Английские танки
Англичане не заблуждались относительно достоинств своих танков Первой мировой войны, и конструкторские разработки новых танков были продолжены сразу же после ее окончания. Упор сделали на создание улучшенных танков среднего класса. В 1923 году на вооружение приняли новый средний танк Mk.I или же "Виккерс-медиум", известный также как "Виккерс-12 тонн". Всего было построено около 200. В течение 10 лет это был единственный средний танк британской армии, включая также улучшенные образцы Mk.II, Mk.II* и Mk.IIA выпуска 1926-1927 гг. Скорость нового среднего танка достигла 25 км/ч. Очень мощным было и вооружение, установленное в башне и в корпусе: 47-мм пушка и 5-6 пулеметов. Пулеметные установки по бортам танка допускали возможность стрельбы по самолетам, на последнем танке этого типа имелся специальный зенитный пулемет внутри башни. В то же время толщина брони - 8-16 мм была явно недостаточной. Для Индии танк выпускали в пулеметном варианте, а в пушечном - поставили в Австралию и Советский Союз.
Английский средний танк "Виккерс-Медиум" Mk.I, 1923 г.
1 - 47-мм пушка; 2 - люк подачи боеприпасов; 3 - цилиндрическая башня; 4 - скос крыши башни; 5 - бортовой люк входа и выхода из танка; 6 - ведущее колесо; 7 - тележка подвески; 8 - направляющее колесо; 9 - смотровая башенка водителя; 10 - передний башенный пулемёт; 11 -глушитель; 12 - командирская башенка; 13 - жалюзи; 14 - боковой корпусной пулемёт; 15 - спаренный пулемёт; 16 - амбразура башни; 17 - кормовой башенный пулемёт; 18 - выходной кормовой люк
Изучая опыт войны, по мнению британских военных, для сопровождения пехоты требуется маленький танк с броней, защищающей экипаж от бронебойных пуль, осколков снарядов, вооруженный пулеметом, который можно снимать и устанавливать на земле. Скорость в 24 км/ч признавалась достаточной. Такой же маленький танк, но с большей скоростью и еще более легкий предполагалось использовать для разведки при больших танках.
Английская танкетка Дж. Мартела, 1921 г.
Приняли решение создать множество легких и дешевых в производстве боевых машин, рассчитанных на экипаж из 1-2 человек. В нашей стране проект подобной машины был разработан еще в 1919 году инженером Максимовым, назвавшим ее "щитоноской". Единственный член экипажа размещался лежа, что позволяло получить предельно малую высоту корпуса. Однако в таком положении водитель не мог одновременно и вести свою машину, и вести прицельный огонь из пулемета.
Танк Мартела развивал достаточно высокую скорость как на шоссе, так и по пересеченной местности. Другой проект поступил от двух капитанов британской армии - Джона Кардена и Вивиана Лойда, которые, как и Мартел, изготовили собственный вариант подобной одноместной машины. Военное министерство поручило компании "Виккерс-Армстронг" предоставить им производственную базу. В 1927 году 16 машин "Карден-Лойд" совместно с танками Мартела были направлены на войсковые испытания, в ходе которых одноместные машины были признаны малопригодными, в то время как двухместная машина "Карден-Лойд" получила положительную оценку.
Английская танкетка "Карден-Лойд" Мк. IV, 1928 г.
Открытая сверху, с пулеметом в лобовом листе корпуса и поднимающимся на 15 см сиденьем механика-водителя, под маркой "Карден-Лойд" Мk.VI (модель 1928 г.) она была принята на вооружение. Но отмечалось, что из-за ограниченных углов обстрела ей было трудно осуществлять маневр огнем, из-за короткой базы она не может преодолевать воронки и окопы, а тонкая броня не обеспечивает экипажу танкетки надежной защиты от огня противника. Но ее закупили 16 стран мира, а еще 5 приобрели лицензию на ее производство. В 1929 году англичане установили пулеметную башню с круговым вращением.
"Виккерс-Карден-Лойд" А4ЕII, 1929 г.
В Англии в 1929 году на базе этой машины был создан легкий плавающий танк-разведчик, сконструированный фирмой "Виккерс-Армстронг", ставший основой для всех последующих машин этого класса. Назвали его танк-амфибия "Виккерс-Карден-Лойд" А4ЕII. Двигатель мощностью 56 л. с. позволял при весе в 2,9 т и с экипажем из двух человек развивать скорость 64 км/ч по шоссе и 9,6 км/ч на воде. Особенностью машины, облегчавшей плавание, стали поплавки, прикрепленные над гусеницами. Винт приводился во вращение распределительным валом от коробки передач, а повороты осуществлялись перекладкой руля.