3. Дороги

Глава V
ИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО.

Дороги

танки

Благоустроенные дороги состоят из дорожного полотна, боковых канав (кювет) и дорожных сооружений (мосты, лотки, водоспуски, путевые здания, ограждения, подпорные стенки).

Дорожное полотно имеет проезжую часть и обочины. Проезжая часть предназначена для движения транспорта, а обочины предохраняют проезжую часть от порчи и разрушения и служат для пешеходов и укладки различных ремонтных материалов.

Ширина проезжей части военных двухпутных дорог равна 4 1/2 - 5 1/2 метрам. У грунтовых (наезженных) дорог проезжая часть обычно сливается с обочинами.
Боковые канавы собирают и отводят воду, стекающую с дорожного полотна.

Поперечный профиль благоустроенной дороги показан на рис. 107.

Проезжая часть может быть укреплена различными материалами; в зависимости от укрепления полотна автогужевые дороги бывают:

а) грунтовые — с проезжей частью из местного грунта, построенные пли накатанные (наезженные);
б) грунтовые улучшенные — когда местный грунт улучшен добавлением песка (к глине), глины (к песку), гравия, лесными материалами (доски, жерди, хворост) и пропиткой особыми дорожными маслами;
в) гравийные - с проезжей частью, уплотненной гравием;
г) одетые, проезжая часть которых имеет плотную корку из твердого материала (шоссе, мостовые).

Рис. 107. Поперечный профиль дороги.

Прохождение колонны гусеничных машин в короткий срок может расстроить дорожное полотно, особенно грунтовых и гравийных дорог. Поэтому по таким дорогам движение танков и гусеничных тракторов нежелательно. Для этих машин лучше использовать параллельные проселочные дороги, обрезы или колонные пути.

Для движения колонны выбирают маршрут, разведка которого должна установить:

а) тип дороги;
б) ширину полотна и проезжей части; возможность движения но обрезам или сторонам дороги;
в) наличие мостов, их состояние и какого веса грузы они могут пропустить;
г) длину участков с крутыми подъемами и спусками (это особенно важно для колесных машин);

Рис. 108. Хворостяная выстилка на глиняной дороге

д) крутые повороты, участки с ограниченной видимостью;
е) возможность объезда трудных участков дороги;
ж) какой требуется ремонт на участках дороги, препятствующих движению;
з) качество грунта, условия естественной маскировки;
и) наличие подручных материалов (лес, гравий, песок и т. п.), рабочей силы и местного транспорта.

Ремонт отдельных участков пути заключается в следующем:

а) мелкие выбоины засыпаются землей, а глубокие - хворостом, камнями и землей; каждый слой необходимо утрамбовать, вода из выбоин предварительно удаляется прокапыванием в сторону узких канав;
б) песчаные места дороги укрепляются добавлением к песку навоза. торфа или слоем мелкого хвороста, сверху которого насыпается слой земли (рис. 108);
в) мокрые глинистые и болотистые участки укрепляются настилом из жердей или пластин, а сверху также насыпается слой земли (рис. 109).
Танки могут двигаться не только по дорогам, но и по местности - колонными путями.

Рис.109. Жердевой настил

Колонным путем называется обозначенное и поспешно оборудованное на местности (по целине) направление, допускающее движение колонны.

При выборе колонного пути необходимо:

а) по возможности использовать существующие дороги и тропы, совпадающие с направлением колонного пути;
б) учитывать наличие обходов всех труднопроходимых для танков участков, хотя бы и более длинным путем;
в) использовать естественную маскировку (лес, кустарник);
г) избегать узких дефиле, крутых поворотов.

Оборудование колонного пути обычно заключается в проведении самых простейших работ: срезке бугров, смягчении уклонов, засыпке ям и т. п.
При оборудовании колонного пути особое внимание следует уделить обозначению направлений, которые должны быть хорошо видимы из танка.

Для дневного движения такими обозначениями направления явятся условные знаки в виде зарубок на стволах деревьев, брошенных веток, куч земли и камня, а при следовании ночью - указки и маяки.

При использовании световых маяков необходимо строго соблюдать требования светомаскировки и применять синий свет, а в случае применения белого света фонари сверху и со стороны, обращенной к противнику, следует прикрывать козырьками.

Оглавление

Оглавление

 

Мини-навигатор
по сайту
Танки первой мировой
Танки СССР Второй мировой войны Вермахт Танки союзников СССР во Второй мировой войне - США, Англия, Франция, Польша Танки Италии, Японии, Чехословакии
Танки после войны
Танки мира
Про танки



Главная Страница Контактная Информация Поиск по сайту Контактная Информация Поиск по сайту