Колесно-гусеничные танки стран мира
Интерес к колесно-гусеничным танкам не был случайным. Танки 20-х гг. обладали очень плохой оперативной подвижностью, из-за чего их было трудно перебрасывать на значительные расстояния своим ходом. Причина заключалась также и в низком качестве гусениц, которые требовали замены через 80-100 км движения по шоссе. Французы начали модернизировать танки FТ-17 с установки на них резиновых гусениц, чтобы повысить эффективный радиус действия. По этой же причине успех ожидал и английский танк "Виккерс-6 тонн". Но кардинальным образом проблему не решили, пока за нее не взялся конструктор У. Кристи.
Относительно небольшие размеры и вес танков того времени сделали возможным реализацию идеи колесно-гусеничного танка в таких странах, как Австрия, Польша и Венгрия. Первыми в создании бронетехники двойной проходимости в Европе стали французы, построившие серию малых танков или танкеток фирмы "Сен-Шамон" образцов 1921, 1924, 1926 и 1928 гг. Но французы решили на одной машине установить оба движителя: и гусеничный, и колесный.
На танках М21 и М24 передняя и задняя пары колес устанавливались спереди и сзади на специальных кронштейнах, которые можно было опускать и поднимать, экипаж в это время оставался в машине. Проще было колеса поднимать, для обратной операции требовалось наехать на специальные деревянные подставки, которые нужно было возить с собой и ставить на землю. Скорости движения оставались невысокими. Танк "Сен-Шамон" М21 при весе в 3,5 тонны развивал скорость на гусеницах всего 6 км/ч, а на колесах 28 км/ч. М28 весил уже 8,7 тонны, но ходовые качества у него не изменились.
Чехословацкий танк KH-50
На чехословацком танке КН-50 (1924 г.) колеса в поднятом положении были размещены по бортам корпуса. Конструкторы решили отказаться от силового привода для перемены хода, и теперь вся эта операция проделывалась вручную, путем наезда на деревянные подставки, которые в походном положении крепились к бортам. Конструкция получилась достаточно простой и надежной, танк был вооружен 37-мм пушкой и пулеметом, но скорость составляла: на колесах - 35 км/ч, на гусеницах -14 км/ч.
Легкий танк LK-II |
|
|
Нажмите на изображение для увеличения |
Конструированием чехословацких танков КН ("колохусенка" - "гусеница") занимался германский конструктор Йозеф Фольмер, успевший к этому времени поработать и в Швеции, где его модернизированные танки LK-II были запущены в серийное производство и составили основу шведского танкового парка 20-х годов. Вооруженные 37-мм орудием в башне, спаренным с ним пулеметом и еще одним пулеметом в корпусе, эти машины, получившие в Швеции обозначение М/21, зарекомендовали себя достаточно хорошо.
|
Leichte Kampfwagen LK-II, Stridsvagn m/21 (швед.) |
|
Stridsvagn m/21-29 (швед.) |
Главным недостатком шведы посчитали малый запас хода и невысокую скорость - 18 км/ч. И поэтому в 1931 году фирма "Ландсверк" также создала колесно-гусеничный танк марки La30, оказавшийся, наиболее удачной машиной этого класса в Европе. Подъем и опускание колес у него осуществлялись силой двигателя всего за 20 секунд, причем не только на месте, но и непосредственно на ходу. Расположенные по бортам колеса не мешали обзору и стрельбе, но были уязвимы от огня противника. На нескольких последующих образцах попытались спрятать их за броневые фальшборты, что увеличило вес, не увеличив защищенности.
Шведский легкий колесно-гусеничный танк "Ландсверк-30",1931 г.
Неудачными были и другие попытки создать надежный и высокоскоростной колесно-гусеничный танк. В Англии в колесно-гусеничном варианте была изготовлена самая первая танкетка "Карден-Лойд", средний танк образца 1926 г. Мk.I (не следует путать с тяжелым танком Мk.I Первой мировой войны) и ряд колесно-гусеничных бронеавтомобилей с пулеметным вооружением. Все они были сложными по конструкции и отличались низкой надежностью.