В Новой Зеландии также шла работа в этом направлении, когда 1940 году обсуждали все поступавшие предложения. На встрече представителей правительства и армии работа изобретателя Скофилда понравилась и была одобрена в качестве боевой машины для производства в Новой Зеландии.
Колесно-гусеничный танк Скофилда - 1-я модель |
|
|
|
Нажмите на изображение для увеличения |
Использовалось автомобильное шасси компании "Дженерал Моторс", взятое от 3-тонного грузовика "Шевроле". Двигатель располагался на танке спереди, за ним - водитель и пулеметчик, и еще один пулеметчик в броневой башне в корме. Сиденье водителя можно было поднимать и опускать; при поднятом сиденье заднюю пулеметную башню нужно было развернуть на 180°, чтобы ствол пулемета не упирался в голову водителя, имевшего в этом положении хороший обзор при движении на колесах. Передние колеса не снимались и закрывались изогнутым бронелистом. Задние колеса при движении на гусеницах перевозились в специальных контейнерах в задней части корпуса и надевались на оси задних ведущих колес гусениц при перемене хода.
Гусеницы при перемене хода опускались и поднимались силой мотора, причем, когда они опускались - задние колеса на осях поднимались, и их можно было снимать и убирать в контейнеры до следующей поездки на колесах. Во время хода на колесах гусеничный движитель отключался. Экипажу требовалось 7 минут, чтобы перейти с колес на гусеницы и 10 секунд - с гусениц на колеса. На первом образце этой машины колеса не были подрессорены, поэтому танк Скофилда мог двигаться только по дорогам с хорошим покрытием. Для того чтобы средняя часть гусениц на колесном ходу не провисала, ее подвязывали цепочками. Запас хода по шоссе этого танка составлял 560 км, а максимальная скорость на колесах и на гусеницах соответственно была 80 и 40 км/ч. Испытания выявили множество недостатков, но в целом машина их выдержала.
|
|
Колесно-гусеничный танк Скофилда - 1-я модель, 1940 г.
|
Колесно-гусеничный танк Скофилда - 2-я модель, 1942 г.
|
Специалисты высказались за то, чтобы замечания, сделанные во время испытаний, были устранены, а вооружение танка - усилено. Скофилд усовершенствовал проект, и он был реализован в металле в декабре 1942 года. Ходовая часть была заимствована у английского БТР "Универсал", а броневые фальшборты убрали. Постоянных колес на танке теперь не осталось, и при движении на гусеницах и переднюю, и заднюю пару нужно было снимать. Передние рулевые колеса закреплялись на осях передних направляющих колес гусениц и поднимались и опускались одновременно с задними колесами при перемене хода. Гусеницы опускались и поднимались из танка, как и раньше.
Колесно-гусеничный танк Скофилда - 2-я модель |
|
|
|
Нажмите на изображение для увеличения |
Водитель сидел справа, а его помощник - слева, а верхние люки у них открывались в разные стороны. Танк получил открытую сверху башню, в которой размещались командир, выполняющий также функции заряжающего, и стрелок-наводчик 40-мм английской танковой пушки. Боекомплект состоял из 52 снарядов и нескольких ящиков с магазинами для пулемета. Толщина брони корпуса и башни составляла 10 мм, бортов, днища и кормы - 6 мм. Благодаря двигателю мощностью 235 л. с. танк развивал скорость 50 км/ч - на шоссе и около 32 км/ч на пересеченной местности. Испытания в январе 1943 года на острове Маори были успешными. Было решено, что в целом она удалась, а интерес к ней проявили даже в Англии, куда и был отправлен опытный образец. Медицинский корпус посчитал возможным использовать ее в качестве высокоскоростной и вездеходной "скорой помощи", а парашютно-десантные войска планировали десантировать эти танки на европейский театр военных действий при помощи планеров "Хорса".
Источники:
- В.О. Шпаковский. "Танки эпохи тотальных войн. 1914-1945";
- Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
- Bradford, George A Brief Overview of J. Walter Christie's Tank Designs;
- Bruno Jurkiewicz, Les Chars Francais au Combat-1917-1918;
- Steven J. Zaloga, French tanks of World war.