которого находится контрольная точка. Упражнение повторяется до тех пор, пока обучаемые не приобретут твёрдых навыков. При соответствующей установке прибора скорость колебания цели постепенно увеличивается. Если нет прибора колебаний, то при проведении занятия пользуются простейшим приспособлением, сделанным из фанеры и приводимым в движение рукой (см. рис. 28 и 30).
Работа на вращающемся круге.
Для совершенствования приёмов работы с механизмами наводки рекомендуется также проводить следующее упражнение. Цель № 9а, прикреплённая на вращающемся в вертикальной плоскости круге диаметром в 1,5 м и в удалении 0,5 м от его центра; скорость вращения круга неравномерная - около 4-5 об/мин. Расстояние - 5-10 м. Оценка: отлично - вычертить круг в 6 сек., хорошо - в 8 сек., удовлетворительно - в 10 сек.
Перед выполнением упражнения обучающий устанавливает пантограф с экраном и вращающееся устройство так, чтобы при вычерчивании круга карандаш пантографа не выходил из пределов экрана. По команде обучаемый занимает место у орудия и изготавливается. Мишени даётся ход, а обучаемый, работая механизмами наведения, стремится удержать перекрестие прицела в центре цели. По вычерченным кругам определяется качество работы поворотным и подъёмным механизмами. Медленно работающие обучаемые должны тренироваться в выполнении упражнения до тех нор, пока не будут достигнуты необходимые результаты. Упражнения эти выполняются в течение всего периода обучения как тренировочные. В дальнейшем следует усложнять условия тренировки в наводке и упреждении запаздывания спуска: стрелок должен выполнять упражнения, находясь в качающейся башне (макет), вначале неподвижной (при тренировке в стрельбе по движущейся цели), а затем приводимой в движение (качающейся).
Для тренировки следует применять качающиеся башни (макеты) или станки (рис. 32), около которых ставить стойку с указателем требуемой величины размахов и числа периодов соответственно условиям упражнений. В башне устанавливать малокалиберные винтовки для производства контрольных выстрелов или упражнений в стрельбе малокалиберным патроном (указанных в Курсе стрельб). Тренировку в стрельбе из башни (макета) начинать так же, только при продольных размахах качаний, причём величина размаха должна быть равна 5-6°, а скорость за один период 4-5 сек.; затем время сокращается (скорость увеличивается) до одной секунды.
Рис. 32. Станок (имитирующий качания) для наводки и стрельбы
В такой же последовательности тренировать обучаемых в стрельбе при боковых качаниях, для чего повернуть башню (макет) так, чтобы её качели были перпендикулярны плоскости наводки; качания усложнять, поворачивая макет-башню под углом 45° к плоскости наводки.
Рис. 33. Качающаяся башня
После того как обучаемые в результате тренировки выработают необходимые навыки при выполнении условий упражнения (как для стрельбы по вращающимся кругам, переходить к тренировке в выполнении упражнения на максимальных скоростях размахов при тряске макета, которую создавать путём подресоривания основания качающейся башни продольными рессорами или спиральными пружинами, как показано на рис. 33.