Двигатель работал на электрогенератор, имевший два индуктора, каждый давал напряжение 200 В и ток 260 А, а включенные последовательно - 400 В и 130 А. Напряжение с генератора подавалось на два тяговых электромотора - каждый из них через понижающую механическую передачу приводил в движение гусеницу одного борта. Одной педалью при трогании с места водитель одновременно включал сопротивление первичной обмотки и управлял дроссельной заслонкой карбюратора. Скорость вращения электромоторов задавалась потенциометрами. Особый рубильник переключал электромоторы на задний ход. Для поворота с малым радиусом двигатель соответствующего борта коротко замыкался, а гусеница подтормаживалась механическим тормозом. Электротрансмиссия позволяла плавно начинать движение, в широком диапазоне и практически безступенчато изменять скорость хода и радиус поворота, требовала от водителя незначительных усилий, но была тяжела и ненадежна.
Громоздкая трансмиссия привела к увеличению массы выше проектных 18 т.
|
|
|
|
|
|
Нажмите на изображение для увеличения |
Ходовая часть включала на один борт три тележки - передняя несла два, остальные по три сдвоенных опорных катка. Тележки соединялись с корпусом и друг с другом посредством шарнирных рычагов, рама корпуса опиралась на тележки через вертикальные винтовые цилиндрические пружины.. В вилке передней тележки крепилось направляющее колесо с винтовым механизмом натяжения гусениц. Гусеница состояла из 36 крупных траков. Элементами трака были подушка (башмак) шириной 324 мм и два рельса. Зацепление гусеницы расположенным сзади ведущим колесом производилось за шарнир траков. Длина опорной поверхности - 2,65 м.
Танки "Сен-Шамон" |
|
|
|
|
Нажмите на изображение для увеличения |
Танк часто останавливался перед невысокими вертикальными препятствиями из-за нависания передней части над гусеницами. Для того, чтобы хоть немного компенсировать это, установили специальные широкие ролики впереди и позади гусеничного обвода снизу корпуса. Они никак не помогали в преодолении вертикальных препятствий, но увеличили ширину перекрываемого рва. Поворотливость на грунте у танка "Сен-Шамон" была заметно хуже, чем у "Шнейдера". Из-за перетяжеления носовой части танка зачастую деформировались передние тележки, а так же спадали гусеницы.
Испытания в 1916 году показали многочисленные недостатки конструкции танка "Сен-Шамон". Эта машина значительно уступала танку "Шнейдер", тоже не отличавшемуся проходимостью и надежностью. Прежде всего потребовали гусеницы "Сен-Шамона" расширить до 412 мм (с 324 мм), а потом и до 500 мм. Оказался слишком хрупким масляный радиатор двигателя, система смазки была ненадежна и приводила к частым поломкам в двигателе. Необходимо было улучшить изоляцию электрических трансформаторов.
В ходе выпуска в октябре 1917 года танк "Сен-Шамон" снова модифицировали для повышения защищенности:
- крыша получила наклон к бортам, чтобы с нее скатывались ручные гранаты;
- вместо цилиндрических башенок поставили прямоугольные;
- было также усилено бронирование - 17-мм бронелисты в отличие от 15-мм не пробивались бронебойными пулями "К";
- изменения крыши и башенки ухудшили обзор, пришлось дорабатывать и верхние люки.
Танки "Сен-Шамон" |
|
|
|
|
Нажмите на изображение для увеличения |
Последний серийный танк был выпущен в марте 1918 г. Выбывающие из строя заменялись танками "Рено", к перемирию в строю оставалось 72 "Сен-Шамона".
Отметим, что:
- первый прототип танка имел номер 414;
- последний танк "Сен-Шамон" выпущен под номером 813;
- серии 400, 500, 600 имели плоскую крышу и овальные башенки (колпаки);
- с 700-й серии крыша стала наклонной, а башенки - квадратными.
В результате многочисленных ремонтов встречались и "смешанные" варианты - квадратные башенки на плоской крыше, машины 700-й серии со специальной артсистемой и т. п.
Танки "Сен-Шамон" |
|
|
|
|
Нажмите на изображение для увеличения |
Танки "Сен-Шамон" впервые пошли в бой 5 мая близ мельницы Лаффо. В тот день шестнадцать французских танков не смогли преодолеть окопы, остановились перед ними и были подбиты вражескими артиллеристами или вышли из строя из-за поломок. Такими же неудачными для танков "Сен-Шамон" были и другие бои.
Удача улыбнулась для них 18.07.1918 года под Суассоном. Тогда врага атаковали танки первой мировой войны: 216 "Шнейдеров", 131 "Сен-Шамон" и 220 "Рено". Танки "Сен-Шамоны", более устойчивыми к ружейно-пулеметному огню, повели за собой пехоту. Это - практически единственный случай, когда "Сен-Шамон" имел преимущество перед другими моделями.