Совершенствование танков во Франции
Военные и конструкторы после Первой мировой войны должны были решить в каком направлении двигаться дальше. Было ясно, что танки совершенствовать придется, но как - везде решали по-своему. Французы, например, которым досталось около 150 английских тяжелых танков Mk.V, поставили на них свои 75-мм короткоствольные пушки, стоявшие раньше на танках "Шнейдер" СА-1. Огневая мощь значительно возросла, но модернизация явно запоздала. В 1923 году на легкие танки "Рено" начали ставить резиновые гусеницы конструкции Кегресса, благодаря чему увеличилась скорость. В таком виде танки опробовали в Марокко в 1925-1926 гг., во время войны против мятежного племени риффов, но выяснилось, что гусеницы из резины для танков не годятся. Спереди и сзади для защиты гусениц и облегчения преодоления рвов на модернизированных танках пришлось навесить стальные катки-барабаны, но они получились даже хуже, чем танки Первой мировой войны. Пришлось на танках следующей модернизации М26/27 опять ставить металлические гусеницы, а барабаны снимать.
Танк "Рено" М 26/27 (NC2)
В 1927 году был создан новый танк "Рено" NС-27 с новой гусеницей, имевшей хороший зацеп; и кроме металлической гусеницы на нем могла использоваться и резиновая, скорость с которой достигала 35 км/ч. Французы несколько машин продали иностранцам, но сами на вооружение его так и не приняли. В итоге на все старые танки "Рено" поставили новые пулеметы образца 1931 года и посчитали их вооружение достаточным.
Французский танк Char 2C
Несколько больший успех ожидал французов в области тяжелого танкостроения. Спецификация на собственный тяжелый танк была утверждена еще в 1916 году, а два прототипа СНАR IА и IВ построили соответственно в конце 1917 и начале 1918 года. Ряд французских источников сообщали, что они предназначались для прорыва германской "Линии Гинденбурга", но война закончилась раньше, чем эти танки успели ввести в строй.
По своему внешнему виду СНАR I напоминал английские танки Мk.С, но был больших размеров, а его вооружение располагалось в двух башнях по одной спереди и сзади. На СНАR IА стояла 75-мм пушка, на IВ - 105-мм. Затем на их базе французы смогли изготовить еще более совершенную модель СНАR 2С -70-тонный танк, броня которого была рассчитана на попадание снарядов германской 77-мм полевой пушки: 45-мм - спереди, 22-мм -по бортам и 37-мм - на башне. Для наблюдения за местностью в башнях поставили стробоскопы.
Внешне новый танк выглядел высоким и узким, но внутри имел достаточно места, чтобы расположить там большой экипаж из 13 человек. Много людей требовалось для обслуживания очень сложной двигательной установки, состоявшей из двух бензиновых двигателей "Мерседес", которые вращали электрогенераторы, питавшие током электромоторы, как на танках "Сен-Шамон". Максимальная скорость 2С была всего 17 км/ч. Всего было изготовлено 10 танков этого типа, последний был сдан армии в 1922 году. Впоследствии их неоднократно модернизировали, а на один из них поставили 155-мм гаубицу, из-за чего вес этой машины, получившей обозначение 2С бис, достиг 74 тонны.
Французский танк прорыва 2С, 1921 г.
С началом Второй мировой войны остававшиеся в строю 6 танков этого типа были затребованы на фронт. Два дня они скитались по железным дорогам, после чего их решили подорвать свои же танкисты, но встречаются сообщения, что они были уничтожены немецкой авиацией. Таким образом, даже довольно глубокая модернизация танков Первой мировой войны, предпринятая во Франции в 20-е годы, не имела особого успеха.
Французский сверхтяжелый танк Char 2C (танк 2C, FCM 2C)
Источники:
- В.О. Шпаковский. "Танки эпохи тотальных войн. 1914-1945";
- Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
- М. Коломиец, И. Мощанский, С. Ромадин. Танки Гражданской войны. (Армада - 14).